«Коллективное творчество детей с ОВЗ, как одно из направлений художественно-эстетического развития»
учебно-методический материал по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Важное значение в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеет коллективное творчество, потому что именно в процессе коллективно творческой деятельности у ребенка развиваются навыки общения, взаимодействия, дети учатся работать вместе, формируется умение слушать и слышать друг друга, идет становление сплоченного детского коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТД | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коллективное творчество детей с ОВЗ, как одно из направлений художественно-эстетического развития»
Условия возникновения опыта
В настоящее время одним из основных направлений в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является творчество и труд. Творческие способности и трудовые навыки закладываются и развиваются у детей в процессе жизни и совершенствуются на каждом этапе становления личности. В зависимости от того насколько у детей будут сформированы творческие способности и неотделимые от них трудовые навыки, а особенно у ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит его дальнейшая социализация.
Важное значение в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеет коллективное творчество, потому что именно в процессе коллективно творческой деятельности у ребенка развиваются навыки общения, взаимодействия, дети учатся работать вместе, формируется умение слушать и слышать друг друга, идет становление сплоченного детского коллектива.
Поэтому я уделяю в своем воспитательном процессе большое внимание коллективной творческой деятельности, так как это действенный и иногда основной шанс для детей с ограниченными возможностями здоровья получить и закрепить практические навыки для дальнейшей жизни.
Новизна опыта
В сочетании разных видов деятельности в одном занятии, в работе с нетрадиционными техниками (папье-маше, комбинированная аппликация, поделки из природного материала, из пластиковых бутылок, роспись фанеры и т.д.).
Актуальность и перспективность
Дети с ОВЗ (слабовидящие) больше нуждаются во внимании, в одобрении, в общении, все эти необходимые составляющие подрастающее поколение получает через коллективное творчество, которое обеспечивает ему «ситуацию успеха», а в перспективе является началом успешной жизнедеятельности в дальнейшей жизни.
Цель: Через коллективную творческую деятельность сформировать и подготовить детей со зрительной патологией к социализации.
Ведущая педагогическая идея
Ведущие педагогические идеи моего опыта состоят в том, чтобы:
1.Формировать и привлекать интерес детей нетрадиционными техниками: папье-маше, комбинированная аппликация, поделки из природного материала, из пластиковых бутылок и т.д.
2. Помочь детям при совместной работе создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;
3. Сформировать у ребенка чувство значимости в коллективе;
Теоретическая база опыта
Особенность коллективной творческой деятельности (КТД) заключается в том, что каждый ребенок является частью сплоченного коллектива, общаясь и советуясь между собой, приобретают навыки общения. Опыт показал, что дети с большим интересом увлекаются совместными работами, придумывают в процессе работы новые формы, детали, цвета, дополняют поделки новыми элементами. Тем самым кроме трудовых навыков активно развивается познавательная сфера: мышление, внимание, воображение. Свою работу по созданию изображений я строю так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенок справлялся с заданием, чтобы он мог проявить себя лучшим образом, и достигнуть высокого результата.
Созданную коллективную работу, мы оставляем на некоторое время в группе, это позволяет заострить внимание ребенка на выполненной работе, он может дополнить ее, побеседовать друг с другом о содержание рисунка или другой работы. И это вызывает желание и стремление создавать новые коллективные работы. При выполнении коллективной работы очень интересно наблюдать за действиями детей, одни стараются помочь другу (что-то вырезать, подклеить, закрасить), а кто-то расстраивается и не хочет продолжать работу. В такие моменты я нахожу приемы для изменения сложившейся ситуации, поддерживаю детей: « Мы научимся», «Я помогу и у нас все получиться» и т.д. Условно занятия были разделены на тематические циклы в соответствии с циклограммой тифлопедагога.
Все занятия по коллективному творчеству направлены на нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей и развивает умения:
-работать вместе, уступать дуг другу, помогать, подсказывать;
-договариваться о совместной работе, ее содержании;
-умение общаться;
-планировать свою работу, определять ее последовательность, композицию, дополнения;
- радоваться созданной работой.
Так как группа у меня разновозрастная, то я считаю, что совместное участие в коллективном творческом деле заставляет младших брать пример со старших. Старшие стремятся быть умелыми, дружными, помогать младшим. Происходит положительное взаимное влияние младших и старших.
Технология опыта
В своей работе я использую в преломлении к детям с проблемами зрения технологию коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова — это совокупность, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, которые обеспечивают формирование и творческое развитие детей. Ее цель — развить у ребенка способности к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности. Для каждой работы использую технологические карты для более точного и правильного оформления работы.
Технология организации КТД состоит из шести последовательных этапов:
Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.
Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии воспитатель составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:
Какова основная идея КТД?
В какой форме будет проходить КТД?
Кого привлечь к участию?
К кому обратиться за помощью?
Когда провести стартовую беседу?
В конце данной стадии воспитатель и проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается где? Что? Когда?
Вторая стадия - коллективное планирование КТД. вопросы:
Что и для кого будем делать?
С кем вместе это будем делать?
Кто будет участником?
Кто и кому будет помогать?
Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано.
Пятая стадия - подведение итогов КТД.
Шестая стадия – последействие, обсуждение результатов КТД.
Результативность
Многогранная деятельность на занятиях создает положительные эмоции, дети активно включаются в процесс, увлекаются творчеством и создают интересные коллективные работы. Дети активно и заинтересованно работают, независимо от степени их способности. Свои работы они демонстрируют родителям, а также на выставках и конкурсах. В свою очередь родители испытывают гордость и радость за достижения своих детей и наглядно видят, что их ребенок занимается с удовольствием.
Дети | цвет | форма | величина | пространство | ||||||||||||
15 человек | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||||||||
2014-2015г.% | у | н | у | н | у | н | у | н | у | н | у | н | у | н | у | н |
40 | 60 | 70 | 30 | 40 | 60 | 60 | 40 | 50 | 50 | 70 | 30 | 40 | 60 | 70 | 30 |
Адресная направленность
Предполагаю, что мой опыт поможет воспитателям детских садов и учителям начальных классов, а также руководителям кружков и родителям в развитии зрительных способностей, в становлении творческих навыков и умении общаться в коллективе у детей со зрительной патологией, а также для успешной подготовки к обучению в школе.
Литература
За время создания опыта изучила литературу:
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. - М.:ТЦ Сфера, 2008.
- Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2002.
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения.: Издательство «Экзамен», 2006.
- Иванов И.П., «методика коммунарского воспитания», Москва, 1990.
- Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Федотов Г. Дарите людям красоту. - М.: Просвещение, 1985.
Приложение 1
Конспект
« Преподобный Сергий Радонежский»
Цель: познакомить детей с основными событиями из жизни преподобного Сергия Радонежского; сделать коллективную поделку «Храм».
Оборудование и материалы: пластмассовая 5-литровая канистра, бутылка от молока, краски, вата, шишки, магнитофон, аудиозапись тихой спокойной музыки и колокольного звона.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток с изображением преподобного, храмов, беседы о храмах, его строении.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: - Ребята, сегодня я вам расскажу необычную историю, а вы мне в этом поможете.
(Рассказ воспитателя сопровождается тихой, спокойной музыкой).
Давным-давно, жила семья, в которой росли 3 сына: старший Стефан, средний Варфоломей, младший Петр. Родители мальчиков глубоко любили Бога, ходили на службу в храм и брали с собой детей. Варфоломей отличался особой скромностью и послушанием. Когда дети подросли, родители отдали их школу. Но среднему сыну Варфоломею учиться было тяжело, и он молился Богу, чтобы он дал ему умение читать и писать. И, несмотря на все старания мальчика, учеба ему давалась с трудом.
Однажды отец потерял своих лошадей. И на их поиски отправил Варфоломея. Мальчик долго ходил по полям и лесам, и неожиданно встретил человека в черной одежде. Это был старец. Он молился. Мальчик дождался конца молитвы и обратился с просьбой помочь ему в учении. Старец достал из кармана кусочек хлеба, и дал его Варфоломею. Дождавшись, когда он съест хлеб, старец сказал ему, что с этого дня он научиться читать и писать. Эти слова сбылись, и стал Варфоломей хорошо учиться. Прошло время, дети выросли, а родители состарились и умерли. После смерти родителей братья Стефан и Варфоломей решили посвятить себя служению Богу и поселились в лесу.
Вместе они рубили лес и строили церковь. Давайте и мы с вами, построим храм, как строили его когда-то братья.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, чего не хватает в нашей постройке?
Дети: на нашем храме не хватает креста.
Воспитатель: посмотрите какой красивый храм мы построили, что даже зазвучали колокола (дети слушают колокольный звон).
Воспитатель: дети, а как вы думаете, зачем люди ходят в храм?
Дети: чтобы помолиться, поставить свечи, попросить помощи у боженьки.
Динамическая пауза: «Храм»
В синем небе облака | (поднять руки вверх и опустить через стороны) |
Под горой бежит река | («нарисовать» руками волны) |
Рано утром сами мы шагаем к храму | (идём на месте) |
С утра природа вся проснулась | (потереть глазки, потянуться) |
В небе солнце улыбнулось | (расставить руки в стороны и улыбнуться) |
И уже со всех сторон слышен птичий перезвон | (помахать «крылышками» покружиться вокруг себя) |
Вот мы к храму подошли, поклонились и вошли | (идём на месте, поклон) |
Чтоб душой светлее быть – | (дети говорят слова) |
Воспитатель: вот для того, чтобы светлее быть душой и ходили люди к братьям в храм, но вскоре Стефан оставил брата и стал настоятелем монастыря в Москве, а Варфоломей стал монахом по имени Сергий и остался жить в лесу. Много трудностей перенес юный монах, но благодаря молитве и терпению он все преодолел, оставшись жить один в лесу.
К его жилищу часто приходили звери.
Воспитатель: много животных приходило к святому, но чаще всех животных приходил к его жилищу медведь, а Сергий кормил его прямо из рук. Любили святого и люди. Многие приходили к нему в храм, чтобы только посмотреть на него. Он был добрым, заботливым, внимательным.
Воспитатель: мы тоже должны учиться у Сергия Радонежского быть добрыми, заботливыми, внимательными.
Конспект
Художественно-эстетическое развитие: Аппликация «Лебедь».
Цель: Научить детей делать картину-поделку «Лебедь» из полосок бумаги необычным способом.
Оборудование и материалы: ватман, готовые полоски из белой бумаги, клей, краски, гофрированная бумага.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок с изображением птиц, чтение сказки «Гадкий утенок».
Техника работы
Аппликация выполняется при склеивании полосок в петлю и фиксируем на ватмане, на предварительно нарисованный контур лебедя. После завершения основной работы приклеиваем глазки, оформляем фон.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята отгадайте загадки и узнаете, о ком у нас сегодня пойдет разговор.
Вот так птица- какова!
И не спутаешь с другой.
Может это цифра два?
Шея выгнута дугой!
Птица медленно плывет,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива.
Эта птица всем известна,
Гадким он утенком был.
Да и сказка интересна,
Жаль, что я ее забыл.
Воспитатель: ребята, а кто изображен на нашей картинке?
Дети: лебеди
Воспитатель: Ребята, знали ли вы что, лебедя за красоту называют царём всех водоплавающих птиц. Посмотрите, какое чудо перед нами! Эта птица достаточно большая по размеру. У неё гордая, величавая осанка. Лебедь белый, словно снег. У него небольшие блестящие глазки-бусинки, красный нос, длинная гибкая шея. Он грациозно плывёт по гладкой поверхности воды. Русский народ сложил много песен и сказок о лебедях. Прекрасную девушку называют лебёдушкой, подчёркивая её красоту, грациозную походку, величавость.
Воспитатель: вот и мы с вами сегодня попробуем сделать эту величавую и гордую птицу.
Выполняем работу
Воспитатель: ребята, а теперь я предлагаю немного отдохнуть и поиграть!
Физкультминутка «Лебеди».
(воспитатель зачитывает стихотворение, дети выполняют движения согласно тексту)
Чудо – палочку возьму (беру в руки «волшебную палочку»)
И два раза ей взмахну, (делаю ею два взмаха)
И сейчас вы из детей
Превратитесь в лебедей!
(дети в воздухе руками рисуют большой круг)
Мы направо повернулись, (дети поворачивают голову направо)
Крылья к солнцу потянулись! (поднимают руки вверх)
Мы налево повернулись (поворачивают голову налево)
И друг другу улыбнулись! (улыбаются)
Хоть лететь нам нелегко, («вытирают пот со лба»)
Но летаем высоко! (поднимаются на носочки и «машут крыльями»)
Опустились на реке (присели на корточки)
И поплыли по воде, (делают волнообразные движения руками)
Шею вытянул вперед (тянут шею наверх)
Лебединый весь народ.
И, поев немного хлеба, (изображают, что жуют)
Снова мы взлетели в небо! (машут руками как крыльями)
Вам понравилась игра? (делают жест «лайк»)
Возвращаться нам пора!
Снова палочку возьму
(снова беру «волшебную палочку»)
И два раза ей взмахну, (делаю ею два взмаха)
И теперь из лебедей
Превратились вы в детей!
(дети хлопают в ладоши)
Продолжаем работу.
После выполнения работы обсуждаем, что получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие» /область «Художественное творчество» - рисование/ во второй младшей группе «Рябинка для снегирей»
Программное содержание:Образовательные задачи:-дать знания о зимующих птицах - снегирях, их внешним видом и особенности их поведения,-закреплять знания о времени года – осень. Воспитательные зада...
Направление "Художественно -эстетическое развитие", образовательная область "Художественное творчество" - декоративная лепка на тему: "Золотая хохлома".
Данное мероприятие разработано мною по направлению "Художественно -эстетическое развитие" как итоговое по декоративно - прикладному искусству, с использованием художественного ...
Направление «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Художественное творчество»
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РИСОВАНИЕ. ТЕМА:"САМОЛЕТЫ ЛЕТЯТ"...
Доклад "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников"
Доклад для педагогического совета...
Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.
Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...
Практический опыт работ по теме "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников"
Обобщенный практический опыт работы на тему: "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников". Через различные действия с бумагой дошкольники учат...
Конспект НОД по развитию конструктивных навыков и технического творчества детей средней группы «В поисках клада» (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
Цель: активизация и закрепление конструкторских навыков и умений посредством участия в игре-квесте. Задачи:Образовательные:Закреплять конструкторские навыки детей. Упражнять в плоскостном моделир...