Проект "Зимующие птици" сторшая группа
проект по аппликации, лепке (средняя группа)

Самусенко Раиса Даниловна

Предварительный просмотр:

 

Проект «Зимующие птицы» (старшая группа)

Самусенко Раиса Даниловна

Актуальность проекта : Помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц, помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними.

Вид:

1. по составу участников - групповой;

2. по целевой установке - информационно - практико-ориентированный проект:

дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

3. по срокам реализации – средне-срочный .

Основная цель проекта - нравственное воспитание:

1. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;

2. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

3. Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.

4. Формировать самооценку своих поступков, доброжелательно оценивать поступки других людей.

А также решаются следующие цели:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, с использованием различных вариантов;

• развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности.

Cхема осуществления проекта

«Зимующие птицы»

по образовательным областям:

1. Коммуникация:

• «Беседа о птицах».

Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие) ;  отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

• Беседа «Жалобная книга природы»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.

• Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

• Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.

• Беседа «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их. • Заучивание скороговорок, дразнилок о зимующих птицах

2. Социализация:

• Подвижная игра «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

• Игра «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.

• Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

• Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

• Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие -перелетные».

• Подвижная игра "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

• «Собачка и воробьи»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

• Д/и «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)

• Д/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко) .• Д/и «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)

• Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.

• Д/и "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

• Д/и "Угадай птицу по описанию": загадывание загадок от имени птиц,

• Д/и «Кто больше "- подбор действий ,признаков: закрепить знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях.

3 Чтение художественной литературы:

• Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей»: знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

• Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей»( 5, С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»( 6, В. Токмаковой «Сизари»( 7, А. Прокофьева «Снегири»( 8, Н. Рубцова «Ворона» и др.: продолжать совершенствовать художественно -речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.

4 Познание:

Экологическое воспитание:

• Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.

• Наблюдение за синичками: познакомить с синичками,  различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Наблюдение за вороной: познакомить с воронами,  различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

5 Художественное творчество:

•Коллективное рисование «Стайка воробьёв»: показать как, передавать позу клюющего воробья. Закреплять навыки рисования цветными карандашами (в линии использовать разный нажим, штриховать разнохарактерно при изображении оперения, развивать фантазию у детей, предлагая дополнить рисунок деталями.

• Рисование по шаблону «Сорока-белобока»: продолжать показывать детям отличая одной  птицы от другой, выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях, упражнять в произвольном нажатии карандаша до получения нужной интенсивности цвета.

• Рисование «Синички»: предложить рисовать птичку-синичку. Продолжать  равномерно закрашивать гуашью, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию.

• Рисование «Совушка-сова»: предложить рисовать  фигуру совы несложным конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал), отмечать отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва и глаз). Совершенствовать технический элемент – контурную линию.

• Коллективное рисование «Снегири на ветке рябины»: предложить детям перейти на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки птицы, проявлять творчество в создании художественного образа.

• Лепка «Учимся лепить птиц»: показать как лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения

• Аппликация «Снегирь на ветке рябины»:  передаем особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками

6 Трудовое воспитание:

• Ручной труд - совместно с родителями сделать кормушку для птиц.

• Труд в природе – чистка кормушек

• – кормление птиц

Наглядная информация:

• Оформление папки- передвижки «Покормите птиц» ,фотоальбома «Зимующие птицы».

• Выставка картин «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Наши зимние друзья».

Работа с родителями:

• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад

• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

• Картотека стихотворений   про зимующих птиц

• Картотека загадок про зимующих птиц.

• Сделать папки о  зимующих птиц в иллюстрациях, в книгах и журналах.

Используемая литература:

1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.

2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.

3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.

4. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.

5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание по нетрадиционной технике в лепке (пластилинографии)

«Мир фантазий, мир мечты встретишь в пластилине ты!»

Задачи:  

Формирование интереса к нетрадиционному творчеству и совместной деятельности педагога и родителей.

Ознакомление родителей с инновационными технологиями педагога в работе с пластилином – пластилинографией.

Вовлечение родителей в образовательное пространство группы через участие в мастер-классе.

Ознакомление родителей с методиками коррекционной работы с детьми.

Оказание помощи родителям в построении отношений с ребенком на основе сотрудничества.

Развитие художественно- творческих способностей детей.

План.

Теоретическая часть.

Практическая часть.

Заключительная часть.

Ход мероприятия.

Теоретическая часть.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Хочу поблагодарить вас за то, что вы откликнулись на мое предложение и приняли участие в сегодняшнем мероприятие. Наше собрание называется «Мир фантазий, мир мечты встретишь в пластилине ты!».

Сегодня мы с Вами поговорим о значении лепки в развитии мелкой моторики рук и творческих способностей ребенка, познакомимся с нетрадиционной техникой лепки «пластилинография», а затем выполним с вами небольшую практическую работу, и в этом вам помогут ваши дети. Я очень надеюсь, что все, чему вы научитесь сегодня, пригодится Вам в развитии способностей ваших детей.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников являются мероприятия по художественному творчеству, с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином.

При общении с детьми, мы заметили, что у многих детей плохо развита мелкая моторика, практически все неловко держат ложку, карандаш, многие не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук.

Наблюдая за детьми, мы делаем вывод, что возможности освоения окружающего мира нашими детьми оказываются обедненными, а это влияет на эмоциональное благополучие ребенка и, конечно, на его самооценку.

В нашей группе «Сказка» мы особое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук детей. Данное направление работы реализуется в группе различными способами: пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, самомассажи, выкладывание из палочек, различные мозаики и пазлы, шнуровки, различные дидактические игры на развитие мелкой моторики.

Многолетний педагогический опыт работы показал, что развитию мелких движений пальцев рук способствует художественное творчество, в частности лепка. Объясню почему.

Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Она является прекрасным упражнением для тренировки мелких мышц руки. Техника лепки - самая развивающая: в лепке работают две руки, и, следовательно, координируется работа двух полушарий, что способствует развитию речи у детей.

Опыт моей работы группе показывает, что многим детям проще работать именно в нетрадиционной технике. Почему? Да потому что не каждому ребенку дано овладеть кистью или ножницами ли большим куском пластилина или глины. Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности помогает детям создать выразительный образ, способствует снятию мышечного и психического напряжения.

В своей работе с детьми я применила методику, которая называется «Пластилиновая картина». Особую ценность она приобретает при использовании её для развития мелкой моторики у детей, так как пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка. При работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальцы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, а, следовательно, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.

Методика «Пластилиновая картина» позволяет применить разные техники работы с пластилином. Одна из них - пластилинография - рисование пластилином. Представляет собой создания лепных картин на горизонтальной поверхности.

Рисование пластилином позволяет задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветовым фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.

Для тренировки пальчиков детей мы используем пособие - многоразовые «Картинки – пластилинки». Изготовлены они из оргстекла. Под стекло прикрепляется предметная картинка – раскраска. Такое пособие используется детьми в самостоятельной художественной деятельности. На нем дети учатся размазывать пластилин.

Но умелыми пальцы становятся не сразу. Сначала дети заполняли пространство просто налепом, отщипывая маленькие кусочки пластилина от большого куска, а потом постепенно начали эти кусочки уже размазывать по стеклу, что очень радует. Данное пособие, позволяет его многоразовое использование.

Хорошую тренировку пальчикам дает техника изображения картины жгутиками. Для начала нужно создать фон. Картон замазываем в горизонтальном направлении пластилином нужного цвета, а уже поверх накладывается задуманный сюжет из раскатанных жгутиков.

Очень полюбилась детьми обратная аппликация.

Как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы (я взяла крышки от пластиковой посуды). На лицевую сторону крышки прикрепляется предметная картинка (раскраска) лицом вниз. Перевернув крышку, начинаем выполнять работу. Обозначив (выложив) пластилином контур будущего рисунка тонким жгутиком, начинаем последовательно заполнять открытые участки пластилином.

По окончании работы, перевернув изделие гладкой стороной к себе, получается удивительный рисунок для картины или панно.

Определенную трудность дети испытывают в раскатывании жгутиков для выкладывания контура, так как жгутики должны быть тоненькими. Вот здесь приходиться оказывать помощь детям, у которых очень слабые мышцы пальцев рук.

Так же, для заполнения открытых участков, можно использовать пластилиновые шарики. По технике работа напомнит мозаику.

Очень интересными получаются работы, выполненные тертым пластилином. Изображения получаются как бы пушистыми. Но эта техника выполнения трудна для наших детей и, конечно, требует участия взрослого.

Еще одна оригинальная техника обработки пластилина - разрезание. Несколько кусочков пластилина разных цветов укладываются слоями, а затем многократно разрезаются проволокой или ниткой. Из получившихся деталей можно составить много разных образов.

2. Практическая часть

Сейчас мы с вами начнем нашу практическую деятельность, и вам помогут ваши детки.

Организационный момент:

- Ребята, скажите, а у вас есть заветное желание, мечта? А кто может исполнить ваше желание? (ответы детей). Давайте вспомним сказку

А.С. Пушкина о старике рыбаке, кто исполнял его желание? (ответы детей) Сегодня я предлагаю вам изготовить свою сказочную рыбку, которая бы исполнила ваше заветное желание.

В качестве самых распространённых приёмов создания картины мы будем использовать  методы     раскатывания (это когда кусочек превращается в  «колбаску», «жгутик»),  скатывания (преобразование кусочка в шарик), сплющивания  (создание из шарика лепешки), ну и конечно же размазывание пластилина по поверхности.

Прежде чем приступить к созданию картины, мы с вами приготовим наши ручки и пальчики к работе – сделаем пальчиковую зарядку.

1 «Оденем и снимем колечко»

2 «В одном лесу дремучем…»

3 «Разогреем ладошки»

Наши пальчики готовы, можно приступить к работе. Плавники и хвост мы изготовим из жгутиков, туловище рыбки будет выполнено из сплющенного шарика, а голову выполним, просто размазав пластилин по поверхности. Фон можно создать после выполнения рыбки, сделав несколько мазков пластилина в виде морских волн. Цвет пластилина вы можете выбирать по своему желанию. Неважно, с чего вы начнете создавать рыбку, главное работать дружно, помогая друг другу.

Родители вместе с детьми создают пластилиновую картину «Сказочная рыбка»

После 15 минут работы предлагаю провести физминутку.

Физминутка: «Смешные человечки»

Бежали мимо речки (бегут на месте)

Смешные человечки.

Прыгали, скакали, ( прыгают на месте)

Солнышко встречали. (ладошками обнимают щечки)

Забрались на мостик ( шагают на месте)

И забили гвоздик. (стучат кулачками друг о дружку)

Потом бултых в речку! (приседают)

Где же человечки? (встают, разведя руки в сторону)

Вот что у нас получилось!

3.Заключительная часть

- Уважаемые родители, оказывается, что сделать поделки из пластилина своими руками не так сложно, а очень даже очень интересно и увлекательно. Детки наши - молодцы, ведь они умеют уже очень многое и порой родителю необходимо лишь только чуть-чуть помочь, малыш прекрасно владеет различными техниками использования пластилина.

Скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания?

Поделки из пластилина способны совершить настоящее чудо, из этого материала можно совершенно свободно сотворить настоящий шедевр! Поэтому, мой вам совет: не ленитесь заниматься со своими малышами лепкой из пластилина, ведь это не только очень полезно, а и очень занимательно!

Спасибо за активное участие в мастер-классе, за чудесные картины. Позвольте вам вручить памятки с советами и рекомендациями по нетрадиционным техникам использования пластилина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...