ООД по ХЭР "Платье для Айгуль"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Алибаева Амина Надировна

Я решила на лето сшить своей любимой кукле Айгуль платье. Старалась-старалась, но получалось то слишком велико, то узко, то сшитое мне самой не нравится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_her_plate_dlya_aygul.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект ООДпо ХЭР (аппликация)

 «Платье для Айгуль»

Задачи:

  • Продолжать учить детей конструировать платье из прямоугольников разных размеров, срезать углы, разрезать деталь на две части.
  • Продолжать знакомить воспитанников с бытом народов Башкортостана, с творчеством авторов Башкортостана.
  • Активизировать в речи названия предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены (платье, зилян, нагрудник (хакал, селтэр), рукава, оборки, орнамент, воротник).
  • Обеспечить закрепление навыков аккуратного разрезания и наклеивания, умения использовать в работе несколько техник рисования (рисование концом ворса кисти, ватными палочками - тычком).
  • Способствовать воспитанию любви к родному краю, трудолюбию, доброжелательного отношения к своей работе и работам сверстников.

Ход проведения НОД:

     Дети сидят на ковре полукругом. Входит девочка с куклой в руках:

- Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуй, девочка! Как тебя зовут ?

- Меня зовут Лейсан.

Воспитатель: Лейсан, почему ты грустная такая?

Лейсан: Я решила на лето сшить своей любимой кукле Айгуль платье. Старалась-старалась, но получалось то слишком велико, то узко, то сшитое мне самой не нравится.

Воспитатель: А ты сначала эскиз сделай.

Лейсан: А что такое эскиз?

Воспитатель: Эскиз – это французское слово. Оно обозначает, что, прежде всего, нужно начертить то, что хочешь сшить. Ведь каждый портной, прежде чем раскроить ткань, делает его рисунок.

Лейсан: Поняла! Значит, я сначала должна нарисовать платье, да?

Воспитатель: Верно! Вот такое платье хочешь сшить для своей Айгуль? (Слайд 2- обычные платья)

Воспитатель: Нравится?

Лейсан: Нет, моей кукле Айгуль нравится платье с оборками, монетками, бусинками…

Воспитатель: Всё ясно. Значит, тебе нужно башкирское национальное платье. Ведь они очень нарядные, красивые и с оборочками, как нравится твоей дочке. (Слайд 3 – девушки в национальных костюмах), (Слайд 4 – национальное платье)

Воспитатель: Любимыми цветами башкир были красный, зелёный, жёлтый и чёрный. Ребята, как вы думаете, почему?

     Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Это краски природы – цветов, зелени, солнца. Поверх платья надевали чёрные жилеты. Они назывались - зиляны? Почему  именно чёрного цвета? Правильно, чёрный – это цвет нашей земли. И цветы, и трава, и деревья – всё растёт на земле. (Слайд 5 – картины природы)

Воспитатель: Я знаю одну легенду. Хотите послушать? Давным-давно, говорят, один батыр лихо скакал на коне (Слайд 6 - батыр), и вдруг на цветущей поляне повстречались ему девушки. (Слайд 7- три девушки)

 «Девушки-красавицы, откуда вы?» - спрашивайте джигит. «А ты внимательнее посмотри на нашу одежду и догадайся сам», - загадочно улыбнулись девушки. «Одна из вас из горных краёв, вторая – из страны озёр, а третья – из степей», - догадался джигит.

Лейсан: А как он узнал?!

Воспитатель: Всё очень просто - он догадался по орнаменту на их одежде.

Воспитатель: А что такое – орнамент?

Воспитатель: Орнамент – это украшение, узор, рисунок.

Лейсан: Да, я видела на одежде рисунок, похожий на волну…

Воспитатель: Да, да, есть такой орнамент. Башкиры, живущие вдоль рек и озёр, украшали свою одежду именно таким рисунком. Он так  и называется «волна», «бегущая волна».

Воспитатель: Ребята, а какие узоры заметили вы?

(Ответы детей).

Воспитатель: Орнамент, напоминавший звёздочку обозначал солнце. Узор, похожий на бараний рог так и называется «бараний рог» и украшали им одежду башкиры, живущие в степной части страны и имеющие много баранов и овец. Самые простые орнаменты башкир представляют собой геометрические фигуры в виде треугольников, крестиков, ёлочек, квадратов. В древности башкиры поклонялись синему небу, красному солнышку, луне, различным птицам – потому-то и очень много рисунков. (Слайд 8, 9, 10 - орнаменты)

Лейсан: Значит, каждый орнамент имеет какой-то смысл?

Воспитатель: Да, было время, когда по орнаменту, украшающего одежду можно было определить, к какому роду принадлежит человек, где живёт и каким делом занимается.

Воспитатель: Но не только орнаментом украшали женское платье. Женщины носили очень красивое нагрудное украшение. Оно имело разную форму. (Слайд 11 - нагрудники). Селтэр – прямоугольный, расширенный к низу, а хакал – лопатообразный. Украшали его монетами, бусинами, кораллами, колечками, полудрагоценными камнями и узорчатыми бляхами, расшивали яркими нитями.

Ляйсан: Я хочу, чтобы у моей куклы было такое же красивое платье! Вы мне поможете?

Воспитатель: Непременно поможем. Мы сделаем тебе много эскизов. А по ним тебе будет проще сшить несколько красивых башкирских платьев. Посмотрите, какое платье сделала я. (Слайд 12 –образец готового платья ) Из каких геометрических фигур я сделала платье? (Ответы детей).

Сейчас я покажу вам, как это сделать.                                                                    Подойдите к мольберту и всё рассмотрим. У меня в розетке есть много различных геометрических фигур. Какие это фигуры? (Слайд 13)                                                                   (Ответы детей).                                                              Сначала в середине листа надо вертикально расположить большой прямоугольник – это будет само платье. Из двух коротких прямоугольников мы сделаем рукава, только срежем небольшую часть угла на каждом прямоугольнике, чтобы рукава были направлены вниз. (Слайд 14) Из двух длинных прямоугольников сделаем оборки платья, подрезав два угла на каждой полоске так же, как на рукавах. (Слайд 15) Для нагрудника необходимо разрезать овал пополам. Нам понадобится только одна половина. Вырезаем маленькую полоску – это будет воротник. (Слайд 16) Ну, вот, наш эскиз готов. Теперь ему не хватает только орнамента. Тонкой кистью мы нанесём полоски на оборки платья, воротник и на манжеты рукавов. Полоски на обоих рукавах должны чередоваться одинаково. Нагрудник мы будем украшать ватными палочками – так у нас получатся бусинки и камушки круглой формы. Вот такой эскиз красивого платья можно сделать своими руками. (Слайд 17)

Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем. Становитесь в круг.

Физкультминутка по стихотворению Абдулхака Игебаева

САМА СШИЛА  (Слайд 18 - кукла в лиловом платье)

Кукле маленькой моей

Справила обнову я:

Платьице я сшила ей

Новое, лиловое.

Приметала рукава я,

Воротник приладила…

Может час, а может, два

Это платье гладила.

Кукла платьице надела,

Долго в зеркальце глядела.

Ей обновка нравится:

В ней она красавица.

-Ладонью показать на уровне колена;

- Руки внизу в стороны, ладони раскрыты;

- «Пружинки» вправо, влево;

- Пальцами показать иголочку, движения у плеч правой руки, затем – у левой;

- Двумя руками круговые движения у шеи;

Правой рукой показать один палец вверх, левой показать два пальца;

- Движение «утюжок»;

- Руками движение от головы вниз;

- Ладонью изобразить зеркальце;

- Руки на пояс, «пружинки» вправо, влево.

Ляйсан: Как весело у вас, вы даже стихи о платье знаете!

Воспитатель: Теперь мы сядем за столы и приступим к работе. Но сначала вспомним правила обращения с ножницами (ответы детей):

  1. Ножницы – это опасный инструмент.
  2. После работы ножницы кладут на край стола с сомкнутыми лезвиями.
  3. Нести ножницы нужно, зажав ладонью сомкнутые лезвия, чтобы не нанести травму.

Воспитатель: Ну, а сейчас мы сделаем для Ляйсан и её доченьки Айгуль эскизы платьев.

(Самостоятельная деятельность детей).

Воспитатель: Я вижу, что работы получились у вас красивые, яркие и нет двух одинаковых. Думаю, теперь, Ляйсан, ты сможешь сшить своей кукле много разных платьев по нашим эскизам.

Ляйсан: Конечно, друзья! Мне очень нравятся ваши эскизы и в моей работе они мне пригодятся. А когда сошью платья, я вам обязательно устрою показ моделей. Теперь мне пора. Не терпится приступить к работе!

Воспитатель: Удачи, тебе, Ляйсан! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Художественное творчествона тему: «Платье для Айгуль»

Конспект НОД разработан с учётом ФГТ, с применением РНК и нетрадиционного рисования...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня Маликовой Айгуль Фанитовны воспитателя по обучению татарскому языку МБДОУ №110 на 2013-2017 уч. годы.

Методическая тема: ««Приобщение детей дошкольного возраста  к татарской национальной культуре и традициям с использованием  инновационных технологий»...

Презентация проекта " Учтеки" Айгуль Аюпова

Здесь представлена краткая характеристика проекта "Учтеки", которую разработала Айгуль Аюпова. Я её составила с целью ознакомления с проектом, родителей и воспитателей  детского сада в котором я ...