Кружковая работа "Умелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря. Идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_aygul.docx | 37.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №6
с. Субханкулово муниципального района
туймазинский район Республики Башкортостан
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детского сада №6
с. Субханкулово
___________Г.Р.Абунагимова
ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Автор составители:
Воспитатель: Калимуллина А.М.
Принято на педагогическом совете
Протокол №__ от_______20__г.
с.Субханкулово
Название программы: «Умелые ручки»
Для детей 4-5 лет
Направленность программы: художественно-эстетическая
Название организации: МБДОУ детский сад №6 с.Субханкулово.
Сроки реализации программы: один год
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря. Идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В.А.Сухомлинский.
Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Данная работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недрстаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В процессе работы с аппликацией у детей активизируется мышление, речь, развиваются внимание, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.
Занятия по дополнительной программе проводится во второй половине дня с учетом равномерного распределения умственной и физической нагрузки на детей в течении недели.
Дополнительная образовательная Программа является рабочим документом.
Актуальность данной программы заключена в том, что расширяя возможности изобразительной деятельности, ребенок учится познавать мир и осозновать себя и свое место в нем.
Цель программы: развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создания мозаики на пластилиновой основе.
Задачи:
Образовательные:
- Привить детям любовь к художественному слову.
- Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
- Познакомить с видами нетрадиционного изображения.
- Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
- Формировать умения детей наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
- Учить выделять изделия башкирского декоративно-прикладного искусства из группы изделий и предметов быта.
- Учить украшать коврики элементами башкирского орнамента.
Развивающие:
- Развивать умение детей создавать выразительные образы посредством объема и цвета.
- Развивать умение детей делать фон для работы, использовать приемы лепки: раскатывание круговыми и прямыми движениями, сглаживание, сплющивание, размазывание.
- Развивать твердость рук, технические навыки.
- Развивать пространственное воображение.
- развивать творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к аппликации по мотивам башкирского орнамента.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать отзывчивость на красоту узоры национального башкирского костюма.
Коррекционные:
- Развивать чувства цвета, пропорции, ритма.
- Развивать мелкую моторику, глазомер.
- Развивать мышление, восприятие, память.
Формы и режим занятий: групповые занятия 1 раз в неделю, во ворой половине дня, длительностью 15-20 мин.
Предполагаемые результаты:
- приобретет навыки владения техникой изобразительного искусства – аппликацией;
- будет способен создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;
- обретет произвольность, усидчивость;
- будет иметь развитую мелкую моторику пальцев, творческое мышление, восприятие, память;
- приобретет устойчивый интерес к занятиям.
Учебно – тематический план:
Месяц | Наименование тем | Количество часов |
Сентябрь | «Веселая гусеница» | 1 |
«Воздушные шарики» | 1 | |
Октябрь | «Жучки и паучки» | 1 |
«Лодочки под солнцем» (аппликация с элементами рисования) | 1 | |
Аппликация "Башкирский палас" | 1 | |
Мозаичная аппликация «Яблочко» | 1 | |
Ноябрь | «Полосатый коврик» | 1 |
«Рыбки играют» (аппликация с элементами рисования) | 1 | |
« Украсим платочек башкирским орнаментом» | 1 | |
«Листик» (мозаическая аппликация) | 1 | |
Декабрь | «Бусы на елку» | 1 |
«Наша елочка» (аппликация с элементами рисования) | 1 | |
Сплошная аппликация "Орнамент башкирского народа» | 1 | |
«Зимушка, зима» | 1 | |
Январь | «Снеговик» | 1 |
«Шарфик для мишутки» | 1 | |
«Украшение юрты» | 1 | |
«Зайчик» | 1 | |
Февраль | «Веселый поезд» | 1 |
«Ракета» | 1 | |
«Открытка ко дню защитника отечества». ( Аппликация из макарон) | 1 | |
«Башкирский ковер» | 1 | |
Март | «Красивые салфетки» | 1 |
«Букет роз» | 1 | |
"Бабушкин сундук | 1 | |
«Экзотические рыбки». (Аппликация из семян тыквы) | 1 | |
Апрель | «Сосульки на крыше» (аппликация с элементами рисования) | 1 |
«Тучи по небу бежали» (коллективная композиция) | 1 | |
Чайник с башкирским орнаментом | 1 | |
« Первые цветы» | 1 | |
Май | «Воробьи в лужах» (коллективная аппликация с элементами рисования) | 1 |
«Бабочка красавица» | 1 |
Итого: 32
Содержание программы
Теоретические знания
Расширение представлений о животном, растительном мире, о явлениях природы: беседы, рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов, энциклопедий, фотографий.
Мотивация через использование художественного слова: потешки, стихи, сказки, рассказы, пальчиковая гимнастика.
Практические умения
- Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
- Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
- Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.
- Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
- Освоение приемов размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоение правильной постановки пальца.
- Освоение приемов отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
- Научиться не выходить за контур рисунка.
- Использовать несколько цветов пластилина.
- Для выразительности работ, научиться использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.).
- Научиться доводить дело до конца.
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по образцу воспитателя.
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя, самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Возраст детей: 4-5 лет
Название темы | Задачи | Методы и приемы организации |
«Веселая гусеница» | Воспитывать интерес к аппликации; вспомнить правила пользования кистью, клеем, салфеточкой; развивать творчество. | Игровой, наглядно – словесный рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Воздушные шарики» | Формировать у детей наклеивать «шары» поочередно, учитывая их цвет; закрепляем и отрабатываем знания и умения работы с клеем; развиваем чувства ритма и цвета. | Практический, наглядно-словесный. Выполнение работ, рассматривание иллюстраций, муляжей «грибы», беседа, показ воспитателем, выполнение по образцу, индивидуальная работа |
«Жучки и паучки» | Закрепляем навыки приклеивания и украшения (усики, лапки, кружочки), основной детали; развиваем глазомер, чувство формы и композиции | Игровой, наглядно – словесный, рассматривание иллюстраций, загадывание загадки, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Лодочки под солнцем» (аппликация с элементами рисования) | Учим из круга вырезать две лодочки, а море изобразить восковыми мелками; развивать композиционные умения | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
Аппликация "Башкирский палас" | - расширять представление детей о быте башкирского народа; -учить украшать коврики элементами башкирского орнамента; -закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницами; -развивать чувство цвета, радостное настроение; -воспитывать интерес к занятию, развивать желание узнать о родном крае. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
Мозаичная аппликация «Яблочко» | Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Полосатый коврик» | Закрепляем навыки приклеивания; развиваем глазомер и чувство композиции, воспитываем аккуратность, интерес к народному декоративно-прикладному искусству | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Рыбки играют» (аппликация с элементами рисования) | Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа; развивать мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к своему творчеству | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
« Украсим платочек башкирским орнаментом» | - знакомство детей с башкирским национальным женским костюмом; - уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: шапка из меха, камзол, платье, украшенное серебряными монетами; - поддерживать у детей интерес к башкирской подвижной игре «Разноцветные платочки» - башкирская народная мелодия, обработка А. Кубагушева; - учить правильно, симметрично располагать орнамент; | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа |
«Листик» (мозаическая аппликация) | Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа |
«Бусы на елку» | Закреплять навыки вырезания разноцветных полосок и склеивание их между собой; вызвать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение стихотворений, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу. |
«Наша Елочка» (аппликация с элементами рисования) | Продолжаем формировать навыки вырезания: из квадратов разной величины вырезаем треугольники и складываем елочку, снег и снежинки дорисовываем карандашами; продолжаем вызывать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
Сплошная аппликация "Орнамент башкирского народа» | - продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом - квадратом, его контрастной, цветовой гаммой, - учить правильно, симметрично располагать орнамент, - закрепить навык наклеивания, развивать чувство цвета, радостное настроение. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Зимушка, зима». | Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Снеговик» | Продолжаем формировать навыки вырезывания; развиваем глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитываем аккуратность, интерес к аппликации. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Шарфик для мишутки» | Продолжаем закреплять навыки вырезывания и наклеивания; развиваем чувство цвета и ритма, воспитываем художественный вкус. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Украшение юрты» | - закреплять навыки вырезывания одинаковых фигур из бумаги сложенной пополам, навыки симметричного вырезывания, - закреплять знания об элементах башкирского орнамента, его названия, - учить детей правильно подбирать цветовую гамму, - ориентироваться на листе бумаги; - развивать художественный вкус, творческое воображение, самостоятельность и аккуратность в работе; - воспитывать интерес к культуре и творчеству башкирского народа. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
« Зайчик» | - учить на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты , дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Веселый поезд» | Совершенствовать умение детей держать ножницы и резать ими по прямой; развивать согласованность в работе глаз и рук; воспитывать аккуратность и интерес к своему творчеству | Игровой, наглядно- словесный, рассматривание предыдущие работы, беседа практический (выполнение работ детьми) |
«Ракета» | Совершенствовать умение детей создавать и вырезать ракеты; развивать комбинаторные способности4 воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в ИЗО деятельности | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Открытка ко дню защитника отечества». ( Аппликация из макарон). | Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей; - аккуратно приклеивать на картон. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Башкирский ковер» | - продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом его контрастной цветовой гаммой; - учить правильно, симметрично располагать орнамент. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Красивые салфетки» | Совершенствовать умение детей вырезать из квадратов (треугольники, кружочки), из полосочек (квадраты, прямоугольники); показать зависимость орнамента от формы салфетки; подходить творчески к выкладыванию орнамента | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Букет роз» | Совершенствовать умение детей скручивать бумагу в жгутики по спирали; закреплять навыки приклеивания жгутика по кругу; развивать мелкую моторику, глазомер, воспитывать эстетический вкус. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
"Бабушкин сундук. | - изготовление аппликации по башкирским мотивам; - сформировать понятие о башкирском народном орнаменте | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа |
«Экзотические рыбки». (Аппликация из семян тыквы). | - учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа |
«Сосульки на крыше» (аппликация с элементами рисования) | Вызвать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками; продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулируя длину разрезов; показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой; развивать чувство цвета, формы и ритма. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Тучи по небу бежали» (коллективная композиция) | Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики; вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа; развивать мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
Чайник с башкирским орнаментом | - изготовление аппликации по башкирским мотивам; - сформировать понятие о башкирском народном орнаменте | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
« Первые цветы» | Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Воробьи в лужах» (коллективная аппликация с элементами рисования) | Совершенствовать умение детей вырезать круги (лужу, туловище воробья) способом последовательного закругления четырех уголков квадрата; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
«Бабочка-красавица» | Показать способ вырезывания бабочек из бумаги, сложенной пополам; развивать творческое воображение; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность. | Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
Материально-техническое обеспечение программы
- Пластилин (разных цветов)
- Цветная бумага
- Стеки
- Цветной картон
- Салфетки
- Трафареты, шаблоны животных, насекомых и других предметов
- Бросовый материал
- Предметные картинки
- Нитки
- Ножницы
- Клей
- Кисточки
- Краски
Список литературы:
- Агапова И., Давыдова М. «Игры с пальчиками для развития речи» М.ООО ИКТЦ «Сада»,2011
- Брозаускас Л.Г. «Развиваем пальчики. Игры для развития мелкой моторики И.Д. «Литера», 2008.
- Богатеева З.А. занятие аппликацией в детском саду. Книга для воспитателей детского сада.
- Лыкова И.А. изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование конспекты, методические рекомендации М.: «КАРАПУЗ», 2009.-144с.
- Маврина Л. «Аппликация. Занятия дома и в детском саду. 4-5 лет. Выпуск 1»
- Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. М.:2008
Критерии оценки учебных навыков детей
Критерии (индикаторы) | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Творческая активность | Повышенный интерес, творческая активность | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога. | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Новизна, оригинальность | Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «Индивидуальный» подчерк детской продукции | Ребенок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога. | Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками. |
Сенсорные способности (чувства цвета, формы) | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски . | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличные к цвету,одноцветность. |
Композиция | По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. | На полосе листа с незначительными элементами. | Не продумано, носит случайный характер. |
Общая ручная умелость | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. |
самостоятельность | Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. | Требуется незначительная помощь. | Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"
Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....
Кружковая работа "Тестопластика "Волшебные ручки".
Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей инте...
План кружковой работы « Очумелые ручки»
План кружковой работы на 2012-2013 год« Очумелые ручки»...
Методическая разработка кружкового объединения "Умелые ручки"
СодержаниеПояснительная записка:Актуальность;Цели программы;Задачи программы;Принципы.Список детей посещающих кружок.Расписание образовательной деятельности и режим работы.Организационно-м...
Перспективный план кружковой работы «Очумелые ручки».
Цель: формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладног...
Перспективное планирование кружковой работы по ручному труду "Умелые ручки".
Перспективное планирование по ручному труду в старшей группеКружок «Умелые ручки»№п/пТемаЗадачиматериалы1«Смешные человечки»Учить детей делать игрушки из природного материала. Развивать творческое воо...
Кружковая работа в средней логопедической группе "Ловкие ручки"
Перспективный план работы на2013-2014 год....