Цель: в игровой форме закреплять математические знания.
Задачи:
Обучающие:
продолжать учить работать с геометрическими фигурами и составлять изображения по образцу; учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы, различать понятия «много», «один», «ни одного»; пользуясь приемами наложения учить сравнивать предметы и обозначать результат сравнения словами «узкий», «широкий»; НРК - с помощью тувинской народной пальчиковой игрой «Салааларым» во время физминутки, а также игра-подражание «Матпаадыр»;
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь
Воспитывающие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выражать сочувствие, сопереживать, желание помочь попавшему в беду.
Действующие лица: девочка-Маша (воспитатель), отрывки из сказки - «Яблонька», «Печка», «Речка» , Братец Иванушка (кукла)
Последовательность работы:
Игра –подражание
Матпаадыр чаяннаар,
Бажы-Курлуг бажын борбаннадыр,
Ортаа-Мерген олурар,
Уваа-Шээжен «уваа» элдепсинер,
Бичии-Боовей чиик-чиик маннаар.
Воспитатель: к нам в гости пришла русская народная сказка «Гуси-лебеди. Показ отрывка, где Иванушку унесли гуси-лебеди (превращение воспитателя в девочку Машеньку).
Маша: (входит, плачет) Дорогие мои, не уследила братца искать, из беды выручать. Смотрите! Вот и печка на пути у нас стоит. Печка, Печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели? (показ Печки, отрывка из мультфильма)
Печка: П-ф, п-ф, п-ф, выполните сначала моё задание, тогда скажу.
В конвертах загадки
С образцом и разложите
На кого фигура похожа, угадайте
Задание на конверте: Составление изображений из геометрических фигур по образцу.
Маша: Правильно ли выполнили твое задание, Печка?
Печка: Правильно п-ф, п-ф, п-ф! и в благодарность я вам скажу, что видела, как Гуси-Лебеди полетели вон туда (показывает в сторону Яблоньки)
Маша: Спасибо, тебе Печка. Смотрите, а вот и Яблонька. Яблонька, Яблонька, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?
Яблонька: Выполните сначала моё задание, тогда скажу:
Мои яблочки берите, по тарелкам разложите: в среднюю тарелку положить одно яблоко; в большую тарелку положить много яблок, а самую маленькую – ни одного.
(дети берут «яблоки» с корзинки и раскладывают по тарелочкам)
Маша: Правильно ли выполнили дети твое задание, Яблонька?
Яблонька: Правильно, а я вам скажу, что видела, как Гуси-лебеди полетели вон туда (показ на сторону Речки).
Маша: Спасибо тебе, Яблонька. Смотрите, а вот и Речка. Речка, Речка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели? (показ Речки, отрывки из мультфильма)
Речка: выполните мое задание, тогда скажу.
Начинается река с тоненького ручейка,
Затем становится шире…
От узкого ручейка до широкой реки
(дети выполняют задание, раскладывая полоски от самой узкой до самой широкой)
Маша: Правильно ли выполнили твое задание, Речка?
Речка: Правильно, и я вам скажу, что видела. Как Гуси-Лебеди полетели вон туда (показывает в сторону избушки Бабы-Яги)
Маша: все задачки мы решили, а теперь поиграем в пальчиковую игру «Салаалар»
Физминутка
Салааларны санаалам че?
Бирээ, ийи, уш, дорт, беш,
Оскезинде база беш
Бирээ, ийи, уш, дорт, беш,
Ийи хол он салаа
Ол сээн байлаан-дыр
(показ отрывки из сказки, как возвратились Маша и братец Иванушка домой).
Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями справились и братца из беды выручили, помогли Маше и Ивану (вопрос задается с подсказкой и с показом слайд).
- Для кого выполняли задания, чтобы они показали, куда направлялись гуси-лебеди.
Дети: Печки, Яблони, Речки.
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо занимались. Молодцы! Маша оставила сладкие сюрпризы (это яблоки) для вас. Угощайтесь, но сначала надо вымыть руки.
Самоанализ открытого занятия
во второй младшей группе
Организованная образовательная деятельность по области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в обработке Боголюдской Марии Константиновны русской народной сказки «Гуси- лебеди» с детьми по теме «Играем в математику».
проводилось с детьми младшего дошкольного возраста 3 лет в количестве 10 человек.
Предварительная работа: организационная игра- подражание «Матпаадыр», разучивание слов игр, физминутка «Салааларым»
На непосредственно образовательной деятельности использовались интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественное – эстетическое развитие»
Цель: в игровой форме закреплять математические знания.
Задачи:
Обучающие: продолжать учить работать с геометрическими фигурами и составлять изображения по образцу; учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы, различать понятия «много», «один», «ни одного»; пользуясь приемами наложения учить сравнивать предметы и обозначать результат сравнения словами «узкий», «широкий»; НРК - с помощью тувинской народной пальчиковой игрой «Салааларым» во время физминутки, а также игра-подражание «Матпаадыр»;
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь
Воспитывающие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выражать сочувствие, сопереживать, желание помочь попавшему в беду.
Организация ООД.
Санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещение соответствовало нормам.
Занятие во второй младшей группы длится 15 – 20 минут, состоит из трех этапов.
Структура ООД: организованная образовательная деятельность была составлена на едином игровом сюжете, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес.
1 этап. Вводная часть (беседа, организационная игра)
Игра –подражание
Матпаадыр чаяннаар,
Бажы-Курлуг бажын борбаннадыр,
Ортаа-Мерген олурар,
Уваа-Шээжен «уваа» элдепсинер,
Бичии-Боовей чиик-чиик маннаар.
показ отрывки начало сказки, стимуляции слухового восприятия и внимания, мотивации.
2 этап. Основная часть – рассматривание отрывки сказки, выполнение игровых заданий от персонажей сказки:
- Печка - составление изображений из геометрических фигур по образцу;
- Яблонька - Мои яблочки берите, по тарелкам разложите: в среднюю тарелку положить одно яблоко; в большую тарелку положить много яблок, а самую маленькую – ни одного.
(дети берут «яблоки» с корзинки и раскладывают по тарелочкам);
- Речка - Начинается река с тоненького ручейка, затем становится шире, от узкого ручейка до широкой реки (дети выполняют задание, раскладывая полоски от самой узкой до самой широкой).
Эти задания способствовали для поддержания внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности, самостоятельная работа детей.
3 этап. Заключительная часть – подведение итогов.
Использованные инновационные технологии:
• здоровье сберегающая технология – для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья;
• информационного обучения ИКТ (информационно – коммуникативные технологии);
Использовались следующие методы:
• Наглядный - просмотр отрывка сказки, слайдовый показ иллюстраций, и использование наглядных иллюстраций
• Словесный – был использован в течении всей образовательной деятельности
(при создании игровой мотивации, при решении проблемной ситуации), напоминания указаний, вопросы и индивидуальные ответы детей,
• Игровые - игра – подражание, пальчиковая игра.
• Практические — самостоятельная деятельность детей, при выполнении проблемной ситуации.
Использованные методы соответствуют изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.
Форма организации:
а) разные этапы с переходом от одного объекта к другому;
б) самостоятельная работа
При разработке были учтены возрастные и индивидуальные психические особенности детей.
Этапы: были взаимосвязаны одной темой. Смена видов деятельности позволило предотвращению утомляемости детей.
Результативность:
Цель и задачи полностью реализованы. Избежала перезагрузки и переутомление детей, активность и заинтересованность сохранялась до конца организованной образовательной деятельности. На протяжении всей деятельности дети были отзывчивы, доброжелательны и с большим удовольствием выполняли все задания.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, эмоциональны, организованы. Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако несколько детей работали в своем темпе, творческое задание выполнили чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Дети порадовали меня тем, что их любознательность чувствовалась на протяжении всей образовательной деятельности.