«Использование арт-технологии в работе с детьми с НОДА»
консультация по аппликации, лепке

Дети с ОВЗ - это особые дети, в работе с которыми искусство используется не только, как средство эстетического развития; оно выступает, как способ профилактики и коррекции отклонений эмоционально-волевой сферы и поведения. Искусство имеет широкие возможности для успешной социализации, реабилитации и адаптации ребёнка с ОВЗ в социум.

В статье рассказывается о таком виде арт-технолгии, как изо-деятельность, о пользе ее использования в работе с дошкольниками с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arttehnologii.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга»

«Использование арт-технологии в работе с детьми с НОДА»

        Воспитатель:

        Гришанова А.Р.

        г. Екатеринбург, 2019


Ребёнку с нарушениями развития очень трудно увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающего мира; понять, существовать и взаимодействовать в этом сложном мире.

Приобщение к общечеловеческим ценностям происходит через искусство. С помощью искусства происходит формирование отношения человека к окружающей среде, к самому себе. Оно помогает человеку развивать в себе творческое начало и вхождение в сферу культурных ценностей и человеческих взаимоотношений

Дети с ОВЗ - это особые дети, в работе с которыми искусство используется не только, как средство эстетического развития; оно выступает, как способ профилактики и коррекции отклонений эмоционально-волевой сферы и поведения. Искусство имеет широкие возможности для успешной социализации, реабилитации и адаптации ребёнка с ОВЗ в социум

Интерес педагогов и психологов в последнее время значительно вырос к технологиям воздействия искусства на ребёнка с ОВЗ; на использование различных видов искусства в коррекционно-развивающей работе для формирования и воспитания гармоничной личности ребёнка и его культурного развития.

Важную роль искусства в коррекционной работе указывали многие ученые: Э.Сеген, Ж. Демор, Л.С. Выготский, Е.А. Екажанова, Т.С. Комарова.

Арт-технологии - это инновационная педагогическая технология, которая изучает закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Арт-технологии – это совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе. Арт-технологии называют также художественно-творческими технологиями, подразумевая под ними совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности педагога или психолога, которые позволяют воздействовать на личность ребенка средствами художественного творчества. В педагогическом контексте использования арт-технологий обычно говорят об арт-педагогике – обучении и воспитании средствами различных видов искусств.

Не стоит путать арт технологиюи арт терапию! Они, конечно, имеют много общего, но пользуясь одними средствами, решают разные задачи. Арт-терапия направлена на психологическую коррекцию и лечение, в свою же очередь арт-технологии способствуют достижению целей и решению задач развития личности и ее образования.

Благодаря использованию арт-технологий, каждый ребёнок делает собственные открытия, выходит за рамки привычного, увлекается, создавая уникальные художественные образы; обобщает эстетические представления об окружающем мире; сможет найти новых друзей, снять стрессовое напряжение, сократить адаптивный период вынужденной смены места жительства и обучения; выстроить доброжелательные отношения с ровесниками и взрослыми; восстановить физическое здоровье, улучшить душевное и духовное самочувствие.

Виды арт-технологии:

  • Изо-деятельность
  • Театрализованная деятельность
  • Игровая деятельность
  • Музыкальная деятельность

Изо-деятельность-

Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Лепка (работа с глиной, работа с пластилином – рисование пластилином, работа с тестом - манипулирование, раскрашивание теста, создание картин)

Рисование (Рисование по мокрой бумаге, рисование на стекле, рисование пальцами, рисование природными материалами, рисование предметами окружающего пространства, монотипия)

Аппликация(манипулирование бумагой, создание объемных картин, оригами)

Существуют некоторые условия выбора техники и приемов работы, от которых зависит успешность достижения поставленных задач арт-педагогического процесса. – техники и приемы подбираются по принципу эффективности и простоты; – у ребенка не должно возникать затруднений при выполнении задания в предлагаемой технике; – любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Арт-технологии (Изо-деятельность) предполагают создание безопасных условий, которые способствуют самовыражению и спонтанной активности. Процесс выполнения задания — создания должен быть интересным, а результат привлекательным для ребенка. возможностям дошкольного возраста. Способы и техники рисования должны быть нетрадиционными. Во-первых, такие изобразительные техники будут новыми для ребенка, а значит смогут мотивировать деятельность и удержать внимание. Во-вторых, важно, что ребенок получит для себя необычный опыт и в процессе получения этого опыта ослабеют защитные механизмы, ребенок будет наслаждаться деятельностью. В результате в готовом продукте, мы сможем наблюдать больше свободы самовыражения.

Дети  с  НОДА  испытывают  большие  трудности на занятиях, часто постоянно возникающие трудности, вызывают у дошкольников негативные эмоции связанные с продуктивной деятельностью. Их  графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми  движениями, даже  стараясь  воспроизвести  форму,  хаотически  чертят, выходят за пределы листа бумаги. У детей с НОДА при удержании карандаша наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение, или их малая подвижность, слабость мышц, пальцев напряжены, неподвижны, плотно сжимают карандаш в кулаке, рисование выполняется,  за счет движений кисти, а иногда и движений всей руки. Для детей с НОДА характерно наличие вторичных дефектов (зрения, интеллекта, речи, эмоциональной сферы и т.п.), что в свою очередь, ещё больше затрудняет  развитие  целенаправленных  практических  действий  и  отражается  на психическом развитии детей.

Первые  неудачи в  рисовании,  лепке вызывают у  детей раздражение  или разочарование. Рисование  карандашами,  кистью  требует  высокого  уровня  владения техникой рисования, сформированных навыков и умений. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий  рисунок  получается  неправильным,  он  не  соответствует  желанию  ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет детям почувствовать свою успешность, получить изображение, приближенное к задуманному

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата такой вид деятельности даст возможность развития мелкой моторики, произвольного внимания, воображения, речи, происходит сенсорное развитие, формирование мотивационно-потребностной стороны их предметной деятельности.

Арт-технологии очень востребованы на сегодняшний день и должны войти в практику каждого педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Тема опыта работы «Использование здоворьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Гимнастика для глаз»

В данной работе показана актуальность и цель работы со старшими дошкольниками с использованием здоровозберегающих технологий, а именно гимнастики для глаз....

Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.

Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

«Сторисек» - технология будущего. Использование данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста по обогащению словарного запаса и мотивации к чтению.

Данную технологию можно использовать как при ознакомлении с художественной литературой так и на занятиях по развитию речи....