план кружковой работы на год
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа)
План кружковой работы в под. гр. "Пластилиновая фантазия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty.docx | 41.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Берёзовский детский сад»
Рабочая программа
Кружковой работы
«Пластилиновая фантазия»
(подготовительная группа)
Срок реализации: 1 год
Воспитатель 1 категории: Грачёва И.М.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка:
Художественно- эстетическое развитие играет важную роль в процессе формирования личности дошкольника. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности.
Художественное творчество- это деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребёнка, происходит развитие эмоционально- чувственных качеств, способности самостоятельно сделать выбор. Художественно- эстетическое развитие оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Желание творить- внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Творческая личность- это достояние всего общества.
В настоящее время специалисты в области раннего развития ребёнка, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. (мелкая моторика). Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук.
Наблюдая за детьми своей группы, я обнаружила, что 40% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка необходимо начинать с раннего детства, мной был организован кружок художественной направленности «Пластилиновая фантазия», основой идей которого является рисование картин-пластилином, пластилинография.
Пластилинография-это один из сравнительно недавнего появления нового вида (жанра) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» -создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых примерах в технике пластилинографии производится модификация, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Особенность и новизна программы «Пластилиновая фантазия» заключается в развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разностороннее развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, гибкости, точности в выполнении работы. В процессе изготовления поделки постепенно образуется система специальных навыков и умений. Основным материалом в пластилинографии является пластилин разного цвета, а основным инструментом-руки. Непосредственный контакт ребёнка с материалом (пластилином, элементарные опыты с ним позволяют знать свойства материала (пластилина, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.
На занятиях по пластилинографии дети испытывают наслаждение, у них появляется благоприятный эмоциональный настрой при выполнении работы, что очень важно для общего развития ребёнка.
Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, развивается фантазия, внимание, логическое мышление. Главное заинтересовать ребёнка, поддержать его. Главная особенность занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Темы наших кружковых занятий тесно связаны с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой, развитием речи и т. д.).
Детям дошкольного возраста вполне доступно освоение отдельных технических приёмов пластилинографии, что вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Создавая программу кружка «Пластилиновая фантазия», я поставила перед собой цели и задачи.
ЦЕЛЬ:
Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
• Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
• Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
• Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
• Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
• Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
• Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
• тематические занятия;
• дидактические игры;
• творческие занятия;
• игровые занятия;
• выставки детских работ;
• воспитательные мероприятия, праздники, тематические беседы;
• экскурсии в природу (цель наблюдение за сезонными изменениями, сбор природного материала).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
• Заинтересованность детей содержанием программы и ее конечным результатами.
• Организация процесса обучения в интересной доступной форме.
• Наглядность обучения.
• Наличие инструментов и материалов для работы.
• Наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
• Мебель по росту детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.
• Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
• Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.
• Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.
• Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.
• Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
• Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
• Получат навыки совместной работы.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
Кружок проводится в форме творческой мастерской свободного общения.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
Занятия проводятся с детьми подготовительной группы 1 раз в неделю.
Возраст детей 6 – 7 лет.
Длительность занятия – 30 минут.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновая фантазия» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
• Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование, опрос родителей.
• Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.
• Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений.
• Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей, мастер – класс, беседы.
Методика:
Пластилин - мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму, но при работе важно знать:
1) Твердый пластилин нужно разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком);
2) При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, сплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.
3) Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;
4) На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
Выполнение подготовительных упражнений.
При выполнении картины из пластилина нужно научить детей правильно обращаться с бруском пластилина. Объяснить, что брусок будет выполнять роль тюбика с красками. И мы будем от целого куска отделять маленькие кусочки для работы. Так быстрее идёт процесс изготовление картины, а сам пластилин долгое время сохраняет аккуратный вид.
Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми. Самое трудное для детей, делать шарики одинакового размера. Для этого раскатанную колбаску разрезают стеком на равные части, из полученных частей получают одинаковые шарики.
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.
Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.
Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
Перевод рисунка на картон и работа с фоном.
- на вырезанный по формату картон переводиться эскиз сюжетной картины.
- внимательно рассматривается картина и словесно проговаривается, какие места будут являться фоном.
- определяется цвет фона.
- вымешивается цвет, необходимого оттенка.
- формируется колбаска, которая выкладывается на фон и прижимается к картону.
- размазывается пластилин по всему пространству фона, сохраняя ровную линию около контура изображения
- вне контуров, на остальной площади фона, пластилин примазывается маленькими сформированными кусочками.
- картон, на котором ребёнок изображает сюжетную картину, может поворачиваться в любом направлении.
Работа над фрагментами основного изображения.
Данная работа проходит в 3 этапа:
1 этап - подготовка контура изображения (на первом этапе проверяется, насколько видна контурная линия основного изображения. Если линии контура, закрылись пластилином, то с помощью стека нужно их очистить. Всё изображение должно хорошо просматриваться, и ребёнок ориентировался в изображении).
2 этап - работа с фрагментами основного изображения (на втором этапе «закрашивается» пластилином фрагменты основного изображения. Чтобы линия контура изображения получалась ровной и аккуратной, сначала скатывается колбаска, прижимается с контуром изображения, не закрывая его, и примазывается в нужном направлении, то есть внутрь контура. Для закрепления деталей сложной формы или очень мелких фрагментов скатываются маленькие шарики.)
3 этап - выделение контурных линий (на данном этапе обрабатываются контурные линии. Для полной законченности и выразительности картины, на контурные линии накладываются очень тонкие колбаски из пластилина черного цвета и прижимаются)
Виды «пластилинографии»:
1. Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.
Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография.
2. Модульная пластилинография – изображение лепной картины с использованием различных элементов -валиков, шариков, косичек, дисков.
Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. 3.Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики.
4. Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
5. Контурная пластилинография –изображение предмета при помощи жгутиков.
Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы.
6. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим.
7. Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф)
Формы и методы:
В процессе реализации программы используются различные формы:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, экскурсии и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- подгрупповой – организация работы в подгруппах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Перспективный план работы на год:
Месяц: | Неделя: | Темы: | Задачи: |
Сентябрь | 1. | «Радуга- дуга» |
|
2. | «Дары осени» (овощи и фрукты) |
| |
3. | «Божья коровка» |
| |
4. | «Осеннее дерево» |
| |
Октябрь | 1. | «Кленовый лист» |
|
2. | «Птичка клюёт ягодки на веточке» |
| |
3. | «Ваза с цветами» |
| |
4. | «Петушок с семьёй» |
| |
Ноябрь | 1. | «Натюрморт из чайной посуды» |
|
2. | «Гроздь рябины» |
| |
3. | «Синичка» |
| |
4. | «Мой весёлый звонкий мяч» |
| |
Декабрь | 1. | «Варежки для Даши» |
|
2. | «Кружевная снежинка» |
| |
3. | «Ёлчка- зелёная иголочка» |
| |
4. | «Весёлый снеговик» |
| |
Январь | 2. | «Новогодние шары» |
|
3. | «Зима в лесу» | Развивать чувство цвета; Закрепить знания об оттенках белого; Ознакомить детей с понятием «пейзаж»; Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объекта; Воспитывать интерес к природе в разное время года. | |
4. | «Зимний пейзаж» |
| |
Февраль | 1. | «Удивительная дымка» |
|
2. | «Пингвины на льдине» |
| |
3. | «Золотая рыбка» по сказке А.С.Пушкина |
| |
4. | «Украсим галстук для папы» |
| |
Март | 1. | «Веточка мимозы для мамы» |
|
2. | «Лебеди» |
| |
3. | «Подводное царство» |
| |
4. | «Весна идёт, весне дорогу!» |
| |
Апрель | 1. | «Ракета» |
|
2. | «Разноцветный светофор» |
| |
3. | «Городец- удалец» |
| |
4. | «Подснежники» |
| |
Май | 1. | «Салют» |
|
2. | «Хохлома» |
| |
3. | «Цветочная полянка» |
| |
4. | «Самая красивая бабочка» |
| |
Июнь | Выставка детских работ кружка «Пластилиновая фантазия» |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лыкова И. А.»Изобразительная деятельность в детском саду».
2. Венгер Л. А. программа «Одарённый ребёнок» (раздел изобразительное искусство).
3.Венгер Л. А. «Педагогика способностей». – М., 1973г.
4.Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». – М., 1995г.
5. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». – М., 1998г.
6. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре», И «Просвещение», 1992г.
7.Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 6-7 лет», И «Мозаика-синтез», 2011г.
8.Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 5-7 лет», 2012г. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки», изд. Дом «Федоров», 2000г.
9.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.,2000.
10. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Детский дизайн кн. 2 Г. Н. Давыдова, 2008 ООО «Издательство» Скрипторий 2003», 2008
11. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Детский дизайн кн. 3 Г. Н. Давыдова, 2008 ООО «Издательство» Скрипторий 2003», 2008
12. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – Скрипторий-2003.,2013.
13.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.,1995.
14.Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль.Академия развития,2002.
15.Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.,1998.
16.Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. – СПб., Детство-Пресс,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...
Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"
Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ...
Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи
Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи...
План кружковой работы
В подготовительной группе очень интересно заниматься с детьми трудовой деятельностью.Они любят шить,вышивать,столярничать,готовить и др. .И при этом не только помогать взрослым ,а сами ...
План кружковой работы для детей,проводимой родителями на общественных нгачалах
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга.Если моторика развивается нормально,дети на определенных этапах роста выполняют те или иные действия,то нормаль...
План кружковой работы для детей,проводимой родителями на общественных нгачалах
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга.Если моторика развивается нормально,дети на определенных этапах роста выполняют те или иные действия,то нормаль...