Коррекционно - развивающая программа " Симметрия окружающего мира"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Симметрия окружающего мира вокруг нас с самого рождения. Дети по разному приходят к понятию " симметрия", в основном считывание идет на уровне мелькания объектов перед глазами ребенка и телесных ощущений.Могу сделать смелое предположение о том, что ребенок, постигший и принявший законы симметрии, проявляет высокие способности в школьном обучении, а в дальнейшем, став взрослым, является законопослушным и счастливым гражданином своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simmetriyad.docx | 74.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6»
Коррекционно - развивающая программа
«Симметрия окружающего мира»
для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Разработала педагог-психолог: Белко Т. Н.
Волосово
2019 г.
Пояснительная записка
Истории из жизни, которые доказывают, что каждый человек должен открыть для себя равновесный симметричный мир, основанный на Законе Всемирного Тяготения.
Работая воспитателем в детском психоневрологическом интернате с детьми сиротами, я увлеченно вместе с воспитанниками занималась проблемой симметрии окружающего мира. На занятиях по ФЭМП мы рассуждали об устойчивости, равновесии предметов, размещали грузы на корабле и самолете ,чтобы ничего не перевешивало, соблюдали центровку . На занятиях по ИЗО мы учились вырезать симметричные силуэты предметов ближайшего окружения из бумаги сложенной пополам. Подростков вообще трудно увлечь , а мальчиков с диагнозом выраженной умственной недостаточности тем более. Но занятия имели успех. В конце занятия каждый ребенок создавал свой качественный продукт.
В некоторых случаях эта деятельность выливалась в неожиданные коррекционные эффекты. Леша. С., обладатель взрывного характера совсем не хотел трудиться над осенним пейзажем. Рисовал он не плохо , умело держал ножницы .Но вот характер… На листе мы изобразили тонкую полоску леса на линии горизонта. Мальчики вырезали и приклеивали елочки на опушке. Леша успокоился и сменил гнев на милость , подключился к работе. На своем листе он дорисовывал осенние деревья с опавшей разноцветной листвой, маленькие грибы под ними, невысокие кусты, вырезал и приклеил елочки. Урок давно закончился, а он трудился, дополняя то вырезанные , то нарисованные детали. Работа получилась очень красивой! После рисования Леша ходил счастливый . Мы с мальчиками сделали много замечательных аппликативных работ. А уже в декабре Леша одержимо рисовал динозавров. Рисунки были выполнены на больших листах ватмана восковыми мелками. Они изображалидоисторических рептилий, содержали кровавые сцены. На ватмане не было ни одного местечка, которого не коснулась рука Леши. Было создано много плакатов , в которых отразились душевные переживания подростка. Перед Новым Годом мы разместили плакаты в игровой комнате группы . Получилась выставка «Парк Юрского периода», ее с восхищением рассматривали товарищи.Подросток улучшил свои отношения с окружающими, часто улыбался и шутил, бережно хранил свои достижения…
Понятные и интересные занятия по ИЗО , в результате которых получаются качественные , схожие с образцом работы, доставляют детям радость, улучшают самооценку , терапевтически влияют на эмоциональную сферу детей, открывают пространство для проявления высоких способностей и талантов.
Артем Б. мальчик сирота ,пережил в детстве тяжелейшую черепно-мозговую травму. После этого он остался инвалидом: левая сторона его тела перестала развиваться теми же темпами что и правая. Он ходил в ортопедическом ботинке, чуть опираясь на больную ногу. Рука также бездействовала, была согнута в локте и прижата к туловищу, она была много короче здоровой. Вырезать ножницами Артему было трудно, а рисовал он замечательно. Работая над темой симметрии, Артем создавал и раскрашивал симметричные узоры. Его рисунки стремились к равновесию. Чуть позже его внимание переключилось на сооружение построек из напольного конструктора. Артем вдохновенно строил постройки сначала с осевой симметрией, за тем появились широкомасштабные постройки с центральной симметрией. Он построил дома со скворечниками, дворцы, город, церковь, черепаху, робота… Работа растянулась на длительное время. Много позже я поняла: ребенок косвенно напитывался равновесными ощущениями, старался компенсировать свой приобретенный физический недостаток. Большую часть поделок я сфотографировала, и мы оформили выставку достижений Артема.
Деятельность детей в области симметрии, выверенных ритмов частично компенсирует физические недостатки и доставляет детям удовольствие , вводит их психику в состояние равновесия ,покоя и гармонии.
Работать педагогом я пошла по призванию. Толчком послужило рождение дочери. Получать второе высшее профессиональное психолого-педагогическое образование я стала, имея достаточный педагогический опыт и личную стойкую профессиональную позицию. Меня интересовала познавательная активность детей, проблема отношения детей к педагогу как источнику информации. Чем увлечь детей? Конечно же исследованием! Исследованием того, что мелькает перед глазами и не зависит от воли взрослого. Что же все время мелькает, но еще совсем не познано? Мое восприятие вычленило симметрию окружающего мира…В институте мы собрались на семинарское занятие по эстетике. Разговор зашел о красоте. Педагог предложил придумать как можно больше словосочетаний со словом красота. Постепенно мы пришли к выводу, что в больших случаях красота связана с гармонией. Гармония предполагает космос ,порядок, а не хаос. В ней действуют законы. Я предложила поразмышлять над красотой природы:«Посмотрите все объекты живой природы симметричны» . Аудитория вместе с преподавателем задумалась , почему именно так. Поставил вопрос- отвечай! После молчаливой паузы попробовала поразмышлять о том, что все мы живем на Земле ,а она обладает притяжением. Для того чтобы не падать, надо держать равновесие. И только равновесные, симметричные объекты будут существовать долго. Мы воспринимаем это равновесие как красоту и гармонию. Поэтому форма красоты - это симметрия, безоговорочно ,без участия человека, принятая природой, (да и сам человек прекрасен в этом отношении).Симметрия лежит в основе мироздания. Так частично разрешился этот философский вопрос у студентов. Но жизнь накладывает свой отпечаток и ,конечно, абсолютной симметрии не существует – решили мы.
Можно сделать смелое предположение, что человек, легко и свободно считывающий этот закон Мироздания, стремится к соблюдению общечеловеческих правил и норм, имеет крепкий нравственный стержень, социально адаптирован.
Введение
Детское восприятие постоянно напитывается ощущениями окружающего мира. Вот малыш впервые самостоятельно встает на ножки. Он совершил победу над земным притяжением! И это большая победа : ведь всего год назад он плавал в невесомости. Вот он с восторгом наблюдает за падающими предметами, которые он самостоятельно сбрасывает с полочки. Все всегда удивительно быстро оказывается на полу. Это малыш экспериментирует, а затем играет с земным притяжением. Вот строит высокую пирамидку из кубиков и с волнением ожидает ее падения. Взрослые недоумевают, и вновь, и вновь показывают малышу, как надо сооружать равновесные постройки, но пока это не впечатляет. А взрослые думают: «Зачем он все ломает?».
Но вот уже сам малыш прочно стоит на ножках. Он насытился падением и хаосом. После многочисленных проб и ошибок ему удается соорудить высокую постройку. Меняется цель игры: малыш начинает уравновешивать кубики. Наступает момент, когда хаос окружающего мира начинает упорядочиваться. Ребенок начинает играть в игру «Сотворение мира», инстинктивно опираясь на закон всемирного тяготения и сохраняя равновесие в своих постройках и для своих игровых объектов. Возможно, эта игра сопровождает человека всю его жизнь.
Перед ребенком бесконечно часто мелькают равновесные и симметричные объекты. Мы замечаем появление новообразования в воображении ребенка: постройки вдруг становятся симметричными, правая сторона отражает левую сторону. Строительство обычно начинается с центра. И при строительстве сторон используются одинаковые детали. Детей раздражает недостаток парных деталей. Они меняют конструкцию одной из сторон, чтобы совершенно точно скопировать противоположную. Они задумывают и сознательно планируют строительство симметричной постройки, представляют ее в своем воображении и воплощают в жизнь. К старшему дошкольному возрасту взрослые могут наблюдать, как часть детей увлеченно строит сооружения с центральной и осевой симметрией. Обычно, это бывают мальчики. Сложные постройки выровнены по вертикали и горизонтали, соблюдены прямые углы и параллельность. Постройки украшены симметричными цветными деталями. Выполнить такие условия довольно просто, так как почти все детали прямоугольные и подходят друг к другу. Мальчики любуются красотой своих сооружений, делятся восхищением с взрослыми, ожидают такой же реакции от них. Они считают это своим достижением.
У девочек свое отношение к изображению симметричных образов. Своим любимым средством самовыражения девочки выбирают изобразительную деятельность. С некоторой поры они начинают критически относиться к своим рисункам. Им становится заметна несхожесть с формами образца того, что получилось на рисунке. Это вводит их в уныние. Они говорят, что «не получилось», они прикладывают максимум усилий на соблюдение равновеликих пропорций , иногда пользуются ластиком несколько раз на одном и том же месте, стараясь изобразить , например, левый бок любимой маминой вазочки. В этом случае девочкам труднее, в их арсенале нет выровненных кубиков и кирпичиков, они наедине с задуманным образом и собственными изобразительными возможностями.( На этом, иногда, и заканчивается детское желание рисовать. Мы вспоминаем свой неудачный изобразительный опыт и говорим, что не умеем рисовать.) Девочки переносят свое внимание на цветовое наполнение своего рисунка, и работа все равно выглядит привлекательно. За счет небольших равновесных отклонений она приобретает ту детскую непосредственность, которую взрослые уже утеряли. Но что делать с этим «взрослым» желанием копировать совершенно точно? Ведь за умение копировать учебные и реальные образы и в школе будут хвалить! Кроме того, страстное желание соответствовать эстетическому образцу несомненно приведет к развитым этическим переживаниям, разовьет умение видеть прекрасное, не позволит совершать безнравственные поступки, будет способствовать успешной социальной адаптации.
Предлагаем в старшем дошкольном возрасте увлекательно исследовать, изучить и изобразить симметрию окружающего Мира.
ЭФФЕКТЫ
Ребенок старшего дошкольного возраста совместно с взрослым может увлекательно исследовать и изучать симметрию окружающего мира. В этом случае его воображение пополнится равновесными образами, возникнет ощущение прочности и стабильности действительности, укрепится базовое доверие к миру, уменьшаются тревожность и страхи, а привычная окружающая действительность надолго становится источником новых открытий. Отражением этой богатой работы будут качественные с точки зрения взрослого и с точки зрения ребенка образовательные продукты по аппликации. Вырезая из бумаги сложенной пополам, мы уже закладываем в эту деятельность элемент чуда . Развернув вырезанный силуэт, ребенок удивляется и восхищается результатом, узнает в обрезках образы, делится эмоциями с взрослым, бережет свою работу. Системный опыт работы в этой области выявляет детей с богатым воображением, проявляет их интересы и способности. Внимательный и творческий взрослый предлагает детям именно ту тему, которая интересна и понятна детям. Он создает ситуацию успеха и принятия ребенка.
В заключении хочу отметить ,что данная деятельность готовит руку к письму, дает пищу для развития мышления человека и закладывает в дальнейшем успех в усвоении основ рисования, черчения, геометрии ,математики, а ко взрослой жизни формирует творца и созидателя.
Вырезайте вместе с детьми симметричные силуэты из бумаги, сложенной пополам! Дети получат истинное наслаждение и восхищение от своих работ.
Целевой раздел программы
Программа ориентирована на групповое сопровождение интересов и способностей детей старшего дошкольного возраста. Занятия организуются со всей группой детей и проводятся один раз в неделю во вторую половину дня. Количество занятий за год для старшего возраста: 24,для подготовительного возраста: 24.
К занятиям педагог готовит сложные детали. Для аппликации вырезать можно быстро и правильно , сложив бумагу в несколько рядов и пополам. Необходимо предлагать детям выбор цвета бумаги. Темы большей части работ заимствованы из детского опыта. Используется приём составления коллективной работы из индивидуальных аппликаций.. Коллективные работы могут быть оставлены в группе для детского любования и привнесения дополнений, а также как демонстрационный материал для других занятий. Обязательно оставлять время для любования детьми своими работами. Обучение основано на повторении одних и тех же приемов вырезания из бумаги сложенной пополам. Детям оказывается необходимая и достаточная помощь. Детские работы вывешиваются для родителей на выставке, они сопровождаётся запиской о теме занятия, программном содержании, эффектах. Желательно, чтобы педагог сам умел хорошо рисовать.
Можно провести мастер – класс для родителей по обучению вырезывания симметричных силуэтов. В старшей группе это будет занятие для мам совместно с детьми, тема: «Одежда» к празднику 8 Марта. В подготовительной группе семейный досуг «Рыцари нашего времени». Семья дружно создаст на щите свой фамильный герб , украсит его своими символами и девизной лентой, оформит в рамочку и поместит дома на видном месте.
Цель программы:
Формирование и развитие пространственных представлений. Формирование и развитие графических умений посредством вырезания симметричных образов из бумаги сложенной пополам. Создание условий для частичной коррекции психического развития детей через творческое самовыражение.
Задачи :1.Развивать восприятие, память, внимание, воображение ,мышление и речь.
2.Знакомить с элементарными признаками осевой и центральной симметрии:
-тренировать умение видеть симметричные объекты, находить ось симметрии, центр, выделять правую и левую половины.
-учить задумывать силуэт и переносить его на бумагу, соблюдая пропорции в уме или с помощью карандаша;
- учить вырезать, двигаясь по линии карандаша и держа левой рукой за сгиб.
3.Совершенствовать моторику руки при работе с бумагой и ножницами:
-тренировать умение складывать бумагу пополам;
-понимать, что сгиб это ось, середина поделки, держать сложенную бумагу за сгиб левой рукой(для правшей);
-правильно и ловко пользоваться ножницами, двигаясь по воображаемой или прорисованной контурной линии и совершая встречные движения обеих рук сначала в плечевых суставах, а по мере формирования навыка – в лучезапястных. Развивать глазо-двигательную реакцию, двигаясь по воображаемой или прорисованной контурной линии.
4.Воспиывать волевые качества, самоконтроль и желание довести дело до конца.
5.Воспитывать эстетические чувства.
6.Развивать способности и интересы детей.
7. Создавать условия для частичной коррекции личностного развития ребенка.
Диагностика: «Дорисуй половинку домика, грибочка.» Способность видеть и изображать пропорции симметричного образа, способность копировать образ. Способность самостоятельно рисовать прямые горизонтальные и вертикальные линии , изображать прямые углы. Умение пользоваться ножницами.
Тематический план занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Тема | Программное содержание | Методы, приёмы, игры |
1.Знакомство с симметричными образами. | Развивать пространственные отношения: право, лево, формировать представления о симметричном образе. Стартовая диагностика изобразительных способностей и пространственных отношений. | Игры: Подвижная игра «Направо -налево», «Лото половинки». Анализ игры: легко ли было найти половинки. Какая половинка была на картинке? Какую искали? Как получалась целая картинка? И так. Все наши картинки состоят из (дети: двух половинок.) Дети! Все предметы, которые состоят из двух одинаковых половинок, называются симметричными. Подвижная игра «Найди свою вторую половинку!»Детям раздаются половинки разноцветных сердечек. Под музыку дети быстро находят вторые половинки и соединяют их. Диагностика«Дорисуй половинку» (грибок, дом).Оценивается вертикальность и горизонтальность линий, пропорциональность, а в целом – способность скопировать в зеркальном отображении недостающую часть , |
2.«Зеркальное волшебство» | Познакомить с эффектом зеркального отображения. Развивать понятие «середина». Формировать представления о симметричном образе. Развивать умение сохранять симметрию, аккуратно и ровно наклеивать детали. | 1.Эксперементирование с зеркалом. Восполнение половинок образов с помощью зеркала. 2.Практическое задание: «Найди середину, раздели пополам»3.Аппликация с натуры«Дострой дворец, который задумал архитектор.» Перед детьми плакат с изображенной до половины левой части дворца, середина отмечена вертикальной штрих -пунктирной линией. Дети прикладывают зеркало , видят целую постройку, выстраивают напольную постройку целиком, ориентируясь на плакат, зная о том, что она симметричная. За столом строят свои симметричные постройки. Могут зарисовать свою постройку. |
3. «Волшебная линия» | Продолжать учить находить линию симметрии, центр, развивать глазомер, воображение. | Занятие-практикум. Решение практических задач на воображение: поиск линии симметрии у игрушек, у аппликативных силуэтов, у тарелочки. Размышление над тем,как получился центр? Поиск оси симметрии у печатных букв ,выполненных аппликативно. Аппликация слова «МАМА» Педагог на глазах у детей вырезает буквы из БСП. Дети наклеивают слово мама. Дети угадывают буквы П,А,П,А, вырезанные до половины и составленные в слово папа с помощью зеркала Дети дорисовывают половинки букв , получают слово папа. |
4.«Царство-государство» | Формировать понятие «симметричный». Развивать умение строить симметричную постройку из деревянного конструктора. Сравнивать с аппликацией вида спереди данной постройки. Доклеивать недостающие детали для своих симметричных построек. Составлять целую композицию Сказочного царства-государства. | Практическое занятие. «В одном царстве-государстве строился сказочный дворец. Он был симметричным. Вот его чертёж». Педагог показывает аппликацию левой половины дворца, выполненной до оси симметрии. «Кто достроит?» Дети по очереди строят , ориентируясь только на образец левой половины дворца целую постройку из деревянного конструктора. Доклеивают также на демонстрационном образце недостающие детали правой половины. Анализируют, сравнивая с образцом постройку и аппликацию. Находят полное совпадение. Педагог раздаёт каждому заранее подготовленные аппликации.«Наши постройки» также выполнены наполовину». Дети ищут среди прочих, заранее подготовленных педагогом, подходящие детали и наклеивают, завершают работу. Составляют в ряд, получают царство-государство. |
5.«Большая стирка» | Знать Технику безопасности (ТБ) при работе ножницами. Формировать понятие «симметричные». Учить складывать бумагу пополам ( БСП) уголок к уголку. Делать срез на один «чик». Аккуратно наклеивать детали. Эффекты. Дети чувствуют юмор ситуации, работают с настроением. | Повторить ТБ. Чтение стихотворения «Я один у мамы сын». Договориться, что дети могут стирать не только платочки, но и носочки и трусики. Показ, как вырезать трусики из квадрата бумаги сложенного пополам (БСП). (Держа левой рукой за сгиб,срезать нижний правый уголок) |
6.«Красивые пятна» | Знать ТБ. Учить БСП. Учить вырезать по произвольному контуру, Учить видеть красивые обрезки. Учить составлять красивую и аккуратную композицию. Эффекты: Восхищение детей при рассматривании общего ковра. | Повторить ТБ. Аппликация «Красивые пятна».Рассмотреть образец. Обнаружить схожесть и различие. Узнать , считают ли дети эту работу красивой. Предложить придумать свои пятна и сделать работу. Материалы: квадрат цветного картона, прямоугольный лист цветной бумаги контрастного цвета, равный половине квадрата картона. Ножницы, клей. Сложить прямоугольник пополам, чтобы получился квадрат. На нем задумать и нарисовать произвольную замкнутую кривую. Взять бумагу за сгиб. Вырезать пятно , подобравшись к нему с края . Разрезать обрезки пополам по линии сгиба. Наклеить обрезки и пятна в шахматном порядке на квадрате цветного картона. Рассмотреть 4 красивых пятна, одинаковых по форме. Сложить украшенные квадраты в общий ковёр . Полюбоваться. |
7.«Шарики летят» | Знать ТБ. Учить складывать бумагу гармошкой. Вырезать округлые формы, совершая встречные движения рук. Наклеивать. | Повторить ТБ. Аппликация «Шарики летят» Сложить бумагу пополам и еще раз пополам. Нарисовать круг или овал. Вырезать. Наклеить. Дорисовать узелки и ниточки. |
8.«Я люблю мороженое» | Знать ТБ. Учить вырезать круг из квадрата, плавно закругляя углы, совершая встречные движения обеих рук. Аккуратно наклеивать. Развивать речь. Эффекты: Часть детей продолжает вырезать, наклеивать и рассказывать о мороженом. | Заготовка каждому ребенку: вазочка – креманка наклеена на цветном картоне. Повторить ТБ. Аппликация «Я люблю мороженое» Показ приема..Дети вырезают круги из разноцветных квадратов, ложку и приклеивают на вазочку, рассказывают, у кого какое мороженое. |
9. «Овощи и фрукты на блюде» | Знать ТБ. Учить вырезать округлые формы из прямоугольных форм. Составлять композицию, аккуратно наклеивая детали. | «Овощи на блюде», «Фрукты на блюде» коллективные аппликации. Повторить ТБ. Рассмотреть композиции из заготовленных муляжей. «Если мы все это изобразим на бумаге, получится натюрморт». Показ приема вырезания (закругляя уголки). Работа детей: девочки вырезают фрукты, мальчики-овощи. Составление композиции на двух больших кругах темного цвета Любование. Украшение группы. |
10.« Мы- строители» | Знать ТБ. Формировать умение пользоваться ножницами. Формировать умение складывать бумажные полоски пополам. Срезать край по наклонной линии. Аккуратно пользоваться клеем. Создавать композицию. | Изготовить образец: на картоне проведена горизонтальная линия- уровень земли, широкий дом посередине, квадратные по краям. На одного ребенка: прямоугольник для широкого домика, два квадрата, две коротких ,но широких и одну длинную, но узкую полоску для крыш . Повторить ТБ. Объяснение хода работы и показ наклеивания домов на линию земли. Показ приема(сложив полоски пополам и отрезав под наклоном уголок) вырезания крыш для домов различной длины. Наклеить дома, крыши, нарисовать окна. |
11«Наш город» | Знать ТБ. Учить вырезать детали для многоэтажного дома: крышу, окна, двери, используя разные способы. Развивать глазомер. Аккуратно наклеивать дом на листок. Вырезать дом и дополнять своей работой коллективную работу, выстраивая дома в улицу. | Повторить ТБ. Объяснить ход работы. Строим свой дом , вырезаем его и переносим на широкую улицу. На доске большой лист с двумя линиями, обозначающими широкую улицу, на которые будут приклеены дома. Показ приема вырезания крыш(сложить пополам полоску, срезать уголок или сложив квадрат по диагонали и разрезав его)) и одинаковых окон из полоски сложенной гармошкой или на глаз. Наклеить дом. Вырезать и перенести его на общую работу. Дополнить улицу деталями. |
12. «Ёлочки зеленые и снежные.» | Знать ТБ. Развивать умение БСП. Учить вырезать целостный образ ёлочки из БСП, двигаясь ножницами по линии карандаша, нарисованной самостоятельно на глаз без трафарета, или по трафарету, или с помощью педагога. | Демонстрация образца елочки, вырезанного из БСП. Белый лист. Исследование. Поиск середины. Показ приема сложения бумаги пополам(уголок к уголку). Рисование боковой линии самостоятельно или с помощью воспитателя. Вырезание. Получили белую елочку. Повторяем действия с зеленой бумагой. При затруднении рисования боковой линии , трафаретом служит белая елочка. Наклеить елочки, дорисовать детали по замыслу ребенка. |
13. «Елочка нарядная» | Знать ТБ. Учить вырезать симметричные силуэты из БСП. Наклеивать. Катать горошины из пластилина. Украшать ими елочку , превращая их размазыванием в звезды. | Повторить ТБ. Повторить способ вырезания силуэта елочки из БСП Скатать много разноцветных горошин из пластилина. Распределить их в виде украшений на елочке , начать с верхушки. Размазать горошины, превратив их в звезды. |
14. «Новогодние гостинцы» | Знать ТБ . Тренировать в вырезывании произвольных форм, аккуратно наклеивать. Проявлять фантазию, развивать речь. | Подготовить на картоне контур подарочного мешка. Предложить детям наполнить его гостинцами, которые они хотят получить от Деда Мороза. Оказать помощь, поощрять фантазию детей, попросить рассказать о содержимом подарка. |
15.«Снеговик» | Знать ТБ. Продолжать учить вырезать округлые формы, составлять образ снеговика, добавлять сюжетные детали. Эффекты: На занятиях по развитию речи дети ищут загаданного снеговика по соседям, по описанию, по местоположению, по порядковому счёту. | Повторить ТБ. Мотивация детей к занятию, беседа. Показ приема вырезания круга из квадрата. Самостоятельная работа детей. Наклеивание полоски снега внизу , комков-кругов, рук, ведра на голове. Рисование фломастером глаз, рта, носа, пуговичек. Поиск правой руки снеговика. Приклеивание в правую руку метлы(ранее заготовленных: письма, лопаты, ёлочки.) Обсуждение. Выставка. Хранение. |
16. «Рукавички» | Знать ТБ, Учить вырезать из БСП. Развивать глазомер, пространственную ориентацию. Аккуратно наклеивать, создавая узор. | Рассмотреть образец с двумя украшенными рукавичками. Повторить ТБ. СБП. Ребенок кладет ладонь на бумагу, обводит свою ладонь: четыре пальчика вместе, большой в сторону. Вырезает. Получилось две рукавички : на правую и на левую руку. Цветную полоску ножницами на глаз поделить на квадратики. Украсить рукавички ромбами, повернув квадраты на уголок и наклеив их в ряд или другими узорами. Соединить рукавички нарисованной резинкой. Рассказать, где правая, где левая. |
17. «Мы идем гулять» | Учить наклеивать детали, создавая целостный образ ребенка, задумывать и рисовать сюжетные дополнения. Рассказывать. | Приготовить на каждого ребенка силуэты, вырезанные из разноцветной БСП: курточки, где рукава вверх и рукава вниз, комбинезона, круг-капюшон, розовый овал-лицо. Дети собирают образ : наклеивают комбинезон, куртку, капюшон. Размышляют ,как приклеить лицо, двигают овал: если вверх , то человечек смотрит вверх, если в бок, то человечек смотрит в сторону. Рисуют лицо, волосы, сапожки или валенки и рукавички, снежинки, санки…Рассказывают. Работы размешают на выставку. |
18.«Зима» | Развивать умение вырезать и наклеивать знакомые симметричные формы из БСП. Составлять красивую содержательную композицию. Дружно работать, развивать речь.( промежуточное итоговое) | Дети на листе А4 наклеивают по своему желанию знакомые сюжеты: домики, Снеговиков, елочки, составляют фигурки гуляющих детей из готовых деталей. Выполненные детские работы склеиваются в одну общую работу. Работу можно дополнить рисунками детей. Диагностика умений работать ножницами, использовать клей. |
19. «Федорина посуда» | Развивать умение видеть симметричные предметы. Знание приема вырезания симметричных форм: СБП, оставить сгиб слева, нарисовать половину изображаемого предмета, вырезать, развернуть, сравнить с образцом. | Повторить ТБ. Прочитать отрывок из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»: А на белой табуреточке Да на вышитой салфеточке… Рассмотреть посуду: кастрюлю, чашку, бокал, миску, вилку ложку и т. д.Рассматривая с боку, поделить их пополам. Сделать вывод: что посуду можно вырезать, сложив бумагу пополам. Развернуть заранее выполненную педагогом аппликацию на большом листе ватмана: посередине большой желтый самовар, за ним пустые полочки-линии, украшенные фестонами салфеточек. Показ приема вырезания силуэта бокала, миски, кастрюли, крышки к ней. Дети БСП, рисуют контур, взрослые помогают. Вырезают, приклеивают, заполняют полочки у самовара. Работа остаётся в группе и используется на занятиях по ФЭМП по развитию пространственных представлений, порядкового счета. |
20. «Красивая вазочка для мамы» | Закрепить умение находить ось симметрии, разделив силуэт пополам. Учить изображать контур правой половины классической вазочки: прорисовывая горлышко, шейку, плечики, бока, донышко (как у человека). Аккуратно вырезать и наклеивать. Эффекты. Работой активно интересуются девочки и создают ряд вазочек уникальной формы, соединяют обрезки и получают образ вазочки. | Аппликация, Рассмотреть демонстрационный образец: красивую вазочку классической формы. Объяснить, что у вазочки, так же как у человека , есть горлышко, шейка, плечики, бока. В низу донышко. Провести пальчиком. Перейти к рассматриванию аппликативного изображения данной вазочки. Сравнить с образцом. Понять, что очень похоже. Найти ось симметрии (поделить пополам на глаз).Понять, что правая и левая половинки равны. Сложить бумагу пополам. Нарисовать боковую линию горлышка, начиная с верха перпендикулярно от сгиба и далее по описанию.. Левой рукой взять за сгиб, правой вырезать по карандашу. Наклеить, Дорисовать цветы. Полюбоваться. Выслушать рассказы.Выставка. |
21. «Весеннее солнце» | Тренировать в умении вырезать круг разными способами:1).по линии карандаша, 2).срезав закругленно уголки у квадрата .3). сложив квадрат вчетверо и срезав округло свободные уголки, 4) «на глаз».Главная цель , чтобы получился ровный круг и мало обрезков . Наклеивать , нарисовать радужные лучи. Рассказывать. Диагностика умения вырезать круг «на глаз» крупно = высокий уровень. | Аппликация. Послушать стихотворения о весеннем солнышке. Рассмотреть изображение солнца. Поразмышлять, какое оно весной. Повторить ТБ. Показать приемы вырезания круга из квадрата. Главное, чтобы было мало обрезков и солнце получилось большим и круглым. Вырезать, приклеить по середине листа А4,дорисовать вокруг лучи в радужной последовательности , закрасить небо, наклеить заранее заготовленные облака. Отметить уровень развития умений детей , воспользовавшихся 4 способом. |
22.«Салют Победы» | Формировать образ праздничной Красной площади : Спасской башни и Кремлёвской стены. Учить вырезать фигуру человека, ёлочки из БСП. Создавать композицию Праздничной Красной площади. Создавать звёзды салюта из горошин пластилина. Рассказывать. | Коллективная аппликация..Рассмотреть фото Красной площади с изображением Кремля. Из готовых деталей создать Кремлевскую стену со Спасской башней посередине. Вырезать и наклеить елочки перед стеной. Вырезать и наклеить фигурки людей на площади по заготовкам. Каждый ребенок создаёт звезды праздничного салюта: катает горошину пластилина, наклеивает на маленький прямоугольник , равный восьмой части листа А4. Некоторые горошины превращает в звёзды, размазав пластилин в разные стороны. Приклеивает салют на небо над Кремлем. Рассмотреть работу, людей, салют. |
23.«Скоро лето» | Развивать и закреплять умение вырезать знакомые образы из БСП , аккуратно наклеивать. Выслушать рассказы детей по созданному сюжету. | Итоговое занятие. Дети составляют аппликацию из знакомых образов: солнце, облака, домики, елочки, грибы, цветы, дети, бельё на веревочке. Дорисовывают радугу. Детские работы склеиваются в одну общую работу. Рассмотреть, обсудить. |
24.«Природные явления» | Рисование и вырезание кучевых и грозовых облаков, молний, Радуг, луж ,ливня. Составление общего коллажа « Природные явления». | Коллаж. После весенней грозы с ливнем, сделать коллаж «Природные явления». Дети рисуют красками и карандашами явления природы, вырезают, составляют общий большой коллаж. Обсуждают. Вывешивают на стенд к родителям эффектную и познавательную работу. |
25.Диагностика пространственных представлений и графических умений. | Дорисовать половинки домика, грибочка | Для левшей дорисовать левую половину, для правшей- правую половину. Спросить у ребенка всё ли правильно на рисунке или что-то не получилось. Отслеживать вертикальность и горизонтальность линий, их прямолинейность, прямые углы, соблюдение равновеликих пропорций. Сравнить с осенними результатами, сделать радостные выводы. |
Тематический план занятий для детей подготовительного к школе возраста
Тема | Программное содержание | Игры, методы, приёмы, ход занятия. |
1.Вводное занятие | Заинтересовать темой, активизировать зрительное восприятие, развивать представления о симметричном образе. Диагностика. | Эвристическая беседа. Игра «Найди половинки». Диагностика: 1.дорисуй половинку домика. грибочка. Повторить ТБ. 2.Сложить цветную бумагу пополам. Вырезать атрибуты для игры: домик, грибок «на глаз» произвольной величины, разрезать пополам. Перемешать, раздать детям. Игра «Найди свою половинку». |
2. «Зеркальное волшебство» | Развивать пространственные представления, развивать понятие «симметричный»: признаки осевой симметрии. Развивать глазомер. | Эксперимент с зеркалом на достраивание предметов. Футболка для толстяка и для худышки. Построим дворец за секунду, увеличим дом, увеличим число гостинцев , прочтём зашифрованную надпись .Анализ опытов: Что делало зеркало? Из каких половинок получались формы? Где была левая половинка? Где мы видели правую? Формы, у которых есть зеркальные правые и левые половинки называются симметричными. Посмотрите вокруг и найдите предметы симметричной формы. Докажите, что они симметричные. Дети делят рукой мебель, игрушки, одежду. «Смотрят два шофера на одну и ту же машину. Один говорит: «Какая она симметричная. Другой говорит «Совсем не симметричная!»Где стояли шоферы и кто прав?. |
3. «Волшебная линия» | Продолжать развивать пространственные представления. Учить рисовать ось симметрии. Развивать глазомер и воображение. | Занятие – практикум. Дети делят пополам нарисованные формы: пирамидки, ёлочки, домика, грибочка, вазы, чашки, кастрюли и т п. Размещают грузы на корабле и в самолёте, сначала четное число, а за тем не четное. С помощью зеркала расшифровывают таинственную надпись, выполненную из половинок букв «МОЛОДЦЫ» |
4 «Превращение листика» | Знать и выполнять ТБ. Закреплять умение складывать бумагу пополам. Рисовать контур простого листочка. Вырезать, двигаясь по контурной линии. Аккуратно наклеивать вырезанную форму и обрезки. Развивать речь. Усложнение для умелых детей: нарисовать и вырезать кленовый листок. | Аппликация «Превращение листика» Осень Листопад .Каждый листик грустит и вспоминает лето. Летом он был зелёным, а осенью стал желтым . оранжевым . бардовым. Демонстрируется образец, Раздаточный материал: квадрат цветного картона (желтого, оранжевого, красного цвета.) Прямоугольник зелёной бумаги, равный половине квадрата. Повторить ТБ. В нашей работе сегодня не будет обрезков. Сложить прямоугольник пополам. Нарисовать листик. Вырезать листик. Развернуть обрезки. Разрезать по линии сгиба. Разместить эти 4 детали в шахматном порядке. Приклеить . Рассказать , какие превращения произошли с листиком. Сложить общий ковёр из украшенных квадратов. Полюбоваться. |
5.»Веточка рябины» | Выполнять ТБ. Закреплять умение складывать бумагу гармошкой. Рисовать контур листика. Вырезать. Усложнение: предложить детям поменяться несколькими листиками с товарищами, для того, чтобы ветка была разноцветной. | Аппликация, пластилинография. Рассмотреть осеннюю ветку рябины. Отметить наличие разноцветных листиков на одной ветке. Рассмотреть, как крепятся листочки (попарно). Нарисовать фломастером линию прикрепления листиков. Спросить ,как можно вырезать одинаковые листочки (сложив бумагу гармошкой).Показ. Детям предложить разноцветные полоски бумаги на выбор. Работа детей. Разложить листики, приклеить. Скатать несколько одинаковых маленьких шариков красного пластилина (ягодки) Расположить и приклеить надавливанием под листиком. Полюбоваться. |
6 «Домик: свет и тень» | Знать и выполнять ТБ. Создавать условия для развития воображения. Развивать умение складывать бумагу пополам БСП. Понимать, что сгиб это середина поделки . Рисовать правую половину домика, начиная от сгиба. Учить вырезать детали. Беречь обрезки. Составлять композицию из половинки домика- тень и половинки обрезков – свет. Аккуратно наклеивать, составляя два изображения. | Аппликация «Домик. Свет и тень» В нашей работе сегодня не будет обрезков. Раздаточный материал: половина белого листа А4,,прямоугольник чёрной бумаги, равный четвёртой части А4. Повторить ТБ. Сложить вертикально пополам черную бумагу. Нарисовать контур правой половинки дома с фундаментом и выступающей крышей. начиная от сгиба. Спросить, почему крыша выступает над стеной? Нарисовать от сгиба половинку овального чердачного окна , половинку окна на фасаде стены, дверь. Взять левой рукой за сгиб, вырезать домик, детали. Разрезать домик и обрезки пополам . Совместить их в шахматном порядке. Доклеить детали. Получить два домика с освещенной и темной стороной. |
7. «Ночной город Мастеров» | Знать и выполнять ТБ. Создавать условия для развития воображения. Задумывать силуэт дома с различными деталями. Закреплять умение БСП. Рисовать правую половину дома, начиная от сгиба. Вырезать, двигаясь по линии карандаша. Аккуратно наклеивать. Самостоятельно задумывать и вырезать дополнительные симметричные силуэты и обогащать ими содержание общей работы. (Наблюдаемые эффекты. На тему хорошо откликаются мальчики. На следующий день сообщают , что дома тоже вырезали разные постройки.) | Аппликация «Ночной город Мастеров» Игра «Угадай, что это?» По черному силуэту, выполненному аппликативно, дети угадывают образ.«Когда бывает ночь, то все предметы мы видим темными. Мы видим силуэты этих предметов. И бумага у нас сегодня тёмная. Повторить ТБ. «Прогуляемся сегодня по ночному городу Мастеров. В городе все дома разные. Есть высокие башни, арки». Педагог показывает аппликативные заготовки домов с разными крышами, арочными окнами, башенками, арками. «Посмотрите! Они все симметричные, их можно вырезать из БСП. Придумайте свой дом. БСП, Положите так, чтобы сгиб был слева. Нарисуйте половинку дома, начиная от сгиба», Педагог оказывает помощь. Дети вырезают, Наклеивают в два ряда, создавая образ улицы ночного города. Дополняют силуэтами легковых машин. фонарями, деревьями, полосками пешеходного перехода. Любуются и обсуждают. |
8 «Вазочка для мамы» ( Ко дню Матери) | Знать и выполнять ТБ. Закреплять умение БСП. Копировать образ, рисуя линию правой половины выбранной вазочки, начиная от сгиба. Вырезать, держа бумагу за сгиб и двигаясь по линии карандаша. Аккуратно наклеивать. Эффекты. Дети любуются, дорисовывают цветы, берегут свои работы, уносят домой. | Аппликация «Вазочка для мамы» Перед детьми выставка вазочек различной формы и величины Рассмотреть вазочки. Выделить и повторить их части: горлышко, шейка, плечики, бока, донышко. Обнаружить их симметричность: наличие одинаковых правой и левой половинок, оси симметрии. «Сегодня мы выберем подарок для мамы – вазочку, которая больше всего понравилась вам. Как можно правильно и быстро вырезать вазочку?» Дети: БСП. «Выберите себе вазочку, которую будете вырезать и приступайте к работе». Педагог оказывает помощь в рисовании боковой линии вазочек и в рисовании ручек для вазочек Феодосийской керамики. Дети всё вырезают сами. Наклеивают на картон и составляют общую выставку ваз. Любуются. |
9«Пиктограммы: «Зимние виды спорта» | Знакомить с зимними видами спота., рассматривая пиктограммы. Проанализировать способ составления пиктограммы изображающей человека. Учить вырезать модули из полосок бумаги, закругляя уголки. Составлять фигуру человека в движении. Развивать кругозор | Рассмотреть и назвать виды спорта, ориентируясь на пиктограммы. Рассмотренные пиктограммы оставиь на доске. Назвать все рассмотренные виды спорта. Проанализировать способ изображения человека. Раздать синие полоски бумаги. Вырезать модули, составить задуманного спортсмена, ориентируясь на образец. Назвать вид сорта. Сделать силами детей картотеку зимних видов спорта на группе. |
10 «Силуэты деревьев . Ёлочки большие и маленькие» | Знать и выполнять ТБ. Учить задумывать, рисовать и вырезать целостный силуэт ёлочки из БСП умело продвигаясь по линии карандаша. | Повторить ТБ. Аппликация «Ёлочки большие и маленькие» Рассмотреть силуэтное изображение ёлочки, вырезанной из БСП. Спросить у детей, как можно вырезать такую ёлочку? Действовать по хоровой инструкции детей: БСП, Начинать рисовать от сгиба верхушку и правые веточки ели. Взять левой рукой за сгиб . Начинать вырезать с низа, со ствола. Развернуть. Проверить схожесть. «Получилось! Мы действовали правильно!Самостоятельная работа детей, помощь педагога. Наклеить. Составить еловый лес. |
11 «Деревья в инее» | Знать и выполнять ТБ. Учить вырезать ажурные кроны зимних лиственных деревьев. Закреплять умение складывать бумагу пополам, рисовать правую половину широкой кроны дерева. Вырезать по линии карандаша. Учить несколько раз складывать радиально часть кроны и делать на сгибе миндалевидные вырезы, получая веточки, а в целом ажурный силуэт зимнего дерева. | Аппликация «Деревья в инее» Рассмотреть изображения зимних деревьев инее .Предложить рассмотреть выполненные педагогом аппликации зимних деревьев в синих и голубых тонах. Обратить внимание на ажурные краны, «как кружево». Спросить у детей, как были вырезаны эти красивые деревья? Выслушать ответы. Сложили, нарисовали- вырезали дерево, сложили- вырезали веточки. Дать возможность самим детям догадаться , как были вырезаны прорези внутри кроны для веточек. Вырезать одно дерево, выслушивая советы детей. Повторить ТБ. Работа детей. Помощь педагога. Наклеить, Составить аллею в городском парке. Выставка. |
12. «Снеговик-почтовик» | Знать и выполнять ТБ. Учить вырезать круг из квадрата, сложив его вчетверо и срезав закругленно свободные уголки. Аккуратно наклеивать, составляя образ Снеговика с письмом в правой руке. Снеговики могут использоваться на занятиях по РЭМП и развитию речи. | Аппликация «Снеговик-почтовик».Прочитать одноименную сказку В. Сутеева , рассмотреть картинки к сказке или посмотреть соответствующий мультфильм. Материалы; Образец Снеговика. разноцветный картон,5 разновеликих квадратов белой бумаги для вырезания комков туловища, рук, Неровная полоска белой бумаги для снега цветная бумага для письма и ведра, белая гуашь, ножницы, клей ,кисти , фломастеры салфетки. Рассмотреть образец. Наклеить внизу картона полоску белого снега. Показать ,как будем вырезать круги для туловища снеговика: сложить бумагу вчетверо, найти свободные уголки , закруглить их, нарисовав дугу. Далее дети работают самостоятельно .Педагог оказывает помощь в вырезании ведра, письма, поиска правой руки, Дети дополняют аппликацию деталями (ёлочки, снежинки, месяц, звёзды…) Выставка. |
13.»Скоро Новый Год!» | Учить создавать совместным трудом большой поздравительный плакат. К работе привлечь желающих детей. | НА большом листе ватмана педагог рисует силуэт ели. Дети вырезают и украшают шары, наклеивают свечи и шары на ёлку, педагог рисует крупную звезду на верхушке, дети закра шивают звезду ,рисуют лучи, вокруг свечей, рисуют мелкие и крупные снежинки. Педагог пишет «С Новым Годом!»Дети украшают буквы. Плакат вывешивается на видное место. |
14 «Рукавички» | Учить вырезать , двигаясь по контурной линии. Составлять и наклеивать декоративный узор. Находить правую и левую рукавичку. | Сложить А4 пополам. Положить левую руку на лист , обвести. Вырезать. Найти правую и левую рукавичку. Приклеить..Придумать узор. Вырезать, украсить рукавички. Нарисовать фломастером резинку.Рассказать. |
15. «Большая стирка» | По мотивам рассказа Л. Пантелеева «Большая стирка» «Бельё на верёвочке» Учить вырезать силуэты одежды: носочки, футболку, юбку, трусы, шорты, платье, сарафан. | Коллективная аппликация .Вспомнить рассказ «Большая стирка» , Показать ватман с нарисованной верёвочкой. Предложить вырезать и посушить детскую одежду. Показ приёма : СБП, найти сгиб, нарисовать половинку выбранного образца. Приклеить, нарисовать прищепки. Самостоятельная работа детей. Помощь. Обсуждение получившейся работы |
16. «Мы идём гулять» | Учить составлять образ из готовых деталей. Наклеивать и рисовать лицо, Вырезать рукавички, сапожки, наклеивать. Дополнять работу рисованными деталями: санки, лыжи, снежинки и т. д, элементами одежды гендерной принадлежности Учить рассказывать о сюжете. | Аппликация. Готовые детали для комбинезона : куртка рукава вверх и рукава вниз, штаны, капюшон (круг), лицо (розовый круг), варежки и сапожки дети вырезают сами и наклеивают на А4. Вступительное слово педагога о внешнем виде детей на улице зимой. Предложить сделать картинку о том, как мы гуляем. Самую трудную часть педагог берёт на себя, вырезает заранее детали для комбинезонов . Дети выбирают детали, совмещают ,приклеивают на А4. Приклеивая лицо на капюшон, пользоваться эффектом смещения круга лица. Если круг лица сместить вверх, то ребёнок будет смотреть вверх. Дети вырезают рукавички, сапожки, украшают работу по замыслу рисунками фломастером. Рассказывают. |
17.«А на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке…» | Учить вырезать силуэты посуды из БСП. Аккуратно наклеивать. Знать произведения К.И. Чуковского. | Коллективная аппликация. Заранее готовится лист ватмана с нарисованными линиями-полчками, посередине на одной из полочек аппликация большого желтого самовара. Бумажные заготовки: разноцветные квадраты, прямоугольники, полоски. Дети вспоминают «Федорино горе», педагог показывает на пустые полочки и просит детей расставить посуду Педагог показывает приём вырезания кастрюли, бокала, вазочки. тарелочки (вид с боку). Педагог призывает детей вырезать крупные поделки и стремиться оставлять не большие брезки. Дети вырезают, педагог помогает. Наклеивают. Рассказывают. Работа вывешивается на выставку. |
18. «Дела сердечные» | Учить вырезать и украшать сердечко. Аккуратно приклеивать. Дарить, рисуя стрелочки к сердечкам своих друзей. Эффекты: Работа имеет терапевтическое значение. Создаются условия для анализа своих чувств и их проявления. | Коллективная аппликация. Дети учатся вырезать сердечко довольно крупного размера. Украшают его , наклеивают на общий лист. Садятся в круг возле работы. Педагог предлагает узнать своё сердечко и нарисовать лучи - стрелочки к сердечкам своих друзей. Внимание! Акцентрировать внимание на: «Вот сколько у тебя друзей!» Если появляется ребёнок, к которому не пришла ни одна стрелочка – взять эту ситуацию на контроль. |
19 «Лукоморье» 20. «Заучивание отрывка А.С. Пушкина «У Лукоморья» | Создание сказочной работы «Лукоморье».Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья»
Эффекты: Работу использовать при заучивании стихотворения с применением мнемотехники на следующей встрече. Дети с увлечением придумывают образы для запоминания. Например: Лукоморье- изображение лука ( оружие ) и волн моря, кот учёный кодируется детьми как рисунок кота и очки и т. п. Педагог зарисовывает придуманные образы. Очень интересная работа! | Приготовить на четверти крупного ватмана рисунок с изображением только контура крупного дерева, ствол которого обвивает золотая цепь, выполненная из золотой бумаги. Педагог читает отрывок «У Лукоморья». Размышляет вместе с детьми об этом сказочном месте. «Что есть в Лукоморье ?» Дети: дуб зелёный, кот ученый, русалка и т. д.Педагог показывает крупный рисунок с изображением мощного дерева ( толстый ствол, широкая крона). Ствол обвивает золотая цепь. «Что можно разместить на этой картинке, чтобы было понятно, что это Лукоморье? Дети: кота, чудеса. Педагог «Как можно понять , что это дуб? Дети: « закрасить зелённым, нарисовать листочки». Педагог : «Какие?» Дети: «Дубовые!»Дети закрашивают крону, вырезают дубовые листочки, наклеивают на крону, желающие рисуют и вырезают котов и наклеивают возле дуба. Дети вместе с педагогом читают отрывок. |
21. «Большая стирка» | Учить вырезать силуэты одежды из БСП. Поощрять усложнение деталей. | Склеить несколько А4, развернув их в длину. На 1 и на последнем нарисовать гвозди, соединить их линией-верёвочкой, на неё дети будут вывешивать выстиранное бельё. Педагог знакомит детей с произведением Л. Пантелеева «Большая стирка». Предлагает развесить вырезанное и выстиранное бельё, прикрепив его на верёвочку прищепками. Педагог вырезает и приклеивает футболку к линии-верёвочке, рисует прищепки. Дети задумывают, вырезают. приклеивают. |
22. «Футбольная команда поёт гимн» | Учить вырезать равновеликие части одежды: футболку и шорты. Аккуратно наклеивать в ряд. Дорисовывать фигуры футболистов, развивать сюжет, украшать работу деталями. Создать условия для проживания гордости за нашу страну. Эффекты: Дети работают дружно. Получается красочная работа. Глядя на неё , дети решают спеть гимн России. Педагог ищет запись гимна России в исполнении мальчика -солиста. Дети выстраиваются и поют вместе гимн. | Подготовить половину ватмана, разрезанного по длине. Нарисовать внизу прямую линию , изображающую землю. Педагог рассказывает о победах сборной России по футболу. Рассматриваем форму игрока: футболка, шорты, гетры. Кроссовки. Вся одежда у команды одинаковая Выбираем цвет (красный). Показ приёма вырезания футболки и шорт. БСП, нарисовать половинку, вырезать, совместить (футболка может быть шире шорт, но шорты шире футболки быть не могут). Наклеить на общий лист, над линией земли, оставив место для рисования ног. Педагог вместе с детьми дорисовывает ноги ,голову, руки футболистов. Дети закрашивают гетры, кроссовки, рисуют над командой флаг России, Табло Россия-Франция, счёт: 10-0. Девочки могут вырезать вместо шорт юбочки, пусть это будут врачи, Футболисты получатся разного роста. Объяснить, что команда выводит на поле юных спортсменов. |
23. «Красивые буквы» | Учить вырезать симметричные буквы , имеющие вертикальную ось симметрии(А, Д, Ж, Л, М, Н ,О, П, Т и т.д.) и горизонтальную ось ( В, Е, З, К, С, К, Э и т. д.), Сложить слова МАМА, ПАПА, САД, ШКОЛА. | Рассмотреть крупное изображение букв. Доказать, что они симметричные (найти середину, поделив пополам, увидеть равные половинки). Значит, их можно вырезать из бумаги сложенной пополам. Показ. БСП, Нарисовать половинку. Вырезать. Работа детей. Ребёнок вырезает одну букву для сложения данных слов. Помощь педагога. Составить слова, наклеить. Прочитать. Поместить на выставку. |
24. «До свидания , детский сад!» | Развивать умение вырезать симметричные буквы. Складывать слова. Украшать плакат. Создать ситуацию для проявления благодарности в момент прощания с детским садом. | Коллективная аппликация-плакат. Беседа с детьми о приближающемся Выпускном бале. Мотивировать создать благодарственный плакат: «До свидания, детский сад!», который дети развернут на выпускном вечере. Повторение способа вырезания букв. Педагог вырезает буквы с симметричными деталями:, И, Я. Дети вырезают крупные буквы, наклеивают на А4 , склеивают листы, образуя слова, получают длинный плакат. Разворачивают плакат на выпускном, хором читая: Школе каждый будет рад! До свиданья, детский сад! |
25. Итоговое занятие. Диагностика. | Собрать диагностический материал по развитию пространственных представлений и графических навыков: соблюдение пропорций, наличие прямых линий, прямых углов, горизонтальности и вертикальности линий. | |
26. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование коррекционно-развивающей программы "Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми" (И.В.Ганичевой)
Адаптированная программа "Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...
Единые требования к коррекционно-развивающим программам для воспитанников общеобразовательных, санаторных, специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских домов.
Единые требования к коррекционно-развивающим программам для воспитанников общеобразовательных, санаторных, специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских домов....
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....
Коррекционно – развивающая программа «В мире эмоций» для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии дошкольников.
Занятия для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии в сенсорной комнате дают возможность смягчить, либо устранить эти проблемы. С помощью различных элементов в сенсорной ко...
Коррекционно – развивающая программа «В мире эмоций»
В последние годы одной из самых серьёзных социальных проблем является нарушение эмоционально-волевой сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Ребенок дошкольного возраста мало осо...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по окружающему миру
Цель: Уточнение и систематизация знаний детей о домашних и диких животных....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по окружающему миру "Времена года"
Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года....