Проект "Филимоновская игрушка"
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида
Проект
«Филимоновская игрушка»
(Среднесрочный)
Составила: Никитина. О. Г
г.Гусиноозерск
2016г
Наименование проекта: Филимоновская игрушка.
Разработчики проекта: воспитатель Никитина.О.Г
Тип проекта: познавательно - творческий.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Срок реализации: 3 месяца.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.
Цель: формировать интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения и выразительными средствами филимоновской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
- развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,
навыки действовать коллективно;
- воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
Актуальность проблемы:
Приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.
Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают, отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Механизм реализации проекта:
Формы работы с дошкольниками:
- беседы о филимоновских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании;
- рассматривание элементов росписи;
-рисование основных элементов филимоновской росписи в порядке усложнения;
- непосредственная образовательная деятельность;
- познавательные рассказы воспитателя;
- просмотр фильма и презентации о филимоновской игрушке;
- дидактические игры;
- раскрашивание плоскостных силуэтов филимоновских игрушек;
- рассматривание иллюстраций и филимоновских игрушек;
- лепка игрушек из соленого теста,глины и их роспись.
Взаимодействие с родителями:
- изготовление папки-передвижки «Филимоновская игрушка»;
- обеспечение материалами (соль, мука или глина) для лепки.
Деятельность педагога:
- подбор литературы, фильма о народном промысле "Филимоновская игрушка";
- иллюстраций филимоновских изделий;
- создание мультимедийной презентации «Филимоновская свистулька»;
- изготовление обьемных филимоновских игрушек;
- подготовка соленого теста для лепки, глины;
- мини –музей «Филимоновская игрушка».
Продукт проектной деятельности:
- мультимедийная презентация «Филимоновская свистулька»;
- игрушки для мини-музея;
- папка-передвижка для родителей «Филимоновская игрушка»
Ресурсное обеспечение проекта:
- информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
- материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
Сроки и этапы реализации проекта:
Проект осуществляется в несколько этапов:
- Организационно-подготовительный.
- Основной (этап непосредственной реализации).
- Итоговый (результативный, рефлексивный).
Организационно-подготовительный:
- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;
- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;
- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;
- составление плана реализации проекта;
- оформление папки-передвижки «Филимоновская игрушка»;
- создание презентации «Филимоновская свистулька»».
Основной:
- ознакомление с историей промысла;
- ознакомление с особенностями росписи филимоновской игрушки;
- составление орнаментов;
- роспись бумажных силуэтов игрушек;
- лепка и роспись игрушек в стиле филимоновских игрушек.
Итоговый:
- обобщение результатов работы;
-оформление мини-музея филимоновской игрушки.
Ожидаемые результаты:
- дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;
- выделяют характерные средства выразительности филимоновской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т.п.;
- лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;
- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.
Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг в подготовительной группе « Раз игрушка, два игрушка»
Совместный досуг с тифлопедагогом....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...