развитие речи дошкольников в изо-деятельности
методическая разработка
развитие речи дошкольниковпри лепке, рисовании, конструировании и аппликации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshkolnikov_v_izo-deyatelnosti.pptx | 2.9 МБ |
razvitie_rechi_cherez_izo-deyatelnost.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель- развитие речи у дошкольников через различные виды изобразительной деятельности Задачи : расширение представлений о предметном окружении; активизация познавательных функций; развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие необходимых психических процессов; формирование навыков и умений; использования нетрадиционных техник ИЗО-деятельности ; о богащение пассивного словаря
Методы обучения Наглядные приемы- показ предмета, показ приемов изображения, наблюдение, рассматривание и описание картин, обследование предмета, сравнение работы с образцом, комментирование действий, групповые выставки, рассматривание иллюстраций Словесные приемы- комментирование действий, сочетание словесного объяснения с показом приемов изображения; речь взрослого-образец для подражания; беседы; артикуляционная гимнастика; вопросы к детям; использование проблемных ситуаций; анализ работы Практические приемы- рисование предмета; вырезание предмета; произведение движений в воздухе; лепка, пальчиковая гимнастика; моделирование и анализ заданных ситуаций; упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера; индивидуальный подход
Использование потешек , стихов для рисования Тучу толстую с дождем Сизым цветом обведем. Брюшко пощекочем – Туча загрохочет: « Трам-бам-бам ! Тарарам! Вот сейчас я вам задам!» «Кап-кап-кап!» – дождь льется. Зонт раскрыть придется
Нетрадиционные техники рисования Являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга Монотипия Рисование ладошками и тампонами
Кляксография - Развитие дыхательного аппарата -Развитие рото-губной мускулатуры -Передача настроения цветом -Творческое самовыражение
Тестопластика - способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления; -формирует эстетический вкус Повышает сенсорную чувствительность; -развивает мелкую моторику; -синхронизирует работу обеих рук; -развивает речь
Работа с крупами - Сенсорное познание предметов и веществ; Развитие мелкой моторики Развитие чувственного восприятия; Развитие фантазии и воображения Созидательность; - Медитативный и успокоительный эффект;
Работа с бросовым материалом - становление речи ребёнка - подготовка кисти рук к письму - повышение работоспособности коры головного мозга - стимулирует развитие внимания, воображения, фантазии - воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому
Мнемотехника Развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, воображения, а именно психических процессов. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение воспитателей коррекционных групп
Тема: «Развитие речи дошкольников в изобразительной деятельности»
Подготовили: Воспитатели - Васильева Л. С.
Малинина Н. И.
ГБДОУ детский сад № 362 коррекционного типа Кировского района Санкт-Петербурга
Слайд 1
Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Для дошкольника рисование – малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои «произведения искусства» среди множества других, даже через длительное время.
Изобразительная деятельность – благодатная почва для реализации речевой активности, ведь человек усваивает 10% из того, что слышит, 50 %, из того, что видит, 90 % из того, что делает. Изобразительная деятельность позволяет развивать творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем (делают открытия). Названия предметов, явлений, их словесное определение и описание, высказывание ребенка о том, что и как он рисует, лепит, рассказ о созданном изображении, его оценка, умение его охарактеризовать, развивает речь детей и способствует более глубокому осмыслению процесса изображения.
Слайд 2.
Целью нашей работы является систематизация работы по развитию речи на материале изобразительной деятельности, развитие мелкой моторики.
Таким образом, решаются следующие задачи по развитию речи детей: обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация и конструирование
Для осуществления поставленных задач применяются различные методы обучения
Слайд 3
Наглядные приемы – на занятиях мы используем предметы натуры, репродукции картин, образцы и другие наглядные пособия. В ходе рассматривания и исследования предметов дети называют название предмета ,его части, выделяют характерные признаки, определяют назначение предмета. Таким образом, происходит пополнение словарного запаса. Так же используем в работе групповые выставки, рассматривание иллюстраций и анализ работ.
Словесные приемы – побуждают ребенка к самостоятельным высказываниям. Наряду с сопряженной речью используем отраженную форму речи – повторное произнесение ребенком отдельных слов, фраз, вслед за педагогом. Употребляем образные сравнения, стихотворные тексты, загадки, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.
Практические приемы – применяются при рисовании предмета с натуры, по представлению, использовании нетрадиционных техник, сюжетного рисования, лепке и конструировании. Большое значение в практических умениях уделяется пальчиковой гимнастике, она целенаправленна для развития мелкой моторики, для развития речи детей
Прежде всего, речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т.е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только задачи развития речи, но и задачи обучения изобразительной деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи.
Прежде всего, речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т.е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только задачи развития речи, но и задачи обучения изобразительной деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую мяч. При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий; характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй дорожку, шар». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно – следственную взаимосвязь различных действий и явлений: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистая».
Действия детей, оречевленные в ИЗО и конструктивной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.
Слайд 4
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря, высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы. Во время рисования проговаривают стихотворения к рисунку.
Нарисуем желтый круг,
После лучики вокруг –
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
На детей и на цветы,
Смотрит солнце с высоты,
Чтоб росли скорее
Их теплом согреет.
Слайд 5
Дети в процессе создания изображения узнают свойства и изобразительные возможности орудий (карандаша фломастера, кисти, ножниц и др.) и материалов (красок, сангины, угольного карандаша, пастели, цветных мелков и др.).
Тематика рисунков может быть разнообразной. В рисовании можно использовать нетрадиционные техники такие как: рисование пальчиками, рисование ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном - нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, оттиск печатками из картофеля, рисование ватными палочками, волшебные веревочки, рисование скомканной бумагой.
Каждая из этих техник - это маленькая игра, а все дети любят играть
Слайд 6
Метод кляксографии – дети, выдувая краску через трубочку, не только осваивают новый метод, получают интересное изображение, додумывают, что это могло получиться, но и развивают дыхательный аппарат.
Слайд 7
Лепка ещё один из видов изобразительной деятельности. Своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином, тестом. В лепке, как и в рисовании, также можно использовать нетрадиционные техники. Одним из видов такой техники тестопластика. Дети учатся последовательности создания теста, запоминают ингредиенты, учатся месить тесто, вспоминают что можно приготовить из теста.
Слайд 8
При работе с крупами дети закрепляют названия круп, узнают их тактильно, вспоминают основное их применение ( каша из гречки, рис на гарнир, фасолевый суп и др.), учатся самостоятельно подбирать наиболее подходящую крупу в композиции (иголки ежика похожи на рисинки, а греча и фасоль на большие и маленькие камушки).
Слайд 9
Дети учатся использовать предметы –заместители на практике ( бутылочка от йогурта станет телом для снеговика, а бусинки его глазами; скорлупа от фисташек похожа на листочки дерева; а вата похожа на снег или шерстку кошки). Благодаря созданию коллективных композиций развиваются умения: общаться и взаимодействовать со сверстниками, педагогом, договариваться и при необходимости уступать друг другу, радоваться общим успехам
Слайд10
Мнемотехника – составление рассказов или заучивание стихов, используя вспомогательные схемы с графическим изображением предметов и явлений. Дети не только соотносят понятие или свойство предмета с картинкой, но и зарисовывают схему, запоминая последовательность, а потом самостоятельно составляют рассказ по этой схеме
Слайд 11
Таким образом, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольником в театрализованной деятельности
Этот материал бутет полезен для воспитателей и родителей , которых интересует тема " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника" ....
Развитие речи дошкольником в театрализованной деятельности
Этот материал бутет полезен для воспитателей и родителей , которых интересует тема " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника" ....
Развитие речи дошкольником в театрализованной деятельности
Этот материал бутет полезен для воспитателей и родителей , которых интересует тема " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника" ....
Развитие речи дошкольником в театрализованной деятельности
Этот материал бутет полезен для воспитателей и родителей , которых интересует тема " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника" ....
Развитие речи дошкольником в театрализованной деятельности
Этот материал бутет полезен для воспитателей и родителей , которых интересует тема " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника" ....
Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)
Данный материал поможет в работе с детьми над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....
Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...