Развитие речи дошкольником в театрализованной деятельности
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Филимонова Елена Васильевна

Этот материал бутет полезен для воспитателей и родителей , которых  интересует  тема  " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_s_razlichnymi_vidami_teatra.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад

Творческая квалификационная работа

по теме:

Ознакомление с различными видами театра для повышения речевой активности.

                                                       

                     

Санкт – Петербург 2009 год

Оглавление:

1 .   Введение………………………………………………….2

2.     Актуальность……………………………………………4.

3.    Цель, задачи и методы. Принципы…………………………………5.

4.     Реализация цели и задачи работы………………………….6

5.      Различные виды театра в жизни дошкольника………….7-10.

6.  Формирование речевых и коммуникативных функций детей……..11-15

7.  Модель развития речевой активности……………………………..16

8. Практическая работа с детьми средней группы…………!7

9. Приложения…………………19-27

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития  речи  детей дошкольного возраста.

В решении задач, связанных с развитием речи  ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.

Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует, что знакомство с различными видами театра, а так же театральные постановки для детей и с их участием, играли важную роль в их  развитии, приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, развивали  речь,  учили ребенка лучше понимать окружающий его мир.

Дети- дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.  Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прейти  к нему на помощь. Участвуя  в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки, обогащая свой внутренний мир.

Ознакомление с различными видами театра и  театрализованная деятельность, позволяет решать многие задачи программы детского сада:  одной из самых важных для дошкольников является развитие речи, и повышение речевой активности. Разнообразие различных видов тетра, тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная  деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка,  повышает речевую активность, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети  проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

 Таким образом можно сделать  ВЫВОД:   что все вышесказанное дает основание утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра  и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к  повышению и  эффективности  речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Актуальность  темы определяется следующими показателями:

  1.  Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;

  1. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

  1. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

  1. Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков  поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Цель:   Ознакомление с различными видами театра , для повышение речевой активности.

Задачи и методы:

  1. последовательное знакомство с видами театра;
  2. поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
  3. совершенствование артистических навыков;
  4. работа над речью и интонацией;
  5. коллективные взаимодействия;
  6. умение сочувствовать, сопереживать.

Принципы:

Следует выделить некоторые  принципы.


1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность  и  проблемность,  постановка дальней цели.


2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.


3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.


4. Принцип интегративности,  характеризующийся связью:
- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);
- детского и взрослого искусств;
- театральной игры и совместной созидательной деятельности  педагога и ребенка.

  1. импровизационность;
  2. гуманность;
  3. систематизация занятий;
  4. учет индивидуальных особенностей детей.

 Реализация цели и задач:

  1. Знакомство детей с театральной куклой - бибабо, и театрализованными играми, начиная с младшей группы. Дети смотрят драматизации, инсценировки в исполнении воспитателя и детей старших групп.
  2. Со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. В качестве основы - этюдный тренаж, помогающий развить внимание, прививающий навыки отображения различных эмоций.
  3. В средней группе кукольный спектакль объединяется с игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр - там есть ширма и за нее можно спрятаться.
  4. В старшей группе дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.
  5. Подготовительная группа - театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев.
  1. совершенствуется всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрализованного искусства;
  2. развивается творческая самостоятельность: игровая, песенная, танцевальная импровизация, а так же импровизация на детских инструментах;
  3. углубляются знания о предметах, куклах, декорациях;
  4. расширяется, активизируется словарь детей; воспитывается культура речевого общения;
  5. закрепляются навыки импровизации знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты;
  6. ищутся выразительные средства для создания образа,
  7. используя позу, мимику, жест, речевую интонацию;
  8. воспитывается отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи;
  9. совершенствуется песенное мастерство;
  10. развивается творческая самостоятельность, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, создавая яркий образ героя

2. Различные виды театра  в жизни дошкольников


Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.


Существуют разнообразные виды детского театра.

Самый распространенный это театр игрушек.

 Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то

театр пяти пальчиков,  или  театр петрушек,  создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью.
Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши экспансивно сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными.
Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков — дело хлопотливое, но возможное в любом детском саду. Зато как близка кукла детям! Надев куклу на руку, воспитатель может подойти с ней к малышам, и этот поросенок или мишка могут поговорить с детьми, немножко пошалить, приласкаться, ободрить и утешить ребенка, попросить что-либо сделать. Как изготовить куклы, создать декорации и подготовить спектакль, подробно рассказывается в книгах Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» (М., 1960) и Г. В. Генова «Театр для малышей» (М., 1968).


Вызывает интерес у детей и теневой театр.

Теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений можно осуществить в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др. Если трудные для показа части литературного произведения имеют важное значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения.
Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяются характерные черты (нос, шарф, волосы и т. д.).
Показ спектакля теневого театра требует на первых порах участия трех воспитателей: один должен сидеть перед экраном и читать текст, двое других за экраном управлять силуэтами. Возможны различные варианты показа спектакля: можно читать все произведение, а можно ограничиться лишь чтением авторского текста, реплики персонажей будут произносить воспитатели, находящиеся за экраном, и т. д.
Когда воспитатели приобретут опыт в управлении силуэтами, они могут показывать спектакль даже поодиночке, привлекая в качестве ассистентов детей.
Воспитателю придется читать текст за нескольких действующих лиц, поэтому надо научиться за каждого говорить так, чтобы дети могли по голосу различать персонажей. Дикторское прочтение слов автора требует, чтобы текст читался выразительно, внятно, достаточно громко. Одним из вариантов теневого театра является такой, когда силуэты получаются от фигур людей.
Так же как и в теневом театре с плоскими фигурами, свет должен быть за экраном, а зрители садятся перед экраном. Свет должен быть ярким: на воздухе — солнце, а в комнате — очень яркая лампа, которая вешается в полутора-двух метрах от экрана, на уровне плеч детей. Прежде чем приглашать зрителей на просмотр спектакля, воспитатель приводит за экран 6—8 детей и объясняет им их обязанности. Он сам проходит близко от экрана и просит, чтобы дети сказали, когда тень будет ярче и отчетливее.
Сначала дети будут разыгрывать сценки-импровизации, шутить и веселиться. Для создания комического эффекта можно дать им смешные головные уборы, приделать длинные носы, пышные бороды и т. д. Затем можно готовить небольшие жанровые сценки.
Интересный литературный материал для театра теней дан в книге Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду».
Большой популярностью у малышей пользуется настольный  
картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки — делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок.
Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах, и, конечно, с радостью встречают они картинки двигающиеся. Издательство «Малыш» выпустило оригинальные книжки-игрушки «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», представляющие собой своеобразные миниатюрные театры картинок. Изобретательно выполненные сценки могут служить образцом для театра картинок.
Самодельные театры картинок создают эффект действия: при показе спектакля воспитатели стараются перемещать фигурки. Как правило, их делают на подставках, за которые тянут небольшими крючками, прикрепленными к палочкам. В последнее время передвижение фигурок в театре картинок производится магнитами, при этом можно добиться даже того, что фигурки будут забавно танцевать.
Элементарная форма представления в картиночном театре — передвижение картинок на столе без создания эффекта внезапности появления. Просто сначала, например, ставят большую репку, затем выдвигают последовательно бабку и всех других персонажей спектакля. При таком показе руки воспитателя привлекают к себе слишком много внимания. Чтобы закрыть от детей руки, из картона делается красивый барьерчик (40—50 см длины и 8 см ширины).
Для создания обстановки театрального представления воспитатели делают занавес, кулисы. В таком театре на сцене могут находиться различные фигурки, передвигаться в разных направлениях. О том, как сделать фигурки, декорации, рассказывают Т. Н. и Ю. Г. Караманенко в книге «Кукольный театр — дошкольникам» (М., 1973).
Репертуар  
театра картинок на фланелеграфе  очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения.
Развитие эстетического вкуса дошкольников будет проходить тем успешнее, чем продуманнее будет организована работа по изучению доступных детям художественных произведений. Уже в группе раннего возраста при рассказывании потешек и маленьких стишков для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Практически большинство художественных произведений, составляющих обязательный литературный минимум или включенных для дополнительного изучения, могут быть инсценированы одним из указанных способов.

  1. Театр бибабо.
  2. Театр  марионеток
  3. Живая кукла.
  4. Варежковый театр.
  5. Театр ложек
  6. Верховой театр.
  7. Плоскостной театр.
  8. Театр миниатюр.

Формирование речевых и коммуникативных проявлений детей.

Формирование речевых и коммуникативных проявлений  детей раннего и младшего школьного возраста затрагивает некоторые исследования (А. М. Леушиной, Е. И. Кавериной, Г. М. Ляминой, Н. М. Аксариной) в области решения задач речевого развития. Разносторонний анализ трудов этих авторов широко представлен в отечественной литературе, поэтому изложим лишь основные положения по проблеме изменения речевой активности детей.

1. Формирование речи в раннем детстве определяется развитием новых видов деятельности и новых форм общения с взрослыми по поводу этих видов деятельности. Д. Б. Эльконин подчеркивает, что возникновение новых видов деятельности ребенка и новых отношений его со сверстниками и с взрослыми приводит к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. Ведущей в этот период является предметно-орудийная деятельность, поэтому маркером изменений речевой активности детей выступает соотношение единиц в паре «глаголы — существительные». Исследованиями А. С. Выготского, А. М. Аркина, А. М. Гвоздева установлено, что изменение объема речевой приводит к изменениям соотношения между существительными и глаголами: в ясельной группе — 100/170, в группе детского сада — 100/120. Новые потребности деятельности и общения ведут к дальнейшему интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем. В результате этого речь ребенка становится все более связной и в итоге превращается в важнейшее средство передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Взрослый (воспитатель или родитель) задает систему расчленения действительности, которая необходима для формирования понятия, когда показывает и называет признаки предметов ребенку в процессе совместной предметной или предметно-игровой деятельности с ним; систему обобщения — когда учит пользоваться сенсорными эталонами, помогает накопить опыт обозначения каких-либо предметов их изображениями, символами или предметами-заместителями 2. Высшие психические функции внутренне связаны с развитием речевой активности и языковой способности. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка — его восприятие, мышление, память. Однако процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На начальных ступенях овладения речью значение, которое ребенок вкладывает в слышимые и произносимые им слова, существенно отличается от значения, которое эти же слова имеют для взрослого. На протяжении раннего детства происходит изменение значений слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка. Согласно взглядам Л. С. Выготского, «перекрест» в развитии речи и мышления, языковой и интеллектуальной способностей ребенка, осуществляется до 2-3 лет. Условием развития познавательной активности в данный период выступает общение ребенка со взрослым партнером, в процессе которого ребенок усваивает заинтересованное отношение к предметам и явлениям, способы исследовательских действий и управления своим поведением. Структурирование Образа мира и Образа себя, представлений о своих умениях и возможностях происходит благодаря Слову.

3. Социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности ребенка — важные факторы социального и общего развития ребенка в раннем детстве и младшем,  поэтому особые требования предъявляются к речи воспитателя и его умению моделировать педагогические ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков воспитанников. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, позволяющих ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка, исследователи называются языковой способностью.

Решение задач стимуляции речевой активности и развития языковой способности детей предполагает:

1.Развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям.

2. Развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов, различение грамматических форм.

Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи, ведет за собой ее развитие. Динамика соотношения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности детей в общении со сверстниками и взрослым при переходе от уровня пассивной к активной адаптации. Дети все чаще включаются в речевые взаимодействия с воспитателями и сверстниками, учатся решать задачи речевой коммуникации.

Первым этапом развития речи детей является использование воспитателем приема оречевления действий на протяжении всего воспитательного процесса: одевания, раздевания, умывания, кормления и т. д. При этом речь воспитателя не должна быть стереотипной. Так, фразу «Пошли мыть руки» можно заменять на «Вымоем руки», «Сейчас мы пойдем мыть руки», «Пойдемте мыть руки», «Пора помыть руки» и т. д. При этом обращается внимание на реализацию разных функций речи: назывной, комментирующей, обобщающей, планирующей, контролирующей — в процессе организации всех форм детской жизнедеятельности в саду. В этом случае речь становится средством активизации речевой деятельности детей и организации их собственного поведения. При этом речь воспитателя по своей форме и значению может как ограничивать действия детей («Нельзя» ), так и побуждать к действиям, совмещаться с действиями и завершать их («Будем одеваться» — «Одеваемся» — «Оделись» ). Адекватное выполнение действий детьми говорит о правильном восприятии и понимании обращенной речи. Таким образом воспитатель подводит детей к овладению более сложными функциями речи — регулирующей и планирующей.

Речевое комментирование воспитателем организации жизнедеятельности детей способствует тому, что дети побуждаются к сотрудничеству со взрослым с целью получения от него новых сведений об окружающем мире и новых способов действий. При этом потребность в общении с взрослым рассматривается как сотрудничество и желание получать новые знания об окружающем. Поэтому на данном этапе следует поддерживать все возрастающий интерес к окружающим явлениям, предметам, игрушкам, картинам, самим взрослым. На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит совершенствование восприятия более сложных образцов речи, различных вариантов предложений, обогащение словаря, уточнение и усвоение лексических и грамматических значений слов. Это ведет к развитию потребности в общении со взрослым на познавательные темы и к активным познавательным действиям. Общение приобретает инициативный характер, ребенок чувствует потребность в активных самостоятельных действиях.

К концу дети в детском саду, используя сформированные навыки речевого общения, должны уметь осознанно воспринимать речь взрослых, то есть уметь вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции, активно пользоваться звукоподражаниями, пользоваться в общении ситуативной речью, как по побуждению воспитателя, так и по собственной инициативе. Самым важным достижением является появление у детей активной речи, желания говорить, когда дети в общении начинают отвечать на вопросы воспитателя на занятиях, по своей инициативе вступают в общение с взрослым и сверстниками. Воспитанники к этому времени усваивают основные синтаксические единицы, которыми и пользуются в общении —слово — словосочетание — предложение.

Специфическими приемами, на занятиях по развитию речи, являются

1.Показ и рассматривание предмета.

     То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый       интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем  самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения.

2. Выполнение действий с предметом.

Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и, как следствие, развитию взаимоотношений детей, так как в общение со сверстниками воспитанники вступают по поводу интересующей их совместной деятельности, а наиболее привлекательной деятельностью дошкольников на потяжении всего дошкольного периода является игра.

3. Просьбы, поручения.

     Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что, прежде всего, необходимо в общении детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности.

  1. Вопросы — ответы.

 Данный прием используется для активизации речи детей: побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет, развить у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника, тем самым развивая социальную перцепцию и ориентировку.

 

  1. Опосредованное общение через игрушку

 Создает непринужденную обстановку в группе, что очень важно для развития вербальной и невербальной коммуникации, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, «брошенности», вызывает повышение познавательного интереса детей.

  1. Многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий.

Этот прием способствует формированию стереотипов поведения, т. к. привлекает детей к выполнению правил и образцов, что, в свою очередь, приводит к непроизвольному запоминанию речевых образцов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях, а также помогает формировать у ребенка произвольную регуляцию деятельности и поведения. Комментирующая речь оказывает большое положительное влияние на эмоциональное состояние детей, которое достигается положительной оценкой деятельности ребенка и отдельных операций. Желание услышать в рассказе взрослого положительную оценку своей деятельности способствует развитию у ребенка потребности в социальном соответствии.

В среднем дошкольном возрасте у детей происходит интенсивное познание окружающего мира. Одной из ярких характеристик детей 4-5 летнего возраста является появление большого количества детских вопросов познавательного характера, появление повышенного интереса к словам и окружающим вещам, явлениям, предметам, что и дало название этому периоду - «детских почемучек».

Учёные (А.М. Богуш, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что под речевой активностью детей следует понимать следующие умения, которыми должен обладать ребёнок:

- слушать и понимать обращённую к нему речь;

- вступать в разговор и поддерживать его;

- отвечать на вопросы и спрашивать самому;

- уметь объяснять

- пользоваться разнообразными языковыми средствами;

Основными показателями речевой активности детей среднего дошкольного возраста являются:

- присутствие инициативы в речевой деятельности;

- поддержание и подкрепление инициативы, при наличии значимого «подкрепления» (яркой наглядности, игровой мотивации и т.д.)

- присутствие «умственного удивления» (любопытства, интереса и т.д.)

- высокая трудоспособность в речевой деятельности

Активизация речевой деятельности способствует умственному развитию ребёнка, обогащению словарного запаса, развитию речи, усвоению лексических единиц родного языка, способствует развитию воображения, мышления.

Модель развития речевой активности дошкольников

Таким образом можно сделать  ВЫВОД:   что все вышесказанное дает основание утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра  и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к  повышению и  эффективности  речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Цель данной работы: последовательно знакомить детей с различными видами театра, повышать речевую активность, развивать инициативу, самостоятельность в играх с куклами, развивать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками ДОУ. Продукт совместной деятельности:

Практическая работа осуществляется на базе средней группы  детского сада № 61 второй год по трём направлениям:

 1 “Развивающая среда”,

 2 “Дети”,

3  “Взрослые”.

Первое направление-  формирование развивающей среды. 

Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

  1. Настольный театр
  2. Театр резиновой игрушки
  3. Театр мягкой игрушки
  4. Театр ложек
  5. Плоскостной театр
  6. Театр марионеток
  7. Пальчиковый театр
  8. Костюмы
  9. Декорации
  10. Театр конусной игрушки
  11. Куклы- бибабо
  12. Теневой театр
  13. Театр “Варежка” и др.

Второе направление- это работа с детьми. 

Она включает в себя творческую деятельность детей, как совместную с воспитателем ( 2 раза в неделю), так и самостоятельную. Это:

  1. Игровое творчество
  2. Песенное творчество
  3. Танцевальное творчество
  4. Импровизация на детских музыкальных инструментах.

При работе с детьми используются следующие методы: сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание играть на музыкальных инструментах, интерес и желание танцевать.

Третье направление -- “Взрослые”. Это работа с родителями, специалистами ДОУ. 

Она включает в себя:

  1. Совместное посещение театров семьями и группой
  2. Выставка театров разного вида
  3. Создание мини музея игрушек сделанных своими руками
  4. Совместное выступление детей и их родителей
  5. Выступление кукольного театра
  6. Семейные мини-спектакли
  7. Изготовление фото альбомов и тд.

Практические наработки.

Театральные игры.    Упражнения и этюды.


Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами - предлагаемыми обстоятельствами). Тем самым в процессе работы повышается речевая активность ребенка.
Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).
Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой  говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.
Работа над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.


Речевые игры и упражнения
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:
- дыхательные и артикуляционные;
- дикционные и интонационные;
- творческие (со словом).

Работа над спектаклем
Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им повышать речевую активность, преодолевать трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоци ональную сферу ребенка.
- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации - становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
Кукольный театр
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.

Приложение 1

Занятие по театрализованной деятельности

в средней группе.

Тема: «Модификация русской народной сказки «Колобок».

Цели:

  1. Вспомнить русскую народную сказку «Колобок», эмоционально рассказать её с элементами драматизации.
  2. Изменить сказку, модифицировать её, создать новую ситуацию, использую элементы ТРИЗ.
  3. Развивать фантазию, воображение детей.

Оборудование: настольный театр по сказки «Колобок», макет большого колобка.

Ход занятия:

  1. – Вы любите сказки?

– Отгадайте что это за сказка?

Игра «Угадай сказку» (2-3 сказки)

Н.-р.        На окошке он студился,

        По дорожке ……..

        Из муки он был печён,

        На сметании был мешён.

        Был он весел, был он смел

        И в пути он песню ……..

        Съесть его хотел зайчишка,

        Серый волк и бурый …….

        А когда мылишь в лесу

        Встретил рыжую …….

        От неё уйти не смог.

        Что за сказка? ……..   (Колобок)

        

  1. – А у меня в волшебном сундучке спрятались герои этой сказки.

Достаётся настольный театр по сказки «Колобок».

Дети вместе с воспитателем вспоминают классическую сказку «Колобок» драматизируют её, используя фигурки настольного театра.

        

  1. - Ребята, а представьте чтобы случилось, если бы старуха, замешивая тесто, положила бы много дрожжей?

Спросить у детей знают ли они из чего состоит тесто, что в него кладут, Зачем нужны дрожжи, что они делают с тестом?

        - Они увеличивают тесто в размерах, и колобок бы вырос огромным. Он так вырос, что не смог поместиться в избушке. Крыша дома бы треснула, стены развалились, и колобок выкатился во двор. А со двора- прямиком в лес.

        Катится колобок по лесу, верхушки берез задевает. Навстречу ему заяц.

Говорит колобок зайцу:

                                Я колобище, зверей грозище.

                                Я избу сломал, на волю попал.

                                Сейчас я тебя, зайца, съем!

        Не успел заяц глазом моргнуть- съел его колобок, катиться дальше, и всё растёт, растёт… Уже до сосновых веток достаёт. Навстречу ему волк. Говорит колобок волку:

                                Я колобище, зверей грозище.

                                Я избу сломал, на волю попал

                                Я зайца съел, сейчас тебя, волка, съем!

        Не успел волк и ухом повести- съел его колобок.

        Катиться дальше и расти продолжает. Уже выше горы стал. Навстречу ему медведь. Говорит колобок медведю:

                                Я колобище, зверей грозище.

                                Я избу сломал, на волю попал

                                Я зайца съел, я волка съел,

                                Сейчас тебя, медведя, съем!

        Не успел медведь вздохнуть, съел его колобок. Катится дальше и расти продолжает. И уж не колобок он, а невиданный великан. Облака перерос. Навстречу ему лиса. Говорит колобок лисе:

                                Я колобище, зверей грозище.

                                Я избу сломал, на волю попал

                                Я зайца съел, я волка съел,

                                Я медведя съел,

                                Сейчас тебя, лиса, съем!

        А лиса ему в ответ : «Хорошо, ты меня съешь, но только пожалуйста, выполни одно моё желание».

        «Какое»?- спрашивает колобок.

        «Ты ведь великан, что тебе стоит до солнца дотянуться? Уж очень хочеться солнышко поближе рассмотреть!»        .

        Дотянулся колобок- великан до солнца, а солнышко как начало его жарить!

Очень скоро превратился он в большой пирожок. А лиса его- ам! И съела. И остыть не успел».

Итог:        Вопросы воспитателя:

        - Почему колобок стал таким огромным?

        - Кто перехитрил колобка? Каким образом?

                

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для развития театральной деятельности в ДОУ педагогами созданы следующие условия:

  1. имеются различные виды театров: теневой, фланелеграф, кукольный, пальчиковый, игрушек, настольный, перчаточный, би-ба-бо; 
  2. сшиты костюмы и маски для игр-драматизаций; 
  3. имеются ширмы разных размеров; 
  4. набор декораций; 
  5. имеется сцена, занавес; 
  6. оборудованы гримерная, костюмерная; 
  7. собрана аудиотека классической и релаксационной музыки, "звуков природы". 

Для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности педагоги практикуют выразительное чтение и рассказывание детей на занятиях, развлечениях, праздничных утренниках. Традиционным в детском саду стало отмечать в начале учебного года "День поэзии", где дети демонстрируют исполнительское творчество.

Через работу по этюдам воспитатели развивают способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся упражнения перед зеркалом, миниконцерты в группах, танцевальные импровизации под музыку. Используя психогимнастику М.Чистяковой, игры, рекомендуемые А. Зиминой, Э. Костиной, педагоги побуждают детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учат различать, называть и передавать настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.

Педагоги знакомят детей с театром, организуя посещения спектаклей драматического театра, посещение цирковых представлений в ДК "Дружба". К нам два раза в год приезжает Иркутский театр марионеток. Воспитатели рассказывают детям о театральных жанрах - драматическом, музыкальном, кукольном, театре зверей, клоунаде. На музыкальных занятиях и занятиях по развитию речи при чтении или пересказе художественного произведения педагоги используют показ настольного, пальчикового театра. Используя игры-драматизации на занятиях по развитию речи, в организации сюжетно-ролевых игр решаются задачи взаимосвязи театрализованной деятельности и других видов деятельности педагогического процесса. Дети привлекаются к изготовлению атрибутов, элементов декораций, костюмов, масок.

Использование программы Н. Сорокиной "Театр - творчество - дети", и адаптированной программы музыкального руководителя Илларионовой О.И. "Театр и дети" (ГЭС от 11.11.99) помогают развивать творческий потенциал детей. Для каждого ребенка подбирается определенная роль. Стеснительные дети раскрепощаются, проявляют выдумку, фантазию, находчивость. Совместные выступления сформировали добрые отношения друг к другу. Дети понимают роль своего участия в спектаклях, переживают, оценивают свои выступления и товарищей, снимают речевые комплексы.

Традицией стало ежегодное проведение "Недели театра" в конце марта, где дети, родители и педагоги демонстрируют свои успехи через разные виды театров, конкурс афиш, пригласительных билетов.

Совместные театрализованные представления взрослых и детей были представлены на творческой мастерской музыкального руководителя Казанцевой С.А. в апреле 2004 г. - мюзикл "Приключения кузнечика Кузи", на конкурсе Артслово - 2003 г.

 

Приложение 2  ( для работы с родителями)

Зачем ребенку кукольный театр?

Живая кукла - возможно ли это?

Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого "оживления", которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!

Речь пойдет об удивительном создании рук человеческих – кукле-перчатке. О тряпичной мягкой кукле, которую можно "оживить" с помощью руки и "одушевить" силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомить малыша с этой игрушкой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Кроха уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну "живой и говорящей" игрушки – все одновременно выражается на лице крохи. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

 В чем же преимущества такой игрушки?

Во-первых, одевая куклу на руку, ребенок "сливается" с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть. С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Кстати говоря, именно поэтому куклы-перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной работе. На занятии психолог предлагает ребенку разыграть специально для него придуманный сценарий. В процессе представления, в том или ином виде воссоздающего травмирующую ребенка ситуацию, малыш с помощью куклы-перчатки выражает свои переживания и агрессию. Таким образом, дети избавляются от мучивших их страхов и негативных эмоций.

Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт- или телефильма. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным… И наконец, главное, каково это – быть взрослым? В игре он больше не малыш, он – взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.

Для какого же возраста подойдет эта игрушка?

В принципе, начинать знакомить малыша с куклами-перчатками можно уже с 1,5 лет. Для начала родитель или воспитатель сам выступает в роли актера. Наденьте куклу на руку, и пусть сказочный персонаж расскажет и покажет малышу сказку. Ребенок пока будет зрителем, а сказочный герой вовлечет малыша по мере разворачивания сюжета в примитивные совместные действия.

В 3 года ребенок уже может самостоятельно играть с куклой-перчаткой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из 3 – 4 действий и озвучивая эти действия. Малыш с удовольствием подхватит игру, начатую взрослым, а фантазия уже позволит ему использовать в игре воображаемые предметы и предметы-заменители.

К 4 годам малыш научился хорошо говорить и может на равных с взрослым или сверстником организовывать театрализованные представления. Теперь для ребенка становится чрезвычайно важной следующая ступень – построение и развитие диалогической речи. Ему важно обогатить опыт общения в различных ситуациях. И нет лучшего помощника для  ребенка  в этом деле, чем тряпичная кукла-перчатка или, что еще эффективнее, набор кукол-перчаток – героев сказки, то есть, кукольный детский  театр . Приобрести ребенку эту игру не составит труда: кукольные наборы для инсценировки известных русских и украинских народных сказок, сказок Ш. Перро, Г.Х. Андерсена и других писателей можно купить сейчас в детских магазинах развивающих игр.

Подражаем, сочиняем, говорим... и взрослеем!

Преимущество кукольных  театров  в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых  детьми  сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", "зайчик-побегайчик", "лисичка-сестричка", "бил-бил, не разбил"), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

В театральной постановке может участвовать вся семья, а чтобы ребенку было интереснее, пригласите для игры его сверстников. Пусть каждый из малышей выберет героя, который ему симпатичен. Научите детей называть вслух свою роль и пояснять в игре свои действия, озвучивать персонажа. "Я - лягушка-попрыгушка", "Я - лисичка-сестричка", "Я - волчок–серый бочок" – каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер. И помните, театр – это волшебное действо, для которого нужно обеспечить соответствующую "магическую" обстановку: полумрак, кулисы, с помощью свечей или разноцветной подсветки можно создать таинственную игру света и тени.

 Но вернемся к разговору о полезности. Что еще дает  ребенку  игра в кукольный  театр ? Вспомним, что кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития малыша процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

 Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество. Сюжет сказки – лишь опора для малыша, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный  театр  нужен  ребенку  как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций. Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу и дает малышам игра в кукольный театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольником в театрализованной деятельности

Этот материал бутет полезен для воспитателей и родителей , которых  интересует  тема  " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника" ....

Развитие речи дошкольником в театрализованной деятельности

Этот материал бутет полезен для воспитателей и родителей , которых  интересует  тема  " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника" ....

Развитие речи дошкольником в театрализованной деятельности

Этот материал бутет полезен для воспитателей и родителей , которых  интересует  тема  " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника" ....

Развитие речи дошкольником в театрализованной деятельности

Этот материал бутет полезен для воспитателей и родителей , которых  интересует  тема  " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника" ....

Развитие речи дошкольником в театрализованной деятельности

Этот материал бутет полезен для воспитателей и родителей , которых  интересует  тема  " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника" ....

Развитие речи дошкольником в театрализованной деятельности

Этот материал бутет полезен для воспитателей и родителей , которых  интересует  тема  " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника" ....

Творческо-поисковый проект «Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Творческо-поисковый проект«Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»...