ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) | 80.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма ____________________ Л.И. Мифтахова Приказ № от 2017 г. |
ПРИНЯТО Педагогическим советом «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма Протокол № от 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
для среднего возраста
(разделы: музыка, художественная литература и фольклор,
художественно-продуктивная деятельность)
на основе Примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования
с учетом Комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Мир открытий»,
научный руководитель Л.Г. Петерсон,
под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
воспитатели
Агашкина А.С.
Надым
2017
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по образовательной области «Художествено-эстетическое развитие» для средней группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
1.1. Музыка
Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 2 раза в неделю, всего 74 раза в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей пятого года жизни допускается не более 20 минут.
Программные задачи:
• Воспитывать любовь и интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на музыку в активной творческой музыкальной деятельности.
• Развивать первоначальные навыки слухового контроля исполнения (в пении, движении, игре на инструментах).
• Содействовать развитию метро-ритмического чувства как базовой музыкальной способности.
• Поддерживать желание и умение использовать различные атрибуты, украшающие различные виды музицирования (музыкальное движение, игра на инструментах).
Данная рабочая программа предусматривает реализацию национально — регионального компонента, который составляет 15 % от общего числа непосредственно образовательной деятельности
Приоритетным направлением по реализации данной программы является создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья и обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «Музыкальному развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (раздел) | Количество |
1. | Музыкально-ритмические движения +Слушание музыки + Пальчиковая гимнастика+Распевание, пение + Пляски, игры, хороводы | 37 |
2. | Музыкально-ритмические движения + Слушание музыки + Пальчиковая гимнастика+ Распевание, пение + Развитие чувства ритма, музицирование. | 37 |
всего: | 74 |
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
К концу обучения ребенок
- проявляет интерес к музыке и различным видам музыкальной деятельности
- способен слушать музыкальное произведение с интересом не менее 10 мин
- любит петь и поет естественным голосом, может чисто интонировать
-владеет следующими видами движений: топающий шаг, ходьба на носках, легкий бег, прямой галоп, кружение топающим шагом, на носочках, в парах и по одному, легкие подскоки. Может исполнять движения с различными атрибутами
- любит играть на шумовых музыкальных инструментах
- проявляет интерес, когда звучит красивая музыка
Содержание рабочей программы по музыке
Музыкальное воспитание детей 4-5 лет направлено на дальнейшее развитие способности к восприятию музыки, совершенствование музыкальных навыков в различных видах исполнительской деятельности.
Внутренняя мотивация деятельности детей: получение удовольствия, игра, интерес к новому. Педагог создает необходимые условия для получения детьми удовольствия от музицирования в творческих формах и от общения, которое его сопровождает.
Восприятие музыки как базовый вид музыкальной деятельности развивается постепенно в процессе всех форм музыкальной активности детей.
Приоритетное внимание уделяется развитию музыкальных сенсорных способностей (умению различать 4 основных свойства звука) и воспитанию интереса и любви к музыке, потребности в активном участии в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи по слушанию музыки:
• воспитание любви, интереса к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
• обогащение музыкально-слухового опыта (приобщение к детскому музыкальному фольклору, слушание детских песен, коротких пьес разных жанров: марш, танец, колыбельная и др.);
• развитие способности чувствовать характер и выразительный образ музыкального произведения и выражать его в движении, игре, инструментальном музицировании;
• развитие музыкально-слуховых представлений, музыкальной памяти.
Примерный репертуар для слушания музыки: В.А. Сапожников «Брошенный щенок»; Ж.Л. Металлиди «Воробьишкам холодно», «Пешеходы»; Г.С. Фрид «Цыплята»; И. Гоффе «Канарейка»; А. Карманов «Птичка»; В. Маркевич «Паровоз»; А.Н. Александров «Дождик накрапывает»; Д.Б. Кабалевский. «Труба и барабан»; Ф. Бейер «Быстрый ручеек», «Кукушкин вальс»; Ф. Лещинская «Лошадки»; Ю.В. Виноградов «Танец медвежат»; Ю.В. Некрасов «Козел»; А.А. Николаев «Колобок»; А.Т. Гречанинов «Весельчак»; А.А. Пресленев, сл. В.А. Шумилина «Медведь и комар»; А.Я. Жилинский «Веселые ребята»; Т.А. Воронина «Мячик»; Д.Х. Файзи «Скакалка»; Н. Шейк «Попрыгунья».
Пение имеет большое значение в общем и музыкальном развитии детей 4-5 лет. В этом возрасте важно уделить внимание совершенствованию вокально-хоровых навыков. Для более эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог использует игровые артикуляционные упражнения, голосовые игры.
Задачи певческого развития:
• воспитание любви и интереса к пению;
• формирование вокально-хоровых навыков: дикции (припевать все слова, правильно артикулируя безударные гласные в конце слов, петь протяжно, удерживая на дыхании два слова, петь естественным голосом, чисто интонировать несложные мелодии в пределах доступного диапазона; одновременное начинать и заканчивать исполнение песни);
• подведение детей к эмоциональному исполнению песни.
Основной репертуар по пению: «Осень – славная пора», муз. И.Н. Кишко; «Угощение», муз. Ш. Решевского, пер. с венг. А. Кузнецовой; «Хомячок», муз. и сл. Л.М. Абелян; «Тяв-тяв», муз. В.П. Герчик, сл. Ю.Г. Разумовского; «Зимушка-зима», муз. и сл. Л. Вахрушевой; «Веселый музыкант», муз. А.Д. Филиппенко, сл. Т.И. Волгиной; «День рождения», муз. и сл. Е.Д. Макшанцевой; «Что нам нравится зимой?», муз. Е.Н. Теличеевой, сл. Л. Некрасовой; «Воробей», муз. В.П. Герчик, сл. А. Чельцовой; «Лесная песенка», муз. В.Л. Витлина, сл. П.И. Кагановой; «Детский сад», муз. А.Д. Филиппенко, сл. Т.И. Волгиной; «Здравствуй, Дед Мороз», муз. В.К. Семенова, сл. Л. Дымовой; «Дед Мороз», муз. В.Л. Витлина, сл. С.В. Погореловского; «Зима прошла», муз. Н.А. Метлова, сл. М. Клоковой; «Елочка», муз. М.И. Красева, сл. З.Н. Александровой; «Колыбельная зайчонка», муз. М.В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Жучка», муз. Н.Г. Кукловской, сл. С.З. Федорченко; «Петушок», муз. Н. Тугариновой, сл. М. Павловой.
Музыкально-ритмическая и игровая деятельность.
Эта деятельность особенно привлекательна для дошкольников, поскольку потребность в движении в этом возрасте наиболее ярко выражена. Музыкальноритмическая деятельность развивает у детей способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений. Однако выполнение сложных по координации движений им еще недоступно. Дети пятого года жизни склонны к подражанию, поэтому взрослый должен вовлекать их и в совместные занятия музыкально-ритмическим движениями в игровой форме.
Задачи по развитию музыкально-ритмического движения:
• воспитание потребности к самовыражению и движению под ритмичную музыку;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения и жесты для выражения игрового образа музыки (индивидуально, а также вместе с педагогом и сверстниками);
• освоение разнообразных доступных видов движений: основных (ходьба, бег, прыжки), общеразвивающих, имитационно-образных, плясовых;
• развитие умения двигаться под музыку различного темпа: быструю, умеренную, умеренно медленную; реагировать на смену характера, динамику;
• развитие способности детей передавать игровой образ в движениях под музыку: «Кузнечик», «Киска умывается», «Мишка по лесу идет» и др.;
• освоение танцевально-двигательного пространства (организованное движение и свободное врассыпную), простейших фигур перестроений (круг, колонна, парами по кругу лицом, держась за руки) и т. п.
Рекомендуемый репертуар: композиции на основе детских песен: «Кот Леопольд» (Б. Савельев), «Белочка» (В.Я. Шаинский), «Волшебный цветок» (Ю.М. Чичков), «Песенка о лете» (Е.П. Крылатов), «Две капельки» (Е.Б. Зарицкая); пляски: «Кремена» (болг. полька), «Маленький танец» (вар. Ф. Куллау), «Веселые Зайчата», «Неваляшки» (З.А. Левина), коммуникативные танцы-игры: «Найди себе пару» (М. Спадавеккиа), «Приглашение» (укр. нар. мелодия).
Игра на детских музыкальных инструментах. Как и в предыдущем возрасте, игра на детских музыкальных инструментах пронизывает все виды музыкальной деятельности, обогащая их и превращая в синкретические формы детского музицировании: дети поют и аккомпанируют себе на инструментах, танцуют с инструментами, аккомпанируют движению, озвучивают инструментами стихи и сказки в театрализованных играх. Важнейшей формой работы становится игра в ансамбле детских инструментов (детский оркестр).
Оркестр в детском саду – это игра в оркестр, а не имитация взрослой деятельности.
Задачи инструментального музицирования:
• воспитание интереса и любви к музицированию;
• формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса;
• развитие творческого воображения в играх звуками – первой ступени к музыкальной импровизации;
• дальнейшее развитие ритмического слуха на основе простейших ритмов с речевой поддержкой; начальный этап абстрагирования ритма, отделения от слова.
Музыкальный материал: русский народный потешный, игровой, календарный и сказочный фольклор, танцы народов мира, современная танцевальная музыка, жанровые авторские миниатюры (полька, марш, гавот, экосез и т. п.).
Примерный репертуар для музицирования с инструментами: русский народный потешный и игровой фольклор, потешный фольклор разных народов, игровые песни с движением, авторские стихи для озвучивания на инструментах; жанровые пьесы для подыгрывания на инструментах (танцы, марши); коммуникативные танцы; Пьесы для исполнения в шумовом оркестре: Ж.Б. Люлли. «Гавот»; Л. Бетховен. «Экосез»; Р. Шуман. «Марш»; М.И. Глинка. «Полька ре-минор».
Игровые народные песни для музицирования: «Сидит ворон на дубу», русск. нар. игра, «Маленькая мышка», нем. нар. игра, «Пчелка», лат. нар. игра, «Маленькая рыбка», чешск. нар. игровая песня.
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения речевого развития детей. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития детей: смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал, игрушки, различные театры, ширма, кукольная мебель и куклы, кубики и машинки, муляжи, кукольная посуда и т.д.
1.2 Художественно-продуктивная деятельность
Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности по рисованию – 1 раз в неделю, всего 37 раз в год; по лепке – 1 раз в две недели, всего 18 раз в год, по аппликации – 1 раз в две недели, всего 18 раз в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей пятого года жизни допускается не более 20 минут.
Программные задачи:
Данная рабочая программа предусматривает реализацию национально — регионального компонента, который составляет 15 % от общего числа непосредственно образовательной деятельности
Приоритетным направлением по реализации данной программы является создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья и обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «Рисованию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (раздел) | Количество |
1. | Предметное рисование, декоративное рисование, сюжетное рисование, коллективное рисование | 37 |
2. | Лепка | 18 |
3. | Аппликация | 18 |
всего: | 74 |
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
К концу обучения ребенок
- выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступным изобразительно-выразительными средствами
- проявляет интерес к объектам природы, отображает их в рисунках, поделках
- участвует в создании коллективных работ в продуктивных видах деятельности
- в создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов
- с интересом изображает знакомые объекты и явления, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, поделке простые сюжеты
Содержание рабочей программы по художественно-продуктивной деятельности
Педагог содействует развитию художественного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса. Обогащает детей эстетическими впечатлениями в области национального и мирового искусства. Знакомит с «языком искусства», основными средствами художественно-образной выразительности живописи, графики (книжной и прикладной), архитектуры, скульптуры, дизайна, народного и декоративно-прикладного искусства. Вводит в активный словарь новые термины, связанные с искусством и культурой (художник», «музей», «выставка», «картина», «мольберт», «палитра» и др.). Развивает художественное восприятие: умение «войти» в образ, вступить в «диалог» с его творцом (художником, мастером, дизайнером).
Побуждает детей самостоятельно выбирать художественные техники для создании выразительных образов, используя для этого освоенные способы и приемы. Советует сочетать различные виды деятельности, художественные техники и материалы при создании одной композиции (макета, коллажа, панно), когда одни дети вырезают детали, другие приклеивают, третьи конструируют из бумаги, четвертые прорисовывают (например, сюжеты «Наш город», «На ферме»). Показывает возможность создания одного и того же образа (солнце, цветок, бабочка) в разных художественных техниках и видах деятельности (в рисунке, аппликации, лепке, художественном конструировании и труде). Поощряет проявления инициативы, самостоятельности, увлеченности в поиске и реализации творческих замыслов. При организации коллективных работ («Золотая осень», «Праздничный салют», «В деревне», «На улице») учит согласовывать замыслы и действия, планировать работу. Проявляет уважение к художественным интересам каждого ребенка, бережно относится к результатам его творческой деятельности; создает условия для экспериментирования и самостоятельного художественного творчества. Консультирует родителей (или их законных представителей), как поддержать индивидуальные интересы и способности ребенка, каким образом организовать дома его художественную деятельность и создать портфолио творческого развития.
В лепке педагог поддерживает у детей интерес к созданию объёмных фигурок, рельефных изображений, простых композиций из глины, пластилина, солёного теста; знакомит с обобщенными способами лепки; обогащает замыслы в процессе восприятия скульптуры, народной игрушки, мелкой пластики, благодаря чему дети:
• увлеченно экспериментируют с пластическим материалом, расширяя опыт его преобразования и создания различных фигурок и композиций;
• заинтересованно и целенаправленно обследуют предмет (зрительно и тактильно), выделяют обобщенную форму (шар, куб, цилиндр, овоид, диск, пластина) и выбирают рациональный способ формообразования;
• понимают взаимосвязь между характером движений руки и получаемой формой (регулируют силу нажима, комбинируют способы, вдавливают для получения полой формы); самостоятельно применяют освоенные способы и приемы лепки (оттягивание, примазывание, защипывание, прищипывание);
• самостоятельно используют стеку и штампики для передачи характерных признаков создаваемого образа; изобретают свои способы лепки и декорирования образа;
• осваивают способы соединения частей; стремятся к более точному изображению (моделируют форму кончиками пальчиков, сглаживают места соединения частей и всю поверхность изделия, передают фактуру).
В рисовании педагог поддерживает интерес детей к творческому освоению изобразительных материалов (краски гуашь и акварель, пастель) и художественных инструментов (кисть, карандаш, фломастер, мелок, штампики в технике «принт»); знакомит с новыми способами рисования; предлагает для декоративного оформления рукотворные игрушки из глины, соленого теста, бумаги, картона; воспитывает самостоятельность, инициативность, уверенность, благодаря чему дети:
• с интересом создают образы и простые сюжеты (по представлению, с натуры и по собственному замыслу), уверенно передают основные признаки изображаемых объектов (структуру, пропорции, цвет); самостоятельно находят композиционное решение с учетом замысла, а также размера и формы листа бумаги; создают геометрические и растительные орнаменты на полосе, квадрате, прямоугольнике, фигурном силуэте; украшают узорами плоскостные и объемные изделия;
• уверенно и свободно используют освоенные изобразительновыразительные средства (линия, штрих, мазок, пятно, форма, ритм, симметрия/ асимметрия и др.) для создания сюжетных и орнаментальных композиций с учетом особенностей художественного пространства (форма, размер и цветовое решение фона); увлеченно экспериментируют с художественными материалами и инструментами;
• обследуют и более точно передают форму объектов через обрисовывающий жест; координируют движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве, мелкие – для прорисовывания деталей, ритмичные – для рисования узоров, локальные – в процессе штриховки и возвратные – в процессе тушевки).
В аппликации педагог расширяет представление детей о возможностях этого вида деятельности, сочетающего особенности изобразительного и декоративно-прикладного искусства; знакомит с историей и спецификой «бумажного фольклора», знакомит с ножницами как художественным инструментом, увлекает техникой коллажа развивает способности к цветовосприятию и композиции, в результате чего дети:
• создают различные композиции: предметные (пирамидка, яблоко, домик), сюжетные (кораблики на реке, рыбки в аквариуме), абстрактные (осеннее настроение, радость), декоративные (полосатый коврик, ваза с цветами) из готовых и/или самостоятельно созданных форм (полосок, кругов, квадратов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги, бумажных силуэтов); составляют аппликации из природного материала (осенних листьев простой формы), наклеек, фантиков, билетов, кусочков ткани;
• начинают пользоваться ножницами как художественным инструментом, соблюдая правила техники безопасности (правильно держать и передавать, убирать на место), осваивают навыки прямолинейного и криволинейного вырезания простейших форм из тонкой бумаги.
В художественном конструировании педагог знакомит детей с различными материалами – бытовыми (бумага, картон, гофрокартон, мягкая проволока, упаковки) и природными (песок, снег, камушки, ракушки, шишки, желуди, каштаны, ягоды рябины), создает условия для свободного экспериментирования, связанного с выявлением их конструктивных и художественных возможностей. Показывает способы преобразования готовых предметов (картонные трубочки, коробки, скрепки, прищепки, открытки) и различных материалов в арт-конструкции: складывание, сминание, нанизывание, вдевание, скручивание, формовка, соединение нескольких форм в одно осмысленное целое.
Дети сгибают прямоугольные и квадратные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, разглаживают линию сгиба от середины в стороны (книжка-самоделка, елочные гирлянды, флажки); делают игрушки из бумаги, согнутой пополам, приклеивая к основной форме детали (домик, автобус, открытка, палатка).
В художественном труде педагог продолжает знакомить детей с богатством и разнообразием предметного мира на материале народной культуры. Все образовательные ситуации учебного года выстраиваются в единой логике с условным названием «Веселая ярмарка».
Дети совершают «прогулки» по торговым рядам (потешному, калашному, домашнему, гончарному, щепетильному), где рассматривают изделия (игрушки, посуду, выпечку, предметы интерьера, домашние вещи) и в доступной форме осваивают способы их создания. Все рукотворные игрушки (кукла пеленашка, цветные мячики, пасхальный голубок), угощения (калачи из печи, леденцы на палочке, бабушкины пряники), бытовые вещи (лоскутное одеяло, пестрый коврик, подсвечник, новогодние игрушки) дети создают, следуя вековым традициям и подлинным технологиям народной культуры.
Рукотворные предметы широко используются в игровых, образовательных и бытовых ситуациях в детском саду и в семьях детей. Восприятие искусства (примерный перечень произведений)
Народное и декоративно-прикладное искусство. Коллекция народных игрушек (дымковская, филимоновская, богородская, мезенская, курская – кожлянский петушок и суджанская рыбка, 3-5 видов матрешек, региональные игрушки – по выбору педагога); коллекция ложек, красивой посуды и других предметов интерьера из разных материалов (дерева, керамики, металла, соломки); тканые и плетеные декоративные вещи (салфетки, полотенца, коврики) на выставке, в мини-музее и в бытовом пространстве детского сада.
Книжная графика (иллюстрации). И.Я. Билибин «Белая уточка»; Ю.А. Васнецов «Русские народные сказки» из сборника А.Н. Афанасьева; Б.А. Дехтярев «Красная шапочка»; В.М. Конашевич «Чудо-дерево», «Путаница» и «Мойдодыр» (К.И. Чуковского); В.В. Лебедев «Цирк» (С. Маршака); Е.М. Рачев «Лиса и журавль» (рус. нар. сказка), «Два жадных медвежонка» (венгерская нар. сказка); Н.А. Орлова «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк» (рус. нар. сказки); П.П. Репкин «У солнышка в гостях» (словацкая сказка); А.М. Савченко «Заюшкина избушка»; Л.А. Токмаков «Крошка Вили Винки» (книга шотландских песенок); Е.И. Чарушин «Детки в клетке» (С.Я. Маршака) и др.
Живопись. В.М. Васнецов. «Аленушка», «Снегурочка», «Иван-царевич на сером волке»; А.И. Куинджи «Зима»; И.И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода»; К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы»; И.С. Остроухов «Золотая осень», «Осень»; И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Зимний лес», «Рожь» и др. В групповой комнате педагог создает эстетическую предметно-пространственную среду для воспитания у детей художественного вкуса.
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения развития детей. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития детей: смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал, игрушки, фломастеры, краски (гуашь, акварель), карандаши цветные, мелки восковые и т.д..
1.3. Художественная литература и фольклор
Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 1 раз в неделю, всего 37 раз в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей пятого года жизни допускается не более 20 минут.
Целью данной программы является приобщение к конструированию ; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различны ми видами конструкторов. Данная рабочая программа не предполагает реализацию национально - регионального компонента.
Программные задачи:
• Поддерживать интерес ребенка к книге, стремление к постоянному общению с ней.
• Развивать умение эмоционально воспринимать содержание произведений, сопереживать героям.
• Формировать умение различать на слух и понимать произведения разных жанров (загадки, стихи, сказки, рассказы).
• Учить вслушиваться в ритм, чувствовать рифму, мелодику и красоту поэтического текста
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «Художественной литературе и фольклору» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
К концу обучения ребенок
- выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусств
- проявляет интерес к книге (просит почитать, рассматривает иллюстрации)
- способен слушать художественное произведение не менее 10 мин
- понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики
Содержание рабочей программы по
художественной литературе и фольклору
Особенности восприятия художественной литературы детьми 4-5 лет проявляются в высокой эмоциональной отзывчивости и готовности к обыгрыванию текста, содействию с его героями по мотивам знакомых сюжетов. Дети проживают литературные образы и сюжеты через игровые действия, общение с иллюстрацией, часто отождествляют себя с любимым литературным героем, представляют себя участниками событий. Они верят в реальность сказочного вымысла и пока еще не различают жанры повествовательной литературы. В то же время дети уже способны более целостно воспринимать художественный текст, выделять героев, отдельные эпизоды, следить за развитием сюжета. В этом возрасте проявляется повышенная чуткость к слову – его звучанию и смыслу. Дети повторяют и осмысливают новые для них слова, с удовольствием обыгрывают их, придумывают свои сюжеты с использованием разных речевых конструкций.
Детей 4-5 лет знакомят с произведениями разных жанров: поэтическими и прозаическими, авторскими и народными сказками, рассказами, стихами, загадками, малыми формами фольклора (потешками, песенками, небылицами). Регулярное чтение обогащает представления детей об окружающем мире, расширяет литературный опыт, позволяет сформировать особо трепетное отношение к книге как источнику знаний и эмоциональных переживаний.
Задачи целенаправленного знакомства детей с литературными произведениями реализуются в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Методика работы с детьми этого возраста представляет собой синтез восприятия, развития речи, мышления, исполнительских умений и творческих проявлений детей. Используется просмотр видео и диафильмов, рассматривание картин, иллюстраций к текстам, разыгрывание фрагментов текста с помощью настольного театра, «оживление» героя, который появляется в группе в виде игрушки для реального общения. Педагог помогает детям понять содержание, поступки главных героев, запомнить порядок событий.
Педагог приучает детей внимательно рассматривать книжные иллюстрации, помогая с их помощью понимать смысл произведения. Обращает внимание детей на средства выразительности литературной речи, привлекает к повторению наиболее ярких выражений, эпитетов, сравнений, учит вслушиваться в ритм, чувствовать рифму, мелодику поэтического текста. Приобщает детей к играм с рифмами и словами на основе литературных текстов, к элементарному сочинительству по собственному замыслу.
После чтения педагог привлекает детей к некоторой оценке и высказыванию своих суждений о поступках героев, описанию переживаний, воспоминанию о похожих событиях в их жизни. Прочитанные тексты не только обсуждаются, но и «проживаются» через использование имитационных действий и пластических этюдов, разыгрывание отдельных диалогов, небольших сюжетов. Таким образом, происходит формирование первых сценических навыков детей.
Хорошо, когда тексты художественных произведений для чтения подобраны таким образом, что они находятся в едином смысловом поле с содержанием других видов деятельности, в первую очередь с познанием окружающего мира и художественным творчеством в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Такой подход помогает обогатить представления детей о том или ином явлении, событии, облегчает понимание сущностного содержания произведения. Накопленные впечатления дети с удовольствием передадут в рисунке, «проживут» в спектакле, в игре.
Кроме того, к художественным произведениям педагог и дети обращаются в режимные моменты – перед сном, перед едой, на прогулке и пр. Например, в момент умывания детям напоминаются отрывки из «Мойдодыра» К.И. Чуковского. Или в момент ссоры детей воспитатель использует стихотворение В.Орлова «Кто кого», разбирая с детьми, как следует себя повести, чтобы наладить отношения с товарищами. В сюжетно-ролевой игре «в больницу» педагог использует стихотворения В.Д. Берестова «Лисица-медсестрица» и Г. Дядиной «Жираф простыл», сюжет которых помогает детям принять роль врача и выполнить некоторые характерные действия для лечения больных зверей.
Следует помнить, что чем более эмоционально воспринято произведение ребенком, тем сильнее проявится его желание вернуться к тексту, «прожить» его еще раз, вспомнить и рассказать о нем. Поэтому текст художественного произведения часто становится основой игры-драматизации, разыгрывания ситуаций с игрушками, включается отдельными фрагментами в сюжетно-ролевые и режиссерские игры. Воспитатель активно поддерживает детскую инициативу в определении смысловой канвы игры, выборе партнеров, способов и средств реализации игровых замыслов.
Рекомендуемые художественные произведения
(примерный перечень)
Малые формы фольклора: народные песенки, колыбельные, заклички, прибаутки, загадки. Поэтические произведения классиков: К.Д. Бальмонта, А.А. Блока, В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, Ф.И. Тютчева, И.З. Сурикова и др.
Произведения современных детских поэтов. А.Л. Барто. «Игра в стадо», «Жил на свете самосвал», «Игра в стадо», «Девочка-ревушка»; Л.В. Зубкова. «Лаповички»; С.Н. Михалков. «Дядя Степа – милиционер»; В.Д. Берестов. «Новогоднее происшествие»; В.В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»; Д.И. Хармс. «Иван Иваныч Самовар»; К.И. Чуковский. «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»; С.Я. Маршак. «Пожар»; А.А. Усачев. «Поливальная машина»; Э.Н. Успенский. «Разноцветная семейка» и др.
Русские народные и зарубежные сказки. «Петушок и бобовое зернышко» (в обр. О. Капицы), «Колосок» (укр. сказка), «Лиса и заяц» (в обр. А.Н. Толстого), «Лиса и журавль» (в обр. А.Н. Толстого), «Хвосты», «Снегурочка» (в обр. Л.Н. Елисеевой), «Три поросенка» (в обр. С.Н. Михалкова), «Пастушья дудочка», «Коза-дереза», «Чудесные лапоточки» «Лисичка со скалочкой», «У страха глаза велики» (в обр. М.М. Серовой), «Жихарка», «Гуси-лебеди», «Хвосты», «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса и журавль», «Пастушья дудочка»; «Два жадных медвежонка» (венг.), «Лесной мишка и проказница мышка» (латыш.) и др. Авторские сказки. Ш. Перро. «Красная Шапочка», «Три поросенка» (англ. сказка в обр. С.Н. Михалкова); В.Г. Сутеев. «Под грибом», «Палочкавыручалочка»; В.В. Бианки. «Лесной колобок-колючий бок»; К.И. Чуковский. «Доктор Айболит»; С.Л. Прокофьева. «Великие холода»; Н.К. Абрамцева. «Чудеса, да и только», «Новогодние подарки»; Т.И. Александрова. «Хрюшка и Чушка»; М.С. Пляцковский. «Как щенок Тявка учился кукарекать»; С.Г. Козлов. «Зимняя сказка», «Как Ослик, Ежик и Медвежонок встречали Новый год»; сказки Г.Б. Остера из цикла «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста»; Б.В. Заходер. «Ма-Тари-Кари», «Русачок»; А.А. Усачев. «Про умную собачку Соню»; Б. Поттер. «Сказки о кролике Питере» (англ.); Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим», А. Прейсен. «Веселый Новый год» (норв.).
Проза. Рассказы о природе: В.Р. Зотов. «Дятел», «Заяц-беляк»; Н.И. Сладков. «Синичий запас», «Белкин мухомор»; И.С. Соколов-Микитов. «Белка»; Г.Я. Снегирев. «Как звери и птицы к зиме готовятся», «Бобровая хатка», «Скворец»; Н.И. Сладков. «Отчаянный заяц», «Весенние ручьи», «Гнездо»; В.В. Бианки. «Мишка Башка». Рассказы о детях: Н.Н. Носов. «Затейники», «На горке»; М.М. Зощенко. «Глупая история», «Острое поросячье заболевание»; С.Г. Георгиев. «Три снеговика», Е.А. Пермяк. «Как Маша стала большой», М. Потоцкая. «Барсундук» и пр.
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения развития детей. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития детей: смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал, изделия декоративно-прикладного творчества, центры чтения и т.д.
2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3
3. Работа с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Реализация программы рассчитана для работы с детьми раннего возраста (дети 4-5 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
В группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Работа с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 4.
4. Работа с социальными партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие»
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Работа с социальными и партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.
Используемая литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в средней группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1 | Мой детский сад | Лепка Тема: «Мой весёлый звонкий мяч» . | Цель: вызвать интерес к лепке как виду изодеятельности, позволяющему создавать объёмные изображения. Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику |
2 | Осень. Приметы осени | Аппликация Тема: «Шарики воздушные» | Цель: вызвать интерес к созданию аппликативных картинок из 5-7 воздушных шариков одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету. Учить раскладывать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга или частичным наложением, заполняя все пространство листа и аккуратно наклеивать на цветной фон. Развивать чувство формы и ритма. | |
3 | Овощи. Огород | Аппликация Тема: Репка на грядке | Цель: Лепка репки в определённой последовательности, раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика, прикрепление листьев. Создание композиции на бруске. (И.А. Лыкова – 34) | |
4 | Сад. Фрукты | Аппликация Тема: «Яблоко с листочками» | Цель: учить составлять цельный аппликационный образ из 2-3 готовых силуэтов. Формировать композиционное умение. Развивать чувство цвета. | |
Октябрь | 1 | Грибы. Ягоды | Лепка Тема: «Ягодка на тарелочке» | Цель: учить детей лепить шар разными способами: круговыми движениями ладоней для полкчения тарелки и пальцами для ягодок. Показать возможность преобразования (сплющивание) шара в диск для получения тарелочки и поднимания (загибания) бортиков. Вызвать интерес к созданию пластической композиции из одного большого предмета, учить составлять цельный аппликационный образ из 2-3 готовых силуэтов. Формировать композиционное умение. Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес к изображению представлений о природе в изобразительной деятельности. |
2 | Как зовут тебя, деревце? | Аппликация Тема: Листопад | Цель: Создание аппликационной композиции из готовых форм разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации. (И.А. Лыкова – 44) | |
3 | Домашние животные и их детеныши | Лепка Тема: «Мышка норушка» | Цель: лепка конусообразной формы и создание образа мышки: заострение мордочки, использование дополнительных материалов. (И.А. Лыкова – 38) | |
4 | Домашние птицы и их детеныши | Тема: «Снеговик» (Аппликация) | Цель: Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно располагая их по величине. (И.А. Лыкова -60) | |
5 | Я - человек! | Лепка Тема: Лямба | Цель: Лепка фантазийных существ по мотивам литературного образа. Развитие образного мышления, творческого воображения. (И.А. Лыкова – 54) | |
Ноябрь | 1 | Одежда | Аппликация Тема «Пальто» | Цель: Создание аппликационной композиции из готовых форм разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации. (И.А. Лыкова – 44) |
2 | Обувь | Лепка Тема: «Лепка по замыслу» | Цель: Закреплять полученные ранее навыки лепки из глины. Учить детей называть вылепленные предметы. Развивать самостоятельность, творчество. (И.А. Лыкова -46) | |
3 | Моя семья | Лепка. Тема: «Дед и бабка» | Цель: Продолжать учить детей наносить пластилин на заданную поверхность; доводить изделие до нужного образа с помощью ниток и пластилина. Закреплять знания ребят о частях лица и тела. Демонстрационный материал. Книги с русскими народными сказками, в которых участвуют дед и бабка. (Д.Н. Колдина – 29) | |
4 | Профессии | Лепка Тема: «Повар» | Цель: учить детей раскатывать тонкую колбаску прямыми движениями рук, соединять ее концы внахлест, накладывая их друг на друга и прижимая. Воспитывать отзывчивость. Д.Н. Колдина – 34) | |
Декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка -зима! | Аппликация Тема: Волшебные снежинки | Цель: наклеивание шестилучевых снежинок из трёх полосок бумаги с учетом исходной формы; дорисовывание узоров фломастерами или красками. (И.А. Лыкова – 68) |
2 | Дикие животные и их детеныши | Лепка Тема: «Слепи свою любимую игрушку» | Цель: Развивать умение детей самостоятельно выбирать содержание лепки, используя усвоенные ранее приемы лепки. Закреплять умение лепить предметы состоящие из одной или нескольких частей. (И.А. Лыкова -61) | |
3 | Зимующие птицы | Аппликация «Синичка» | Цель: Создание аппликационной композиции из готовых форм разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации. (И.А. Лыкова – 44) | |
4 | Новый год у ворот! | Аппликация Тема: Праздничная ёлочка | Цель: создание образа новогодней ёлки из 30=-5 готовых форм; украшение ёлки цветными игрушками и гирляндами. Экспериментирование с художественными инструментами и материалами. (И.А. Лыкова – 76) | |
Январь | 2 | Дом | Аппликация Тема: Лоскутное одеяло | Цель: создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. (И.А. Лыкова – 96) |
3 | Инструменты | Лепка Тема: «Я пеку, пеку, пеку…» | Цель: Лепка угощение для игрушек. раскатывание, сплющивание, в диск и полусферу, защипывание краёв. Развитие чувства формы, мелкой моторики. (И.А. Лыкова – 78) | |
4 | Наши помощники. Электроприборы | Аппликация «Стиральная машина» | Цель: Создание аппликационной композиции из готовых форм разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации. (И.А. Лыкова – 44) | |
5 | Мебель | Аппликация «Три медведя» | Цель: Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. | |
Февраль | 1 | Посуда | Аппликация «Укрась тарелочку» | Цель: Создание аппликационной композиции из готовых форм разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации. (И.А. Лыкова – 44) |
2 | Продукты питания | Лепка Тема: Лесной магазин | Цель: Лепка героев стихотворения – лесных зверей – комбинированным способом. Составление коллективной композиции. (И.А. Лыкова – 62) | |
3 | День защитника Отечества | Аппликация Тема: “Самолеты стоят на аэродроме” | Цель: Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. Закреплять умение сопровождать движениями слова стихотворения. Развивать точность и координацию движений. (И.А. Лыкова -64) | |
4 | Транспорт | Аппликация Тема: «Ручеёк и кораблик» | Цель: Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблик) , Развитие чувства формы и композиции. (И.А. Лыкова – 122) | |
Март | 1 | Международный Женский день | Лепка Тема: «Бублики – баранки – | сушки» Цель: Раскатывание цилиндров разной толщины и длины с замыканием в кольцо. Оформление лепных изделий. Развитие глазомера и мелкой моторики. (И.А. Лыкова – 82) |
2 | Весна | Аппликация Тема: Дождь, дождь | Цель: аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами. (И.А. Лыкова – 52) | |
3 | Первые цветы | Аппликация Тема: «Букет цветов» | Цель: Создание красивых композицией: выбор и наклеивание вазы и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы. (И.А. Лыкова – 106) | |
4 | Перелетные птицы | Лепка Тема: «Цыпленок» | Цель: Воспитывать интерес к сказкам. Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. (Н.Д. Колдина – 35) | |
Апрель | 1 | Наш друг - книга | Лепка. Тема: «В гостях у сказки» | Цель: Учить детей делать из колбасок кольца и ставить их друг на друга, чтобы получился колодец. Развивать речь и мышление. (И.А. Лыкова -89) |
2 | Что мы знаем о космосе? | Аппликация «Ракета» | Цель: Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. | |
3 | Животные разных стран | Лепка. Тема: «Черепаха» | Цель: Учить сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику пальцев. (И.А. Лыкова -87) | |
4 | Насекомые | Аппликация «Пчела» | Цель: Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. | |
Май | 1 | Моя Родина. Мой любимый город | Лепка Тема: «Цветок на клумбе» | Цель: Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Развивать память, внимание, восприятие, речь и мышление. (Н.Д. Колдина – 37) |
2 | Праздник Победы | Аппликация «Праздничный салют» | Цель: Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. | |
3 | Подводный мир | Аппликация «Морская звезда» | Цель: Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. | |
4 | Азбука безопасности | Лепка «Светофорик» | Цель: Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. | |
5 | Скоро лето! | Лепка Тема: Сороконожка | Цель: Создание выразительных образов по мотивам стихотворения: раскатывание удлинённых цилиндров прямым движением ладоней и видоизменять формы – изгибание, свивание. (И.А. Лыкова – 58) |
Приложение 2
Мониторинг обученности детей средней группы
№ п/п | ФИ ребенка | 1. выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступным изобразительно-выразительными средствами | 2. проявляет интерес к книге, к музыке и различным видам музыкальной деятельности, к объектам природы | 3. способен слушать художественное или музыкальное произведение с интересом не менее 10 мин | 4. понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики | 5. любит петь и поет естественным голосом, может чисто интонировать | 6. владеет следующими видами движений: топающий шаг, ходьба на носках, легкий бег, прямой галоп, кружение топающим шагом, на носочках, в парах и по одному, легкие подскоки. Может исполнять движения с различными атрибутами | 7. любит играть на шумовых музыкальных инструментах | 8. проявляет интерес, когда звучит красивая музыка | 10. участвует в создании коллективных работ в продуктивных видах деятельности | 11. в создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов | 12 с интересом изображает знакомые объекты и явления, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, поделке простые сюжеты | |
1. выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусств
2. проявляет интерес к книге, к музыке и различным видам музыкальной деятельности, к объектам природы
3. способен слушать художественное или музыкальное произведение с интересом не менее 10 мин
4. понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики
5. любит петь и поет естественным голосом, может чисто интонировать
6. владеет следующими видами движений: топающий шаг, ходьба на носках, легкий бег, прямой галоп, кружение топающим шагом, на носочках, в парах и по одному, легкие подскоки. Может исполнять движения с различными атрибутами
7. любит играть на шумовых музыкальных инструментах
8. проявляет интерес, когда звучит красивая музыка
9. эмоционально откликается на произведения искусства, в которых переданы разные чувства и состояния
10. участвует в создании коллективных работ в продуктивных видах деятельности
11. в создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов
12 с интересом изображает знакомые объекты и явления, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, поделке простые сюжеты
Критерии оценки в методическом пособии «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», автор Е.В.Трифонова.
Приложение 3
План коррекционной работы по индивидуальным программам
по художественно-эстетическому развитию в средней группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1 | Мой детский сад | ||
2 | Осень. Приметы осени | |||
3 | Овощи. Огород | |||
4 | Сад. Фрукты | |||
Октябрь | 1 | Грибы. Ягоды | ||
2 | Как зовут тебя, деревце? | |||
3 | Домашние животные и их детеныши | |||
4 | Домашние птицы и их детеныши | |||
5 | Я - человек! | |||
Ноябрь | 1 | Одежда | ||
2 | Обувь | |||
3 | Моя семья | |||
4 | Профессии | |||
Декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка -зима! | ||
2 | Дикие животные и их детеныши | |||
3 | Зимующие птицы | |||
4 | Новый год у ворот! | |||
Январь | 2 | Дом | ||
3 | Инструменты | |||
4 | Наши помощники. Электроприборы | |||
5 | 5. Мебель | |||
Февраль | 1 | Посуда | ||
2 | Продукты питания | |||
3 | День защитника Отечества | |||
4 | Транспорт | |||
Март | 1 | Международный Женский день | ||
2 | Весна | |||
3 | Первые цветы | |||
4 | Перелетные птицы | |||
Апрель | 1 | Наш друг - книга | ||
2 | Что мы знаем о космосе? | |||
3 | Животные разных стран | |||
4 | Насекомые | |||
Май | 1 | Моя Родина. Мой любимый город | ||
2 | Праздник Победы | |||
3 | Подводный мир | |||
4 | Азбука безопасности | |||
5 | Скоро лето! |
Приложение 4
План работы с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | Выставка поделок | «Осень. Урожайная пора» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Сентябрь |
2. | Выставка рисунков | «Пожилой человек» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Октябрь |
3. | Конкурс зимних построек | «Зимушка-зима» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Ноябрь |
4. | Конкурс новогодних поделок | «Новогодние чудеса» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Декабрь |
5. | Конкурс поздравлений к 23 февраля | «Воинам России посвящается» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Февраль |
6. | Конкурс поздравлений к 8 марта | «Нет прекраснее на свете…..» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Март |
7. | Конкурс рисунков по безопасности | «Чтобы не было беды….» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Апрель |
8. | Акция | «Георгиевская ленсточка» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Май |
Приложение 5
План работы с социальными партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | Участие в конкурсах | Ноябрь | ||
2. | Участие в конкурсах | Январь | ||
3. | Участие в конкурсах | Март |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...