Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей четвертого года жизни «Что мы знаем о зиме?»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)

О.Н.Емельянова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька»

 

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепить первичные представления детей о зиме;

Закрепить представления детей о зимних забавах;

Упражнять в умении отгадывать загадки;

Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе;

Учить обосновывать свои ответы целыми предложениями.

Развивающие задачи:

Развить способности детей к диалогической и монологической речи;

Учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями с предлогами «на» и «в».

Воспитательные задачи:

Развивать умения и навыки, связанные с воспитанием личностных характеристик;

Развить умение ребенка действовать по просьбе взрослого совместно с другими детьми;

Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе.

Словарная работа:

Учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями с предлогами «на» и «в».

Упражнять в умении отгадывать загадки и обосновывать свои ответы целыми предложениями.

Материалы и оборудование:

Игрушка Старичек-лесовичок;

Корзинка со снежинками;

Картинки с лесными животными (заяц, белка, медведь, ежик);

Муляжи елок в лесу;

Панно зимнего леса для продуктивной деятельности;

Снежинки с загадками.

Методы и приемы:

Пальчиковая игра – массаж “Мальчик – пальчик”;

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»;

Сюрпризный момент – игрушка «Старичок-лесовичок» и корзинка со снежинками;

Художественное слово;

Учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями с предлогами «на» и «в»;

Привлечение продуктивной деятельности для закрепления сюжетного результата хода занятия;

Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам”.

Проделанная предварительная работа:

Заучивание пальчиковых игр “Мальчик – пальчик”, «Мы во двор пошли гулять»;

Заучивание стихов о зиме;

Изучение первичных представлений о зиме;

Рассматривание и обсуждение демонстрационного материала «Зимние забавы»;

Заучивание  и проведение подвижных игр с зимней тематикой: «Снеговик», «Заморожу», «Мороз и дети», «Как у Дедушки Мороза», пляска «Зайки – побегайки» хоровод «Зима»,;

Отгадывание загадок и их обсуждение;

Проведение экспериментов со снегом и льдом;

Участие детей в зимних забавах во время прогулки.

 

Ход занятия

 

Пальчиковая игра – массаж “Мальчик – пальчик”

 

Пальчик- мальчик, где ты был,

Где ты с братцами ходил?

- С этим я в снегу валялся,

- С этим с горочки катался,

- С этим по лесу гулял,

- С этим я в снежки играл.

Все мы пальчики-друзья,

Где они – там и я!

 

Воспитатель: Оказывается зимой можно и в снегу валяться и в снежки играть… Ребята, а кто знает, во что еще можно играть на улице зимой?

Дети: Кататься на санках

на коньках

на лыжах

Лепить снеговика

Гулять по зимнему лесу

Играть в хоккей

Играть в снежки

Воспитатель: Молодцы! А как вы думаете это можно делать летом?

Дети: Нет, нельзя!

Воспитатель: А почему нельзя, расскажите?!

Дети: Зимой холодно и снег лежит, а летом тепло и снега нет.

Воспитатель: Про зимние забавы вы все знаете, какие вы молодцы! А сейчас, давайте, поиграем в игру «Мы во двор пошли гулять».

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

 

 Раз, два, три, четыре, пять,

Загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках.

Мы во двор пошли гулять.

«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли,

Отряхивают ладошки.

Съели суп, и спать легли.

Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.

 

Воспитатель: Но спать нам еще рано. А, может быть, пойдем в лес погулять? Пойдем?

Дети: Да! Пойдем!

Воспитатель: Давайте одеваться, чтобы не замерзнуть. А что нам надо одеть?

Дети: Теплую одежду: валенки, шапку, шубку, шарфик, варежки.

(имитация одевания одежды)

Воспитатель: Все оделись?

Дети: Да!

Воспитатель: Пойдемте!

Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам” (эмоциональная разрядка)

 

Мы шагаем по сугробам,                                         Дети идут, высоко поднимая ноги

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,                                          Садятся и поглаживают ноги

Наши ноженьки устали.                                           ладонями снизу вверх.

Сейчас сядем, отдохнем,

И опять гулять пойдем.

 

Воспитатель: О! Это же полянка, а на ней пенечки. Присядем, отдохнем. На лесной полянке, смотрите, елочки растут. А какие елочки?

Дети: Елочки зеленые, высокие и низкие.

Воспитатель: Правильно, а другие деревья тоже зимой зеленые?

Дети: Нет только елочки зимой зеленые.

Воспитатель: И верно, зимой и летом одним цветом. А кто там под елочкой спрятался?

Старичок-лесовичок:

Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,

Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

Я, Старичок-лесовичок

Воспитатель: Ребятки, давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуй, Старичок-лесовичок!

Старичок-лесовичок: Какие вы воспитанные ребятки! Я так люблю загадывать загадки!, Интересно, вы умеете отгадывать загадки?

Дети: Да, имеем!

Старичок-лесовичок: Вот сейчас мы и проверим!

Комочек пуха, длинное ухо.

Летом серый, зимой белый.

Дети: Заяц.

Старичок-лесовичок: Правильно, это зайчик. А какая у зайчика шубка?

Дети: Зимой белая, а летом серая.

Старичок-лесовичок: А почему заяц на зиму надевает белую шубку?

Дети: В белой шубке зайчика не увидит злой волк.

Старичок-лесовичок: Правильно! А вы знаете, чем питается зайка зимой?

Дети: Да! Морковкой.

Старичок-лесовичок: Конечно, зайчик любит морковку, но зимой он питается корой деревьев. А следующую загадку вы отгадаете?

 

Пушистый серенький зверек

По деревьям прыг да скок,

Мелькает меж ветвей

Все проворней и быстрей.

 

Дети: Белка.

Старичок-лесовичок: И верно, а чем белка питается зимой, вам известно?

Дети: Белка зимой кушает орешки.

Старичок-лесовичок: А где она их берет?

Дети: Белочка их осенью насобирала.

Старичок-лесовичок: Правильно! Она их спрятала в разные норки-кладовочки, чтобы зимой было что кушать. А еще, помимо орешек, она собирает грибочки и ягоды. А вы знаете, что белочка на зиму меняет цвет шубки?

Дети: Да.

Старичок-лесовичок:  А какого цвета шубка у белочки зимой?

Дети: Шубка у белочки серого цвета зимой.

Старичок-лесовичок: А почему именно серого цвета?

Дети: Это чтобы белочку на дереве не заметили лиса с волком.

Старичок-лесовичок: И это они знают, вот какие молодцы! А это угадаете кто?

 

Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу.

 

Дети: Это медведь.

Старичок-лесовичок: Молодцы! А где медведь проводит зиму?

Дети: Медведь зимой спит в своей берлоге.

Старичок-лесовичок: Верно, а еще у медведицы зимой в берлоге рождаются медвежата, и до весны спят вместе с мамой-медведицей в берлоге. А у меня еще есть одна загадка.

 

Угрюмый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток ни одной.

Кто это?

 

Дети:  Ежик.

Старичок-лесовичок: Точно! А что ежик делает зимой?

Дети: Ежик зимой спит у себя в норке.

Старичок-лесовичок: Как вы все хорошо про зиму и зверят знаете. А еще я для вас здесь корзиночку припас. Хотите узнать, что у меня в ней?

Дети: Да, хотим!

Старичок-лесовичок: Посмотрите (Старичок показывает детям корзинку), что это?

Дети: Снежинки!

Старичок-лесовичок: Это настоящие снежинки?

Дети: Нет!

Старичок-лесовичок: А почему?

Дети: Потому что они бумажные!

Старичок-лесовичок: На самом деле. Когда и где можно увидеть настоящие снежинки?

Дети: Зимой на улице. Они в сугробе, на дереве, на дорожке или падают с неба.

Старичок-лесовичок: А какого цвета снежинки? Расскажите о них: снежинки какие?

Дети (с помощью воспитателя): Они красивые, резные, похожи на звездочки, пушистые и т.д.

Старичок-лесовичок: Как красиво вы рассказали про снежинки! А вот я видел, что люди, когда светит солнышко, щурят глазки или прикрывают их рукой? Вы знаете почему?

Дети: Потому что снег сверкает на солнышке.

Старичок-лесовичок: Молодцы! А что случилось со снежинками в стихотворении?

 

У сестренки у Маринки

На ладошке две снежинки —

Всем готова показать,

Глядь — снежинок не видать!

Кто же взял снежинки

У моей Маринки?

 

Дети: Они растаяли.

Старичок-лесовичок: Почему? Кто знает?

Дети: Ладошка у Маринки теплая, а в тепле снег тает.

Старичок-лесовичок: Ой, какие хорошие и умные ребятки пришли ко мне в гости. Я с удовольствием подарю вам эту корзинку со снежинками. Это вам!

Дети: Спасибо, Старичок-лесовичок.

Старичок-лесовичок: Пожалуйста, ребятки. А сейчас нам пора прощаться… До свидания, до следующей встречи, мои хорошие!

Дети: До свидания, Старичок-лесовичок.

Старичок-лесовичок: Вы сейчас закроите глазки, а я произнесу волшебные слова, и вы перенесетесь обратно к себе в группу. Крекс – Пекс – Фекс!

Воспитатель: Старичок-лесовичок остался в лесу, а мы с вами опять в садике. Вам понравилась, ребята, зимняя прогулка по лесу?

Дети: Да, нам понравилась прогулка в лес.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, пока мы с вами гуляли по лесу, у нас в группе появилась большая и красивая картина, но мне кажется, что на ней не хватает снежинок. Вы со мной согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Нам, как раз, Старичок-лесовичок подарил целую корзинку красивых, резных снежинок. Пойдемте, украсим ими картину.

Дети делают аппликацию.

 

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном,

И землю устилаете

Блестящим серебром.

 

После окончания работы дети рассматривают свое творения, воспитатель хвалит и благодарит детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей четвертого года жизни

«Что мы знаем о зиме?»

О.Н.Емельянова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепить первичные представления детей о зиме;

Закрепить представления детей о зимних забавах;

Упражнять в умении отгадывать загадки;

Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе;

Учить обосновывать свои ответы целыми предложениями.

Развивающие задачи:

Развить способности детей к диалогической и монологической речи;

Учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями с предлогами «на» и «в».

Воспитательные задачи:

Развивать умения и навыки, связанные с воспитанием личностных характеристик;

Развить умение ребенка действовать по просьбе взрослого совместно с другими детьми;

Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе.

Словарная работа:

Учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями с предлогами «на» и «в».

Упражнять в умении отгадывать загадки и обосновывать свои ответы целыми предложениями.

Материалы и оборудование:

Игрушка Старичек-лесовичок;

Корзинка со снежинками;

Картинки с лесными животными (заяц, белка, медведь, ежик);

Муляжи елок в лесу;

Панно зимнего леса для продуктивной деятельности;

Снежинки с загадками.

Методы и приемы:

Пальчиковая игра – массаж “Мальчик – пальчик”;

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»;

Сюрпризный момент – игрушка «Старичок-лесовичок» и корзинка со снежинками;

Художественное слово;

Учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями с предлогами «на» и «в»;

Привлечение продуктивной деятельности для закрепления сюжетного результата хода занятия;

Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам”.

Проделанная предварительная работа:

Заучивание пальчиковых игр “Мальчик – пальчик”, «Мы во двор пошли гулять»;

Заучивание стихов о зиме;

Изучение первичных представлений о зиме;

Рассматривание и обсуждение демонстрационного материала «Зимние забавы»;

Заучивание  и проведение подвижных игр с зимней тематикой: «Снеговик», «Заморожу», «Мороз и дети», «Как у Дедушки Мороза», пляска «Зайки – побегайки» хоровод «Зима»,;

Отгадывание загадок и их обсуждение;

Проведение экспериментов со снегом и льдом;

Участие детей в зимних забавах во время прогулки.

Ход занятия

Пальчиковая игра – массаж “Мальчик – пальчик”

Пальчик- мальчик, где ты был,

Где ты с братцами ходил?

- С этим я в снегу валялся,

- С этим с горочки катался,

- С этим по лесу гулял,

- С этим я в снежки играл.

Все мы пальчики-друзья,

Где они – там и я!

Воспитатель: Оказывается зимой можно и в снегу валяться и в снежки играть… Ребята, а кто знает, во что еще можно играть на улице зимой?

Дети: Кататься на санках

на коньках

на лыжах

Лепить снеговика

Гулять по зимнему лесу

Играть в хоккей

Играть в снежки

Воспитатель: Молодцы! А как вы думаете это можно делать летом?

Дети: Нет, нельзя!

Воспитатель: А почему нельзя, расскажите?!

Дети: Зимой холодно и снег лежит, а летом тепло и снега нет.

Воспитатель: Про зимние забавы вы все знаете, какие вы молодцы! А сейчас, давайте, поиграем в игру «Мы во двор пошли гулять».

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

 Раз, два, три, четыре, пять,

Загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках.

Мы во двор пошли гулять.

«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли,

Отряхивают ладошки.

Съели суп, и спать легли.

Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.

Воспитатель: Но спать нам еще рано. А, может быть, пойдем в лес погулять? Пойдем?

Дети: Да! Пойдем!

Воспитатель: Давайте одеваться, чтобы не замерзнуть. А что нам надо одеть?

Дети: Теплую одежду: валенки, шапку, шубку, шарфик, варежки.

(имитация одевания одежды)

Воспитатель: Все оделись?

Дети: Да!

Воспитатель: Пойдемте!

Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам” (эмоциональная разрядка)

Мы шагаем по сугробам,                                Дети идут, высоко поднимая ноги

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,                                 Садятся и поглаживают ноги

Наши ноженьки устали.                                 ладонями снизу вверх.

Сейчас сядем, отдохнем,

И опять гулять пойдем.

Воспитатель: О! Это же полянка, а на ней пенечки. Присядем, отдохнем. На лесной полянке, смотрите, елочки растут. А какие елочки?

Дети: Елочки зеленые, высокие и низкие.

Воспитатель: Правильно, а другие деревья тоже зимой зеленые?

Дети: Нет только елочки зимой зеленые.

Воспитатель: И верно, зимой и летом одним цветом. А кто там под елочкой спрятался?

Старичок-лесовичок:

Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,

Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

Я, Старичок-лесовичок

Воспитатель: Ребятки, давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуй, Старичок-лесовичок!

Старичок-лесовичок: Какие вы воспитанные ребятки! Я так люблю загадывать загадки!, Интересно, вы умеете отгадывать загадки?

Дети: Да, имеем!

Старичок-лесовичок: Вот сейчас мы и проверим!

Комочек пуха, длинное ухо.

Летом серый, зимой белый.

Дети: Заяц.

Старичок-лесовичок: Правильно, это зайчик. А какая у зайчика шубка?

Дети: Зимой белая, а летом серая.

Старичок-лесовичок: А почему заяц на зиму надевает белую шубку?

Дети: В белой шубке зайчика не увидит злой волк.

Старичок-лесовичок: Правильно! А вы знаете, чем питается зайка зимой?

Дети: Да! Морковкой.

Старичок-лесовичок: Конечно, зайчик любит морковку, но зимой он питается корой деревьев. А следующую загадку вы отгадаете?

Пушистый серенький зверек

По деревьям прыг да скок,

Мелькает меж ветвей

Все проворней и быстрей.

Дети: Белка.

Старичок-лесовичок: И верно, а чем белка питается зимой, вам известно?

Дети: Белка зимой кушает орешки.

Старичок-лесовичок: А где она их берет?

Дети: Белочка их осенью насобирала.

Старичок-лесовичок: Правильно! Она их спрятала в разные норки-кладовочки, чтобы зимой было что кушать. А еще, помимо орешек, она собирает грибочки и ягоды. А вы знаете, что белочка на зиму меняет цвет шубки?

Дети: Да.

Старичок-лесовичок:  А какого цвета шубка у белочки зимой?

Дети: Шубка у белочки серого цвета зимой.

Старичок-лесовичок: А почему именно серого цвета?

Дети: Это чтобы белочку на дереве не заметили лиса с волком.

Старичок-лесовичок: И это они знают, вот какие молодцы! А это угадаете кто?

Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу.

Дети: Это медведь.

Старичок-лесовичок: Молодцы! А где медведь проводит зиму?

Дети: Медведь зимой спит в своей берлоге.

Старичок-лесовичок: Верно, а еще у медведицы зимой в берлоге рождаются медвежата, и до весны спят вместе с мамой-медведицей в берлоге. А у меня еще есть одна загадка.

Угрюмый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток ни одной.

Кто это?

Дети:  Ежик.

Старичок-лесовичок: Точно! А что ежик делает зимой?

Дети: Ежик зимой спит у себя в норке.

Старичок-лесовичок: Как вы все хорошо про зиму и зверят знаете. А еще я для вас здесь корзиночку припас. Хотите узнать, что у меня в ней?

Дети: Да, хотим!

Старичок-лесовичок: Посмотрите (Старичок показывает детям корзинку), что это?

Дети: Снежинки!

Старичок-лесовичок: Это настоящие снежинки?

Дети: Нет!

Старичок-лесовичок: А почему?

Дети: Потому что они бумажные!

Старичок-лесовичок: На самом деле. Когда и где можно увидеть настоящие снежинки?

Дети: Зимой на улице. Они в сугробе, на дереве, на дорожке или падают с неба.

Старичок-лесовичок: А какого цвета снежинки? Расскажите о них: снежинки какие?

Дети (с помощью воспитателя): Они красивые, резные, похожи на звездочки, пушистые и т.д.

Старичок-лесовичок: Как красиво вы рассказали про снежинки! А вот я видел, что люди, когда светит солнышко, щурят глазки или прикрывают их рукой? Вы знаете почему?

Дети: Потому что снег сверкает на солнышке.

Старичок-лесовичок: Молодцы! А что случилось со снежинками в стихотворении?

У сестренки у Маринки

На ладошке две снежинки —

Всем готова показать,

Глядь — снежинок не видать!

Кто же взял снежинки

У моей Маринки?

Дети: Они растаяли.

Старичок-лесовичок: Почему? Кто знает?

Дети: Ладошка у Маринки теплая, а в тепле снег тает.

Старичок-лесовичок: Ой, какие хорошие и умные ребятки пришли ко мне в гости. Я с удовольствием подарю вам эту корзинку со снежинками. Это вам!

Дети: Спасибо, Старичок-лесовичок.

Старичок-лесовичок: Пожалуйста, ребятки. А сейчас нам пора прощаться… До свидания, до следующей встречи, мои хорошие!

Дети: До свидания, Старичок-лесовичок.

Старичок-лесовичок: Вы сейчас закроите глазки, а я произнесу волшебные слова, и вы перенесетесь обратно к себе в группу. Крекс – Пекс – Фекс!

Воспитатель: Старичок-лесовичок остался в лесу, а мы с вами опять в садике. Вам понравилась, ребята, зимняя прогулка по лесу?

Дети: Да, нам понравилась прогулка в лес.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, пока мы с вами гуляли по лесу, у нас в группе появилась большая и красивая картина, но мне кажется, что на ней не хватает снежинок. Вы со мной согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Нам, как раз, Старичок-лесовичок подарил целую корзинку красивых, резных снежинок. Пойдемте, украсим ими картину.

Дети делают аппликацию.

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном,

И землю устилаете

Блестящим серебром.

После окончания работы дети рассматривают свое творения, воспитатель хвалит и благодарит детей.

SAM_0065   SAM_0069

SAM_0075

SAM_0072   SAM_0077


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшей группы «Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу».

Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);Познакомить д...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Животные Севера»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Животные Севера»Цель: • Обобщать знания детей о животных Севера.• Развивать у дете...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

"Зимние чудеса" Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

Конспект образовательной деятельности по  познавательному развитию для детей  старшего  дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст) тема "Соблюдай правила дорожного движения"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст).Тема "Соблюдай правил дорожного движения"...