Практические советы. «Обучение пониманию цветосочетания в аппликации».
материал по аппликации, лепке

Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить, ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_tsvetu.docx167.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 21 «Лесовичок»

143902, Российская Федерация, Московская область, г.о. Балашиха, Орджоникидзе, дом 19.    lesovichok21@yandex.ru

Практические советы.

«Обучение пониманию цветосочетания в аппликации».

Материал подготовила: воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 21 «Лесовичок»

Чиринда Н.В.

            Человек воспринимает окружающий мир в цвете и широко использует в своей жизни весь цветовой спектр, созданный природой, дополняя его другими красками. Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании человека. Он является также сигнальным средством, привлекающим внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию.

           Полное овладение системой эталонов цвета включает как знакомство со всеми тонами (хроматическими и ахроматическими), так и овладение их связями и отношениями (представлениями о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, об изменении цвета по светлоте и насыщенности)

          Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить, ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего.

           После того как сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Сначала ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это вовсе несложно, когда предмет имеет сравнительно чистый цвет. Однако, когда цвет содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени, например цвет морской волны, кофейный, бордовый и т.д. задача становиться непростой. Требуется специальная тренировка и умение выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками.

Такая задача решается в творческой деятельности детей лепке, рисовании, аппликации. В умении видеть цветовое различие аппликация имеет определенный приоритет. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. Дети не получают цвет при смешивании, как это происходит в рисовании, а сравнивают готовые цветовые сочетания осуществляя целенаправленное упорядочивание и сравнение предметов по цвету. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Ребенок устанавливает взаимосвязи между знаниями о предмете и его цвете, координирует эти знания и выражает при помощи языковых средств. Важно, что в аппликации, как в игре происходит ознакомление с эталонами цвета не просто путем их показа и называния, а включая конкретные  действия детей, направленные на сопоставление цветовых сочетаний между собой.

          В аппликации дети из предложенной цветовой гаммы выкладывают и наклеивают композиции (летят желтые листья, блестят в небе звезды, жуки ползают в траве). Малыши  в младшей и средней группе используют яркие цветовые сопоставления на всем пространстве листа или размещают несколько предметов в ряд (ягоды растут, одуванчики расцвели).

         В более старшем возрасте для каждой темы занятия требуется специальный набор цветной бумаги (для фона и отдельных аппликативных частей). Например, при отражении темы "Ранняя весна" можно ограничиться небольшим количеством цветов бумаги: для фона подходит голубая или серая бумага, а птиц, деревья, гнезда вырезают из черной, коричневой заготовки. Тематический набор бумаги должен помочь выявить колоритное своеобразие времени года, реалистичность или фантастичность явлений, особенности и взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса.

            Для эффективной работы педагога в развитии цветового восприятия необходимо знать задачи формирования чувства цвета у детей конкретного возраста.

Младшая группа: закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующих изображаемому предмету.

Средняя группа: продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый). Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. Дать представление о расположении цветовых оттенков в спектре.

Старшая группа: закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый, сиреневый) и оттенками (светло-зеленый – темно-зеленый, светло-синий – темно-синий, светло-красный – темно-красный и т.д.), развивать чувство цвета. Закреплять представление о расположении цветовых оттенков в спектре и в делении на группы теплых и холодных тонов.

Подготовительная группа: развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты, безошибочно называть хроматические цвета.

         Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (кофейный, малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

       Учить детей различать оттенки цветов, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).

        Полное овладение системой эталонов цвета включает как знакомство со всеми тонами (хроматическими и ахроматическими), так и овладение их связями и отношениями (представление о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, восприятие сложного цвета, теплая и холодная цветовая гамма, изменение цвета по светлоте и насыщенности, обучение пониманию цветосочетания). 

        Чтобы понять принципы гармоничных цветовых сочетаний необходимо иметь основные понятия о цвете.

Основные цвета – синий, красный, желтый.

При равномерном смешивании двух основных цветов получаются составные цвета - оранжевый (желтый + красный), зеленый (желтый + синий), фиолетовый (красный + синий).

http://learn.bdfoto.ru/wp-content/uploads/2015/09/%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3.jpg

В области восприятия цвета эталонами служат хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный).

Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому.

http://www.dekoroli.lv/images/statji/cvetovoy_krug01.jpg

Хроматические цвета делятся на две группы - теплых и холодных тонов.

Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов - оттенок.

цветовой круг

           Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность - степень ее чистоты.

       В обучении детей подбору цветовых сочетаний воспитателю могут оказать  помощь цветовые круги, а аппликация будет являться практической деятельность, где дети смогут закреплять полученные знания.

  1.  Контрастные цвета (два друга). Располагаются в цветовом круге напротив друг друга и являются очень ярким сочетанием.

http://koulikov.com/wp-content/uploads/2012/10/complimentary2.jpg

  1. Триады (три друга). Используя на цветовом круге в качестве направляющего помощника треугольник, вы научите видеть цветовой баланс при сочетании цветов. Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка положительные эмоции.

http://koulikov.com/wp-content/uploads/2012/10/triad.jpg

  1. Тетрады (4 друга). Сочетание четырех цветов, где один цвет будет ярким (основной цвет), и три приглушенных (промежуточные цвета).

http://koulikov.com/wp-content/uploads/2012/10/square-wheel.jpg

  1. Теплая и холодная цветовая гамма. Холодные и теплые цвета сами по себе являются классическими цветовыми сочетаниями. При помощи цветового круга, дети смогут гораздо быстрее запомнить эти цвета.

            Для обучения детей созданию тоновые аппликации, используем сочетания двух-трех цветов: например, "Зимний вечер" (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), "Березы зимой" (на синем фоне белые стволы и ветки с черными пятнами), "Поздняя осень" (на серой основе темные силуэты деревьев, на ветках которых кое-где мелькают желтые листья).  

          Чтобы дети легче могли подбирать и видеть эти тоновые отношения цвета можно использовать еще один цветовой круг, где кроме самого цвета присутствуют его оттенки светлее или темнее. Каждый цвет имеет насыщенность. Чтобы показать насыщенность, цветовой круг имеет несколько колец; два больших кольца для темных оттенков и два маленьких для светлых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические и практические приёмы обучения детей дошкольного возраста аппликации

методы иприёмы обучения детей аппликации советы воспитателям...

презентация мастер-класса "Понимание позиции" - как один из способов формирования способности понимания у старших дошкольников

Данный мастер-класс был проведен на декаде профессионального мастерства. Цель мастер - класса: продемонстрировать педагогам приемы работы с детьми по развитию способности понимания за счет способа &qu...

Выступление на педагогическом совете Обучение татарскому языку с использованием пальчиковых игр « Моя семья».

Познакомить родителей с татарскими пальчиковыми играми.Вызвать интерес родителей татарскому фольклору.Дать рекомендации по выполнению пальчиковых игр....

Консультация для родителей "Понимание "деньги" в понимании детей

Маленькие дети не знают, что такое «деньги», но они уже улавливают значимость этого явления. Это слово и все, что с ним связано, довольно рано становится для ребенка привлекательным и инте...

Конспект выступления на педагогическом совете «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Цель: Распространение опыта работы среди педагогов дошкольного образования....

Создание специальных коррекционно-развивающих условий по развитию восприятия и понимания устной речи у дошкольников с ЗПР: понимание текстов различной сложности

Учитывая значимость восприятия устной речи для развития языковой способности ребенка, для формирования  у него предпосылок успешного обучения в школе, знание  современных представлений о про...