«Использование креативного потенциала педагога для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)
Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalyaka.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
СЛАЙД 2. Мы представляем интересную идею - это творческая мастерская «Каляка - Маляка». Название подсказали нам сами дети. И речь пойдет о нетрадиционных техниках рисования. Нетрадиционное рисование – это не значит что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает процесс рисование в простую и веселую забаву. Не надо вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому И СОЗДАНЫ, потому что они УПРОЩАЮТ труд ребенка, ОБЛЕГЧАЮТ задачу педагога в методическом плане и дают ребенку потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом. Вы увидите, какие красивые картины и рисунки можно делать в простых приемах нетрадиционного рисования. Наши дети полюбили занятия творческой мастерской «Каляка - Маляка» - они сами потянулись к искусству, когда почувствовали, что могут творить красоту своими руками.
Все техники нетрадиционного рисования мы разложили по ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ - будем объяснять, и показывать все по порядку.
СЛАЙД 3. Отпечатки ЛАДОШКАМИ
Нетрадиционные техники рисования подобраны так, чтобы были посильны детям младшего дошкольного возраста. В младшей группе дети плохо управляют кистью, им трудно заставить кисть провести линию, круг… Поэтому в этом возрасте интересны быстрые и красивые работы-рисунки в технике рисования ладошками.
Вот такую милую семейку, курочку и цыплят нарисовал Женя своими ручками.
СЛАЙД 4. Также малыши очень любят коллективные работы. Где вся группа участвует в одной общей художественной работе. Например, на большом листе бумаги, изобразить зимний пейзаж.
СЛАЙД 5. Отпечатки ПАЛЬЧИКАМИ
Вот еще пример в нетрадиционной технике рисования своими ручками - это рисование пальчиком. Дети опускают пальчик в гуашь, и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
СЛАЙД 6. Отпечатки СТУПНЯМИ
Отпечаток детской ступни, как и ладошки, можно превратить в интересный рисунок. Самые разные персонажи могут прятаться в отпечатке ноги ребенка.
СЛАЙД 7. Сразу скажем, что в реалиях детского сада (где в группе более 20 детей) такое рисование ступнями трудно организовать. В случае с рисунками ладошками все просто: дети вытирают ладони мокрой тряпочкой (снимают основной слой краски), а потом идут к умывальнику и моют руки с мылом. При рисовании ногами, ребенок уже пойти и помыть ноги в умывальнике не может. Нужен человек с мылом и несколькими тазиками, чтобы мыть ноги. Такую работу не сделаешь с целой группой детского сада.
СЛАЙД8. Но…
Такое рисование можно сделать как специально организованное индивидуальное занятие. Дети делятся на группы по 4 человека. Один ребенок дает свои ноги для отпечатка, второй рисует глаза, уши, хвосты, третий ребенок рисует травку, солнышко, четвертый дерево, птичку и так далее…(в зависимости от темы и сюжета картины).
СЛАЙД 9. Отпечатки ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
Мы в детском саду часто рисуем ПУШИСТЫЙ ОДУВАНЧИК - с помощью ватных палочек. Вот такой.
Давайте подумаем..., а какие картины ещё можно нарисовать с помощью ватной палочки.
СЛАЙД 10. Малышам лучше всего в технике отпечаток ватными палочками, предлагать рисовать лишь некоторые элементы, например цепочки – узоров.
Способ получения изображения: ребёнок опускает ватную палочку в краску одного цвета и наносит отпечаток на бумагу. Для получения другого цвета меняется палочка и краска. И получаются вот такие шедевры.
СЛАЙД 11. А вы знаете, что точками можно рисовать целые картины. Такую технику нетрадиционного рисования называют ТОЧКО-ГРАФИЯ.
СЛАЙД 12. Таким образом, на основе проделанной работы мы увидели, что у детей появился интерес к творческой деятельности. Работая в мастерской «Каляка - Маляка» малыши стали внимательно всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Тема «Украсим дымковскую уточку»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку. Вызывать радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Секрет Вежливых слов»
Задачи:
- Формировать представления о вежливости, об особенностях культуры общения;
- Обучить приемам вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи «волшебные слова»;
- Научить вести доброжелательный диалог, не обижая и не унижая партнера;
- Развивать эмоциональный мир (умение переживать положительные эмоциональное состояние от общения с другими людьми);
- Воспитать доброту в отношениях.
Ход развлечения:
1.Организационный момент «Медвежонок».
Перед входом в помещение стоит педагог и предлагает детям поздороваться с Медвежонком по – своему (используя просто фразу, поклон, с разной интонацией, с жестами).
После всех приветствий педагог спрашивает детей о чувствах медвежонка.
Педагог: «Как вы думаете, как чувствует себя Медвежонок? Почему?» (Ответы детей). Педагог обобщает ответы детей, делает вывод, что наше внимание к другому и вежливое обращение радует собеседника. Для того чтобы собеседнику было приятнее, мы добавляем к словам приветствиям улыбку и слова, которые делают наше обращение более теплым и доброжелательным. Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
2.Рассказ педагога «Правила этики».
Педагог: «Много-много лет назад люди задумались о правилах взаимоотношения друг с другом и появилась культура. Правила взаимоотношений людей друг с другом назвали правила этики.
Вы не раз слышали, как кто-то говорил: «Это – культурный человек!», или сожалел: «Как жаль, что этот человек некультурный». Как вы думаете, кого называют культурным? (Ответы детей).
Если человек делает только то, что ему захочется, не считается с окружающими, мы говорим о том, что он не соблюдает правила этики, или правила приличия. Таких людей не уважают, их не любят.
Нередко внешне красивый человек ведет себя грубо, неприлично. Такой человек никому ни в радость. И наоборот, есть внешне не приметные, но очень добрые, честные люди. И нам хочется дружить с ними и быть похожими на них. Культурный человек никогда не станет капризничать, вредничать, громко плакать, как бы трудно ему не приходилось. Он не станет кричать и оскорблять, потому что знает, что своим криком оскорбляет прежде всего себя.
Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят о его культуре. Культурный человек никогда не станет перебивать говорящего, дослушает его до конца, лишь потом задаст вопрос или уточнит. Помогать близким, заботиться о них для культурного человека главное.
Давайте вместе сочиним рассказ об утре культурного человека. Я начну, а вы продолжите. Вы проснулись, но пока находитесь в кровати.
- Доброе утро! – говорит вам мама.
Вы отвечаете….
-Прошу к столу, завтрак готов, - приглашает вас мама.
Вы встали с постели, а что происходит дальше?..
Дети рассказывают последовательность событий, а педагог по необходимости может восстанавливать последовательность событий.
Идёте к столу, а там уже сидят члены вашей семьи. Вы садитесь за стол и …
Как должен поступить культурный человек после завтрака? ( Поблагодарить за заботу о себе, помочь убрать посуду, помочь вымыть её). Почему вы должны это сделать? Потому, что культурный человек – это прежде всего хорошо воспитанный человек, уважающий труд других людей, благодарный за заботу и помощь.
Один герой мультфильма тоже обладает качествами культурного человека, посмотрим о нем сюжет.
Просмотр видеосюжета из мультфильма
«Приключения Кота Леопольда».
Затем, педагог предлагает разыграть сценку, где Кот Леопольд вежливый и интеллигентный. Дети обыгрывают сценку из мультфильма.
Кот едет в автобусе, мыши, толкаясь и спеша, задевают Кота, наступают ему на лапу. Вежливый Кот говорит: «Осторожнее, пожалуйста, вы наступили мне на лапу». Мыши поступают по - разному. Ребята определяют, какая мышь поступила действительно культурно, а какой ещё нужно поучиться вежливости.
Давайте немножко подвигаемся: Физ. минутка «Доброе утро»
- Доброе утро! (дети, стоя в кругу, поворачиваются к соседям, говорят слова)
Доброе утро солнцу и птицам. (дети поднимают руки вверх)
Доброе утро улыбчивым лицам. (дети разводят руки в стороны)
И каждый становится добрым, доверчивым. (дети сходятся в плотный круг)
Доброе утро длится до вечера. (дети все вместе поднимают руки вверх)
Педагог: Ребята, а какие еще волшебные слова вы знаете? (Добрый день, здравствуйте, извините, благодарим, будьте добры, всего хорошего…)
Послушайте, стихотворение И. Гуриной «Вежливый зайчик»
На заре зайчишка встал,
«С добрым утром!» всем сказал:
Маме и братишкам,
Ёлочкам и шишкам.
Он здоровался с друзьями:
С кабанами, муравьями…
Вдруг навстречу страшный волк –
Лес испуганно примолк!
Бедный зайка задрожал,
Хвостик маленький поджал,
А потом, закрыв глаза,
Тихо «Здравствуйте» сказал.
Даже волк его не съел –
Улыбнулся, подобрел.
Говорит ему в ответ:
-И тебе, косой, привет!
Скажите, ребята, а почему волк вдруг подобрел? (Ему было приятно, что с ним поздоровались).
Знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса. Ведь когда говорят волшебные слова, то все становятся добрыми и приветливыми.
Давайте, поиграем и убедимся в этом.
Перед тем как вы начнете играть,
послушайте стихотворение И.Гуриной «Волшебное слово»
На крыльце высоком кошка
Ела спелую морошку.
Подошел утенок к ней:
-Дай мне ягод поскорей!
Рассердилась очень кошка:
-Будь повежливее, крошка!
Ягод я тебе не дам.
Почему? Подумай сам!
К ним барашек подошёл:
-Так просить нехорошо!
Ты, утенок, не спеши!
Ты «пожалуйста» скажи!
Подбежал утенок к кошке:
-Дай, пожалуйста, немножко.
Кошка подобрела:
-Вот, другое дело!
Угощайтесь все, друзья!
Не жалею ягод я.
За такое слово
Всё отдать готова!
Игра «Собери картину»
(По правилам игры детям нужно передавать картинки друг другу используя слова: «Пожалуйста, подай мне…», «Спасибо».
Игра «Дети и пес» (Один из детей с маской на лице играет роль пса).
Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он сидит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что – то будет.
(Если дети грубо будят пса он рычит, а если лаского отвечает:
Ав, ав, ав мои друзья,
Так приветствую вас я
Вас в деревню проводу,
Вам дорогу укажу).
Педагог: Предлагаю, ребята, проявить смекалку и отгадать загадки.
Загадки:
Маша знала слов не мало, Но одно из них пропало. А оно – то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас … (благодарят) Но молчит она, как рыба, Вместо каждого …(спасибо). | Встретил Витю я - соседа, Встреча грустною была: На меня он как торпеда, Налетел из-за угла! Но представьте! Зря от Вити Ждал я слова …(извините). |
Заключение.
Педагог: Сейчас, мысленно с закрытыми глазами, вспомните: что происходило на занятии, что вам особенно запомнилось, что вы узнали нового. Молодцы, вы сегодня успешно работали: приветствовали Медвежонка, узнали о правилах вежливости, о важности вежливых слов, узнали, каким секретом обладают вежливые слова, отгадали их. Спасибо! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования
Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития лич...
"Развитие воображения и познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста путём использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Статья создана для публикации в журнале, теоретическая часть дополнена практической, в виде сказки....
Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста
Статья по исследованию на тему "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста"...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования...
Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».
Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».В настоящее время в нашем...
Выступление для педагогов Опыт работы по использованию нетрадиционных форм рисования в развитии сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста
Выступление для педагоговОпыт работы по использованию нетрадиционных форм рисования в развитии сенсорных способностей детей младшего дошкольного возрастаРисование - это вид деятельности несет в с...