«Художественно-эстетическая работа в ДОУ»
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Художественно-эстетическая работа в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Художественно-эстетическая работа в ДОУ | 948.97 КБ |
презентация к статье | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Статья: Художественно-эстетическая работа в ДОУ
Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисование, лепка и аппликация с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к изобразительной деятельности и к игре.
Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие, от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включая в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление образовательной области; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное размещение, доброжелательное отношение педагогу к каждому ребенку; эмоционально – положительная атмосфера занятий; уважительное отношение взрослого к детским рисункам, лепке, аппликациям.
5 слайд - Содержание образовательной области «Художественное творчество направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности через решение следующих задач:
- Развитие продуктивной деятельности ребенка (рисование, лепка, аппликация);
- Развитие детского творчества;
- Приобщение к изобразительному искусству.
6 слайд - Принципы художественного творчества
- Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
- Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи);
- Принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей;
- Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса;
- Принцип решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми
7 слайд - Формы организации образовательной области
«Художественное творчество»
- Занятие по художественному творчеству (по подгруппам, фронтально, индивидуально);
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Совместные работы 2 – 3 детей;
- Тематические занятия;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дидактические игры;
- Физминутки;
- Интегрированная деятельность;
- Сюрпризные моменты.
8 слайд - Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста
- Уголок художественного творчества в группе;
- Художественно – творческая папка «Наше творчество» для родительской общественности группы;
- Выставка рисунков в холле дошкольного учреждения.
Использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие формы;
- На восприятие качеств величины;
- На количество предметов;
- На развитие речи, мышления;
- На развитие первоначальных представлений о природе.
Наглядно – образный материал
- Иллюстрации и репродукции;
- Наглядно - дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
- «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
- Стихи, загадки;
- Открытки для рассматривания
9 слайд - Организационные условия жизнедеятельности детей
Организация жизнедеятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей
- самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
- игровой,
- двигательной,
- познавательно-исследовательской,
- коммуникативной,
- продуктивной,
- музыкально-художественной,
- трудовой,
- чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
10 слайд – Таблица.
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей | Примерный объем (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность | |||
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании) | Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление. Украшение предметов для личного пользования Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства. Игры. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.) | Фронтальная (групповая) Подгрупповая Индивидуальная | 25 мин. |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке | 25 мин. через неделю | ||
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации | |||
25 мин. через неделю | |||
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании | |||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании) | Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление. Украшение предметов для личного пользования Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства. Игры. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.) | Фронтальная (групповая) Подгрупповая Индивидуальная. | 40 мин. |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке | |||
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации | |||
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании | |||
Самостоятельная деятельность детей | |||
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании), лепке, аппликации, художественное конструирование | Создание соответствующей предметно-развивающей среды Рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование. Рассматривание | Индивидуальная Подгрупповая |
11 слайд - Виды занятий (нод) по рисованию
12 слайд - Структура нод (ЗАНЯТИЯ)
- 1 часть: Мотивация(сюрпризный момент, художественное слово, гость, загадка) Изложение учебного материала. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов, показ способа действия.
- 2 часть: Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной в учебном процессе. Ее цель — творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
- 3 часть: Анализ работ, обсуждение творческих работ с детьми помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей. Итог занятия.
13 слайд - Методы и приёмы
1) Словесный метод.
Приемы: 1. Беседа. 2. Пояснение. 3. Напоминание. 4. Поощрение. 5. Художественное слово. Рассматривание произведения искусств сопровождается словом, обогащается словарь детей, они учатся рассуждать, знакомятся с различными видами искусств.
2) Наглядный метод.
Приемы: 1. Использование натуры. 2. Рассматривание предметов. 3. Использование образца. 4. Рассматривание картин. 5. Показ воспитателем приемов работы. 6. Наблюдения. 7. Анализ детских работ.
3) Игровой метод. Внесение игры в сюжетное рисование, аппликацию и лепку развивает воображение, активизирует поиски выразительных средств изображения.
4) Практический метод.
Приемы: 1. Упражнения (на бумаге, в воздухе). 2. Показ способов изображения.
5) Эвристический метод.
Приемы: 1. Игра. 2. Ситуация. 3. Поиск.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность
Художественно-эстетическое направление ОО «Музыка» ОО «Художествен ное творчество»
Образовательная область «Художественное творчество» РИСОВАНИЕ ЛЕПКА АППЛИКАЦИЯ НОД Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность НОД Изо искусство ДПИ
Образовательная область «Художественное творчество» детей дошкольного возраста Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности через решение следующих задач: Развитие продуктивной деятельности ребенка (рисование, лепка, аппликация); Развитие детского творчества; Приобщение к изобразительному искусству.
Принципы художественного творчества Принцип развивающего обучения , целью которого является развитие ребенка; Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); Принцип полноты , необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи); Принцип единство воспитательных , развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника; Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей; Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса; Принцип решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Формы организации образовательной области «Художественное творчество» Занятие по художественному творчеству (по подгруппам, фронтально, индивидуально); Индивидуальная работа с ребенком; Коллективные работы; Совместные работы 2 – 3 детей; Тематические занятия; Пальчиковая гимнастика; Дидактические игры; Физминутки; Интегрированная деятельность; Сюрпризные моменты.
Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей о дошкольного возраста Уголок художественного творчества в группе Художественно – творческая гостиная для родительской общественности группы; Выставки рисунков детей в холлах дошкольного учреждения. И спользование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно : На целенаправленное развитие восприятия цвета; На восприятие формы; На восприятие качеств величины; На количество предметов; На развитие речи, мышления; На развитие первоначальных представлений о природе. Наглядно – образный материал Иллюстрации и репродукции; Наглядно - дидактический материал; Игровые атрибуты; «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы); Стихи, загадки; Открытки для рассматривания
Организационные условия жизнедеятельности детей Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности , так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). самостоятельной деятельности детей .
Задачи и содержание работы Формы работы Формы организации детей Примерный объем (в неделю) Непосредственно образовательная деятельность Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании) Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление. Украшение предметов для личного пользования Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства. Игры. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.) Фронтальная (групповая) Подгрупповая Индивидуальная 25 мин. Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке 25 мин. через неделю Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации 25 мин. через неделю Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании) Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление. Украшение предметов для личного пользования Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства. Игры. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.) Фронтальная (групповая) Подгрупповая Индивидуальная. 40 мин. Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании Самостоятельная деятельность детей Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании), лепке, аппликации, художественное конструирование Создание соответствующей предметно-развивающей среды Рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование. Рассматривание Индивидуальная Подгрупповая
Виды занятий ( нод ) по рисованию Предметное рисование Сюжетное рисование по памяти С натуры По предварительному наблюдению По собственному замыслу На заданную тему Иллюстрирование Декоративное рисование
1 часть: Мотивация (сюрпризный момент, художественное слово, гость, загадка) Изложение учебного материала . Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов, показ способа действия . 2 часть: Самостоятельная практическая работа детей , которая является основной в учебном процессе. Ее цель — творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности. 3 часть: Анализ работ , обсуждение творческих работ с детьми помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей. Итог занятия . Структура нод (ЗАНЯТИЯ)
Методы и приёмы 1 ) Словесный метод . Приемы: 1. Беседа. 2. Пояснение. 3. Напоминание. 4. Поощрение. 5. Художественное слово. Рассматривание произведения искусств сопровождается словом, обогащается словарь детей, они учатся рассуждать, знакомятся с различными видами искусств. 2) Наглядный метод. Приемы : 1. Использование натуры. 2. Рассматривание предметов. 3. Использование образца. 4. Рассматривание картин. 5. Показ воспитателем приемов работы. 6. Наблюдения. 7 . Анализ детских работ. 3 ) Игровой метод . Внесение игры в сюжетное рисование, аппликацию и лепку развивает воображение, активизирует поиски выразительных средств изображения. 4) Практический метод. Приемы : 1. Упражнения (на бумаге, в воздухе). 2. Показ способов изображения. 5 ) Эвристический метод. Приемы : 1. Игра. 2. Ситуация. 3. Поиск .
Используемые методы: – позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Нетрадиционная техника в изодеятельности» Сообщение (из опыта работы) «Развитие детского художественного творчества»
«Рисунок – придаёт вещам форму, ...
Использование элементов арт-терапии в художественно-эстетическом направлении работы с детьми.
Презентация к теоретической части....
Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Художественный труд с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Куклы народов Поволжья» Работа с бумагой и бросовым материалом
Конспект по образовательной деятельности. Использование детьми бумаги и пустых бутылочек из-под йогурта в своей творческой работе "Куклы народов Поволжья"...
Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»
В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...
Выступление из опыта работы. Фестиваль "Музыкальная шкатулка" в рамках внедрения художественно - эстетического направления работы ФГОС ДО
Вступительное слово из опыта работы на окружном практическом семинаре по музыкально- эстетическому воспитанию дошкольников. Пути внедрения ФГОС ДО. Проект "Классическая музыка в детском саду"...