Проект "Народная игрушка"
проект по аппликации, лепке (средняя группа)

Губанова Галина Федоровна

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_igrushka_sr.gr_.doc2.4 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность  «Роспись сарафана матрёшки».

Цель. Продолжать знакомить детей с матрёшкой, как видом декоративно – прикладного искусства.

Задачи.

Образовательная:  Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Обогащать представления детей о народном искусстве.

Развивающая: Развивать чувство цвета, ритма в узоре; творчество, фантазию.

Техническая: Формировать умения составлять узор из отдельных компонентов. Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой.

Воспитательная: Воспитывать чувство сопричастности к истории народной игрушки; уважительное отношение к труду мастеров народных промыслов.

Образовательные области развития:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Методы:

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- проблемно-поисковый.

Предварительная работа: Знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства.  Рассматривание, обследование и сравнение матрёшек. Дидактические игры с матрёшками. Рисование и раскрашивание матрёшек.

Материал: Листы бумаги белого цвета, акварельные краски, кисти, ватные палочки, баночки с водой, салфетки матерчатые, подставка для кистей.

Ход занятия

Вос-ль:

Ребята! А я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нём расписной.

А чтобы узнать, что в этом сундучке, надо отгадать загадку.

«На головке алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … (матрёшка)».

Воспитатель открывает сундучок, достаёт матрёшек.

- Как называются эти куклы? (Матрёшки).

- А это, что такое? (Тоже матрёшки, только плоскостные).

Рассмотрим их поближе.

Посмотрите на матрёшек, какие красивые сарафаны у наших матрёшек.

Посмотрите вот на этих матрёшек (показывает, какие-то они необычные.

- Почему у них сарафаны бесцветные? (Ответы детей).

Итог. Художник не успел дорисовать.

- Что же нам сделать, как помочь матрёшкам стать нарядными и красивыми? (Ответы детей – решают разрисовать сарафаны.)

Совместная деятельность воспитателя и детей.

- А знаете ли вы, почему матрёшки так называются?

Раньше на Руси женщины очень часто носили имя Матрёна, Матрёша. Это имя связывали с большой заботой, с большой семьёй. Поэтому толстенькие куклы, похожие на мам, бабушек, были названы именно матрёшками.

Сейчас мы с вами попробуем разобрать матрёшек, и мы увидим, насколько матрёшка необычная игрушка. Посмотрите, каждая следующая кукла меньше предыдущей. А во всём остальном они очень похожи.

Разделимся на группы, у каждой группы своя матрёшка.

Каждая группа играет вместе, договариваются между собой.

Задание для первой  группы: разложите матрёшек от самой маленькой до самой большой.

Задание для второй группы: разложите матрёшек от самой большой до самой маленькой.

- Сколько у вас матрёшек? (Ответы детей-3). А у вас? (Ответы детей – 4).

- покажите самую низкую матрёшку.

- покажите самую высокую матрёшку.

- покажите слева направо вторую по счёту матрёшку.

- покажите матрёшку, которая находится между второй и четвёртой матрёшкой.

«Матрёшка на окошке, под ярким сарафаном.

Вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.

Открой – увидишь чудо: матрёшечка - дитёныш,

А там ещё, откуда? А там опять найдёныш!

Сестрички все – подружки, сидят они друг в дружке».

- Посмотрите, из чего сделаны матрёшки? (Из дерева).

Матрёшек всегда делают из дерева липы. Их выпиливают на токарных станках. Сначала вытачивают самую маленькую матрёшку, затем больше и больше. Потом их раскрашивают красками и покрывают лаком.

Наши матрёшки всем правятся. Нигде в мире нет такой игрушки. Когда приезжают иностранные гости к нам в Россию, то обязательно покупают матрёшку.

Посмотрите, ещё раз, на матрёшек, на их красивые сарафаны.

Расписаны они по-своему, розами да узорами, одна краше другой.

- Какие цвета есть на сарафанах?

- Какие рисунки есть на сарафанах?

- Если бы вы расписывали матрёшек, какие узоры вы нарисовали бы на их сарафанах? (Ответы детей).

- Вспоминайте, что мы должны сделать с матрёшками в бесцветных сарафанах? (Ответы детей – мы должны придумать узор и разрисовать сарафаны матрёшкам.)

Давайте мы с вами попробуем вместе расписать сарафан матрёшке.

Воспитатель показывает, как можно кисточкой и ватной палочкой наносить узор.

Сейчас каждый из вас возьмёт себе недорисованную матрёшку, придумает узор и будет разрисовывать.

Самостоятельная деятельность детей.

Работа детей, индивидуальная помощь, совет.

По окончании рисования матрёшек вывешивают на доску.

Какие наши матрёшки стали красивыми, нарядными.

Давайте спляшем для матрёшек.

Пляска «Мы весёлые матрёшки»

Рефлексия

- Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили? (Ответы детей).

- Чему научились? (Ответы детей).



Предварительный просмотр:

Аппликация «Украшение коня дымковской росписью»

Цель: Создание аппликации по мотивам дымковской росписи.

Задачи:

  • Продолжать расширять представления детей о дымковской игрушке и элементах росписи.
  • Формировать знания о том, какими материалами пользуются мастера при изготовлении народной игрушки.
  • Формировать умение детей выделять элементы и цвет дымковской росписи; составлять узор на готовой форме из кругов, полосок, волнистых линий.
  • Формировать умение правильно держать кисточку, пользоваться клеем, совершенствовать навыки наклеивания.
  • Активизировать употребление в речи название элементов дымковской росписи, развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Воспитывать интерес к народному искусству, неразрывно от народной музыки, народного творчества.
  • Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Ушинского “Лошадка”, знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций, знакомство с элементами росписи и рисование их на готовых формах, отгадывание загадок о дымковских игрушках.

Материал и оборудование: оформление выставки – оригинальные образцы дымковской   игрушки, выполненные мастерами промысла, иллюстрации.

Работа с родителями: предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми.

Ход занятия

I часть. Организационный момент.

Воспитатель вносит Дымковскую барышню и говорит от ее имени:

Барышня: - Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас!

Я барышня Наталья
Посмотрите, как я хороша
Я девица - краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

- Я из села Дымково, где живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные игрушки.

- Давайте отправимся с вами в гости. Кто нас повезёт? Отгадайте?

Загадка:

Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?... 
(Лошадка.)

- Мы поедем на красивой лошадке! Занимайте места!

Дети идут к столам имитируя движения лошадки, поднимая высоко ноги.

Громко цокают копытца
Цок, цок, цок!
Мы к Наташе в гости мчимся
Цок, цок, цок!

- Ребята, мы с вами оказались в селе Дымково. Я вам расскажу удивительную историю, как появилась Дымковская игрушка.

II часть. Рассматривание игрушек.

Барышня:

Жили в этом селе люди. Зимой на улице было холодно, в домах топились печи, дым окутывал крыши, так, что ничего не было видно. Вот и назвали село Дымково. В старину у детей не было игрушек, и взрослые делали игрушки из глины своими руками. Набирали на берегу реки глины. Лепили разные забавные фигурки. Обожгли их в печи. От огня и жара фигурки высыхали и становились твердыми, как камень. После огня их покрывали мелом. Игрушки были белые, но неинтересные. Тогда взрослые решили украсить игрушки разноцветной росписью. А людей, которые делают такие игрушки, называют мастерами.

Вот так и появились яркие, весёлые, задорные, нарядные игрушки, которые делают дымковские мастера!

Барышня: Вам понравились  игрушки? А вы обратили внимание, какими цветами расписаны игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый), в небольшом количестве (коричневый и черный).

Барышня: Ребята, эти цвета делали игрушки настолько красивыми и праздничными, что даже я украсила свою юбку дымковскими узорами. Посмотрите, какими элементами украшена моя юбка? (круги, клетка, прямые и волнистые линии).

Барышня: В селе Дымково дети очень любят играть, а вы любите? Вставайте, я приглашаю вас поиграть.

Игра “Карусель” 

Еле, еле, еле, еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, тише, тише,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два –
Вот и кончилась игра.

III часть. Аппликация узора на шаблонах.

Барышня:

- Ребята, карусель нас перенесла в мастерскую дымковских умельцев.

- А вы хотите стать мастерами дымковской игрушки? (Да)

- Мы с вами будем делать аппликацию по мотивам дымковской росписи.

- У вас у каждого на столах лежат шаблоны и готовые элементы для выполнения аппликации. Вы должны придумать и наклеить свой узор. Вы готовы?

Барышня: Ребята, кто затрудняется, может посмотреть на образец.

Дети выполняют аппликацию.

Барышня: Ребята, кто сделал, несите игрушки, оформим с вами выставку.

Подведение итогов:

- Какие игрушки получились? (Ответы детей)

- Какое у них настроение? (Ответы детей)

- Кто сделал эти игрушки? (Мы)

- А кем вы сегодня были? (Мастерами)

- А теперь мы сядем на лошадку, нам пора возвращаться в детский сад.

Дети выходят из — за столов и идут в игровую зону  имитируя движения лошадки, поднимая высоко ноги.

Громко цокают копытца
Цок, цок, цок!
В детский садик лошадь мчимся
Цок, цок, цок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...