Проект "Космос" в подготовительной группе детского сада
проект (подготовительная группа)
Информационно-познавательный проект «Космос» в подготовительной группе
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- Приобщение детей к современным знаниям о Вселенной.
- Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства.
- Знакомство детей с планетами солнечной системы, их отличительными особенностями.
- Знакомство с глобусом, звездной картой.
- Создание условий для исследовательской деятельности.
- Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Космос" в подготовительной группе | 133.5 КБ |
Приложение № 1 к проекту Космос | 2.66 МБ |
Приложение № 2 к проекту Космос | 90.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Лучик»
Информационно-познавательный проект
«Космос»
в подготовительной группе № 1 «Колокольчик»
Подготовила: Воспитатель первой
квалификационной категории
Цурганова Ирина Александровна
Пояснительная записка
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: и дождь, и солнце, радость и страх.
Тема "Космоса" привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как что-то волшебное, таинственное.
Дети задают вопрос: "Почему солнце такое яркое?", "Сколько звезд на небе?" Почему наступает ночь? и т.д.
Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы предлагает знакомить дошкольников с Ю. Гагариным и другими героями космоса в подготовительной к школе группе и в очень ограниченном объеме.
Поэтому я определила в своей практике своевременность и актуальность проектной деятельности с воспитанниками по данной теме.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально - эстетического развития, повышает мотивацию усвоения материала, формирует у детей более глубокие, разносторонние знания и целостное представления о мире, о взаимосвязи всех его составляющих. Также способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений.
Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоциональное положительное влияние на процесс воспитания, сделать его более эффективным. При этом происходит воздействие на ребенка посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в разных условиях. Интегрированное занятие позволяет сохранить количество занятий и время их проведения, освобождая время для совместной деятельности.
Важно, чтобы яркие интересные события и явления окружающей жизни, которые взволновали ребенка, обязательно находили отражение в его творчестве.
Поэтому в педагогической практике мною применяется интеграция в рамках проектной деятельности. Информационно - познавательные проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Этот проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности. Я выбрала интеграцию на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Как дать детям знания о космосе в рамках воспитательно – образовательного процесса при этом не увеличить учебную нагрузку? Решение этой проблемы возможно через интеграцию образовательных областей.
Всем хорошо известно, что детей называют "почемучками". Вот и воспитанники моей группы задавали мне свои "почему?" Поэтому, учитывая результаты прошлых проектов и видя заинтересованность своих воспитанников, я определила возможность работы по данной тематике более углубленно, чем в программе.
Проект «Космос».
Проект: Среднесрочный (02.04.2018г. – 27.04.2018г.), групповой.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность темы: тема космоса вызывает интерес у воспитанников, а Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы предусматривает знакомство детей с космической темой в подготовительной группе в ограниченном объеме.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- Приобщение детей к современным знаниям о Вселенной.
- Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства.
- Знакомство детей с планетами солнечной системы, их отличительными особенностями.
- Знакомство с глобусом, звездной картой.
- Создание условий для исследовательской деятельности.
- Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков воспитанников.
Подготовительный этап
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Определение педагогом целей и задач в соответствии с возрастом воспитанников и образовательными областями.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
- Составление плана по реализации проекта
Основной этап
- Апробация содержания среднесрочного проекта «Космос».
- Проведение медиа-экскурсии, занятий, бесед, экспериментальной деятельности.
- Оформление выставки «Далекий Космос».
- Участие в районном конкурсе ДПИ «Космические путешествия»
- Участие во всероссийском конкурсе
- Посещение планетария
- Участие в познавательно-развлекательном досуге МБДОУ «Одна на всех планета по имени Земля», посвященном «Дню Космонавтики»
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап
- Игра – викторина «Таинственный космос»
- Создание совместно с детьми мультфильма «Космическое путешествие».
- Участие в районном и всероссийском конкурсе ДПИ по теме «Космос»
План реализации проекта «Космос».
Подготовительный этап
- подготовить иллюстрированный материал, материал для экспериментально-опытнической деятельности, художественную литературу для чтения, конспекты проведения занятий.
- создать условия для проведения исследовательской деятельности «Земля и Солнце».
Интеграция по образовательным областям
Содержание деятельности | Задачи области | |||
Образовательная область «Физическое развитие» | ||||
Эстафеты, соревнования, подвижные игры по теме проекта («Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета», «Ракетодром», «Невесомость», «Солнце – чемпион») Физкультурный досуг. Игры настольно печатные «Хорошо – плохо»; «Найди лишнее» | - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. | |||
Образовательная область «Познавательное развитие» | ||||
Наблюдения, экскурсии. Дидактические игры. «Найди дорогу на Землю»; «Волшебная космическая палочка»; «Космическое лото». Загадывание загадок по теме проекта. Кроссворды по теме проекта. Настольно - печатные игры «Космос», «Космическое путешествие», «Найди отличия», «Космические лабиринты». Просмотр видеофильмов «Планеты», «Вселенная» и др. Экспериментальная деятельность «Земля и Солнце»; «Почему мы видим разные части Луны?», «Невидимое письмо», «Лунные кратеры» Экскурсия в планетарий. Конструирование из конструктора «ТИКО», «Лего» и блоков Дьенеша. | - сенсорное развитие; - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. - закреплять умение создавать конструкцию по устной инструкции и по схеме, подбирая для этого детали заданной формы и цвета - формировать умение перестраивать плоские ТИКО-конструкции в объемные | |||
Образовательная область «Речевое развитие»» | ||||
Беседы с использованием презентаций с детьми на темы «Голубая планета Земля», «Что такое космос», «Великие космонавты», «Луна – спутник Земли», «Семья планет», «Солнце – источник жизни на Земле». Игры «Космические профессии», «Созвездия», «Солнце», «Луна» серия картинок «Что мы видели на небе». Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций по теме проекта. Создание «Космического словаря». Рассматривание иллюстраций по теме: «Солнечная система», чтение произведений о космосе. Чтение стихов, пересказ историй. «Книга дня» (воспитанники приносят интересные книги о космосе из дома) | - развитие свободного общения с взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей - практическое овладение воспитанниками нормами речи - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. | |||
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | ||||
Сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «ЦУП», «Путешествие на Луну», «Строим аэросалон», «Ракетостроители» Беседа по ознакомлению с окружающим социальным миром и правилами поведения Совместно с родителями изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм по теме проекта. Изготовление макета ЦУП. Создание книги о космосе | - развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); - формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. | |||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | ||||
Изготовление альбома «Далёкий космос» Рисование, лепка, аппликация на тему «Космос» Театральные костюмы космонавта, космических пришельцев Разучивание музыкально-ритмической композиции по теме проекта. Разучивание песен и танца для познавательно – развлекательного досуга МБДОУ «Одна на всех планета по имени Земля». | - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству. - развитие музыкально-художественной деятельности; - приобщение к музыкальному искусству. |
Работа с родителями
- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
- установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
- возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
1. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок, в составлении рассказов о космосе.
2. Изготовление костюмов для проведения презентации проекта.
3. Родители повторяли дома вместе с детьми роли, стихи для мультфильма и досуга.
4. Составление рекомендаций для родителей «Что рассказать ребенку о космосе?
5. Чтение с детьми Е.П.Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки", К.А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
6. Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”
7. Рекомендации по совместной деятельности с детьми на выходных: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее.
8. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
9. Оформление информационного уголка для родителей «История развития космонавтики»
Итог: Изготовление совместно с детьми стенгазеты «Мы в Космосе»; Создание совместно с детьми мультфильма «Космическое путешествие», игра – викторина «Таинственный космос», участие в познавательно – развлекательном досуге МБДОУ «Одна на всех планета по имени Земля», 1-е место в районном конкурсе «Космические путешествия» (номинация «Компьютерное творчество», мультфильм «Космическое путешествие», 1-е место в районном конкурсе «Космические путешествия», номинация «Инопланетные города», поделка «Далекий космос» (техника «Изонить»), Два 1-х места и одно 3-е место во всероссийском конкурсе «Космические дали».
Ожидаемые результаты
К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети подготовительной группы должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД.
- Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
- Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
- Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
- Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
- Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Положительные результаты реализации этого проекта заключаются в следующем:
1. Заинтересованность детей в данной работе.
2. В полном объеме решены задачи проекта.
3. С помощью детско-родительских работ оформлена выставка по теме «Космос»
И в заключение хочу сказать что…
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля» а не «исполнителя». Развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия и способствует успешному обучению в школе. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Список использованной литературы:
- Дейнеко О.В. Использование метода игрового моделирования в работе с детьми // ж. «Справочник старшего воспитателя» №3/2009.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. М.: Сфера, 2002г.
- Носов Н. «Незнайка на Луне». - М.: РОСМЭН, 1996г.
- Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы.
- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013г.
- Н.Васильева Проектная деятельность; участвуем вместе.//ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.
- Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. - М.: ТЦ Сфера, 2011г.
- Л.Н. Прохорова Организация экспериментальной деятельности дошкольников» . Методические рекомендации – М.: АРКТИ, 2003 - 64 с.
- Интернет – ресурсы
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
Игра – викторина для подготовительной группы
«Будущие космонавты»
Дети входят в зал под музыку
Ребята, вы любите смотреть на небо, звезды? О чем вы мечтаете? (ответы детей)
- А какой праздник отмечают 12 апреля в нашей стране?
Воспитатель: Да, это День космонавтики. Это праздник всех космонавтов, людей, которые участвуют в создании космических ракет, изучении космоса. Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Но для этого нам нужно разделиться на две команды и выбрать капитанов:
- Команда «Космическая станция» капитан...
- Команда «Луноход» капитан…
- Перед началом полета я предлагаю командам поприветствовать друг друга.
Воспитатель: За каждый конкурс вы будете получать звезды. Команда, у которой в конце игры будет больше звезд, и станет победителем.
1 конкурс «Это интересно».
Воспитатель: Я задаю вопросы, а вы быстро отвечаете.
Вопросы к команде «Космическая станция»:
-Сколько всего планет вращается вокруг солнца? (8)
-Место запуска ракеты? (космодром)
-А какие главные герои летали в космос до людей и благополучно вернулись на землю? (Белка и Стрелка)
-Назовите спутник планеты Земля. (Луна)
-Как называется бывшая планета Солнечной системы, которая с 2006 года считается карликовой планетой? (Плутон)
Вопросы к команде «Луноход»:
-Назовите планету солнечной системы, которую в древности называли «Планетой войны» за ее красный цвет? (Марс)
-Какие особенности есть у планеты Сатурн и из чего она состоит? (есть кольца, состоит из камней и льда)
-Одежда космонавта. (Скафандр)
-Какая по счету наша планета Земля от Солнца?
-Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)
Слово жюри…
Воспитатель: Молодцы ребята! С 1 конкурсом справились. Отправляемся в космическое путешествие, а на чем летают в космос? (на ракете)
2 конкурс «Конструирование ракеты»
Ваше следующее задание «Конструирование ракеты».
Ракеты нужно собирать из блоков Дьенеша. Для этого у вас есть схемы ракет и подсказки символы со свойствами блоков (цвет, форма, размер). Будьте внимательны, старайтесь собрать правильно и быстро. Командам дается схема постройки ракеты из блоков Дьенеша.
Слово жюри…
3 конкурс «Выход в открытый космос»
2 тоннеля и звезды. Участники по одному проходят через «тоннель», берут звезду, возвращаются и передают эстафету следующему игроку команды.
Слово жюри…
4 конкурс «Загадки»
Загадки для команды «Космическая станция»:
1. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят,
Ей не до сна,
С неба светит нам она. (Луна)
2. От земли далеко
Не потрогаешь его. (Небо)
3. В специальную трубу
Смотрит всю Вселенную. (Астроном)
Загадки для команды «Луноход»
1. Рассыпалось ночью зерно,
А утром нет ничего. (Звезды)
2. В дверь, в окно стучать не будет,
А возьмет и всех разбудит. (Солнце)
3. Космонавты, крепко сели
Скоро в космос выхожу!
Вокруг Земли на карусели
По орбите закружу. (Ракета)
Слово жюри…
5 конкурс «Космический мусор»
У каждой команды щетка и совок. Игроки команды по очереди собирают мусор в корзину. Чья команда быстрее справилась та и победила.
Слово жюри…
6 конкурс «Космическая еда»
Дается 2 тюбика зубной пасты и 2 тарелочки, кто быстрее выдавит зубную пасту на тарелку (Игроки команды по очереди выдавливают пасту из тюбика).
Слово жюри…
Конкурс капитанов «Космическая тайна»
Сейчас будет задание для капитанов. Нужно выполнить задание правильно и быстро.
Вам нужно соединить все точки по порядку и сказать, что у вас получилось. Кто сделает первым и все правильно, тот и побеждает в этом конкурсе.
Слово жюри…
Воспитатель: Ребята, вы прошли все испытания и доказали, что много знаете и умеете. Мы хотим, чтоб у вас всегда появлялось желание к новым открытиям. Теперь мы можем вернуться на Землю.
Жюри подводит итоги конкурса. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада.
В подготовительных группах детских садов нередко складывается ситуация объединения двух малочисленных групп в одну. При этом, следует заметить, объединяются группы с уже сложившимися...
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
Осенний праздник «Прогулка по Летнему саду» для старшей и подготовительной групп детского сада.
Праздник создавался в рамках годового проекта по изучению родного города. Предполагает показ слайдов....
Конспект НОД по ОБЖ и здоровьесбережению в подготовительной группе детского сада НОД в подготовительной группе по ЗОЖ «Страну здоровья
Цели: способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....
Фрагмент из сценария для подготовительной группы детского сада Выпускной в детском саду.
Выпускной праздник детского сада....
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг
quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...
Родительское собрание в подготовительной группе детского сада на тему « Выполнение целевых ориентиров на конец года в подготовительной группе».
Актуализация знаний родителей по проблеме готовности к школе....