Развитие мелкой моторики
презентация к уроку по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Хамдеева Альфия Наильевна

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Салфеточная аппликация П оложительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работа, выполненная в данной технике, отличается оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликации и получают удовлетворение от готовой работы

Слайд 2

Коллективная аппликация «В космос»

Слайд 3

Коллективная аппликация «Цветочек»

Слайд 4

Коллективная аппликация «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Слайд 5

Аппликация « Снеговичок »

Слайд 6

Аппликация «Песец»



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( аппликация)

в подготовительной группе

«Российский флаг»

Цель: изготовление изображения российского флага из бумажных салфеток.

Образовательные задачи:

- обобщить знания детей о Государственном флаге;

- познакомить со значением цветов, изображённых на флаге;

- формировать умение наклеивания изображения флага из цветных салфеток.

- закреплять умение скатывать между ладоней шарики из салфеток.

- закреплять умение работать ножницами, аккуратно наклеивать изображение в определённой последовательности.

Развивающие задачи:

- развивать творческие способности ребенка.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Виды детской деятельности: лепка

Планируемые результаты: дети изготовили российский флаг из бумажных салфеток

Демонстрационный материал: изображение флага, образец изготовленного флага

Раздаточный материал: картон для фона, на нём наклеено полотнище флага и древко, цветные салфетки (белые, синие, красные),  клей пва, кисти для клея, ножницы, клеенки, влажные салфетки.

Ход НОД.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем

И под небом синим, синим

Флаг России над Кремлем.

(В Степанов.)

- Как называется наша Родина? (Россия)

У нашей страны есть день рождения! Этот праздник называется День народного единства России. Он празднуется 4 ноября. 

У меня сегодня есть клубок ниток, он не простой, а волшебный он поможет мне понять насколько наша группа дружная. Я передам клубочек Полине, а Полина передаст клубок тому, с кем она дружит, кто ей больше всего нравится, но сама не выпускает ниточку из рук. Например, Полина передает Олегу, а Олег – Арсению и т. д. Таким образом, все дети соединены ниткой в единую сеть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы все объединены одной сетью. Это нас всех объединила дружба. Когда мы едины – мы не победимы!

 Ребята, вам понравилась игра?

- У каждой страны есть свой флаг. У нашей Родины - России тоже есть государственный флаг.

Под государственным флагом воины сражаются за свою страну, флаг поднимают в честь победителей спортивных соревнований, во время праздников вывешивают на улицах городов и сел. У России - флаг трехцветный, состоит из трех полос.

- Верхняя полоса какого цвета? (Белого цвета)

- Средняя полоса какого цвета? (Синего цвета)

- А нижняя полоса? (Красного цвета)

Флаг России

Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

- Ребята, а где вы видели Государственный флаг в нашем городе?

(Флаг развивается над Администрацией нашего города.  В торжественные дни, государственные праздники вывешивается российский флаг на общественных зданиях, школах, детских садах).

- А я вам предлагаю самим сделать из цветных салфеток маленький Российский флажок (Показ образца). Дети вы согласны? (Да)

- Тогда давайте рассмотрим, как мы будем изготавливать флаг.

-Из цветных салфеток нарезать небольшие квадратики 4 на 4см. - это будет наш триколор.

-Полотно флага расчерчено на три равных цвета. На выбранном фоне наклеено полотнище флага и древко.

-Скатать между ладоней шарики из салфеток. Обмакнуть в клей, либо при помощи кисти наклеить на полотно флага.

Таким образом заполнить все пространство флага.

Аппликация "Флаг России" из бумажных салфеток готова!

Пальчиковая гимнастика «Россия – наша Родина»

В нашей стране горы высокие, (руки вверх на носочки)

Реки глубокие, (присели)

Степи широкие, (развели руки в стороны)

Леса большие, (руки описывают круг)

А мы ребята вот такие! (большой палец вверх)

Практическая работа детей

По ходу самостоятельной работы оказание помощи затрудняющимся детям, хвала детей за правильность выполнения, аккуратность в работе, скорость выполнения.

Рефлексия: рассмотреть флаги, обратить внимание на то, что флаги как - будто ветерок колышет, поблагодарить детей за работу.

C:\Users\Альфия\AppData\Local\Temp\Temp1_11-11-2018_08-56-16.zip\2018-11-09 02-50-52.JPG

C:\Users\Альфия\AppData\Local\Temp\Temp1_11-11-2018_08-56-16.zip\2018-11-09 02-53-42.JPG

C:\Users\Альфия\AppData\Local\Temp\Temp1_11-11-2018_09-01-33.zip\2018-11-09 08-33-56.JPG

C:\Users\Альфия\AppData\Local\Temp\Temp1_11-11-2018_09-01-33.zip\2018-11-09 08-32-28.JPG

C:\Users\Альфия\AppData\Local\Temp\Temp1_11-11-2018_09-05-25.zip\2018-11-09 08-42-20.JPG

C:\Users\Альфия\AppData\Local\Temp\Temp1_11-11-2018_09-05-25.zip\2018-11-09 09-05-20.JPG

C:\Users\Альфия\AppData\Local\Temp\Temp1_11-11-2018_09-05-25.zip\2018-11-09 09-08-48.JPG



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей

по теме «Подготовка руки к письму»

Письмо – это сложный для наших детей навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом. 

         Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

  • развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация)
  • развитие у детей чувства ритма (умения согласовывать слово и движение в определенном ритме)
  • развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий)
  • развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке).

К нам в старшую группу пришли дети у которых недостаточно  были сформированы навыки самообслуживания, так как мелкая моторика была развита плохо: сгибание и разгибание пальцев рук выполнялось не синхронно, движения пальцев слабо дифференцированы ( при сгибании одного пальчика остальные выполняли аналогичное действие), наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, я наблюдала с какими трудностями сталкивались эти дети, когда им приходилось выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

        Свою работу по подготовке руки к письму я начала с:

  • упражнений на различение в движении пальцев рук;
  • выделение указательного пальца (покажи);
  • отработка пальцев захвата предмета: большой, указательный, средний);
  • упражнения направленные на работу движений кисти рук.

Все игры, упражнения, гимнастики и задания, которые я использовала в своей работе стимулируют двигательную активность, укрепляют и развивают руку ребенка,    направлены на подготовку руки к письму, пополняют словарный запас. Упражнения рекомендовано проводить сначала на правой руке, затем на левой, а потом обеими руками: синхронно.

  • Упражнений на различение в движении пальцев рук; на

работу движений кисти руки:

Упражнения без речевого сопровождения

- сжимание и разжимание кулачка

-круговые движения кулачком

- выделение одного пальца (руки на столе, из кулачка)

- упр. Крыша (соединение и разъединение пальцев)

- мячик Су-джок (Я мячом круги катаю)

- массаж колечком каждого пальца

- растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук

- сгибание, разгибание ладоней (мост)

- флажок

- стол

- стул

- лодочка

- гнездо

- цветок

- корни растений

- Очки

- Зайчик

- волк

Упражнения с речевым сопровождением:

- Апельсин

- Замок

- В гости к пальчику большому

- Пять малышей

- Пальчики здороваются

- Капли первые упали

Нашим детям очень сложно одновременно делать движения и проваривать слова. Процесс запоминания затруднен, Объем внимания ограничен. Поэтому мы не ставим перед ребенком сразу несколько задач (н-р: показать движение и произнести текст, дети начинают произносить текст частично, а затем текст разучивается и его произносят целиком, соотнося слова с движениями).

  • Упражнения на выделение указательного пальца

- письмо на манке (цифры, буквы, геометрические фигуры)

- стаканчик с помпушками

- пальчиковые краски

- рисуем пальчиками в воздухе, на спине.

  • Упражнения на отработку пальцев захвата предмета: большой, указательный, средний);

- пинцет большой и малый

- сортировка бусин

  • Подготовка руки к письму:

Упражнение «Как правильно держать карандаш (Приложение 1)

Графические упражнения: рисование по трафаретам,

штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, обведение линий, лабиринт, игры на развитие ориентировки на листе (нарисуй в верхнем левом углу круг, игровое поле из 9 квадратов: посади жука в правый верхний угол, где находится жук? и т.д.), соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: бумага (оригами, складывание

пополам, по диагонали, аппликация), масса для лепки (буквы, цифры, геометрические фигуры), пластилин:  аппликация, поделки; упражнение «Ножницы»,

Игры: мозаика, конструкторы, Рамки с застежками:

шнуровка, «Бант» (приложение 2),  нанизывание бусин на шнурок.

Кукольные театры: пальчиковый, театр теней.

Игровые упражнения:

«Котенок кусается» (бельевые прищепки);

«Лыжники» (пробки от пластиковых бутылок);

Волшебные превращения веревочки» (выкладывание фигур из шнурков)

Катушка ниток, «Пуговица»

«Собери палочки в корзинку» (собрать одной рукой 10-15 палочек).

Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

                                                                

(Приложение 1)

Правильное удержание карандаша (а), и неправильное удержание карандаша (б).

 

Как показывает практика, именно это положение обеспечивает свободное движение пишущей руки. Обратите внимание на то, как ребенок держит ручку: если сильно сжимает и выгибает указательный палец, то письмо ему будет даваться с трудом. На рисунке изображено правильное положение руки. Ручка лежит на левой стороне среднего пальца у ногтевой фаланги.

Указательный палец придерживает ручку сверху, а большой —слева, на расстоянии около 2 см от кончика. Три пальца придерживают ручку таким образом, что указательный можно приподнять и ручка не выпадет, но в то же время достаточно свободно.

                                                                

(Приложение 2)

РАМКИ С ЗАСТЕЖКАМИ «Бант»

Материал. В качестве примера приводим работу с застежкой Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок.

Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой.

Цель: развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация

движений.

Как работать с материалом. Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта - очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон.

Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест - накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнение полностью или только часть.

Контроль над ошибками: половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой.

Применение: завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Центр «Волшебный сундучок»

Слайд 2

К нам в группу пришли дети у которых недостаточно были сформированы навыки самообслуживания, так как мелкая моторика была развита плохо: сгибание и разгибание пальцев рук выполнялось не синхронно, движения пальцев слабо дифференцированы ( при сгибании одного пальчика остальные выполняли аналогичное действие), наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, я наблюдала с какими трудностями сталкивались эти дети, когда им приходилось выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Слайд 3

Упражнения на различение в движении пальцев рук, на работу движений кисти рук Упражнения с карандашом, палочками, мячиком су- джок , «Шагаем по пуговицам», колокольчик, пальчиковые гимнастики, пазлы , скрепки

Слайд 4

Упражнения на выделение указательного пальца ( покажи ) - письмо на манке (цифры, буквы, геометрические фигуры) - стаканчик с помпушками - пальчиковые краски - рисуем пальчиками в воздухе, на спине.

Слайд 5

Упражнения на отработку пальцев захвата предмета: (большой , указательный, средний ) - пинцет большой и малый сортировка бусин - упражнение с пипеткой

Слайд 6

Предметная деятельность Работа с бумагой (оригами, складывание пополам , по диагонали, аппликация), масса для лепки (буквы, цифры, геометрические фигуры), пластилин: аппликация, поделки; упражнение «Ножницы», Волшебные превращения веревочки» (выкладывание фигур из шнурков ), мозаика, конструкторы, Рамки с застежками: шнуровка , «Бант », нанизывание бусин на шнурок, к атушка ниток, «Пуговица»

Слайд 7

Упражнения на развитие графических умений рисование по трафаретам, штриховка , дорисовка картинки, графический диктант, обведение линий, лабиринт, игры на развитие ориентировки на листе (нарисуй в верхнем левом углу круг, игровое поле из 9 квадратов: посади жука в правый верхний угол, где находится жук? и т.д.), соединение по точкам, продолжение ряда;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...