Развитие мелкой моторики
презентация к уроку по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsii_iz_salfetok.pptx | 2.28 МБ |
konspekt_flag.docx | 843.08 КБ |
master-klass_dlya_vospitateley.docx | 79.91 КБ |
tsentr_volshebnyy_sunduchok.pptx | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коллективная аппликация «В космос»
Коллективная аппликация «Цветочек»
Коллективная аппликация «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Аппликация « Снеговичок »
Аппликация «Песец»
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( аппликация)
в подготовительной группе
«Российский флаг»
Цель: изготовление изображения российского флага из бумажных салфеток.
Образовательные задачи:
- обобщить знания детей о Государственном флаге;
- познакомить со значением цветов, изображённых на флаге;
- формировать умение наклеивания изображения флага из цветных салфеток.
- закреплять умение скатывать между ладоней шарики из салфеток.
- закреплять умение работать ножницами, аккуратно наклеивать изображение в определённой последовательности.
Развивающие задачи:
- развивать творческие способности ребенка.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Виды детской деятельности: лепка
Планируемые результаты: дети изготовили российский флаг из бумажных салфеток
Демонстрационный материал: изображение флага, образец изготовленного флага
Раздаточный материал: картон для фона, на нём наклеено полотнище флага и древко, цветные салфетки (белые, синие, красные), клей пва, кисти для клея, ножницы, клеенки, влажные салфетки.
Ход НОД.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем
И под небом синим, синим
Флаг России над Кремлем.
(В Степанов.)
- Как называется наша Родина? (Россия)
У нашей страны есть день рождения! Этот праздник называется День народного единства России. Он празднуется 4 ноября.
У меня сегодня есть клубок ниток, он не простой, а волшебный он поможет мне понять насколько наша группа дружная. Я передам клубочек Полине, а Полина передаст клубок тому, с кем она дружит, кто ей больше всего нравится, но сама не выпускает ниточку из рук. Например, Полина передает Олегу, а Олег – Арсению и т. д. Таким образом, все дети соединены ниткой в единую сеть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы все объединены одной сетью. Это нас всех объединила дружба. Когда мы едины – мы не победимы!
Ребята, вам понравилась игра?
- У каждой страны есть свой флаг. У нашей Родины - России тоже есть государственный флаг.
Под государственным флагом воины сражаются за свою страну, флаг поднимают в честь победителей спортивных соревнований, во время праздников вывешивают на улицах городов и сел. У России - флаг трехцветный, состоит из трех полос.
- Верхняя полоса какого цвета? (Белого цвета)
- Средняя полоса какого цвета? (Синего цвета)
- А нижняя полоса? (Красного цвета)
Флаг России
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
- Ребята, а где вы видели Государственный флаг в нашем городе?
(Флаг развивается над Администрацией нашего города. В торжественные дни, государственные праздники вывешивается российский флаг на общественных зданиях, школах, детских садах).
- А я вам предлагаю самим сделать из цветных салфеток маленький Российский флажок (Показ образца). Дети вы согласны? (Да)
- Тогда давайте рассмотрим, как мы будем изготавливать флаг.
-Из цветных салфеток нарезать небольшие квадратики 4 на 4см. - это будет наш триколор.
-Полотно флага расчерчено на три равных цвета. На выбранном фоне наклеено полотнище флага и древко.
-Скатать между ладоней шарики из салфеток. Обмакнуть в клей, либо при помощи кисти наклеить на полотно флага.
Таким образом заполнить все пространство флага.
Аппликация "Флаг России" из бумажных салфеток готова!
Пальчиковая гимнастика «Россия – наша Родина»
В нашей стране горы высокие, (руки вверх на носочки)
Реки глубокие, (присели)
Степи широкие, (развели руки в стороны)
Леса большие, (руки описывают круг)
А мы ребята вот такие! (большой палец вверх)
Практическая работа детей
По ходу самостоятельной работы оказание помощи затрудняющимся детям, хвала детей за правильность выполнения, аккуратность в работе, скорость выполнения.
Рефлексия: рассмотреть флаги, обратить внимание на то, что флаги как - будто ветерок колышет, поблагодарить детей за работу.
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для воспитателей
по теме «Подготовка руки к письму»
Письмо – это сложный для наших детей навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:
- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация)
- развитие у детей чувства ритма (умения согласовывать слово и движение в определенном ритме)
- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий)
- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке).
К нам в старшую группу пришли дети у которых недостаточно были сформированы навыки самообслуживания, так как мелкая моторика была развита плохо: сгибание и разгибание пальцев рук выполнялось не синхронно, движения пальцев слабо дифференцированы ( при сгибании одного пальчика остальные выполняли аналогичное действие), наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, я наблюдала с какими трудностями сталкивались эти дети, когда им приходилось выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Свою работу по подготовке руки к письму я начала с:
- упражнений на различение в движении пальцев рук;
- выделение указательного пальца (покажи);
- отработка пальцев захвата предмета: большой, указательный, средний);
- упражнения направленные на работу движений кисти рук.
Все игры, упражнения, гимнастики и задания, которые я использовала в своей работе стимулируют двигательную активность, укрепляют и развивают руку ребенка, направлены на подготовку руки к письму, пополняют словарный запас. Упражнения рекомендовано проводить сначала на правой руке, затем на левой, а потом обеими руками: синхронно.
- Упражнений на различение в движении пальцев рук; на
работу движений кисти руки:
Упражнения без речевого сопровождения
- сжимание и разжимание кулачка
-круговые движения кулачком
- выделение одного пальца (руки на столе, из кулачка)
- упр. Крыша (соединение и разъединение пальцев)
- мячик Су-джок (Я мячом круги катаю)
- массаж колечком каждого пальца
- растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук
- сгибание, разгибание ладоней (мост)
- флажок
- стол
- стул
- лодочка
- гнездо
- цветок
- корни растений
- Очки
- Зайчик
- волк
Упражнения с речевым сопровождением:
- Апельсин
- Замок
- В гости к пальчику большому
- Пять малышей
- Пальчики здороваются
- Капли первые упали
Нашим детям очень сложно одновременно делать движения и проваривать слова. Процесс запоминания затруднен, Объем внимания ограничен. Поэтому мы не ставим перед ребенком сразу несколько задач (н-р: показать движение и произнести текст, дети начинают произносить текст частично, а затем текст разучивается и его произносят целиком, соотнося слова с движениями).
- Упражнения на выделение указательного пальца
- письмо на манке (цифры, буквы, геометрические фигуры)
- стаканчик с помпушками
- пальчиковые краски
- рисуем пальчиками в воздухе, на спине.
- Упражнения на отработку пальцев захвата предмета: большой, указательный, средний);
- пинцет большой и малый
- сортировка бусин
- Подготовка руки к письму:
Упражнение «Как правильно держать карандаш (Приложение 1)
Графические упражнения: рисование по трафаретам,
штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, обведение линий, лабиринт, игры на развитие ориентировки на листе (нарисуй в верхнем левом углу круг, игровое поле из 9 квадратов: посади жука в правый верхний угол, где находится жук? и т.д.), соединение по точкам, продолжение ряда;
Предметная деятельность: бумага (оригами, складывание
пополам, по диагонали, аппликация), масса для лепки (буквы, цифры, геометрические фигуры), пластилин: аппликация, поделки; упражнение «Ножницы»,
Игры: мозаика, конструкторы, Рамки с застежками:
шнуровка, «Бант» (приложение 2), нанизывание бусин на шнурок.
Кукольные театры: пальчиковый, театр теней.
Игровые упражнения:
«Котенок кусается» (бельевые прищепки);
«Лыжники» (пробки от пластиковых бутылок);
Волшебные превращения веревочки» (выкладывание фигур из шнурков)
Катушка ниток, «Пуговица»
«Собери палочки в корзинку» (собрать одной рукой 10-15 палочек).
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
(Приложение 1)
Правильное удержание карандаша (а), и неправильное удержание карандаша (б).
Как показывает практика, именно это положение обеспечивает свободное движение пишущей руки. Обратите внимание на то, как ребенок держит ручку: если сильно сжимает и выгибает указательный палец, то письмо ему будет даваться с трудом. На рисунке изображено правильное положение руки. Ручка лежит на левой стороне среднего пальца у ногтевой фаланги.
Указательный палец придерживает ручку сверху, а большой —слева, на расстоянии около 2 см от кончика. Три пальца придерживают ручку таким образом, что указательный можно приподнять и ручка не выпадет, но в то же время достаточно свободно.
(Приложение 2)
РАМКИ С ЗАСТЕЖКАМИ «Бант»
Материал. В качестве примера приводим работу с застежкой Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок.
Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой.
Цель: развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация
движений.
Как работать с материалом. Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта - очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон.
Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест - накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнение полностью или только часть.
Контроль над ошибками: половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой.
Применение: завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К нам в группу пришли дети у которых недостаточно были сформированы навыки самообслуживания, так как мелкая моторика была развита плохо: сгибание и разгибание пальцев рук выполнялось не синхронно, движения пальцев слабо дифференцированы ( при сгибании одного пальчика остальные выполняли аналогичное действие), наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, я наблюдала с какими трудностями сталкивались эти дети, когда им приходилось выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Упражнения на различение в движении пальцев рук, на работу движений кисти рук Упражнения с карандашом, палочками, мячиком су- джок , «Шагаем по пуговицам», колокольчик, пальчиковые гимнастики, пазлы , скрепки
Упражнения на выделение указательного пальца ( покажи ) - письмо на манке (цифры, буквы, геометрические фигуры) - стаканчик с помпушками - пальчиковые краски - рисуем пальчиками в воздухе, на спине.
Упражнения на отработку пальцев захвата предмета: (большой , указательный, средний ) - пинцет большой и малый сортировка бусин - упражнение с пипеткой
Предметная деятельность Работа с бумагой (оригами, складывание пополам , по диагонали, аппликация), масса для лепки (буквы, цифры, геометрические фигуры), пластилин: аппликация, поделки; упражнение «Ножницы», Волшебные превращения веревочки» (выкладывание фигур из шнурков ), мозаика, конструкторы, Рамки с застежками: шнуровка , «Бант », нанизывание бусин на шнурок, к атушка ниток, «Пуговица»
Упражнения на развитие графических умений рисование по трафаретам, штриховка , дорисовка картинки, графический диктант, обведение линий, лабиринт, игры на развитие ориентировки на листе (нарисуй в верхнем левом углу круг, игровое поле из 9 квадратов: посади жука в правый верхний угол, где находится жук? и т.д.), соединение по точкам, продолжение ряда;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...