Технология детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник в аппликации. (Т. С. Комарова)
материал по аппликации, лепке
- Актуальность.
- План работы в средней группе.
- План работв в старшей группе.
- Детские работы в нетрадиционной технике аппликации.
- Виды нетрадиционной аппликации в детском саду.
- Аппликация из вязанных квадратиков и салфетных шариков. Детские работы.
- Аппликация из крупы и ватных дисков. Детские работы.
- Аппликация из крупы. Детские работы.
- Аппликация из сушеных листьев. Детские работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальность | 13.52 КБ |
План работы в средней группе | 13.02 КБ |
План работы в старшей группе | 14.71 КБ |
Детские работы в нетрадиционной технике аппликации | 2.73 МБ |
Виды нетрадиционной аппликации в детском саду | 26.97 КБ |
Аппликация из вязанных квадратиков и салфетных шариков. Детские работы | 619.73 КБ |
Аппликация из крупы и ватных дисков. Детские работы | 776.63 КБ |
Аппликация из крупы. Детские работы. | 636.34 КБ |
Аппликация из сушеных листьев. Детские работы. | 435.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
В дошкольном возрасте дети познавательно активны, интересуются окружающем миром, стремятся к наблюдению, сравнению, способны осознавать поставленные перед ним цели. Художественная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, умения бережно и экономно использовать материал, зрительного восприятия и глазомера.
Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Поэтому в своей работе мы уделяем должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.
Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев руки. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что изображать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, мышление, внимание, речь, а также словарный запас.
Изобразительная деятельность, одна из любимейших дошкольниками, отражает их интересы, мысли, чувства, отношение к окружающему. Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук полностью увлекло детей, в процессе занятия мы используем нетрадиционные материалы в аппликации.
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Аппликация может быть: — предметной, состоящей из отдельных изображений; — сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; — декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).
Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. Нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с нетрадиционными материалами еще и очень хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка. К тому же аппликация с использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Предварительный просмотр:
План работы по аппликации в нетрадиционной технике в средней группе.
Месяц | Тема |
сентябрь | Знакомство детей с аппликацией из крупы. Индивидуальная работа в этом направлении. Аппликация из крупы «Гриб» |
октябрь | Знакомство детей с аппликацией из засушенных листьев. Индивидуальная работа в этом направлении. Аппликация из засушенных листьев: «Осеннее дерево» |
ноябрь | Знакомство детей с аппликацией из яичной скорлупы. Индивидуальная работа в этом направлении. Аппликация из яичной скорлупы: «Цыплят по осени считают» Знакомство детей с аппликацией из салфетных шариков: «Сердечко для мамы» |
декабрь | Продолжать учить детей выполнять аппликацию из ватных дисков «Гусеница» Индивидуальная работа в этом направлении. |
январь | Продолжать учить детей выполнять аппликацию из салфетных шариков. Индивидуальная работа в этом направлении. Аппликация: «Бабочка» |
февраль | Аппликация из салфетных шариков «Защитники Отечества» Индивидуальная работа в этом направлении. |
март | Аппликация из крупы: «Подарок маме» Индивидуальная работа в этом направлении. |
апрель | Аппликация из вязанных квадратиков: «Солнышко» Индивидуальная работа в этом направлении. |
май |
Продолжать учить детей выполнять аппликацию из разных материалов. Индивидуальная работа в этом направлении. |
Предварительный просмотр:
План работы по аппликации в нетрадиционной технике в старшей группе.
Месяц | Тема |
сентябрь | Продолжать учить детей выполнять аппликацию из вязанных квадратиков. Индивидуальная работа в этом направлении. Индивидуальная работа в аппликации способом торцевания. |
октябрь | Аппликация из вязанных квадратиков: «Королева осень». Индивидуальная работа в аппликации способом торцевания. |
ноябрь | Продолжать учить детей выполнять аппликацию из яичной скорлупы. Аппликация из яичной скорлупы: «Цыпленок» |
декабрь | Продолжать детей выполнять аппликацию из ватных дисков. Аппликация из ватных дисков и крупы: « Мы слепили Снеговика». Индивидуальная работа в аппликации способом торцевания. |
январь | Продолжать детей выполнять аппликацию из разных видов круп. Аппликация из разных видов круп: «Транспорт». Индивидуальная работа в аппликации способом торцевания. |
февраль | Продолжать знакомство детей с аппликацией из салфетных шариков. Индивидуальная работа в этом направлении. Аппликация из шариков «Защитники Отечества». |
март | Аппликация из крупы: «Цветок для мамы» Индивидуальная работа в аппликации способом торцевания. |
апрель | Аппликация из вязанных квадратиков: «Мои любимые игрушки» Индивидуальная работа в аппликации способом торцевания. |
май | Аппликация из ниток: «Цветок» Индивидуальная работа в аппликации способом торцевания. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Виды нетрадиционных техник в аппликации
Аппликация -одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-
то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.
Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей первых лет жизни. Результаты
наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка.
Установлено, что дети данного возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.
Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая —не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, акушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними.
Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.
Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств
личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Итак, аппликация:
- Развивает художественное воображение и эстетический вкус.
-Развивает конструктивное мышление –зачастую, во время работы ребенку
необходимо из частей собрать целое.
-Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.
- Помогает выучить цвета и формы.
- Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
Вот несколько нетрадиционных техник аппликации, которые можно использовать в работе с детьми. Рекомендуется проводить такие занятия с детьми от 3 лет.
Обратная аппликация
Это аппликация наоборот. Она выполняется на гладкой и прозрачной поверхности пластмассы или стекла, и ее изнанка становится лицевой стороной.
Самое главное – сделать на бумаге хороший четкий рисунок, который подкладывается под перевернутую крышку. Чтобы он не смещался, его нужно прикрепить к крышке двумя горошинками белого пластилина. Черным пластилином выкладывается контур будущего рисунка, а открытые участки последовательно заполняются цветным пластилином. Перевернутое гладкой стороной к себе изделие представляет собой удивительный рисунок для картины или панно. После окончания аппликация закрывается кружочком цветного картона. Выполнить такую аппликацию можно несколькими методами: с выкладыванием контура из жгутиков, мозаикой из пластилиновых шариков.
Мозаика
Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ—это выполнение мозаики из вырезанных или рваных частей бумаги, разноцветной яичной скорлупы.
Выполняется двумя способами: из отдельно вырезанных разноцветных мелких фигур (квадраты, треугольники, трапециевидные части, полосы) и путем прорезания нескольких слоев основы в узорной форме, меняя затем детали по цвету в прорезях фона и скрепляя их клеем. Продумайте рисунок, обозначьте его карандашным контуром и, предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте рисунок тем цветом, который вам необходим для создания вашей задумки.
Аппликации из ваты и тополиного пуха
Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли (декоративный вид живописи, выполняемый в разных оттенках какого-либо одного цвета –чаще серого).
Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения лучше выбирать с пушистой фактурой. Например: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно –белых рисунков, онтрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме. С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака –простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты -облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в
несколько раз.
Аппликация из конфетти
Описание работы:
1. Нарисуйте, например, контур бабочки.
2. Предложите ребенку кисточкой, а если у него нет навыка работы с ней, то губкой, нанести клей по всей поверхности рисунка.
3. Дайте густо посыпать весь лист бумаги конфетти.
4. Стряхните лишнее с листа бумаги (можно просто перевернуть лист "вниз головой").
5. Вместе удивитесь возникшей перед вами бабочкой.
Как вы поняли, работать в этой технике можно с детьми любого возраста.
Аппликация из поролона.
Поролон красят краской. Затем рвут на мелкие кусочки. Поролон можно заменить зеленой бумагой или ватными шариками.
После этого рисуют на бумаге простым карандашом то, что хочется сделать вам или детям. Смазывают клеем и приклеивают поролон.
Можно не рисовать карандашом, например, дерево, а дать ребенку самому проявить воображение или складывать дерево на клей из кусочков сразу.
Аппликация из песка или соли
Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Наборы для аппликаций из цветного песка продаются в любом канцелярском магазине или в отделах для детского творчества. Но можно попробовать сделать цветной песок своими руками. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. Почем
уже, хотя бы изредка, не пойти им навстречу? А, если, к тому же, вы разрешите детям покрасить песок или соль вместе с вами, им это доставит несказанное удовольствие!
Аппликацией из крупы
техника «посыпание» и техника «вдавливание»"посыпание" –аппликация из крупы, выполненная на основе контурного рисунка (шаблона).
1. Рисуем простым карандашом на цветном картоне или находим изображение с четким контуром (контурный рисунок) и распечатываем его на цветной бумаге. Какой рисунок подойдет?
2. Крупа подойдет любая. В первый раз лучше сделать самую-самую простую аппликацию, из одного вида крупы. Например, цыпленка из пшена. В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном (пшено немного прижимаем пальцами, чтобы лучше держалось). Крупа должна лежать в один слой. Глаз можно сделать из гречки, клюв и лапки просто нарисовать (или сделать из фасоли, как на фото). Для сохранности крупяного слоя аппликацию можно сверху
дополнительно промазать клеем. Затем можно переходить к аппликациям из разных круп. Принцип простой: для каждой детали мы используем разный по цвету или фактуре материал. Клеем намазываем сначала одну деталь, засыпаем ее крупой, затем другую и т.д. Например, облака хорошо получаются из риса, солнце –из пшена, небо –
из манки, земля –из овсянки и фасоли. При необходимости крупу можно покрасить
(гуашью или акварелью)
Способы окраски крупы
На широкой тарелке рассыпать пшено, взять кисточку, обмакнуть в гуашь с водой и покрасить ее. Затем осторожно пересыпать крупу на целлофан тонким слоем и просушить. Такая крупа пачкает руки при работе, зато аппликация получается яркая и неповторимая. Рис насыпать в несколько стаканчиков, добавить в каждую емкость воды и гуашь разного цвета, чтобы получился густой раствор. Оставить на ночь. Утром воду вылить, а крупу рассыпать на полиэтиленовые пакеты, чтобы хорошо просохла. Хранить удобнее всего в маленьких баночках из-под детского питания, витаминов или детского пластилина. Такая покраска риса не окрашивает руки
ребенка, но и цвета получаются менее насыщенными. Манку практичнее перемешать с измельченным в порошок цветным мелом.
Техника «вдавливание»
1. Нам понадобится заготовка: цветной рисунок или самая простая аппликация из бумаги. На фото в качестве заготовки используется именно бумажная аппликация –силуэт дерева, приклеенный на цветной картон.
2. Затем примазываем круги из пластилина, аккуратно разравнивая края.
3. Предлагаем ребенку декорировать круги крупой (или зернами кофе, орехами, семечками и т.п.) –вдавить их в пластилин.
4. Так же делаем ствол дерева. Примазываем коричневый пластилин, формируя силуэт дерева Если дерево зимнее, пластилиновый ствол можно присыпать крупной солью, а затем вдавить кристаллы соли в пластилин.
Аппликация из скрученных салфеток
Простой и доступный для любого возраста вид творчества, способствующий развитию мелкой моторики детей. Для работы понадобятся бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок будущей аппликации (для этого удобно распечатать на бумаге для принтера детские раскраски), клей ПВА, цветной картон-
основа аппликации.
Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА. Сначала аппликация выполняется на принтерной бумаге, на которой распечатан рисунок. Готовая аппликация должна хорошо высохнуть, после чего рисунок вырезается и наклеивается на фон -цветной картон.
Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора: в зависимости от тематики работу можно декорировать природными материалами, нитками, ракушками, стружкой и т.п. Отдельные детали композиции можно выполнить из цветной бумаги -
простой или бархатной.
Результативность:
1) Развивается творческий потенциал детей.
3) Дети осваивают нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Таким образом, нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении –один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие
творчества дошкольников
Предварительный просмотр:
Аппликация из вязанных кватритиков и салфетных шариков.
Предварительный просмотр:
Аппликация из скорлупы ватных дисков.
Предварительный просмотр:
Аппликация из крупы.
Предварительный просмотр:
Аппликация из засушенных листьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомли...
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В АППЛИКАЦИИ.
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения...
Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования
Актуальность выбранной темыФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраст...
Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования
Актуальность.Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.Изобразитель...
Технологии развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования
Технологии развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования...
Педагогический проект по развитию детского изобразительного творчества средствами нетрадиционной техники рисования Тема: «Маленькие волшебники»
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчес...
Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования
Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.Изобразительная дея...