Технологии развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Технологии развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ.
(Подготовительная группа)
«Симметричные предметы»
Цель: дать понятие «симметричность предметов»; формировать умение находить одинаковые части предметов, составлять их; привести наглядные примеры симметричности (вазы, кувшины) и асимметрии, сложив неправильно части предметов.
Материалы: картинные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.
Содержание.
Детям предлагается составить из деталей как можно больше симметричных предметов.
- «Подбери узор»
Цель: закрепить знание элементов народной росписи.
Материалы: карточки с вырезанными силуэтами барышень; карточки с элементами дымковской, филимоновской, гжельской и др. росписей.
Содержание.
Детям предлагается путем наложения подобрать платья для барышень или подобрать узор для посуды, игрушек.
- «Кора дерева»
Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.
Материалы: большие карточки (10*20 см) с изображением разных деревьев, маленькие карточки разных оттенков или наклеенные кусочки коры, соответствующие изображенным деревьям.
Содержание.
Детям предлагается подобрать кору к каждому дереву.
- «Фантастическое животное»
Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.
Материалы: разные части животных, птиц, рыб, насекомых (вырезанные из бумаги).
Содержание.
Детям предлагается составить из имеющихся элементов фантастическое животное, придумать название. Затем дети изображают фантастическое животное в выбранной ими технике.
- «Веселые ладошки»
Цель: развивать творческое воображение.
Материалы: картонные силуэты ладошек, предметы-шляпки, ленты, бантики, цветочки, колечки и т.д. разного цвета.
Содержание.
Педагог предлагает детям нарядить каждый пальчик - на красочный оттиск ладони приклеить плоские или объемные предметы.
- «Угадай на что похоже»
Цель: развивать творческое воображение.
Материалы: листы бумаги или картона с наклеенными кусочками ткани или другого материала разной формы, фактуры.
Содержание.
Педагог предлагает детям постараться увидеть образ в кусочке ткани, дорисовать и описать.
- «Составь натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, формировать умение составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (натюрморт праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т.д.)
Материалы: изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.
Содержание.
Детям предлагается составить натюрморт.
- «Перспектива»
Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Материалы: картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта; силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие, всех по три размера).
Содержание.
Педагог предлагает детям разложить силуэты на картинной плоскости, соблюдая знание перспективы (три плана).
- «Волшебная палитра»
Цель: развивать чувство цвета.
Материалы: силуэты палитры из картона, на каждой только один цветной кружок (красный, зеленый и др.), а на остальных белых кружках есть прорези; кружки с оттенками таких же цветов.
Содержание.
Педагог предлагает детям подобрать кружки с оттенками цвета к каждой палитре и вставить их в прорези.
- «Забавный клоун»
Цель: развивать творческое воображение, чувство цвета.
Материалы: фигурки клоуна и много разноцветных предметов: шляпы, бабочки, галстуки, туфли, одежда и др.
Содержание.
Детям предлагается нарядить клоуна (в цвета радуги, в одной цветовой гамме), может быть 7 фигур клоуна и 7 комплектов предметов по цветам радуги.
- «Дом паука»
Цель: развивать чувство композиции.
Материалы: листы картона разного цвета, цветные толстые нитки, изображения паука, разных насекомых, листочков; цветные карандаши или фломастеры, уголь.
Содержание.
Педагог проводит небольшую беседу: «Вы знаете, где живет паук? Какой у него дом? Кто попадает в его сети? Хотите изобразить дом паука? Его можно нарисовать, выложить из ниток, а насекомых можно сделать или использовать тех, что уже есть».
Затем дети рисуют или выполняют коллективную работу в технике коллажа.
- «Распознаваемость объектов»
Цель: формировать умение детей видеть повторяемость форм, линий в природной и искусственной среде.
Материалы: карточки с изображением кроны дерева в виде расходящихся веток; пальма с чешуйками коры; параллельные стебли травы; паутина; карточки с изображением листа с прожилками, птичьего пера, забора, колеса со спицами, черепицы.
Содержание.
Педагог предлагает детям разложить карточки парами, таким образом, чтобы формы и линии природы повторялись в предметах (крона дерева – лист).
- «Фигурки из проволоки»
Цель: развивать понимание причинно-следственных связей; образное мышление, фантазию и творческие способности, общую моторику.
Материалы: проволока разного цвета.
Содержание.
Педагог показывает, как можно загибать, закручивать, соединять проволоку, а затем предлагает детям изобразить животного, человека, букву, цифру, здание и т.д.
Можно создать большой проект: например, зверинец, город, большую семью и т.д.
- «Таинственный рисунок»
Цель: развивать аналитическое мышление, умение выражать свои эмоции, моторику рук и графические навыки, воображение.
Материалы: белый карандаш, цветные карандаши, листы белой бумаги (небольшие).
Содержание.
Педагог рисует что-нибудь белым карандашом на бумаге так, чтобы дети этого не видели. Затем показывает этот лист, и говорит, что здесь нарисована «волшебная» картинка, чтобы она появилась, надо осторожно заштриховать цветными карандашами этот лист бумаги.
- «Радуга пузырей»
Цель: развивать воображение, аналитическое мышление, восприятие цвета, фантазию.
Материалы: шампунь, гуашь, стаканчики для воды, толстые кисти, трубочки для коктейля.
Содержание.
Приготовить цветную пену: тщательно смешать шампунь и гуашь в равных пропорциях, налив в стаканчик примерно по 0,5 мм того и другого. Затем долить в стаканчик воды, заполнив его на 1/3.
Педагог булькает через трубочку в стакан. Когда появятся цветные мыльные шапки, можно приступать к созданию картины. Затем берет плотную бумагу, и накрываем поочередно каждый стаканчик, получаются отпечатки.
- Посмотрим, на что они похожи? Дорисуем недостающие детали.
- «Морское дно»
Цель: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Материалы: изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.
Содержание.
Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти, нужно отгадать про них загадки. Тот, кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция.
Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов.
- «Кони расписные»
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Материалы: силуэты лошадок, расписанные по мотивам народных росписей «Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка», а также «полянки», расписанные в этих же стилях.
Содержание.
Педагог предлагает детям, определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.
- «Волшебный пейзаж»
Цель: формировать умение видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
Материалы: силуэты деревьев и домиков различных размеров, а также картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта.
Содержание.
Педагог предлагает детям расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью.
- «Собери пейзаж»
Цель: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Материалы: картинки с изображением предметов в различное время года, а также несколько плоскостей с изображением различных времен года.
Содержание.
Детям предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), а также подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.
- «Матрешкин сарафан»
Цель: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Материалы: силуэты матрешек, а также отдельные части матрешек с определенной росписью.
Содержание.
Педагог показывает детям нарисованные силуэты трех матрешек, и дети на выбор одевают свою матрешку.
- «Разложи и сосчитай матрешек»
Цель: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Материалы: силуэты палитры из картона, на каждой только один цветной кружок (красный, зеленый и др.), а на остальных белых кружках есть прорези; кружки с оттенками таких же цветов.
Содержание.
Педагог показывает детям нарисованные силуэты матрешек, вызываются трех детей, и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
«Угадай и расскажи»
Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.
«Городецкие узоры»
Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.
«Распиши платок для мамы»
Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т. д., умение подбирать цветовую гамму узора.
«Художественные промыслы»
Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.
«Собери гжельскую розу»
Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.
«Собери матрёшку»
Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
«Дорисуй узор»
Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.
Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.
«Найди друзей среди красок»
Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете
Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.
«Составь натюрморт»
Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт, выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.
Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.
«Закончи картинку»
Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.
Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.
«Подготовим стол к празднику»
Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.
Ход игры: перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 - 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.
Настольная игра «Домино»
Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию художественных способностей, через нетрадиционные техники рисования "По дороге добра"
Способ развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования....
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомли...
Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования
Актуальность выбранной темыФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраст...
Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования
Актуальность.Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.Изобразитель...
Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования
Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.Изобразительная дея...
Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомли...