проект "Дымковская игрушка"
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней.. Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории русского народного творчества.
Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем , что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы – всё это мы находим в дымковской игрушке. Всё это близко и доступно детям.
Произведения народного искусства просты по форме, ясны по замыслу и поэтому они так легко воспринимаются детьми.. В процессе создания предметов декоративно – прикладного искусства у детей закрепляющие знания эталонов формы и цвета, формирующие чёткие и достаточно полные представления о предметах декоративно – прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам «вещь» сделанная самим ребёнком соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизменно живее, интереснее, глубже и прочнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 328.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Дымковская игрушка»
Для старшей группы (краткосрочный)
(с11.1220.18 по 18.12.2018)
г.Невинномысск декабрь 2018
Проект «Дымковская игрушка»
Тип проекта: познавательно-творческий
Вид проекта: творческий
Продолжительность: краткосрочный
Срок реализации: 1 неделя
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель Данилова Е.В., родители.
Актуальность:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. А родители узнают о существовании изделий народно – прикладного искусства из предложенного материала воспитателем в родительском уголке, а также поучаствуют в проекте и многое узнают.
Проблемные вопросы проекта:
-Зачем человеку знать историю и культуру наших предков?
-Откуда пришло название «Дымковская игрушка»?
-Какие цвета используют художники?
-Какими элементами расписаны изделия?
-Какое настроение создают эти изделия?
Цель проекта: формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта.
- Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным искусством, любовь к Родине, воспитывать гордость за свою страну.
- Познакомить детей с историей дымковской игрушки.
- Развивать познавательные и творческие способности детей.
- Развивать умение рисовать простейшие элементы.
- Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.
-Формировать умение создавать узоры.
-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся с одним из старинных промыслов Росси - Дымковской игрушкой.
- Дети познакомятся с разнообразием видов Дымковских игрушек, с историей создания этих игрушек;
- Дети познакомятся с новыми малыми фольклорными формами, пополнят свой словарный запас; -совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей.
Содержание деятельности:
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
Выбор темы проекта и формы его защиты.
Подбор материала и литературы по данной теме.
Подбор дидактических игр.
2 этап. Выполнение проекта.
Знакомство с историей создания дымковской игрушки.
Рассматривание разных дымковских игрушек
Систематизация знаний о культуре русского народа.
3 этап. Заключительный.
Создание сюжетной композиции «В царстве дымковских игрушек»
Ожидаемые результаты:
-Дети познакомятся с историей дымковской игрушки.
-Сформируются умения рисовать простейшие элементы дымковской игрушки.
- совершенствуются умения создавать узоры по собственному замыслу.
- появится интерес к искусству народных мастеров
План реализации проекта:
Подготовительный этап:
Беседы: «Знакомство с дымковской игрушкой «В мире дымковской игрушки».
Рассматривание иллюстраций, картин, журналов, книг, демонстрация дымковских игрушек. Внимание направлено на особенности дымковской игрушки.
Организационный этап:
Понедельник
Заучивание стихов о дымковских игрушках.
Цели и задачи: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам, способствовать общему развитию ребёнка, развивать внимание, память.
Форма и содержание:
Беседа «Дымковские игрушки»
Д/игры «Составь узор», «Что изменилось»
Вторник
Занятие «Дымковская игрушка, такая она разная»
Цели и задачи: расширять знания детей об истории культуры русского народа, истории возникновения промысла, воспитывать эстетические чувства.
Форма и содержание:
Презентация о дымковской игрушке (слайды с описанием возникновения игрушки)
Д/ игра «Дымковская мозайка».
Д/игра «Красота дымковского орнамента».
Среда
Калейдоскоп игр.
Цели и задачи: развивать интерес к русской культуре, поощрять желание играть в сюжетноролевые игры с игрушками, развивать диалогическую речь.
Форма и содержание:
С\р игра «Семья». Уголок ряжения (сарафаны с элементами дымк. узора и короны – перевоплощение в дымковских барышен).
Четверг
Творческая мастерская.
Цели и задачи: научить украшать силуэты дымковских игрушек.
Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки)
Форма и содержания:
Украшение плоскостных изображений дымковской игрушки, роспись (конь, барышня, козлик), изготовление объемной игрушки из бумаги (индюк), лепка объемной игрушки из глины (козлик), из пластилина (барышня). ( работа с подгруппами детей).,
Пятница
Итог проекта: создание сюжетной композиции «В царстве дымковских игрушек»
Цели и задачи: развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук.
Форма и содержание
Выставка детских работ и силуэтов игрушек, украшенных родителями: «В царстве дымковских игрушек».
Результат проекта:
-участие в проекте 90% воспитанников группы.
- В процессе реализации данного проекта воспитанники более подробно познакомились с древнейшим промыслом России - Дымковской игрушкой; с историей ее появления на Руси; с видами и многообразием Дымковских игрушек, элементами узора росписи.
- родители расширили свои знания о Дымковской игрушке;
- заучивание стишков оказало благотворное влияние на речевое развитие детей;
- в процессе изготовления Дымковских игрушек ребята не только продолжили знакомство с русской народной игрушкой, но и получили положительные эмоции, а изготовление работ к выставке «Дымковская игрушка» еще более сблизило родителей и детей.
-Дети могут отличать дымковские игрушки от игрушек других мастеров.
В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоили цвета данной росписи, могут назвать все элементы, узнали приемы рисования и научились составлять узоры на различных формах.
- Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.
-Фото отчет проекта: «Дымковская игрушка».
Информационные источники:
1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М. 2008г.
2. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детсаду».
3 Лыкова И.А..
4. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детсаду».
Интернет ресурсы:
http://www.dymka.vetroff.com http://dymkatoy.ru/ http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-229365-1364409356.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-178348-1358094700.jpg)
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-227612-1364210526.jpg)
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-325904-1382688342.png)
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-191046-1359878930.jpg)
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-368091-1387131584.jpg)
Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...