РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНСТРУИРОВАНИИ, ЛЕПКЕ, РИСОВАНИИ
учебно-методический материал по аппликации, лепке на тему

     В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ре­бенка об окружающем мире и развития детского изобразительного твор­чества. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskogo_izobrazitelnogo_tvorchestva_.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНСТРУИРОВАНИИ, ЛЕПКЕ, РИСОВАНИИ

 

     В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

     Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

     Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

     Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

     В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

     В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна, а не от контура. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.

     Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

     Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.). Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

     Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

     Основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применять в детских играх. Детям 5-7 лет доступна лепка рельефная, связанная главным образом с выполнением декоративных работ (лепка и украшение декоративных пластин, посуды и т. д.).

     Основное место на занятиях лепкой занимает глина как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже ребенка 2-3 лет. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время.

     Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания и в то же время в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

     В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

     Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

     В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

     С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

     Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем летали: в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами. Правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

     Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительно деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

     В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

     В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

     Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.

     Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется - применять раскраску).     Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя.

     Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта различных видов связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов - изображение домов, транспорта, животных и т. д. Так, если дошкольники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимым для этой работы изобразительными и техническими приемами - умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур.

     Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по методике развития детского изобразительного творчества рисование в первой младшей группе "Белка в гостях у малышей"

« Белка в гостях у малышей ». Программное содержание:- совершенствовать умение обследовать предметы, учить рассматривать, ощупывать, гладить;- дать представление о признаках предмета: величине, д...

Презентация «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста с ОНР»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра...

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ, ЛЕПКУ И РИСОВАНИЕ

Изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающе...

«Методика развития детского изобразительного творчества» Лепка как вид изобразительной деятельности.

Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.Лепка это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изобра...

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....

Педагогический проект по развитию детского изобразительного творчества средствами нетрадиционной техники рисования Тема: «Маленькие волшебники»

Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчес...