Доклад «Тестопластика – средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».
методическая разработка по аппликации, лепке на тему

Соколова Анна Александровна

Тестопластика - это интересно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_testoplastike.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ д/с №55

Красногвардейского района, г Санкт-Петербург.

 

     

                               Доклад на тему:

«Тестопластика – средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».           

 

       

 
                                                     

                                                 Выполнила:  Соколова.А.А « 03».12.2018г.  

                                                                        .

             

                                                                        

           

Санкт-Петербург, 2018 г

Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»

И.П.Павлов

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки. В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.

Тестопластика  является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с задержкой психического  развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.

Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластике широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.

Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством тестопластики.

Задачи:

  1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через тестопластику. (Кружок по тестопластике «Волшебные ручки»)
  3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Предполагаемый результат:

  1. Усовершенствована предметно – развивающая среда;
  2.  Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов.

1.Принцип  доступности и индивидуальности.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаем своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый  материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

2.Принципы последовательности и систематичности.

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...».

 Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

3.Принцип связи с жизненным опытом.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения занятий  является взаимосвязь обучения  с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время  одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

   4.Принцип наглядности.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные  дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет  пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

Использование инновационных технологий: показ презентаций на каждом  занятии.

5.Принцип поэтапности.

От простого к сложному.

Методы и приемы:

 Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.

1.Словесный   метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает ребёнка  от зрительного восприятия.

2.Наглядно-действенный метод обучения.                                                                                                                      

В дошкольном  возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

3.Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент поделки  отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

 4. Игровой метод.

На каждом занятии по тестопластике мы используем пальчиковую гимнастику, дидактические игры по теме, физкультминутки.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — это совокупность нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Игры на развитие мелкой моторики.

  1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
  2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
  3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг,   заставляя его развиваться»  По мнению М.М. Кольцовой,  развития речи находится в прямой зависимости от   развития  тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

Так, В.А.Хоменко и К.Н.Силаева считают, что лепка из солёного теста -это нетрадиционный вид деятельности и его необходимо использовать.  А.С.Галанова доказала, что лепка имеет большое значение для воспитания у детей творческих способностей, умений и навыков. По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики, как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 - 25 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть  машины.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

 Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

 Мелкую моторику рук развивают:

  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
  • насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
  • рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
  • застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

  Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

В своей группе я веду кружок по тестопластике «Волшебные ручки»

На первых занятиях рассказала детям об истории тестопластики.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву.

Италия в средние века славилась удивительными мастерами, которые выпекали фигурные хлеба. И купцы со всей Европы покупали их. Из теста они выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

С 17 века в Китае из солёного теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь клали великолепные фигурные изделия с пышными  орнаментами.

Издавна известны пластические свойства из солёного теста. Наши прабабушки лепили из него животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряники и угощали своих друзей и родственников под Новый год и Рождество.

      Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Ребёнок, с детских лет научившийся любить и ценить творчество, гарантированно вырастет человеком созидающим, построить, сотворить, создать, поделиться, будет для него главнее, чем разрушить или сломать.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Работая с детьми мы пришли к выводу, что чем раньше начинаешь с ребёнком лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками, развивается мелкая моторика рук. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые  варианты  и способы-лепка становиться любимым занятием на долгие годы. Само по себе тесто является тёплым, экологическим и доступным материалом. В процессе лепки хорошо развивается сенсорная чувствительность , восприятие цвета, формы и т.д. Лепка из солёного теста проста и очень нравится детям.

 Методическое обеспечение:

1. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.

2. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007

3. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М. : «Просвещение», 1982 -2005с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В свете Федеральных государственных образовательных стандартов образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни человека. Мы считаем, что для достижения положительных результатов необходимо использовать такие виды деятельности, чтобы учить играя. И такой замечательный метод - тестопластика. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

«Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш –Не получится пейзаж».В. Лирясова. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникал...

Проект самообразования по теме нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Актуальность  заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возра...

Концептуальное изложение по теме: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».

    Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их стано...

Доклад "Бизиборд - как современное средство развития мелкой моторик рук детей раннего возраста"

В докладе представлен опыт использования бизибордов в работе с детьми раннего возраста....