Рабочая программа кружка "Умелые руки"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) по теме
Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Утверждаю
Заведующий МКДОУ
детский сад«Солнышко» _______ РыжковаИ.Н.
Приказ№____ от_______20 г.
Рабочая программа
дополнительного образования по
художественно-эстетическому развитию
(кружок « Умелые руки»)
группы №2(младше-средней)
на 2018-2019 учебный год.
Воспитатель:
Божеева Надежда Геннадьевна,1КК
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность . Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало и тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации в эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), развиваются добрые чувства, творческая деятельность, формируется посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм. Содержание занятий в средней группе выстроено на материале народной культуры и носит название «Веселая ярмарка» . Художественный труд- это универсальная деятельность,имеющая давнюю историю и многовековые традиции,при этом это очень свободная деятельность , связанная с экспериментированием и самореализацией на уровне подлинного творчества,направленная на создание реальных предметов ,которые сочетают в себе две функции –пользу и красоту.
Цель программы –направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, формирование эстетического отношения к окружающему миру через развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека.
2. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека,знакомить с трудом народного мастера,дизайнера и др.
4. Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности и обогащать индивидуальный художественно-эстетический опыт .
5.Содействовать освоению технологий и общей ручной умелости на основе интелектуальной и художественной деятельности.
6. Создавать условия для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира ,для полноценного развития и личностного роста каждого ребенка.
8. Формировать эстетическую картину мира .
Дидактические принципы построения и реализации Программы:
- принцип культуросообразности: построение универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Методы эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения;
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Срок реализации программы – 1год .. В программе заложен годовой цикл мероприятий – 36 учебных часов для каждой возрастной группы, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью для детей 4-5 лет – 20 минут .
Итоговые результаты освоения дополнительной образовательной программы:
В результате освоения программы дошкольник будет знать:
- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места
- свойства и особенности художественных материалов, техник работы с ними
- смысловую связь элементов
- нетрадиционные художественные техники
будет иметь представление:
-о понятии искусства
- о произведениях разных видов изобразительного искусства
-о мастерах искусства
будет уметь:
-ставить цель и доводить продукт творческой деятельности до конца, самостоятельно находить изобразительно-выразительные средства, проявляют индивидуальность в создании собственного рисунка
- пользоваться нетрадиционными способами и приемами и техниками изображения
-пользоваться способами комбинирования и варьирования усвоенных техник, самостоятельно находить творческое решение и проявляют инициативу в выполнении творческого задания
- пользоваться различными материалами
- замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор
- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами
- использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, выделения главного
- использовать различные по характеру линии для передачи наибольшей выразительности образа
- передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в книгах
- различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- самостоятельно создавать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение, пропорции, взаимное расположение, характерные признаки, подбирая материалы, инструменты, способы и приемы реализации замысла
у него будут развиты:
- образное мышление , самостоятельность в создании новых оригинальных образов, способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках,воображение, творческая активность, фантазия , умение анализировать, давать оценку, интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций
будет обладать следующими качествами:
- самостоятельное мышление, умение отстаивать свое мнение
- ответственное отношение к труду
- умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве
- любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение традиций своего народа.
Способы проверки ожидаемых результатов
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае) по методике «Портрет» (авторы Казакова Т.Г., Лыкова И.А.). Методика представляет собой наблюдение за творческой деятельностью детей. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми: гуашь, кисти трех размеров, фломастеры, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, салфетки, бумага разных оттенков. В непринужденной игровой форме ребенку предлагается назвать все, что он видит, и выбрать, чем бы он хотел поработать (каким материалом изобразить задуманное). По ходу наблюдения фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
.
Характеристика уровней:
в - высокий, ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные – тематически и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности нетрадиционных художественных техник, сформирован интерес к творческой деятельности. Ребенок имеет практические умения, свободно владеет нетрадиционными техниками, высказывает эстетические суждения и оценки.
с - средний, ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства художественной выразительности (цвет, колорит, формообразование, композиции фактура) и практические навыки не сформированы (не достаточно самостоятелен при выборе техники рисования). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.
н - низкий, ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности нетрадиционных художественных техник. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.
Тематическое планирование кружка «Умелые руки» на 2018-2019гг
(Средняя группа)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Список репродукций для рассматривания и бесед,.
Наглядный материал (комплекты иллюстрации, профессиональных рисунков, репродукций):
Открытки и календари, подбор иллюстраций из журналов
Дидактические игры по темам.
Изделия декоративно-прикладного искусства:
Народные игрушки:
Декоративная роспись:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду .,средняя группа , ИД«,Цветной мир»,Москва,2012г.
2.Лыкова И.А.»Цветные ладошки»,Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельностиИД «Цветной мир» .,Москва 2015г..
3.ЛыковаИ.А.Художественный труд в детском саду,учебно-методическое пособие:ИД,»,Цветной мир»,Москва,2010г.
Список детей гр№2на 2018-2019уч.год(средняя)
К ружок «Умелые руки»
1. Вечеркина Кристина
2.Головенко Андрей
3.Гузиков Андрей
4.Конский Дима
5.Колесников Паша
6.Красилов Саша
7.Прудченко Саша
8. Орлов Паша
9. Иванова Камилла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-372072-1389637185.png)
Рабочая программа по подготовке руки к письму
Рабочая программа по подготовке руки к письму детей дошкольного влзраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395972-1391250663.jpg)
«Проектирование фрагмента рабочей программы воспитателя» по теме "Чудо своими руками" в старшей группе с учетом требований ФГОС
Программа разработана для детей старшей группы. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-227713-1364151107.jpg)
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Умелые руки»
Программа называется «Умелые руки». В названии заключена ее направленность. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чув...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-353611-1424809563.jpg)
Рабочая программа по кружку "Наши руки не для скуки"
Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах своего проявления. В период дошкольного детства именно из...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1009832-1520875994.jpg)
Рабочая программа "Умелые руки"
Рабочая программа «Умелые ручки!» Рабочая программа «Умелые ручки!» разработана на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1009832-1520875994.jpg)
Рабочая программа "Умелые руки"
Рабочая программа «Умелые ручки!» разработана на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой Э.М.Дорофеевой ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/15/picture-1421269-1663251119.jpg)
Рабочая программа «Подготовка руки к письму» для детей 5-6 лет
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...