Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на тему:«Птицы на ветках» для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир» Л.Л. Шевченко).
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Представленый материал - это результат окончания курсов повышения квалификации "Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организацях". Занятие составлено по учебно-методическому комплекту "Добрый мир", составителем которого является доктор педагогических наук, профессор Л.Л. Шевченко.
Занятие делится на теоретическую часть, если можно так сказать, и на практическую.
Я рекомендую совместить в один день два занятия: "Игровую деятельность по познанию природы и социального окружения. ФЦКМ." и "Художественную деятельность", т.к. объем предлагаемого материала большой, по-этому можно не успеть выполнить практическую часть. И еще одна причина, очень существенная, пластилинография занимает чуть больше время, чем просто раскрасить красками. Да и детям просто очень интересно делать ветки и птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_na_vetkah.docx | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятие на тему:
«Птицы на ветках»
для воспитанников подготовительной группы
(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»).
Выполнил:
воспитатель первой категории
МДОУ ЦРР №21 г.о. Истра Московской области
Поляница Елена Владимировна.
Цель: Формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Задачи:
- Уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц в природе зимой.
- Расширить представление детей о птицах нашей местности, об условиях их обитания, о том, как тяжело птицам зимой и чем мы можем им помочь.
- Учить детей наблюдать за природой, птицами.
- Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, ответственности и заботы о друзьях наших меньших – птицах.
- Закрепить умения детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно – изобразительной деятельности посредством пластилинографии.
- Продолжать развивать навыки общения в совместной работе.
- Воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность.
Оборудование и материалы: презентация, вырезанные трафареты птиц, пластилин, стеки и дощечки по количеству детей, березовые ветки, клей, кисти, соль, вата.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки и из окна группы; чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций. Разучивание пальчиковой гимнастики, рисование, лепка птиц.
Ключевые слова: друг, милосердие, творение, помощь, сострадание
Список используемой литературы:
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – с.127-128
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3.- с. 59, 60,66, 72,71,77. Под редакцией Л.Н. Антоновой
- СД – диск – музыкальное сопровождение занятий
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Запорошила дорожки. Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила.
- О чем эта загадка? (о зиме) - Скажите, а где вы любите гулять зимой? (ответы детей) - Сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний парк. Надеваем воображаемые рукавички, шапку, шубку и отправляемся в путь.
На прогулку в зимний парк приглашаю вас пойти, Интересней приключений нам, ребята, не найти. Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь. По дорожке, по тропинке, не спешим, не отстаем, В парк мы дружно все пойдём. Может быть, мы в парке что-то интересное найдем!
- Ребята посмотрите как в парке красиво! Сколько снега. А какие деревья вокруг! (рассматривание зимних пейзажей и заснеженных деревьев)
2. Отгадывание загадок.
-Ребята, а хотите узнать, кто живет в парках и лесах? ( ответы детей) Предлагаю отгадать загадки и вы это узнаете. ( параллельно с загадками на экране появляются изображения птиц)
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока)
Зимой на ветках яблоки Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это?.. (Снегири)
Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая. Крикунья хрипловатая — Известная персона. Кто она? (Ворона)
Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку, Кто узнал ее?.. (Синица)
Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червячков. Прыг-скок! Не робей! Я бывалый... (Воробей)
-Молодцы, ребята, все загадки отгадали!
3. Чтение стихотворения «Воробей» (Хрестоматия №3, с. 59)
-Я хочу прочитать вам стихотворение, которое называется «Воробей». Давайте присядем на лавочки (стульчики) в парке и послушайте его очень внимательно.
ВОРОБЕЙ
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему...
В это время на экране появляются изображения воробьев зимой.
4.Беседа.
-Ребята, о ком говорится в этом стихотворении? (о воробье)
- В какое время года происходит действие этого стихотворения? (зимой)
- Скажите, а какой воробей? (маленький, замёрзший, голодный, чуть живой)
- А как воробей себя чувствует зимой? (ему нечего кушать, ему холодно и он замерзает)
- Скажите, как поэт показывает, что ему тяжело? ( «Чуть живой. Не чирикает даже», замерзает, дрожит…)
-Я прошу вас подумать и сказать, как вы можете объяснить последние строки стихотворения? (Пусть ему голодно, холодно и очень трудно, он все равно не обижается и не становится вредным) - Вы знаете, ребята, ведь птицы и животные зачастую ведут себя мудрее в таких сложных ситуациях. И человеку иногда даже нужно поучиться у них этому. - Ребята, как вы думаете, что будет с птичкой, если она будет постоянно испытывать голод и холод? (она может умереть)
-А как бы ты поступил в такой сложной ситуации? (ответы детей)
-Следует ли человеку приходить на помощь только людям? Или животные и растения тоже нуждаются в помощи человека? (ответы детей)
-Почему человеку следует приходить на помощь не только людям, но и животным? (ответы детей)
-Правильно ребята, мы должны быть милосердными к птицам, помогать им, ведь это живое, это творение Бога. Бог любит всех. И человек должен проявлять такую же любовь к окружающему миру.
- А как мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям? (подкармливать их, делать для птиц кормушки)
5. Физминутка «Снегирь».
- Ребята мы так долго сидели на лавочках в парке, что, наверное, уже совсем замерзли, нам надо размяться:
Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы
В красных майках снегири.
Распушили перышки, частые потряхивания руками, опущенными вниз
Греются на солнышке.
Головою вертят, 2 поворота головы на каждую строку
Улететь хотят.
-Кыш! Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по группе, взмахивая руками
За метелью, за метелью! как крылышками
- Ну, вот немного согрелись. Молодцы!
6. Рассматривание иллюстраций.
(Хрестоматия №3, с.60)
- Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Я хочу показать вам одну иллюстрацию. (Дети стоят вокруг воспитателя)
- Скажите, что изображено на рисунке? (На улице зима. Светит солнышко и идет снег. Птицы прилетели на кормушку. Там насыпан корм и птички радуются, что он там есть.)
(Хрестоматия №3, с.66)
-А вот еще одна на этой иллюстрация. На ней уже целая стайка птичек собралась у кормушки. Птицы клюют зёрнышки и, наверное, весело щебечут.
-Обратите внимания птички все разные. Каких птичек вы видите? Назовите их. (снегири, синички, воробьи, щеглы, свиристели)
- А какое настроение создаёт эта картина? (радостное) - Почему? Чему вы радуетесь? (ответы детей)
7. Чтение рассказов.
- Ребята, послушайте два рассказа и подумайте, в каком из них ребята поступили правильно.
«Разоренное гнездо» (Хрестоматия №3, с.72)
Прилетела из далеких стран птичка жаворонок. Свила она себе гнездо, вывела птенцов и живет. И самой весело, что семья своя есть, и птенчикам при матери хорошо. Поставил мальчик сеть, поймал жаворонка и посадил в клетку. Тосковала в клетке по своей воле, по своим птенчикам.
Забыл мальчик поставить в клетку воды, и умерла птичка. Погибли в поле без матери и птенчики.
«Добрая девочка» (Хрестоматия №3, с.71)
Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробышкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. Пожалела воробышков девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетали на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.
- Как вы думаете, ребята, кто из этих ребят поступил хорошо, а кто плохо? (ответы детей)
- К чему привел поступок? (к смерти всей семьи, птенцы умерли без мамы)
- В чем выражалась забота девочки? (она всю зиму сыпала хлебные крошки на крылечко)
-А что нам нужно делать, чтобы поступать как девочка? (Кормить птичек, делать кормушки и вешать их в парке, около дома, у нас на участке)
-Ну вот пришла пора возвращаться в детский сад. -Давайте еще раз вспомним каких птиц мы с вами видели . (ответы детей)
Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь. По дорожке, по тропинке, не спешим, не отстаем В группу дружно все идём. Может быть, и в группе нашей интересное найдем!
- Ну, вот мы и вернулись в группу. Давайте снимим воображаемые шапки и варежки, передохнем после дороги и послушаем песню, которая называется «Воробейчик».
8. Прослушивание песни «Воробейчик». (сл. М. Пожарова, муз. В.Казбанова)
- Предлагаю вам послушать песню, которая называется «Воробейчик».
-О ком эта песня?
- Как автор описывает воробейчика?
- А какая это песня по характеру: веселая или грустная?
9. Практическая работа.
- Посмотрите, ребята, на столах у вас лежат шаблоны птиц, которых мы с вами будем раскрашивать. Но раскрашивать мы будем не красками, а пластилином!
-Скажите, кто помнит, как называется эта техника рисования, которую мы будем использовать? (пластилинография)
- Может кто-то помнит, что мы еще рисовали с вами при помощи этой техники? ( осенние листья, гроздья рябины, планеты, комету, пасхальный кулич)
-Хорошо, молодцы!
-Давайте вспомним, как выглядит воробушек? Какого цвета у него перья? (ответы детей)
-Как выглядят синички и снегири? Какие цвета пластилина мы будем использовать? (ответы детей)
- А чтобы птички наши выглядели как в парке, мы с вами сделаем для них зимние веточки. Одни будут покрыты инеем, а другие «шапками» снега.
- Инеем будет соль, а «шапки» снега – вата, которые мы приклеим к веточкам с помощью клея.
- Ну что, за работу?
- А чтобы вы не забыли, как выглядят птицы, на доске будут висеть иллюстрации с изображением синицы, снегиря и воробушка.
Дети приступают к работе под звуки пения птиц.
10. Итог занятия.
- Давайте ребята наших птичек посадим на веточки, которые мы с вами сделали.
- А теперь рассмотрим, у кого какая птичка получилась.
- Чья птичка понравилась больше остальных? Почему? (дети высказывают свое мнение)
- Что для вас было трудным при работе с пластилином? (плохо растягивался по бумаге и т.д.)
- Как вы справлялись с этими трудностями? (лучше погрели пластилин, стали брать маленькие кусочки пластилина, потому что его легче растянуть…)
-Молодцы ребята! Какая красота получилась!
- Почему же птицы прилетают в холодное время к жилищу людей? (ответы детей.)
- Давайте вспомним, чем же мы можем им помочь? (развешивать кормушки и не забывать подсыпать в них корм)
-Посмотрите ребята, а что у меня в руках? (кормушка)
- Но у меня она одна, поэтому я предлагаю вам с родителями сделать дома кормушки и мы их развесим у нас в садике, а может и в парке. Согласны?
- Послушайте еще одно стихотворение, которое называется «Покормите птиц зимой» (Хрестоматия, с. 77)
Покормите птиц зимой! Разве можно забывать:
Пусть со всех концов Улететь могли,
К вам слетятся, как домой, А остались зимовать
Стайки на крыльцо. Заодно с людьми.
Небогаты их корма. Приучите птиц в мороз
Горсть зерна нужна, К своему окну,
Горсть одна - и не страшна Чтоб без песен не пришлось
Будет им зима. Нам встречать весну!
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
- Сегодня, когда мы пойдём на прогулку, обязательно возьмём с собой кормушку и корм для птиц и покормим птичек, которые прилетят к нашей кормушке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему:"Свет.День.Ночь" для воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту "Добрый Мир" Л.Л.Шевченко)"
Конспект занятия на тему:"Свет.День.Ночь" для воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту "Добрый Мир" Л.Л.Шевченко)"...
Практико-значимый проект Занятие на тему: Наши меньшие друзья – птицы» Для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМосковский государственный областной университет Духовно-просветительский культурный центр им. просветителейславянск...
«Занятие на тему: « Праздник Пасхи» для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)».
Комитет по образованию Администрации Раменского муниципального районаМДОУ Детский сад комбинированного вида №31 «Занятие на...
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: Птицы – друзья человека для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»
Расширить представления детей о птицах, как о творениях Божьих, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: «Мир Божий вокруг нас» для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»
Цель: Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога...
Занятие на тему: «Православный храм» для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый Мир»)
Занятие на тему:«Православный храм»для воспитанников старшей группы Цель: Дать детям представление о православном храме, познакомить с внутренним устройством православн...
ПРИЗЕНТАЦИЯ К Занятию на тему: «Православный храм» для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый Мир»)
Занятие на тему:«Православный храм»для воспитанников старшей группы Цель: Дать детям представление о православном храме, познакомить с внутренним устройством православн...