Конспекты по пластилинографии
план-конспект занятия по аппликации, лепке на тему

Путятина  Ольга Геннадьевна

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности, нетрадиционная техника использования пластилина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx100.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по пластилинографии

«Живые яблочки на ветках»

http://74330s025.caduk.ru/images/snegir-.png

 

Цели занятия:

1. Расширить представления детей о зимующих птицах, не улетающих осенью в теплые края, об условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц. Учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии.

2. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску).

3. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деления на части с помощью стеки.

4. Развивать композиционные навыки.

Словарная работа:

Активизация словаря - зимующие, кормушка, стека.

Обогащение – нахохлились, алые, кормушки-клёцки.   

Материал для занятия:

        плотный картон светло-фиолетового (голубого) цвета;

        набор пластилина;

        салфетка для рук;

        доска для лепки;

        стека;

        фотоиллюстрация со снегирями;

        иллюстрации.

Предварительная работа с детьми вне занятий: наблюдения за поведением птиц на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, развешивание кормушек на территории детского сада, подкормка птиц.

 

Ход ООД

 

1. Познавательная часть

Педагог. Ребята, я сегодня вышла из дома пораньше. Стояло чудесное зимнее утро. В воздухе пахло свежестью, под ногами хрустел снежок. И вдруг я увидела необыкновенную картину.

На ветвях, украшенных снежной бахромой,  

Яблоки румяные выросли зимой. 

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых, яблоки клюют.  Т. Белозеров

Педагог. Дети, что меня удивило?

Дети. На березе яблоки не растут, они растут на яблоне и поспевают не зимой, а летом и осенью.

Педагог. Вы правы, я тоже сразу об этом подумала, поэтому решила подойти поближе, чтобы во всем разобраться. 

Яблоки на ветке?

Скорей их собери.

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это...

Дети. Снегири!

Педагог. Ребята, а как вы думаете, почему я снегирей приняла за яблоки?

Дети. Потому что у снегирей грудки красного цвета.

Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением птиц, о которых идет речь.

Педагог. Конечно. На улице очень холодно, и птицы облепили веточки березы, нахохлились, голову втянули в перышки, поджали лапки, чтобы согреться, лишь только алые грудки издалека видны. Снегири - это зимующие дома птицы, не улетающие осенью в теплые края. Весну и лето они проводят в густых зарослях северных лесов, а осенью собираются в стайки и прилетают в наши парки и сады, клюют ягоды рябины или шиповника, разные семена.

Птицы перебираются ближе к человеческому жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами домов. И очень радуются кормушкам, которые развешивают для них взрослые и дети.

Физминутка

Мы на лыжах в лес идем,              Машут руками,  как будто

Мы взбираемся на холм.                работают лыжными палками.

Палки нам идти помогут,               Вращение туловищем вправо и влево.

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,     Руки вверх, маши руками влево-вправо.

Он деревья крутит, вертит.

И среди ветвей шумит.                    Произносят: «Ш-ш-ш».

Снег летит, летит, летит.

На зиму долгую в нашем лесу        Выполняют движения, будто подвешивают                      

Мы приготовим птичкам еду.         кормушки и насыпают корм.

Прилетайте, птицы,                        Машут руками, как крыльями

Вы сюда кормиться.

Посмотри наверх скорей                 Поднимают голову кверху.             

Ты на смелых снегирей,

Прилетели, прилетели.                     Машут руками - крыльями

Не испугались сильной метели

Поклевали, пошумели,                      Стучат пальчиком правой

Песенку свою пропели:                      руки по левой ладошке

И куда-то полетели.                           «Рюм-рюм-рюм»                                                       

Хоть приятно здесь кататься,            Садятся на свои места.

Надо снова заниматься.

Педагог: Покормили снегирей, они в знак благодарности спели свою мелодичную песенку. Как они напевали?

Дети. Рюм-рюм-рюм.    

2. Пластилинография (продуктивная часть занятия)

Педагог. Сегодня мы с вами изобразим снегирей при помощи пластилина.

Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации. Обсуждают особенности строения тела снегиря: овальное туловище красного цвета, черная, маленькая, слегка приплюснутая черная голова с острым треугольным клювом, заостренное разноцветное крылышко (сверху синее, снизу черное с небольшими белыми вкраплениями), прямоугольный черный хвостике небольшой выемкой на конце.

Этапы выполнения работы

1. Веточки. Из пластилиновых колбасок коричневого цвета выложить основную ветку и отходящие боковые веточки.

2. Снегирь.

Туловище. Скатать шарик из пластилина красного (малинового) цвета, прямыми движениями рук преобразовать его в овал, прикрепить туловище птицы сверху ветки, расплющить, сохраняя исходную форму.

Крылья. Скатать длинную колбаску из черного пластилина, заострить концы колбаски. Согнуть ее дугой, концами касаясь рабочего стола, взять дугу посередине и средней частью приложить к верхней стороне туловища, там где должна быть голова птицы. Края дуги выложить по бокам туловища, расплющить на основе.

Сделать горошины-глаза белого (желтого) цвета, желтую короткую морковку-клюв.

Скатать короткие и тонкие колбаски белого и синего цветов, разделить их пополам, выложить полоски на средней части крыльев. Стекой нарисовать вертикальные штрихи на белой полосе и штрихи-перышки на концах крыльев

Хвост. Короткую колбаску черного цвета приложить к нижней части туловища, на конце колбаски стекой сделать надрез, а края сместить в стороны.

Второго снегиря можно изобразить в другой позе — сидящим на ветке боком, в этом случае черную колбаску следует выкладывать сверху туловища, вдоль одного бока.

Разминка для пальчиков «Снегирёк»

Сел на ветку снегирёк.                   Руку, согнутую в локте поставить на стол, пальцы сложить в виде клюва.

Пошел снежок — он промок.        Опустить «голову птицы» клювом вниз.

Ветер подул слегка,                        Помахать другой рукой на «снегирька».

Обсушил нам снегирька.

Снегирек встрепенулся,                 Повертеть"головой" снегирька в разные стороны.

К солнышку взлетел,                      Соединить большие пальцы обеих рук,

Песенку запел.                                 остальными пальцами делать взмахи, как крыльями.

                                                Т. Бондаренко                                  

4. Заключительная часть

Педагог хвалит детей за красивое композиционное решение, отмечает тех ребят, которые внесли дополнения в свои работы (гроздья рябины, поверх веточек изобразили снежок). Напоминает о том, чтобы дети не забывали зимой кормить птиц, поддержали их в трудное холодное время, за эту заботу птицы отплатят летом, уничтожая вредных насекомых.

Конспект занятия по пластилинографии «Жираф»

Конспект занятия по пластилинографии «Жираф» в старшей группе

Задачи: Систематизировать представления детей о животных жарких стран.

Развивать связную грамматически правильную речь.

Определять содержание своей работы, совершенствовать умения работы с пластилином, для создания выразительного образа, передавая характерную форму, пропорцию тела и частей. Развивать эстетические чувства.

Материал для занятия. Плотный картон, набор пластилина, простой карандаш, ластик, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением жирафа.

Ход ООД

-Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, где всегда тепло и солнечно, и где не бывает зимы. Как вы думаете куда? (в Африку)

-Африка-царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка, там много пустынь.

-Как вы думаете каких зверей там можно встретить?

-С кем можно подружится, а с кем быть осторожными?

Дидактическая игра"Угадай и покажи" Нужно не только угадать но и найти изображение животного которого я загадала.

-Кто это такие здесь живут,ловкие,хвостатые? (обезьяны)

-А большие и толстокожие? (бегемоты)

-Быстрые и пятнистые? (леопарды)

-Сильные и гривастые? (львы)

-Выносливые и двугорбые? (верблюды)

-Пятнистые и длинношеие? (жирафы)

Физкультминутка"Джунгли"

В джунглях звон везде летит, если слон вовсю трубит (имитировать игру на трубе)

А у жирафа шея длинная, и все видать ему вокруг (повороты головы вправо-влево)

У зебры грива лошадиная, она для всех хороший друг (наклоны головой вверх-вниз)

В речке плыл очень злобный крокодил (плавательные движения руками)

А по пустыни по утру. Легко скакало кенгуру (прыжки вперед)

От солнца все в глазах искрится,с тигрятами лежит тигрица (лежа на спине, движение в воздухе ногами и руками)

В далекой Африке за всех, отвечает храбрый лев. (встать на четвереньки, прогнуть спинку, прорычать"Р-р-р!"

-Посмотрите, что за удивительное животное? Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.

-Как высок тот зверь пятнистый

-Говори с ним-хоть кричи.

-Шел бы он в баскетболисты,

-Дальше ь всех бросал мячи (жираф)

-Да жираф самое высокое животное на Земле.

-А как вы думаете почему у жирафа такая длинная шея (педагог дополняет ответы детей)

-Давайте рассмотрим жирафа и запомним особенности его внешнего вида (показ иллюстрации).

Дети описывают жирафа по иллюстрации.

Практическая часть.

Под звуки музыки"Чунга-чанга"дети приступают к лепке.

Разминка пальчиков"У жирафа пятна, пятна"

Вот и закончилось наше путешествие по Африке. Какие у вас получились замечательные жирафы. мы сделаем выставку для наших родителей, и вы расскажите им то, что вы узнали из нашего путешествия по Африке.

Конспект по пластилинографии «Веселая панда»

Задачи: познакомить детей с многообразием мира животных, совершенствовать навыки работы с пластилином, развивать мелкую моторику рук.

Словарная работа: панда, бамбук, медвежонок, медведица, бурый, медвежий.

Материал: - плотный картон светло-зеленого цвета 1/2 листа; простой карандаш

- набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека, картины из серии "Дикие животные разных стран".

Ход занятия:

Включить звукозапись голосов животных, прослушать. Кто может так рычать? Где можно услышать такие голоса? В зоопарке. Здесь собраны животные с разных уголков мира. Прослушайте загадку про одного из таких животных:

Он большой и косолапый.

А в малинник как придет,

Ягоды широкой лапой

В свой зубастый рот кладет.

Но к зиме устанут ноги -

До весны лежит в берлоге.

Правильно, это бурый медведь, его можно встретить в наших лесах. А как он выглядит? Рассмотрим иллюстрации. Где он обитает и чем питается? Почему он называется бурый?

Прослушайте ещё одно стихотворение:

Ушки черные и лапы,

Может грозно зареветь.

Панда - тоже косолапый,

Но бамбуковый медведь.

Посмотрите на картинку - это тоже медведь - панда. Живет в непроходимых бамбуковых лесах Китая. Бамбук - это такое растение, которое является любимой пищей этих необычных мишек. Панда может поедать бамбук много часов подряд, без остановки. Подобно обычным медведям, они лазают по деревьям и забираются туда, чтобы вздремнуть.

Давайте ещё раз рассмотрим, чем похожи эти мишки, а чем отличаются (рассмотреть схемы).

Отличаются эти животные по месторасположению, способу питания и окраске, а строение тела у них одинаковое (схемы: овальное туловище, круглая голова, передние и задние лапы вытянутой овальной формы, уши полукруглые). Не смотря на то, что медведи крупные и сильные животные, некторое из видов находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу.

Теперь, зная все сходства и выбрать любого из медведей и сделать набросок карандашом. Но перед этим надо размяться.

Физкультминутка "Панда":

Настала ночь, пора вставать,

Листья, стебельки жевать.

Панда вышла из берлоги,

Потянулась ото сна

Бело-черная краса.

Чтоб скорее ей проснуться,

Нужно снова потянуться.

Наклониться вправо - влево,

А потом назад - вперед.

Панда по лесу идет,

Бамбука веточки жует.

Наконец она наелась,

На пенек верхом уселась,

Скоро солнышко взойдет,

Панда спать опять пойдет.

Дети встают со своих мест.

Ходьба на месте. Потягивания - руки вверх.

Потягивания - руки вверх.

Наклоны вправо - влево.

Наклоны назад - вперед.

Ходьба на месте.

Руки вверх, "срывать" веточки.

Дети гладят руками себя по животику.

Поднять руки вверх, растопырить пальчики - "лучики".

Садятся на свои места. (Г. Давыдова)

Когда набросок будет готов, можно наносить пластилин, отщипывая мелкие кусочки и растягивая его от центра к краям, не выходя за контур. В конце работы стекой показать ворсистую поверхность животных, добавить характерные детали (бамбук, ягоды малины, пятна у панды, трава и т. д)

Работу дети выполняют под звуки леса. В ходе занятия проговариваются названия "членов" медверьей "семьи": Медведь, медведица, медвежонок. Семья чья? Медвежья.

Затем разместить готовые работы на заранее подготовленный стенд и отметить аккуратность и выразительность работ, и прочитать стихотворение В. Орлова:

"Дом под крышей голубой"

Словно крыша над землей,

Голубые небеса.

А под крышей голубой

Реки, горы и леса,

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы,

Страны все и все народы,

И, конечно, я и ты.

Вместе мы с тобой в ответе

За чудесное жилье,

Потому что на планете

Все твое и все мое:

И пушистые снежинки,

И река и облака,

И травинки, и тропинки,

И вода из родника.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы в каждое оконце

Заглянуть оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья!

Ребята, если все мы будем жить мирно и дружно, заботиться друг о друге, о животных, тогда не нужно будет охранять животных, заносить их в Красную книгу.

Конспект по пластилинографии  «Пчела».

Задачи: 1.Продолжать учить создавать образы животных в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии.

2. Продолжать развивать практические навыки работы с пластилином.

3. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Предварительная работа: лепка конструктивным способом бабочки, паучка. Просмотр мультфильма «Пчёлка Майя», рассматривание альбома «Насекомые», рисование на тему «Пчела с ведёрком мёда».

Материалы и оборудование: пластилин жёлтого (1/2 бруска), чёрного (1/2 бруска) цвета, стеки, дощечки для лепки, салфетки матерчатые, скатерть в цветочек, белый картон ½ листа, мяч, предметные картинки по теме «Насекомые», сюжетные картинки « Польза пчёл», су-джоки.

Ход ООД:

1. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, отгадайте загадки.

Ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо. (Оса.)

Он мохнатенький, как ель, На пчелу похожий… (Шмель.)

Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела.)

2. Беседа с детьми о пользе пчел

Воспитатель: Ребята, а какую пользу приносят пчёлы? (Предлагает детям рассмотреть сюжетные картины.)

Дети: Пчёлы дают полезный мёд, опыляют цветы, их яд используют в медицине для изготовления лекарственных мазей, мёдом люди лечат простудные заболевания.

Воспитатель: Пчёлы – это очень полезные и трудолюбивые насекомые. Ранней весной, как только зацветают первые цветы, просыпаются пчёлы. За лето пчела собирает столько мёда, что его хватает не только пчелиной семье, но и людям

Дидактическая игра «Раздели на слоги».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметные картинки с изображёнными на них насекомыми. Дети узнают, называют их.

Дети: пче-ла, ба-боч-ка, му-ра-вей, о-са, та-ра-кан, куз-не-чик.

Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру с мячом.

Речевая игра «Назови ласково»

(Воспитатель бросает мяч одному из детей и называет название насекомого, ребёнок возвращает воспитателю мяч и называет насекомое ласково. Например, паук-паучок.)

Физкультурная минутка «Пчёлка – пчела».

Пчёлка-пчела (махать руками как крыльями),

Маленькая голова (руки положить на голову),

На цветке сидела (не убирая рук с головы, покрутить ею).

Головой вертела (повернуть из стороны в сторону),

В траву свалилась (уронить руки на колени),

В яму провалилась (убрать руки с колен и уронить их в «яму»).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на стол.

(На столе расположена цветочная поляна, стол застелен зелёной скатертью с цветами). На поляне много цветов, а в улье очень много сот. Пчёлка одна не справится с этой работой, нужно ей помочь. Как мы можем помочь? (Слепить ещё пчёл.)

Воспитатель: Давайте рассмотрим заготовки для лепки пчел, затем – приготовленный материал. (Воспитатель даёт пошаговую информацию.)

Воспитатель: Вам всё понятно? Прежде чем мы начнём работу, возьмите в руки мячики су-джоки.

3. Массажные упражнения с мячиком су-джок

4. Продуктивная деятельность

Воспитатель: Начинаем работу. Лепим пчелу – применяем чистоговорку: «Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит» – автоматизируем звук [Ж]. (Чистоговорки в сочетании с движениями, автоматизируют звукопроизношение.) Звук [Ж] – согласный, твёрдый, звонкий. Его обозначаем синим цветом. Воспитатель: Итак, все работы готовы, рассматриваем пчёлок и сажаем на цветочную поляну. Девочки и мальчики, посмотрите, какая красивая трудолюбивая пчелиная семья на нашей полянке собирает мёд. Хлопните в ладоши, если то, что я говорю верно.

Дидактическая игра «Верно или нет»

Воспитатель: У пчёл сильные крылья, поэтому ветер и дождь им нипочём.

Пчёлы живут одной большой семьей.

Одна пчела может жалить много раз.

Пчёлы переносят на себе цветочную пыльцу с одного цветка на другой.

Люди делают для пчел специальные домики – ульи.

Рефлексия

Воспитатель: Закончите, пожалуйста, предложение. Сегодня на занятии я узнал… Сегодня на занятии я вспомнил… Сегодня на занятии я научился… Сегодня на занятии мы делали… Мне это пригодится… Мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по пластилинографии с детьми 1 младшей группы на тему:"Покормим воробушков зернышками".

Покормим воробушков зернышками.Цель:Познакомить детей с миром птиц; уточнить представления о внешнем виде воробья. Вызвать у детей желание покормить воробушков.Учить детей самостоятельно прикреп...

Конспект по пластилинографии с детьми 1 младшей группы на тему:"Тучка и дождик"

Цель: Уточнить представления детей о явлениях природы: дождик идет из тучи. Дождик полезен для  растений, для животных и птиц.Учить  детей самостоятельно прикреплять, заранее скатанные...

Конспект по пластилинографии с детьми 1 младшей группы на тему:"Листопад, листопад".

Задачи: Учить замечать красоту природы осенью. Познакомить детей с осенним явлением природы: листопад.Учить  детей самостоятельно прикреплять, заранее скатанные воспитателем, маленькие шари...

Конспект по пластилинографии с детьми 1 младшей группы на тему:"Орешки для белочки."

Задачи: Расширить и уточнить представления детей о белочке, о внешнем виде, чем питается. Вызвать у детей желание помочь белочке запасти орешки на зиму. Воспитывать бережное отношение к окружающ...

конспект занятия пластилинография "Яблонька"

Представлен конспект комлексного занятия  для детей с нарушением зрения в средней группе...

конспект НОД "Пластилинография"-"Осенние деревья".

Конспект НОД по художественно- изобразительной деятельности в технике "пластилинография" с детьми старшего дошкольного возраста.Тема "Осенние деревья"....

Конспект по пластилинографии «Мамочкин портрет»

Задачи:1. Продолжать развивать навык использования приемов размазывания и примазывания, прорисовки деталей стекой.2. Способствовать развитию изобразительного творчества детей.3. Развивать чувство цвет...