Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мукосолька»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Шеина Людмила захарьевна

В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием. А соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_programmy.docx65.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Солнышко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 художественной направленности

«Мукосолька»

ФИО: Шеина Людмила Захарьевна

Должность: воспитатель

Номинация «Методическое пособие»

Год разработки: 2016

Содержание

Разделы

Страницы

Аннотация программы

4

Информационная карта

5

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

5

1.1. Пояснительная записка

5 - 9

1.2. Цель и задачи программы:

10 - 11

1.3. Учебный план

11 - 13

1.4 Планируемые результаты

13 - 14

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО — ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

14

            2.1. Календарно – учебный график

14 - 17

2.2. Условия реализации программы

17 - 18

2.3. Формы аттестации

18 - 19

2.4. Оценочные материалы

19 - 20

2.5. Список использованной литературы

20 - 21

Заключение

21 - 22

Список рекомендуемой литературы

22

Приложение 1

23 -35

Приложение 2

36 -38

Аннотация программы

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Срок реализации программы –   1 год.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Основные виды деятельности – лепка из солёного теста.

Новизна программы «Мукосолька» заключается в том, что в лепке используется соленое тесто, как один из пластических материалов. Обучающиеся учатся создавать удивительные объемные фигурки животных, людей, птиц, сказочных персонажей, а также настенные панно, барельефы, которые можно использовать для оформления интерьера помещений и как подарки, сувениры, украшения для себя родных и близких.

В процессе работы, обучающиеся получают дополнительные знания и практические умения. Лепка из теста способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, развивает малые мышцы кистей рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве, идет усвоение целого ряда математических представлений (геометрических фигур, длины, ширины, высоты и т.д.)

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Ф.И.О. педагога

Шеина Людмила Захарьевна

Вид программы

типовая

Тип программы

общеразвивающая

Образовательная область

искусство

Направленность деятельности

Художественно - эстетическая

Способ освоения содержания образования

продуктивный

Уровень освоения содержания образования

стартовый

Уровень реализации   программы

дошкольное образование

Форма реализации программы

групповая

Продолжительность реализации программы

1 год

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. Пояснительная записка

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.                                                                                                              

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мукосолька» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Актуальность программы

В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием. А соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Занятие лепкой доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. Поделка из соленого теста даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно.

Отличительные особенности программы

Программа «Мукосолька» разработана на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Она строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требования познавательной деятельности ребёнка.

В программе Морозовой Л.Ю. «Соленые фантазии» (ЦРТДиМ г. Москва) ставиться цель – развитие творческого потенциала детей средствами народного декоративно-прикладного искусства (лепке из соленого теста). Программа

Беловой Е.А. (ДТДИМ г.Оренбург) «От забавы к творчеству» ориентирована на развитие художественной одаренности воспитанников посредством обучения искусству тестопластики. В данном направлении реализуются и программы по

керамике: Макаровой Е.И. «Пластика фантазии» и Литуновой О.В. «Керамика», в этих программах акцент ставится на развитие творческих способностей воспитанников средствами декоративно-прикладного искусства – лепки.

Основное отличие данной образовательной программы заключается в том, что она позволяет ребенку творчески включаться в организацию окружающей его пространственной среды, используя одновременно и силу творческого

воображения и навыки работы с тестом как с пластическим материалом и в то же время эмоционально ощущать самого себя, частью этой среды. Такой подход обеспечивается опорой на семейные ценности и традиции, которые

содержательно организуют учебный материал. 

Кроме выше перечисленных отличий в программе «Мукосолька» предпочтение отдается обучению детей плоскостной лепке. Этот метод очень важен для детей дошкольного возраста, поскольку доступен в выполнении и

позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах, создавать настоящие шедевры.

Программой также предусмотрено изготовление объемных фигур и композиций, но в отличие от программы «От забав к творчеству» Беловой Е.А.(ДТДиМ), которая предусматривает изготовление объемных фигур на каркасе

из картона и проволоки, мы используем каркас из фольги. Отличие от существующих программ по керамике Литуновой О.В., Макаровой Е.И., Фирсовой С.Ю. (ДТДиМ) определяется свойствами материала для лепки – соленое тесто.

Принципы построения программы:

  • Учет возрастных особенностей воспитанников.

В связи с возрастными особенностями воспитанников – отсутствие устойчивого внимания, усидчивости, быстрой утомляемости рекомендуется изготовление простых поделок, не требующих длительных усилий.

В процессе обучения идет усложнение изделий и повышение требований к качеству. Уровень подготовки детей, посещающих занятия различен, поэтому наиболее продуктивным подходом к занятиям является дифференцированный

подход, позволяющий каждому ребенку добиваться положительного результата.

  • Принцип наглядности.

Педагогический процесс должен обеспечиваться дидактическим материалом, в который входят книги и журналы с образцами изделий, стенды с готовыми изделиями, иллюстрации из газет и журналов позволяющие зрительно

воспринимать услышанное. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала. Средства наглядности позволяют дать детям разностороннее понятие о каком-либо образце, и способствует более

прочному усвоению материала. Они дают точное представлении о размере, форме, объеме изделий. Наглядным пособием служит и различный иллюстрационный материал, которым обычно сопровождается рассказ или

беседа.

  • Принцип доступности.

Обучение на доступном для понимания воспитанников материале способствует повышению интереса и желанию учится выбранному виду творчества, стремлению к успешному выполнению практических заданий.

  • Принцип единства обучения и воспитания.

В процессе изготовления сложных поделок, требующих сосредоточенности, усидчивости, развитие мелкой моторики рук, осуществляется формирование таких качеств личности, как терпение и трудолюбие. Дети учатся работать

аккуратно, планомерно, стремятся к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая усилия.

Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания материала. Преимущества этой программы в том, что она рассчитана на детей с различным уровнем подготовки и развития и может быть использована для индивидуальной, групповой работы, работы малыми группами.

Ребёнок дошкольного возраста на любом этапе может включиться в реализацию программы.

Программа «Мукосолька» предназначена для детей от 4 до 6 лет. В объединение дети принимаются по желанию.

Объем программы

Общее количество организованной образовательной деятельности 33 занятия в год.

Формы обучения и виды занятий

Основной формой организации образовательного процесса является совместная деятельность ребенка и воспитателя, которая состоит из этапов:

  • организационный момент;
  • подготовительный;
  • основной;
  • итоговый;
  • рефлексивный.

На занятиях предусматриваются следующие формы образовательной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом

его возможностей),

  • фронтальная (работа со всеми воспитанниками одновременно, например,

при объяснении нового материала или отработке определенного

технологического приема),

  • групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной

работы),

  • коллективное выполнение работ для выставки.

Используются также нетрадиционные формы образовательного процесса, такие как:

  • занятие-игра;
  • занятие-фантазия (сказка).

В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделий из соленого теста, воспитанники от освоения основных форм лепки постепенно переходят к более сложным работам и изготовлению творческих работ.

Овладение мастерством лепки создает возможности для творческой самореализации детей. Программа относится к продуктивному уровню обучения, поскольку воспитанники самостоятельно выполняют художественные

композиции из соленого теста, творчески применяя полученные знания и умения.

Занятия строятся таким образом, что сначала дается словесный материал по данной теме (стихи, сказки, рассказы и др.), который ложиться затем в основу изображаемого сюжета. Благодаря правильно подобранного художественного

слова, наглядного материала создается настрой, который вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.

Важное место в программе отводится ознакомлению с русской культурой, с обычаями и традициями, сохранившимися до наших дней, ибо приобщение к традициям своего народа, играет большую роль в формировании личности.

Срок освоения программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю в первой половине дня. Длительность – не более 20 минут.

1.2. Цель и задачи программы:

Цель. Раскрытие перед детьми дошкольного возраста социальной роли декоративно-прикладного и народного искусства, формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, а также воспитание у детей эстетического отношения к действительности.

Задачи.  Образовательные:

  • знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
  • учить соблюдать правила техники безопасности;
  • учить стремится к поиску, самостоятельности;
  • учить лепить из целого куска теста, из отдельных частей, создавать образы.

              Развивающие:

  • развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,  

     образов, поиске новых решений в создании композиций;

  • развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим

     воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

  • формировать способности к творческому раскрытию,    

     самостоятельности, саморазвитию; развивать фантазию, воображение;

  • развивать способности к самостоятельному поиску методов, приемов и способов выполнения.

            Воспитательные:

  • воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к

     выставкам;

  • воспитывать умение четко соблюдать необходимую

          последовательность действий.

  • Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.                                  

1.3. Учебный план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1.

«Замес теста. Материалы и инструменты. Правила безопасности. Организация рабочего места. Основные этапы изготовления».

0,5

0,5

1

Фронтальная

Опрос

2.

«Корзина с брусникой».

0,5

0,5

1

Работа в парах

Выставка

3.

«Гусеница и улитка»

(использование дополнительного материала для украшения)

0,5

0,5

1

Фронтальная

Выставка

4.

«Лепка объемных фигурок без каркаса. Перелетные и оседлые птицы. Сорока на пеньке. Поэтапное изготовление с промежуточной сушкой».

0,5

0,5

1

Фронтальная

Выставка

5.

«Продолжение темы. Сорока на пеньке. Доработка объемной фигурки».

0,5

0,5

1

Фронтальная

Опрос

6.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

«Солнышко для мамы».

Изготовление сувенира.

0,5

0,5

1

Фронтальная

Сувенир для мамы

7.

«Тарелочка» (использование дополнительного материала для украшения).

0,5

0,5

1

Фронтальная

Выставка

8.

«Мышка-норушка» (использование дополнительного материала для украшения).

0,5

0,5

1

Фронтальная

Инсценировка сказки «Теремок»

9.

«Ежик».

0,5

0,5

1

Фронтальная

Выставка

10.

«Снеговик».

0,5

0,5

1

Фронтальная

Выставка

11.

Художественное оформление «Снеговика».

0,5

0,5

1

Фронтальная

Д/и «Что, каким цветом»

12.

«Новогодние игрушки».

0,5

0,5

1

Индивидуальная

Викторина «Что растет на елке?»

13.

Художественное оформление новогодних игрушек.

0,5

0,5

1

Индивидуальная

Совместное украшение новогодней елки

14.

«Печенье, булочки, батон».

0,5

0,5

1

Работа в парах

Опрос

15.

Художественное оформление хлебобулочных изделий.

0,5

0,5

1

Работа в парах

Атрибуты к сюжетно – ролевой игры «Магазин»

16.

Праздничный пирог (торт). Поэтапное изготовление. Создание рельефа. Сушка заготовки.

0,5

0,5

1

Коллективная

Хороводная игра «Каравай»

17.

Художественное оформление пирога.

0,5

0,5

1

Коллективная

Выставка

18.

Знакомство с народными промыслами по изготовлению игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.)

Лепка дымковской игрушки «Козелок».

0,5

0,5

1

Фронтальная

Выставка

19.

«Избушка для Зайчика». Техника «Налеп» (изображение выступает над плоскостью фона).

0,5

0,5

1

Фронтальная

Выставка

20.

Изготовление декоративного  панно для папы к 23 февраля.

0,5

0,5

1

Фронтальная

Опрос

21.

Раскрашивание. Оформление панно атласными ленточками.

0,5

0,5

1

Фронтальная

Подарок для мужчин

22.

«Подставка под яйцо»

(использование дополнительного материала для украшения).

0,5

0,5

1

Фронтальная

Выставка

23.

«Морская звезда».

0,5

0,5

1

Фронтальная

Презентация «Животные морских глубин»

24.

Художественное оформление морской звезды.

0,5

0,5

1

Фронтальная

Выставка

25.

«Золотая рыбка».

0,5

0,5

1

Фронтальная

Опрос

26.

Художественное оформление «Золотой рыбки».

0,5

0,5

1

Фронтальная

Выставка

27.

«Игрушки».

0,5

0,5

1

Индивидуальная

Словесная игра «доскажи словечко»

28.

Художественное оформление игрушек.

0,5

0,5

1

Индивидуальная

Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Магазин»

29.

«Легковая машинка».

0,5

0,5

1

Фронтальная

Сюжетно – ролевая игра «Автомастерская»

30.

Художественное оформление машины.

0,5

0,5

1

Занятие - игра

Сюжетно – ролевая игра «Автомастерская»

31.

«Колобок на сказочной полянке».

0,5

0,5

1

Занятие -фантазия

Выставка

32.

«Божья коровка на листочке».

0,5

0,5

1

Фронтальная

Выставка

33.

«Цветочная поляна»

0,5

0,5

1

Коллективная

Выставка

Всего часов

16,5

16,5

33

1.4 Планируемые результаты

К концу года дети 4-5 лет, занимающиеся по данной программе умеют:

  • скатывать прямыми движениями;
  • скатывать круговыми движениями;
  • расплющивать;
  • соединять в виде кольца;
  • защипывать края формы;
  • лепить целое из нескольких частей;
  • соблюдать пропорции;
  • оттягивать части от основной формы;
  • сглаживать поверхности формы;
  • присоединять части;
  • использовать приемы: прижимание, примазывание,

вдавливание для получения полой формы;

  • использовать стеку;
  • раскрашивать поделку.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО — ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарно – учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

10

05

20 минут

Учебно - практическая

1

«Замес теста. Материалы и инструменты. Правила безопасности. Организация рабочего места. Основные этапы изготовления».

Групповая комната

Опрос

2.

10

12

20 минут

Учебно - практическая

1

«Корзина с брусникой».

Групповая комната

Выставка

3.

10

19

20 минут

Учебно - практическая

1

«Гусеница и улитка»

(использование дополнительного материала для украшения)

Групповая комната

Выставка

4.

10

26

20 минут

Учебно - практическая

1

«Лепка объемных фигурок без каркаса. Перелетные и оседлые птицы. Сорока на пеньке. Поэтапное изготовление с промежуточной сушкой».

Групповая комната

Выставка

5.

11

02

20 минут

Учебно - практическая

1

«Продолжение темы. Сорока на пеньке. Доработка объемной фигурки».

Групповая комната

Опрос

6.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

11

09

20 минут

Учебно - практическая

1

«Солнышко для мамы».

Изготовление сувенира.

Групповая комната

Сувенир для мамы

7.

11

16

20 минут

Учебно - практическая

1

«Тарелочка» (использование дополнительного материала для украшения).

Групповая комната

Выставка

8.

11

23

20 минут

Учебно - практическая

1

«Мышка-норушка» (использование дополнительного материала для украшения).

Групповая комната

Инсценировка сказки «Теремок»

9.

11

30

20 минут

Учебно - практическая

1

«Ежик».

Групповая комната

Выставка

10.

12

07

20 минут

Учебно - практическая

1

«Снеговик».

Групповая комната

Выставка

11.

12

14

20 минут

Учебно - практическая

1

Художественное оформление «Снеговика».

Групповая комната

Д/и «Что, каким цветом?»

12.

12

21

20 минут

Учебно - практическая

1

«Новогодние игрушки».

Групповая комната

Викторина «Что растет на елке?»

13.

12

28

20 минут

Учебно - практическая

1

Художественное оформление новогодних игрушек.

Групповая комната

Совместное украшение новогодней елки

14.

01

11

20 минут

Учебно - практическая

1

«Печенье, булочки, батон».

Групповая комната

Опрос

15.

01

18

20 минут

Учебно - практическая

1

Художественное оформление хлебобулочных изделий.

Групповая комната

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Магазин»

16.

01

25

20 минут

Учебно - практическая

1

Праздничный пирог (торт). Поэтапное изготовление. Создание рельефа. Сушка заготовки.

Групповая комната

Хороводная игра «Каравай»

17.

02

01

20 минут

Учебно - практическая

1

Художественное оформление пирога.

Групповая комната

Выставка

18.

02

08

20 минут

Учебно - практическая

1

Знакомство с народными промыслами по изготовлению игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). Лепка дымковской игрушки «Козелок».

Групповая комната

Выставка

19.

02

15

20 минут

Учебно - практическая

1

«Избушка для Зайчика». Техника «Налеп» (изображение выступает над плоскостью фона).

Групповая комната

Выставка

20.

02

22

20 минут

Учебно - практическая

1

Изготовление декоративного  панно для папы к 23 февраля.

Групповая комната

Опрос

21.

03

01

20 минут

Учебно - практическая

1

Раскрашивание. Оформление панно атласными ленточками.

Групповая комната

Подарок для мужчин

22.

03

15

20 минут

Учебно - практическая

1

«Подставка под яйцо»

(использование дополнительного материала для украшения).

Групповая комната

Выставка

23.

03

22

20 минут

Учебно - практическая

1

«Морская звезда».

Групповая комната

Презентация «Животные морских глубин»

24.

03

29

20 минут

Учебно - практическая

1

Художественное оформление морской звезды.

Групповая комната

Выставка

25.

04

05

20 минут

Учебно - практическая

1

«Золотая рыбка».

Групповая комната

Опрос

26.

04

12

20 минут

Учебно - практическая

1

Художественное оформление «Золотой рыбки».

Групповая комната

Выставка

27.

04

19

20 минут

Учебно - практическая

1

«Игрушки».

Групповая комната

Словесная игра «доскажи словечко»

28.

04

26

20 минут

Учебно - практическая

1

Художественное оформление игрушек.

Групповая комната

Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Магазин»

29.

05

03

20 минут

Учебно - практическая

1

«Легковая машинка».

Групповая комната

Сюжетно – ролевая игра «Автомастерская»

30.

05

10

20 минут

Учебно - практическая

1

Художественное оформление машины.

Групповая комната

Сюжетно – ролевая игра «Автомастерская»

31.

05

17

20 минут

Учебно - практическая

1

«Колобок на сказочной полянке».

Групповая комната

Выставка

32.

05

24

20 минут

Учебно - практическая

1

«Божья коровка на листочке».

Групповая комната

Выставка

33.

05

31

20 минут

Учебно - практическая

1

«Цветочная поляна» на плоскости.

Групповая комната

Выставка

2.2. Условия реализации программы

Все базисные компоненты развивающей предметно-пространственной среды включают оптимальные условия для полноценного познавательного развития детей.

  1. Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:
  • методические разработки занятий;
  • учебные и методические пособия;
  • технологические карты по изготовлению изделий;
    фотографии;
  • образцы изделий.
  1. Материалы и инструменты:
  • мука, соль “Экстра”,
  • клей обойный, клей ПВА, “Момент”,
  • краски акриловые, акварельные, гуашь,
  • кисти, ножницы, стеки, проволока,
  • клеенки или пластины,
  • рамки, мешковина, формочки для вырезания теста
  • алюминиевая фольга, лак,
  • маленькая скалочка,
  • баночка с водой, влажные салфетки,
  • ситечко, чесноковыжималка,
  • бисер, бусы, крупа, нитки, зубочистки, различный природный и нетрадиционный материал - все это понадобится в процессе работы. Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампов (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).

3. Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным,

проветриваемым.

2.3. Формы аттестации

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки внутри детского сада и группы.
  • использование изготовленных работ в сюжетно-ролевых играх.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы детей. Чувство важности своего труда, необходимости самотворчества дает ребенку толчок к самосовершенствованию, формирует потребность в приобретении новых знаний и навыков. Поэтому каждый месяц организовываются выставки работ воспитанников, персональные выставки воспитанников, позволяющие пережить успех в своей работе. Кроме того, выставки создают эстетическую среду в группе, приносят эмоциональное удовлетворение ребятам, которые видят, что их труд нужен, а это в свою очередь побуждает к творчеству. И как результат работы с соленым тестом – все изделия, созданные руками детей, отлично подходят для различных сюжетно-ролевых игр.                                                                                                                                                         Кружковая работа помогает выявить и раскрыть талантливых детей, и подтянуть отстающих, но имеющих желание работать.

2.4. Оценочные материалы

Реализация программы по лепке из соленого теста у детей дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Диагностическое обследование проводится два раза – в начале и в конце учебного периода. Стартовый контроль – проводится перед началом обучения, его цель – определение уровня подготовки воспитанников в начале цикла обучения, прогнозирование возможности успешного обучения. Итоговый контроль – проводится в конце учебного периода, чтобы выявить уровень полученных знаний и умений. Знания, умения и навыки определяются по разработанным критериям:

Владение приемами:

  • скатывание;
  • раскатывание;
  • приплющивание;
  • сплющивание;
  • прищипывание;
  • отщипывание;
  • вырезание формой;
  • вырезание стекой.

Выполнение действий:

  • по образцу;
  • по словесной инструкции;
  • по чертежу.

Эмоционально – волевая сфера:

  • самостоятельность выполнения;
  • умение доводить начатое до конца;
  • умение сотрудничать;
  • знает и применяет правила безопасной работы.

1 балл – ребенок с заданием не справляется;

2 балла – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и выполняет задания;

3 балла – справляется самостоятельно, в полном объеме.

От 1 до 1,9 - низкий уровень

От 2 до 2,9- средний уровень

От 3 – высокий уровень

2.5. Список использованной литературы

1. С. Конощук «Фантазии круглый год». М, Обруч, 2011.

2. В Надеждина. «Поделки и фигурки из солѐного теста. Увлекательное рукоделие и моделирование» -Минск: Харвест, 2008. –192с.

3. И.А.Лыкова, Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» -М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.

4. И.А.Лыкова, В.А.Шипунова «Игрушки изначальные». М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.

5. И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика». М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009.

6. И.А.Лыкова «Мы за чаем не скучаем» М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.

7. И.А.Лыкова, Л.В.Грушина «Горячие картины» Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010.

8. Маслова Н.В. «Лепим из соленого теста». М.: Астрель; СПб, 2008.

9. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений, Гуманитарный издательский центр «Владос», М. 2003г.

Заключение

        Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Благодаря этому развивается воображение, пространственное мышление, мелкая моторика рук. Развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на память, внимание, мышление. И все это, как известно, актуально не только для детей, но и для взрослых.

        В процессе реализации кружка «Мукосолька» возникла необходимость создания перспективного плана работы. Данный план включает краткое содержание тематических занятий с детьми (приложение №1). Это мне позволило заранее готовиться к занятиям, подбирать познавательный материал, создавать интересные презентации. Что значительно облегчило мне разработку конспектов организованной образовательной деятельности. Практические занятия с детьми всегда дополняю сюрпризными моментами, занимательными сюжетами (приложение №2).

Я считаю, что данная программа идеально подходит детям среднего дошкольного возраста. Ее успех очевиден: дети с огромным удовольствием посещают занятия, создают коллекции из своих поделок, участвуют в конкурсах. Для детей лепка из теста похожа на бесконечный фокус, бесформенные комочки вдруг оживают и превращается в разные предметы и существа. В процессе создания коллективных работ дети сплачиваются, помогают друг другу, весело и дружно общаются между собой. Во время лепки у детей формируются навыки ручного труда. Дети учатся координировать движение рук, приобретают сенсорный опыт, чувства пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу доводить её до конца.

Лепка из теста приносит неоценимую пользу для здоровья тела и души. 

Список рекомендуемой литературы

М. Антипова Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими

руками. –Ростов н/Д: Издательский дом «Владис»; - Москва Издательский дом «РИПОЛ

Классик», 2007г.

Б. Казагранда Поделки из соленого теста Издательство АРТ – РОДНИК. 2007г.

К. Силаева, И. Михайлова Соленое тесто. Большая книга поделок. Москва. Издательство

Эксмо, 2004г.

М.О. Синеглазова Удивительное соленое тесто Москва Издательский дом МСП, 2005г.

И. Хананова Соленое тесто Москва АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006г.

Г. Чаянова Соленое тесто для начинающих Москва Издательство Эксмо, 2005г

Приложение 1

Содержание программы

№ п/п

Темы

недели

Дата

Тема

занятия

Цели и задачи

Теория

Практика

1.

Труд взрослых осенью.

05.10

«Замес теста. Материалы и инструменты. Правила безопасности. Организация рабочего места. Основные этапы изготовления».

Познакомить детей с целью, содержанием и формой кружка. Познакомить с материалами и инструментами. Рассказать о правилах безопасности. Замес теста. Организация рабочего места. Лепка мелких деталей, выявление способностей детей.

Знакомство с основным материалом на теоретическом уровне; беседа о технике безопасности.

Поиграть в ассоциации. Замесить соленое тесто по одному из рецептов. Подержать тесто в руках. Высказать свои ощущения.

2.

Грибы, ягоды.

12.10

«Корзина с брусникой».

Научить лепить полый предмет с ручкой. Закреплять умение сопровождать стихотворение соответствующими тексту движениями. Развивать точность и координацию движений.

Рассмотреть корзинку и лукошко. Сравнить. Почитать стихи и выполнить соответствующие движения.

Вылепить корзинку. Наполнить ее ягодами- шариками из теста.

3.

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.

19.10

«Гусеница и улитка»

(использование дополнительного материала для украшения)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста маленькие шарики, нанизывать их на проволоку, создавая образ гусеницы. Учить раскатывать колбаску, сворачивать рулетик, создавая образ улитки. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Рассмотреть картинки с изображением насекомых. Выбрать из них изображение гусеницы и улитки.

Лепка гусеницы и улитки, украсить дополнительным материалом

4.

Птицы. Подготовка птиц к отлету.

26.10

«Лепка объемных фигурок без каркаса. Перелетные и оседлые птицы. Сорока на пеньке.

Научить передавать фактуру (перья птиц, шерсть зверей) объемным (высоким) или углубленным рельефом. Развивать наблюдательность

Рассказать каких птиц называют перелетными, а каких -  оседлыми и почему. Рассказать, как надо заботиться о птицах зимой.

Рассмотреть фотографии и рисунки перелетных и оседлых птиц. Рисунок сороки Лепка пенька. Лепка туловища и хвоста сороки. Сушка.

5.

Одежда. Обувь. Головные уборы.

02.11

«Продолжение темы. Сорока на пеньке. Доработка объемной фигурки».

Учить раскрашивать красками изделие из соленого теста, которое было изготовлено на предыдущем занятии. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Почитать стишок о Сороке-белобоке. Скороговорки выучить.

Лепка головы и крыльев сороки. Особенности  оперенья.

6.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Мебель.

09.11

«Солнышко для мамы».

Изготовление сувенира.

Учить детей моделировать солнышко из соленого теста; вырезать фигурку по шаблону. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки, макароны, горох). Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Вызвать желание сделать сувенир для мамы

Почитать стихи о маме.

Работа с шаблонами.

Вырезание деталей из теста по шаблону

7.

Посуда.

16.11

«Тарелочка» (использование дополнительного материала для украшения).

Развивать мелкую моторику, терпение, чувство композиции, творческие навыки.

Рассмотреть тарелочки из керамики; выбрать украшение для своих работ.

Лепка тарелочки из зеленого теста. Украсить фасолью, ракушками и т.д.

8.

Домашние животные и их детеныши.

23.11

«Мышка-норушка» (использование дополнительного материала для украшения).

Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок). Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

Чтение сказки «Теремок»

Лепка мышки с использованием природного материала

9.

Дикие животные и их детеныши.

30.11

«Ежик».

Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животных. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки); раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки; развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе.

Слушание аудиосказки «Как Ёжик и Медвежонок чистили звезды»

Лепка ёжика с использованием природного материала

10.

Зима. Зимние месяцы.

07.12

«Снеговик».

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

Закреплять умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Чтение сказки В.Г. Сутеева «Снеговик – почтовик».

Лепка снеговика

11.

Зимние забавы. Зимние виды спорта.

14.12

Художественное оформление «Снеговика».

 Учить раскрашивать красками изделие из соленого теста, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Выбрать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита.

Раскрашивание снеговика

12.

Труд людей зимой.

21.12

«Новогодние игрушки».

Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки, макароны, горох). Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки.

Рассмотреть елочные игрушки. Показать фотографии с изображением фигурок из теста.

Вырезание фигурок формочками. Сушка изделий.

13.

Новый год.

28.12

Художественное оформление новогодних игрушек.

Учить раскрашивать красками изделие из соленого теста, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Разучить колядку.

Коляда, Коляда!

А бывает Коляда Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла!

Украшение фигурок орнаментом. Приклеивание клеем блесток, паеток.

14.

Продукты питания

11.01

«Печенье, булочки, батон».

Закреплять знания, полученные на предыдущих занятиях; учить изготавливать изделие с помощью разных формочек, знакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Поиграть в игру «Какой предмет лишний?». Использовать предметы (картинки), необходимые для работы пекаря. Спросить какие еще профессии знают дети.

Лепка разных вкусностей по замыслу детей (крендельки, булочки, печенье, пирожки и т. п.)

15.

Профессии взрослых.

18.01

Художественное оформление хлебобулочных изделий.

Учить раскрашивать красками изделие из соленого теста, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Загадывание загадок о хлебе и хлебобулочных изделий

Раскрашивание изделий

16.

Орудия труда. Инструменты.

25.01

Праздничный пирог (торт). Поэтапное изготовление. Создание рельефа. Сушка заготовки.

Продолжать учить лепить округлые предметы, украшать изделия. Развивать умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Прочитать стихотворение Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог», попросив детей говорить недостающие слова.

Лепка пирога. Сушка. Раскрашивание готовых изделий прошлого занятия.

17.

Комнатные растения.

01.02

Художественное оформление пирога.

Учить раскрашивать красками изделие из соленого теста, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Рассказать, какими красителями можно пользоваться для придания цвета тесту.

Лепка из цветного теста декоративных элементов праздничного пирога.

18.

Наша Родина — Россия.

08.02

Знакомство с народными промыслами по изготовлению игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). Лепка дымковской игрушки «Козелок».

Познакомить детей с народными промыслами. Воспитывать любовь к своей Родине. Учить лепить козелка из целого куска теста методом вытягивания. Учить украшать изделие отдельными деталями.

Объяснить детям, что такие фигурки делают для игры, для украшения комнаты (они красивы, ярко окрашены, у них много интересных деталей: кокошник, бусы, пуговицы и др.)

Изготовление дымковской игрушки «Козелок».

19.

Наш родной поселок.

15.02

«Избушка для Зайчика». Техника «Налеп» (изображение выступает над плоскостью фона).

Научить лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа. Закрепить умение работать стекой, отрезая лишние части столбиков.

Почитать сказку «Заюшкина избушка».

 Поиграть в сказку «Заюшкина избушка» с распределением ролей.

Раздать силуэты избушек, вырезанные из картона. Научить правильно раскатывать столбики и укладывать их на картонный силуэт. Лишние концы обрезать стекой.

20.

Наша армия.

22.02

Изготовление декоративного  панно для папы к 23 февраля.

Продолжать освоение техники рельефной лепки: создавать уплощённые фигуры цветов, украшать налепами и рисунками. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

Рассказы детей о своих папах или дедушках.

Изготовление основы для панно. Раскатывание шарика из соленого теста в пласт при помощи скалки.  Вырезание дырочек по контуру при помощи трубочек для коктейля. Лепка декоративных элементов и приклеивание их к основе с помощью воды.

21.

Неделя здоровья.

01.03

Раскрашивание. Оформление панно атласными ленточками.

Учить раскрашивать красками изделие из соленого теста, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Продолжение темы

Отделка панно атласными ленточками. Использование иглы с большим ушком.

22.

Весна. Весенние месяцы. Приметы весны.

15.03

«Подставка под яйцо»

(использование дополнительного материала для украшения).

Продолжать учить лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стек для проработки деталей для украшения. Развивать фантазию, умение самостоятельно работать по образцу. Воспитывать уважение к русским традициям.

Рассказать о празднике «Пасхи» и о традициях встречи этого праздника.

Лепка подставок под яйцо и украшение их рельефным узором, используя стеки.

23.

Животный мир морей и океанов.

22.03

«Морская звезда».

Обучить навыкам работы с соленым тестом; 
развивать эстетический вкус, мелкую моторику рук, психические процессы – воображение, память, мышление;
воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, творческое и эстетическое отношение к морскому животному миру.

Рассказать об обитателях морей. Показать фотографии, иллюстрации морских животных.

Лепка звезд. Сушка.

24.

Животные жарких стран.

29.03

Художественное оформление морской звезды.

Закреплять умение раскрашивать красками изделие из соленого теста, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.  Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Презентация «Животные морских глубин»

Раскрашивание изделий.

25.

Пресноводные и аквариумные рыбы.

05.04

«Золотая рыбка».

Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в половине объёма. Учить правильно использовать дополнительные инструменты (стеки) для нанесения рисунка чешуи.  Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Рассматривание иллюстраций к сказке А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»

Лепка плоскостной рыбки, наносить рисунок чешуи стекой, украшать дополнительными деталями. Сушка.

26.

Космос.

12.04

Художественное оформление «Золотой рыбки».

Закреплять умение раскрашивать красками изделие из соленого теста, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.  Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Д/и «Рыбалка». Дети «ловят» рыбку с загадкой и отгадывают ее.

Раскрашивание рыбки.

27.

Игры и игрушки.

19.04

«Игрушки».

Учить детей моделировать разные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки, макароны, горох). Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Показать образцы фигурок.

Вырезание фигурок формочками. Украшение фигурок орнаментом. Сушка.

28.

Весенние работы на селе.

26.04

Художественное оформление игрушек.

Закреплять умение раскрашивать красками изделие из соленого теста, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.  Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Вспомнить цикл стихов А.Л. Барто «Игрушки»

Оформление работ.

29.

Транспорт. Виды транспорта.

03.05

«Легковая машинка».

Продолжать развивать у детей интерес к лепке из соленого теста. Учить детей лепить легковой автомобиль, передавая характерные особенности внешнего вида. Экспериментировать с художественными материалами для изображения фар машинки.

Предложить поиграть в д/и «Найди отличия». Вспомнить составные части автомобиля.

Лепка машины, сушка.

30.

Азбука безопасности.

10.05

Художественное оформление машины.

Закреплять умение раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.  Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Продолжение темы. Предложить после окончания работы поиграть в сюжетно – ролевую игру «Автомастерская»

Раскрашивание машинки.

31.

Книги.

17.05

«Колобок на сказочной полянке».

Продолжать учить лепить округлые предметы, украшать изделия. Развивать умение понимать и анализировать содержание сказки.

Почитать сказку «Колобок».

Лепка полянки. Украшение ее макаронными изделиями (цветочки, листики). Лепка колобка.

32.

Лето. Цветы.

24.05

«Божья коровка на листочке».

Научить из шариков создавать нужную форму, раскрашивать красками мокрое тесто

Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.

Рассказать о пользе божьих коровок. Обратить внимание на окраску.

Лепка божьей коровки на листочке.

Раскрашивание мокрого теста. Сушка.

33.

Лето. Травы.

31.05

«Цветочная поляна» на плоскости.

Закрепить технические навыки и приемы лепки из теста. Лепить из частей, деля куски на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составление рассказа о своей поделке.

Рассмотреть картину с изображением полянки. Сделать эскиз работы.

Распределение обязанностей. Лепка элементов композиции. (цветы, облака, листья, трава, солнце)

Приложение №2

Конспект организованной образовательной деятельности по лепке из соленого в средней группе

Тема: «Мышка –норушка»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Цель. Формировать интерес к процессу творчества в лепке из соленого теста.

Задачи:

Образовательные: учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы.

Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).

Развивающие: развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитательные: воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

Материал:

Соленое тесто серого цвета, стеки, дощечки для лепки, природный материал (нитки, семечки, бусины, бисер), вылепленная большая мышь для образца.

Ход ООД

Воспитатель: 

-Дети, прислушайтесь… Кто-то скребет за дверью… Кто же это может быть?

Отгадайте загадку.

Домик мой уютный – норка,

Здесь сложила зерна горкой.

В шубке серой меховой,

Хвостик тонкий озорной.

На головке крошки-ушки,

Многие зовут Норушкой.

Поскребусь, пока ты спишь,

Ведь, недаром, же я…
Дети:

-  Мышь.

Воспитатель: (открывает дверь и вносит вылепленную заранее мышь)

-Правильно, ребята. Давайте поздороваемся с мышкой и спросим, как она оказалась у нас.

-Оказывается она убегала от кошки и увидела большой красивый дом. Мышка решила, что ей здесь помогут спрятаться. Но вот беда – теперь у нее нет ни одной подружки - мышки. А давайте, мы ей поможем и слепим для неё подруг. Хотите помочь мышке?

Дети:

- Да.

 Воспитатель:

-Давайте внимательно посмотрим на мышку.

Какой формы туловище?

Дети:

- Овальное.

Воспитатель:

- Правильно!  Только обратите внимание, что там, где у мышки голова, овал немного острее. Посмотрите пожалуйста, как это можно сделать. (Скатывает шар, затем один конец слегка раскатывает ладонями).  Что ещё есть у мышки?

Дети:

-Ушки!

Воспитатель:

- Молодцы! Ушки мы с вами будем делать из семечек. Посмотрите, как легко можно сделать ушки (два семечка вставляет по бокам заострённого конца, где у мышки мордочка).

Детки, а посмотрите какой у мышки хвостик?

Дети:

- Длинный и тонкий.

Воспитатель:

- Хвостик мы сделаем из нитки (показывает, как прикрепить хвостик к туловищу). А носик и глазки мы можем сделать из бусинок (показывает, как вставить бусинки). Ну что приступим к работе?

Дети:

-Да!  

Самостоятельная продуктивная деятельность детей. (По мере необходимости оказывать детям помощь.)

Итог.

В конце занятия, дети располагают подружек - мышат вокруг мышки, рассматривают готовые работы, восхищаются, обсуждают работы других детей.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, как обрадовалась мышка своим подружкам! Осталось только высушить чудесные работы на окошке. Мышка благодарит вас, за то, что вы помогли ей найти подружек и говорит вам – «Спасибо!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мукосолька"

Программа для детей 4-5 лет, дети изготавливают разные фигурки из солёного теста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....