Презентация "Глиняная игрушка"
презентация к уроку по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) по теме
Цель: познакомить детей старшего и подготовительного возраста с русскими народными глиняными художественными промыслами (дымковской и филимоновской игрушкой). Формировать знания детей о народных промыслах, традициях русского народа, воспитывать любовь к народной культуре
Задачи: формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Знакомить со стилевыми особенностями лепки, росписи дымковской и филимоновской игрушки. Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Глиняная игрушка | 2.74 МБ |
glinyanaya_igrushka_tekst_slaydov.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дымковская игрушка
Слобода Дымково, близ города Кирова
Лепка
Сушка и обжиг дымковской игрушки
Побелка (беление) дымковской игрушки
Роспись дымковской игрушки
Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка
Деревня Филимоново, Тульской области
Создание филимоновской игрушки
Роспись филимоновской игрушки
Филимоновская игрушка Барыня Петушок Животные
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Я расскажу вам сегодня о глиняных игрушках. Это старинный народный глиняный художественный промысел. Глиняными игрушками играли раньше наши пробабушки и продедушки. В старину ребятишки и мечтать не могли о таких игрушках, которые есть у вас. А мастерили их сами родители или игрушечных дел мастера, и потом продавали на ярмарках.
Слайд 2
Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности.
Слайд 3
Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).
Вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.
Слайд 4
Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются: лепка, сушка, обжиг, побелка, роспись.
Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.
Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой.
Слайд 5
После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.
После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи.
Слайд 6
После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. Выбеливание фигурок позволяет сделать их поверхность более ровной, и придать наносимым краскам особую живую яркость.
Слайд 7
При росписи игрушек использовали такие цвета: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.
Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.
Слайд 8
Особенностью нанесения рисунка является его последовательность. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.
Применяются такие формы: круги, полоски, кольца, змеи.
Начинали раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет.
Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.
Для каждой фигурки существовали определенные приемы росписи. Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов.
Слайд 9
Филимоновская игрушка еще один русский народный промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в.
Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу.
Для филимоновской игрушки характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.
Слайд 10
Родом Филимоновская игрушка - д.Филимоново, г.Одоев Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи глины «синики».
Слайд 11
В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.
Слайд 12
В росписи игрушки использовали три главные цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу — свой цвет.
Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Слайд 13
Барыня с коромыслом и ведрами, петушок, животные.
Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальный сюжет, которой каждый человек придумывает для себя сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг в подготовительной группе « Раз игрушка, два игрушка»
Совместный досуг с тифлопедагогом....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...