Методическая разработка "Развитие полисенсорных навыков у детей средствами пластилинографии".
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Методическая разработка "Развитие полисенсорных навыков средствами пластилинографии.Календарно-тематический план для работы с детьми 6-7 лет."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya_02.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из эффективных форм развития полисенсорных навыков у детей с ТНР являются мероприятия по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии. Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно декорирование бисером, семенами растений. Занятия в технике пластилинография помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.
Остановимся на более подробном рассмотрении нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии и его влиянии на развитие мелкой моторики. Техника пластилинография соединяет в себе два направления изобразительной деятельности рисование и лепку. Рассмотрим подробнее, что же в ней от рисования, а что от лепки. Каждый знает, что рисовать можно как традиционными материалами — кисть, карандаш, мел, краски, восковые мелки, угольный карандаш и др., так и нетрадиционными — пальчиками, ватными палочками, соком, цветной водой на снегу и др. Техника пластилинография подразумевает рисование таким материалом как пластилин, он мягок, пластичен, имеет обширную палитру цветов, которые как и краски можно смешивать, накладывать, друг на друга меняя оттенки цвета. В этой технике можно создавать полноценные картины как нарисовал бы их художник, создавая фон, композицию и самое главное, на чём рисовать, всегда есть основа, в данной технике это картон.
А теперь рассмотрим, что же в этой технике от лепки. Самое главное это использование пластилина, что видно из названия пластилинография. Работа в данной технике подразумевает использование пластилина и всех его свойств, он легко меняет форму, его можно прилеплять, раскатывать, отщипывать, оттягивать, все эти приёмы мы используем в лепке и эти же приёмы необходимы при работе в технике пластилинография. Теперь мы видим как много общего у техники пластилинография с рисунком и лепкой, совмещая эти направления, получается прекрасный результат.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
- Актуальность работы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Цель: Развивать полисенсорные навыки у детей средствами пластилинографии.
Задачи
∙ Развивать мелкую моторику рук.
∙ Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
∙ Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
∙ Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
∙ Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы. Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.
Работа по формированию навыков по пластилинографии будет проводиться в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определенные задачи.
Подготовительный. Освоить приемы размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; научиться не выходить за контур рисунка; использовать несколько цветов пластилина.
Основной. Доводить дело до конца, работать аккуратно, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя; научиться самостоятельно решать такие творческие задачи как выбор рисунка для работы и цвет фона; научиться получать разные оттенки путём смешивания разных цветов пластилина.
Итоговый. Сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Календарно-тематический план
Октябрь Цель - Развивать у детей эстетическое восприятие природы средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму . Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы.
- 1. «Кленовый листок»
- 2. «Осенняя корзина»
- 3. «Фрукты»
- 4. «Гроздь рябины»
Ноябрь Цель - Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, Развивать композиционное и пространственное восприятие. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.
- 1. «Овощи» .
- 2. «Осеннее дерево».
- 3. « Мухомор».
- 4. « Сарафан для куклы Маши».
Декабрь Цель - Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма, тренировать детей в раскатывании жгутиков. Развивать у детей мелкую моторику рук
- 1. «Зимующие птицы».
- 2.«Елочные игрушки».
- 3. «Новогодняя ёлочка».
- 4. « Беленький зайчонок».(на темном фоне).
Январь Цель- Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно- творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
- 1. «Зимняя сказка» (на темном фоне) .
- 2. «Снеговик».
- 3. «Кораблик».
Февраль Цель - Развивать глазомер и цветовосприятие. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости.
- 1."Расписная тарелочка".
- 2. «Машинка»
- 3. «Зимняя избушка» 2 занятия.
Март Цель - Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить приему сворачивания пластилина по спирали. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу. Развивать эстетическое и образное мышление. Развивать мелкую моторику рук.
- 1.«Букет тюльпанов».
- 2. «Аквариум с рыбками» (на тарелочке) .2 занятия.
- 3. «Комнатные растения. Кактус.»
Апрель Цель- Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев.
- 1. «Первоцветы».
- 2 «Космос» .
- 3. «Пасхальное яичко».
- 4. «Золотой колосок».
Май Цель - Учить лепить, дополняя объект необходимыми деталями для вырази- тельности образа. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление.
- 1. «Бабочка» .
- 2. «Петушок».
- 3. «Божья коровка ».
- 4. «Цветной луг».
Использование современных технологий в обучении детей подготовительной группы
«Ромашки».
«Пластилинография. Развитие полисенсорных навыков у детей с ТНР 6-7 лет ,
используя технику пластилинографию».
Аржанцева М.И.
2018-2019 уч.год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация для родителей и педагогов по теме "Значение полисенсорного развития для детей раннего возраста".
Описание системы обучения детей раннего возраста на основе развития перцептивных действий с предметами. Перцепция - восприятие (зрения, слуха, вкуса, обаяния, кинестетич.ощущения)....
Развитие полисенсорных навыков лучше всего усваивают дети через позновательно-исследовательская деятельность.
В раннем возрасте лет исследовательские действия ребенка встроены в предметно-манипулятивную деятельность. Ребенок находится во власти внешней ситуации, его действия зависят от окружающих вещей....
Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством».
Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством»....
Развитие коммуникативных навыков у детей средствами устного народного творчества.
Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности во второй младшей группе....
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования"
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена....