Непосредственно-образовательная деятельности по Художественно-эстетическому развитию (ЛЕПКА) на тему: "Красавицы - матрешки»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Тема: «Красавицы - матрешки»
Программные задачи: Закрепить зания детей о видах народного декоративного искусства - руссий суаенир Матрешка. Продолжать знакомить детей с историей происхождения деревянной игрушки, с её внешним обликом. Учить различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев-Посадская, Полхов-Майданская, Семёновская. Продолжать учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания. Развивать умение составлять узор на сарафане и платке матрёшки из зёрен риса и гороха, вдавливая слегка в пластилин. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки, как символа русского народного искусства. Развивать мелкую моторику рук. Развивать способность к самоанализу и оценке результатов.
Оборудование: Д/м - Музыкальное сопровождение – славянская музыка гр. "Иван Купал" - "Заинька". Образцы матрёшек из дерева; схема- иллюстрация с изображением этапов лепки матрёшки, иллюстрация японского мудреца Фукурумы, изображение первой русской матрёшки; разноцветный пластилин, стека, доска для лепки, салфетки.
Р/м – цветной пластилин, стеки, набор гороха и риса, доски для лепки, салфетки – по количеству детей.
Предварительная работа: беседы о происхождении и видах матрешек. Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек разных видов, рассматривание деревянных матрёшек в группе, игры с народными игрушками. Прослушивание русской народной музыки. Раскрашивание раскрасок «Матрешки»
ХОД:
1 часть
Воспитатель (с яркой косынкой на плечах) стоит в центре, дети поликругом рядом, загадывает детям
Схожи личиком сестрички,
Как две капельки водички.
Но сидят они друг в дружке.
Что за милые игрушки? (матрешка)
В: - Да, ребята, это матрёшка. И сегодня мы поговорим с вами об этих расписных красавицах. Матрёшка считается русским сувениром, очень популярным среди нас, россиян, и иностранных гостей. Но далёко не каждый знает, как матрёшка появилась. Давайте вспомним, как же она появилась. (следуют ответы детей)
В: - Да ребята, более чем 120 лет назад, русские купцы привезли в Россию из далёкой Японии точёную фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Эта фигурка оказалась разъёмной и внутри была спрятана фигурка поменьше, а в ней фигурка ещё меньше и т. д. Всего таких куколок оказалось 5.
В: - Российские мастера оценили эту идею. И решили они сделать похожую игрушку, изменив её внешний вид: превратили старика в румяную девушку и назвали «матрёшкой», потому что раньше, в российской деревне женское имя Матрёна было одним из самых распространённых. Матрёшка всем так понравилась, что вскоре её стали изготавливать во многих местах и в больших количествах.
В - А знаете, кто сделал самую первую русскую матрёшку?
В: - Да ребята, первую русскую матрёшку выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. А художник Сергей Малютин расписал её. Это была девочка, одетая в зелёную рубаху и оранжевый сарафан. В руках она держала чёрного петуха и всем улыбалась.
В: - Кто сделал первую матрёшку в России? (Ответы детей: токарь В. Звёздочкин и художник С. Малютин.)
В: - А давайте, ребята, мы сейчас с вами превратимся в матрёшек и попляшем, как матрёшки. Ну-ка, надевайте косыночки на голову, становитесь в хоровод.
Звучит музыка Хоровод-плясовая «Русские матрёшечки». Дети танцуют под музыку.
В: - А матрёшки делают и до сих пор: и под Москвой – в Сергиевом Посаде, и около Новгорода – в селе Семёново, и недалеко от города Мурома – в Полхов-Майдане. У каждого мастера матрёшки имеют своё лицо, свой наряд и свой характер.
В: ребята, а кто помнит, из чего делают матрешек? (из дерева)
В:- Роспись матрёшек становилась все красочней и разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками и т.д. Становились известным Русским сувениром.
В: - В наше время стали изображать даже артистов, членов нашего правительства и даже футбольную команду, а можно на заказ у мастера изготовить и целую свою семью.
2 часть
Стук в дверь.
В: - Ой, ребята, вы не слышали – будто кто-то в дверь скребётся тихонечко. Пойду посмотрю. (У двери стоит коробка.)
В:- Что за диво такое? Что тут у нас за сюрприз? Откроем коробку? (В коробке – большая матрешка. И записка: «Ху-дожник заболел, помогите, пожалуйста, вылепить партию матрёшек для детского сада»
В:- Все понятно, это посылка с фабрики, где делают матрёшки. Ну что, ребята, поможем сделать матрешек? (да)
В:- Тогда сядем в нашу мастерскую за столы и приступим. Но лепить наших красавиц мы будем из пластилина и выкладывать узор зёрнами риса и гороха. Давайте в начале разомнем наши пальчики:
Ты матрёшечка-краса,
Расскажи нам, где была?
«Я с сестричкой в лес ходила,
А с другой – дрова рубила,
С третьей – печку я топила,
А с малышкой – щи варила.»
Воспитатель осуществляет показ лепки из платилина формы матрешки:
1. Слепите из пластили два шарика, но один должен быть несколько меньшего размера, чем второй, чтобы была возможность получить фигуру, напоминающую восьмерку.
2. Далее соединяем шарики, приложив их вплотную друг к другу. Распределите пластилин ровным слоем, намажьте его пальцами на нижнюю деталь.
3. Создаем овал лица будущей матрешки. Для этого прикрепите к верхней части белую лепешку.
4. Из желтого или коричневого пластилина сформируйте прическу. Сделайте стекой насечки.
5. Сделайте яркое лицо матрешки, прикрепите к бежевой области голубые глаза, нос, рот и румяные щеки. Из красного пластилина сформируйте косынку и наденьте ее на голову матрешке.
6. Когда ваша матрешка будет готова, можно приступать к выкладке узора. (Показываю.)
(Во время работы детей звучит аудиозапись русских народных мелодий.)
После показа воспитатель задает вопросы на закрепление:
- что лепить в начале?
- Каким способом соединяем части матрешки?
- Как лепим личико?
- Ребята, узор из крупы вы задумываете сами, а подсказкой вам будут эти образцы.
Воспитатель выставляет на мольберт образцы работ и схемы узоров
3 часть
По окончании работы оформляется выставка матрёшек.
Анализ работ:
В: - Ребята, посмотрите на своих матрёшек. Какие они красивые!
В:- А вам нравятся ваши матрёшки? А какая матрёшка вам больше всего понравилась? Расскажите, чем понравилась работа. (Ответы 2-3 детей.)
В: - Ребята, чем отличаются ваши матрешки от других?
В: - Покажите матрешек, чей наряд получился самый аккуратный?
В:-- Молодцы, ребята. Сегодня вы были необычными художниками. Мат-рёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"
Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художестве...
Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы
Задачи на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей младшего возраста На тему: «Разноцветные матрешки»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей младшего возраста ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Матрешки-сестрицы»
Программное содержаниеЦель: дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов.Образовательные задачи: - познакомить детей с историей рождения русской деревянной матре...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности (познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие) на тему «Часовая мастерская» (подготовительная группа)
Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему "Часовая мастерская"...
Конспект непосредственной образовательной художественной деятельности с детьми младшей группы. Тема: «Лесенка для матрешки»
Развивать восприятие, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов...
Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки".
Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки"....