Программа по художественно-эстетическому развитию детей "Изопластика"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Денисова Валентина Владимировна

Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет по художественно-эстетическому развитию "Изопластика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                   Детский сад № 40 - Центр развития ребенка" г.Тобольска

                                                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                 Приказом директора

                                                                                        МАДОУ "Детский сад № 40 – ЦРР"г. Тобольска

                                                                                                от «_____» _______________ 2018 г.

                                                                                                       №_______

                                                     ПРОГРАММА
                                  дополнительного    образования  

                       по  «Художественно-эстетическому  развитию детей

                        через организацию занятий по лепке из пластилина»
                                          Кружок «Изопластика»

                             Срок реализации программы 1 год (2018-2019)

                                                                                Педагог-составитель программы:                                                                                                          
                                                                            Денисова Валентина Владимировна

                                                                          Тобольск,2018

                      Содержание программы


                1. Пояснительная записка …. стр. 2-3


                2. Содержание образовательной деятельности … стр. 4


                3. Календарно тематический план … стр. 5


               4. Информационно-методическое обеспечение …. стр. 7


Пояснительная записка.

     

   Актуальность
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

        Для ребёнка младшего дошкольного возраста, изобразительная деятельность- средство самовыражения и самопознания. Для маленького ребёнка, художественный материал обладает завораживающей притягательной силой. Он способствует воплощению замысла, созданию прочувствованного художественного образа.

        Познавая свойства и качества пластичного материала, дети обогащают свой сенсорный опыт, развивают ещё не совершенную моторику рук, пальцев. Поэтому пластилин в данном возрасте предоставляет малышам огромные возможности для воплощения замысла. Его можно мять, вытягивать, сплющивать, приглаживать, раскатывать и скатывать, размазывать, налеплять и всё это несложно и занимательно под руководством опытного педагога.  

         Пластичность и красочность пластилина помогают разбудить творческие способности малышей, познакомить с цветом, заинтересовать предметами искусства, разглядеть красоту окружающего мира, реализовать свой творческий потенциал.

         В качестве дополнительной  образовательной услуги по художественному  творчеству  (в нетрадиционной технике пластилинографии), была разработана программа «Изопластика» для детей 5-6 лет.  

        Программа рассчитана на 56 занятий и состоит из 4 блоков:

         - Красота природы

          - Сказочный мир

          -Мир людей

          - Красота предметов

           Занятия проводятся с группой детей – 10 человек, по 25-30 минут с перерывом на двигательную активность, два раза в неделю. Программой предусмотрены коллективные работы, организация которых позволяет педагогу решать воспитательные задачи.

       Цель программы:

 развитие творческого потенциала и изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством доступных изобразительных приёмов и средств. Удовлетворение потребностей детей в эмоциональном и творческом самовыражении.

        Задачи программы:

-приобщать детей к искусству  доступным их пониманию произведениям декоративно прикладного искусства,

           -развивать эстетическое восприятие,  художественный вкус,

           -обогащать сенсорный опыт детей, помогать осваивать цветовую палитру,

         -способствовать использованию детьми разнообразных изобразительных средств,

        -развивать мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, фантазию,

          -воспитывать трудолюбие, терпение, самостоятельность.

              Принципы построения программы:


           1. От простого к сложному.
          2. Связь знаний, умений и навыков.
          3. Системность знаний.
          4. Воспитывающая и развивающая направленность.
          5. Активность и самостоятельность.
          6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

             Предполагаемые результаты программы

         Ребёнок учится самостоятельно ставить цели и достигать их. Поэтому необходимо предоставлять детям разнообразные  изобразительные  материалы, помогать овладевать способами изображения разнообразных предметов, учить видеть красоту окружающего мира, знакомить с произведениями искусства.

    Конечно же, работы детей  имеют субъективную ценность, но, создавая их, ребёнок приобщается к миру культуры.

           На занятиях изопластикой  дети прикоснутся к различным жанрам живописи в простейших её проявлениях: пейзаж, натюрморт и даже портрет, познакомятся  с элементами росписи дымковской игрушки, хохломской росписи. Устное  народное творчество особенно близко и понятно детям в этом возрасте. Свои впечатления от художественного образа они передают в продуктивной деятельности.

          Таким образом, к концу года дети должны овладеть приёмами лепки доступными их возрасту:

          -отщипывать куски пластилина, скатывать, раскатывать, выполнять налеп;

          -уметь смешивать кусочки пластилина разного цвета с целью получения третьего цвета;

         -различать и называть цвета;

         -составлять сюжетно законченную композицию;

         -располагать изображение в центре листа;

         -уметь из элементов декора (шарики, жгуты)  выполнять узор;

         -использовать в своём творчестве сопутствующие подходящие материалы

          (бутылки пластиковые,              тарелочки) в качестве основы;

        -уметь выражать в продуктивной  деятельности своё эмоциональное состояние,    воплощать  замысел.  Работая с пластилином, пальчики станут более сильными, а

           движения, более ловкими.

                                        Тематическое планирование          

                                         

       1.Блок «Красота природы»

  №

Тема

             Приёмы

 Материалы

«Солнышко»

        

Знакомство с материалом. Скатывание, раскатывание, налеп.

Картон, пластилин.

2

«Цветы»

        

Скатывание, раскатывание, сплющивание, тёплая гамма.

Картон, пластилин.

3

«Букет»

 Закрепление приёмов

Картон, пластилин.

4

«Весёлые насекомые»

Разрезание стекой

Картон, пластилин.

5

6.

«Грибочки на пенёчке »

«Ёлочка»

Скатывание, раскатывание, сплющивание

Картон, пластилин, бусины.

7.

8.

«Корзинка осени»

«Ветка рябины»

Лепка из жгутов. Скатывание, раскатывание.

Картон, пластилин.

     9.

    10.

«Рыбка»

(Аквариум)

Лепка из жгутов. Коллективная композиция.

Картон, пластилин.

    11.

«Вишня»

Лепка из жгутов и шариков, декорирование стекой.

Картон, пластилин, «тёплая» гамма.

   12.

«Яблоко»

Налеп, смешивание цветов.

Картон, пластилин.

    13

«Виноград»

Выдавливание, налеп, декорирование стекой.

Картон, пластилин, «тёплая» гамма.

    14.

    15.

 

    16.

     17.

     18.

  19-20

«Натюрморт»

 « Снегирь»

 « На лесной опушке»

 «Уточка»

  «Морозный узор»

  «Бабочки» Фантазийная композиция

2. Блок «Сказочный мир»

Коллективная композиция

 Лепка из пластин

  Все приёмы

  Лепка из пластин и жгутов.

  Лепка из жгутов

    Все приёмы

Картон, пластилин.

     1.

«Колобок»

Лепка из пластин, налеп.

Картон, пластилин.

     2.

Петушок-золотой гребешок.

Лепка из жгутов

Картон, пластилин.

     3.

«Заинька на саночках»

Лепка из жгутов и пластин.

Картон, пластилин.

4.

«Котенька- коток»

Декорирование стекой

Картон, пластилин.

     5.        

«Снеговик»        

Лепка из пластин и жгутов.

Картон, пластилин.

     6.

«Теремок» коллективная композиция

Закрепление приёмов.

Картон, пластилин, фольга.

     7.

«Царевна»

Лепка из жгутов, на основе из пластика

Бутылочка из под растишки..

      8.

«Новогодняя ёлка»

Щелкунчик.

Декорирование бусинами, жгутами

Картон, пластилин

     9.

     

     10.

     11.

     12.

  13-14

.

 «Павлин»

 « Белочка»

  «Лисичка»

  «Баба Яга».

«Мы попали в сказку!

3.Блок «Красота предметов»

Лепка из жгутов

  Лепка из пластин

   Лепка из пластин и жгутов

  Все приёмы

 Все приёмы

    1.

«Украшение чашки»»

 Растяжка цветом

Картон, пластилин.

    2.

«Жёстовский поднос»»

 Растяжка цветом

Картон, пластилин.

     3.

 Рамка для фотографии»

Закрепление приёмов.

Картон, пластилин.

     4.

«Бибика».

Машинки

Лепка из пластин. Композиция

Картон, пластилин.

      5.

 «Азбука»

Декорирование буквы

Картон, пластилин, фантики.

      6.

«Часики»

  Все приёмы..

Картон, пластилин.

      .7.

       8.

       9.

    10.

     11.

     12.

«Закладка» .Хохлома

   «Кораблик»

  «Грузовик»

  « Зонтик»

   « Профессии»

  « Коллективное панно «Все работы хороши»

Лепка из жгутов , растяжка цвета.

  Лепка из пластин

   Лепка из пластин

   Лепка из жгутов

    Лепка из пластин

    Композиция.

Картон, пластилин .

4.Блок «Мир людей»

    Я художник.

«Ландыши»

Лепка из пластин, жгутов и шариков.

Картон, пластилин

   2          

«Моё любимое животное»

                           

 Лепка из пластин, налеп, декорирование.

Картон, пластилин.

3.

 «Автопортрет»

Лепка из пластин, жгутов, декорирование.

По выбору.

4

    5-6

    7-8

     5.

      6.

    7.

   8.

    9.

    10.

   11.

  12.

   13.

   14.

  15.

  16.

  17.

  18.

  19.

  20.

 

   21.

   22.

  23.

   24.

   25.

   26.

  «Моя любимая игрушка»

 «Космос»

 

   «Космос»

  «   Паровозик из Ромашково.»

    «День Компании РЖД».

    «Осень»

     «Моя Родина»

    «День матери. Моя семья»

  «Зима. Новый год».

    «Неделя здоровья»

  «Всемирный день «Спасибо и доброты»

 « Такие разные животные».

  « Зимние виды спорта».

  « День Защитника Отечества».

   «Женский день 8 Марта»

  « Почему глобус разноцветный».

  «Умные машины».

 «Международный день театра».

 «Весна пришла».

  « Космические дали».

   « Животные весной».

    Диагностика

   «День Победы».

   « Культура и промыслы».

  «Азбука безопасности».

   « День защиты детей».

 Все приёмы.

  Все приёмы.

Все приёмы.

«Как мы играем в детском саду»

  1. «Портрет воспитателя»

  1. «.Поезд, в котором мы ездили».
  2. « Мои родители на работе».

  1. «Золотая осень».
  2. «Осенние листья».
  3. «Ветка рябины».
  4. «Лес в октябре».
  5.  «Поздняя осень».
  6.  «Праздник урожая».
  1. «Кукла в национальном костюме»

  1. «Декоративное рисование в квадрате».

  1. «Вечерний город».

  1. « Мы едем на праздник с флагами и цветами».

  1. «Папа (мама) гуляет со мной».
  2. «Мамина ( папина) чашка».
  3. «Моя семья».
  4. Открытка маме.

  1. «Городецкая роспись».
  2.  «Волшебная птица».
  3. «Как мы танцуем на музыкальном занятии».
  4. « Сказка о царе Салтане»
  5. « Зимний пейзаж».
  6.  «Как мы играли в снежки»
  7. «Волшебный завиток» (открытка).
  8. «У Новогодней ёлки».

  1. «Лыжная прогулка»
  2. Плакат о здоровье.

  1. «Сказочный дворец»
  2. «Мой любимый сказочный герой».

  1. « Девочка с котёнком».
  2. « Кони». Декор. Рис.

  1. «На катке».
  2. « На горке».
  1. «Наша армия родная».
  2. « Пограничник с собакой».
  3. «Портрет папы».
  4. «Военная техника».

  1. « Открытка для мамы».
  2. «Портрет мамы». ( Мама и я).

  1. « Комнатное растение».
  2.  «Животные разных стран».

  1. « Робот».
  2.  «Мама гладит бельё».

 

  1. « Театр кукол»
  2. « В гостях у сказки».
  1. « Весна в парке».
  2. « Веточка вербы».

  1. « Полёт на луну».
  2.  « Космос».

  1. «Петушок с семьёй».
  2. « Скворец».

  1. « Флаги над городом».
  2. « Дедушка- ветеран».

  1. Красивый узор.
  2. « красивое здание нашего города (Кремль).
  1. «Дорожное движение»
  2. «Доктор Айболит».
  1.  «Дети любят рисовать».
  2.  «Дружат дети всей земли».

Картон, пластилин

Картон, пластилин

Картон, пластилин

  7-8

  9-10

 «Паровозик из Ромашково»

  « Я придумываю мир»

   Все приёмы

   

   Все приёмы

 Картон, пластилин

Информационно-методическое обеспечение
1. «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н. А., Казакова Т. Н, Пантелеев Г. Н. – М. : Просвещение, 1989. – 79 с.
2
. Комарова Т. С., Савенков А. И. «Коллективное творчество дошкольников».- М. : Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

3. «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А. А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
4. Доронова Т. Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96с.
5. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128с.
6. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1, 2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
7. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
8. Лыкова И. А. «Я будущий скульптор» – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
9. Колдина Д. Н. «Лепка сдетьми 5-6 лет» - М. : Мозаика-Синтез, 2013.
10. http://www.ruskid.ru/lepka/
11. http://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhnika_lepki_iz_plastilina/29-1-0-2138
12. http://detskiysad.ru/izo/lepka.html
http://www.maam.ru/detskijsad/programa-kru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»

Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет ...

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"...

Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи:      развитие продуктивной деятельност...

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития". Образовательная область "Художественное творчество"

Для методической разработки программы мною выбран раздел"Художественно - эстетическое развитие". Художественно - эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами...

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка»

Основная задача данной программы - это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей посредством пластилинографии...