ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольников «Весёлая аппликация»
рабочая программа (средняя группа) на тему

ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольников «Весёлая аппликация»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_vesyolaya_applikatsiya.docx41.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования дошкольников

«Весёлая аппликация»

(средняя группа)

на 2017-2018 учебный год

Разработчик:

Денисова Л. В.

Оглавление

1. Целевой раздел…………………………………………………………….. 3

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………… 3

1.2 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе

реализации программы ………………………………………………………. 4

1.3 Промежуточные результаты освоения программы………….. …………5

2. Содержательный раздел………………………………………………….5

2.1 Характеристика возрастных особенностей детей………….................... 5

2.2 Модель образовательного процесса……………………….......................7

2.3 Основные методы  и приёмы работы………………………………….…8

3. Организационный раздел…………………………………...…………...8

3.1 Общий объем учебной нагрузки………………………………………....8

3.2 Формы и приемы организации образовательного процесса...................9

3.3 Технологии обучения……………………………………………………. 9

3.4 Формы организации обучения……………………………….................10

3.5 Перспективное планирование…………………………………..............10

3.6 Мониторинг ……………………………………………………………..13

Список использованной литературы…………………………………....13


  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

В федеральном законе «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяются основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Это дает ориентировку на личностное своеобразие ребенка, на развитие его способностей.

Согласно Приказа Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 в содержании образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

            Одним из наиболее доступных, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности в ДОУ является аппликация. Данная деятельность создаёт условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, а также устранению речевых и неречевых психических функций у дошкольников.  В процессе создания аппликаций у ребёнка постепенно образуется система специальных навыков и умений, которые оказывают большое влияние на его умственное развитие, на развитие его познавательных процессов. Работа с бумагой, природными материалами, ватными дисками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность. В ходе творческой работы дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать, делать выводы.

          Создавая аппликации своими руками, видя результат своей работы, дошкольники испытывают положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

         Программа  направлена на:

- развитие у детей творчества, познавательного интереса, пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики рук;

- познание свойств различных материалов;

- овладение разнообразными способами практических действий;

- приобретение ручной умелости;

- появление созидательного отношения к окружающему.

       

             Данная программа обеспечивает преемственность с основной образовательной программой  ДОУ.

          Цель и задачи реализации программы

           Цель реализации программы: развитие ручной умелости, мелкой моторики рук у дошкольников через организацию одного из видов художественного творчества – аппликации.

           Задачи реализации программы:

Обучающие:

- знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;

- учить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;

-формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы;

– развивать познавательную активность детей.

Развивающие:

- развивать композиционные умения;

- развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;

- развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;

- развивать фантазию, творческое мышление и воображение.

– развивать эстетическое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать у детей художественный вкус;

- развивать эстетическое мировосприятие;

- воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям;

- воспитывать зрительскую культуру.

  1. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

      Принципы:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития в процессе создания аппликаций;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-  поддержка инициативы детей  в различных видах деятельности;

- сотрудничество ДОУ с семьей;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

                 Подходы:

- компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организации образовательного процесса осуществляется в соответствии с потребностями и интересами и потребностями воспитанников. Обязательно отслеживается мониторингом;

            -  личностно-деятельный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное, инициативное, индивидуальное;

- гуманитарный подход обеспечивает учёт специфики индивидуального процесса познания и творчества.

1.3. Промежуточные результаты освоения программы

- ребёнок владеет основными приёмами работы с бумагой, клеем;

- умеет пользоваться различными инструментами и приспособлениями;

- передаёт в аппликации образ предмета или явления окружающего мира;

- развита умелость рук, мелкая моторика, глазомер;

- умеет следовать инструкции по выполнению работы;

- проявляет аккуратность, трудолюбие.

2.Содержательный раздел

2.1 Характеристика возрастных особенностей детей

        Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

          В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками. Ребёнок задаёт вопросы, рассуждает, фантазирует, обменивается впечатлениями. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера. Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.

         В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества.

        Ведущей познавательной функцией является восприятие. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания, измерения. В процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, прямоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.)

         Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

         Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. 

        Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое.

        Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога — формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека — это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. 

               В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил.          Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

       В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей.

В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Обогащается словарный запас детей, достигая примерно 2000 слов и больше, расширяются возможности использования слов. На пятом году жизни ребенка несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи появляются простые распространенные предложения и сложные. 

         Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. 

2.2. Модель образовательного процесса

В программе использована комплексно-тематическая модель структурирования содержания образования. Этот принцип определен научной концепцией дошкольного образования как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников.

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности

их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа направлена на индивидуализацию сложных работ: более сильным будет сложная конструкция, менее подготовленным, предлагается работа проще.

При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями.

2.3. Основные методы и приёмы работы

Методы:

- информационно-рецептивный метод- ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить;

-   репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении форм, цветов предметов.

- словесный метод;

- наглядный метод;

- практический метод;

- метод проблемного обучения.

Приёмы:

- обследование предмета, его непосредственное восприятие;

- рассматривание иллюстраций, картинок;

- использование и анализ образца;

- показ способов выкладывания и наклеивания;

- объяснение;

- вопросы детям;

- использование художественного слова;

- экскурсии, целевые прогулки;

- анализ детских работ;

- просмотр мультимедиа презентаций;

- индивидуальная работа с детьми;

- дидактические игры;

- поощрение детской инициативы.

3.Организационный раздел

3.1 Общий объем учебной нагрузки

         Деятельность детей соответствует требованиям действующих СанПиН. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительностью 20-25 мин. Длительность продуктивной деятельности может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей. Желания, состояния здоровья, уровень овладения навыками. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Срок реализации программы – 1 учебный год.

3.2 Формы и приемы организации образовательного процесса

Формы организации учебной деятельности:

-групповая

-индивидуальная

-выставка работ

-творческая мастерская

Приемы организации учебной деятельности:

-свобода выбора

-формирование взглядов (пример, дискуссия)

-организация деятельности (стимулирование и коррекция)

3.3 Технологии обучения

-игровая технология

-технология сотрудничества

-проектная технология

Игровая технология

-игра- ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения

-игровые методы и приемы - средство побуждения, стимул к познанию

-игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение передается, общением она организуется, в общении она функционирует.

-использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому усвоению изучаемой дисциплины.

-цель игры- учебная, усвоение знаний.

Технология сотрудничества

-позиция педагога, как партнера детей, включенного в их деятельность

-уникальность партнеров и их равенство друг другу, ориентация каждого на понимание, взаимное дополнение позиций  участников совместной деятельности.

- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге -фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными.

Проектная технология

-развитие свободной, творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды

-особые функции взрослого, побуждающего ребенка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к возникновению, включение ребенка в обсуждение путем решения поставленной проблемы

-способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы.

-интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально-творческая деятельность

3.4 Формы организации обучения

-совместная деятельность педагога и детей;

-работа по образцу;

-работа по наглядным схемам.

         3.5. Перспективное планирование

Тема

Задачи

Октябрь

1.

Вводное занятие

2.

«Знакомство с ножницами»

Учить детей правильно держать ножницы, сжимая и разжимая кольца; учить правилам безопасности при работе с ножницами; упражнять детей в резании широкой полоски, по узкой стороне на одинаковые отрезки бумаги (шпалы); развивать в детях любознательность, мышление, мелкую моторику.

3.

«Яблочко»

(мозаика)

Учить делать аппликацию в технике «мозаика»; учить разрезать полоску бумаги на квадратики, приклеивать их, заполняя ими круговую форму; дополнять изображение деталями (листик).

4.

«Осенний листочек»

(мозаика)

Продолжать учить делать аппликацию в технике «мозаика»; намазывать клеем небольшой участок рисунка, приклеивать квадратики цветной бумаги, пока весь контур листика не заполнится ими.

Ноябрь

1.

«Разноцветный зонтик»

(мозаика)

Продолжать учить делать аппликацию в технике «мозаика»; развивать фантазию, творчество.

2.

«Мухомор»

(из салфетных комочков)

Учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек; аккуратно их наклеивать; составлять пейзажную композицию; работать в коллективе.

3.

«Матрёшка»

(из салфетных комочков)

Продолжать учить делать аппликацию из салфетных комочков; развивать воображение, творчество.

4.

«Шапка»

(из полосок бумаги)

Продолжать учить разрезать лист бумаги на полоски, аккуратно приклеивать их рядом друг с другом на основу; закреплять навыки работы с клеем; закреплять навыки безопасной работы с ножницами воспитывать аккуратность.

Декабрь

1.

 «Варежки»

(из полосок бумаги)

Учить разрезать лист бумаги на полоски, аккуратно приклеивать их рядом друг с другом на основу; закреплять навыки работы с клеем; воспитывать аккуратность.

2.

«Снегири»

(из салфетных комочков)

Учить вырезать предметы округлой формы. Продолжать учить делать аппликацию из салфетных комочков; развивать воображение, творчество.

3.

«Снеговик»

(из ватных дисков)

Учить делать аппликацию из ватных дисков; дополнять изображение необходимыми деталями; закреплять приёмы работы с бумагой.

4.

«В городе зима» 1-е занятие

(коллективная)

(из ватных дисков)

Отрабатывать приёмы работы с ножницами,  ватными дисками и бумагой, учить составлять композицию, работать в коллективе.

Январь

1.

 «В городе зима» 2-е занятие

(коллективная)

(из ватных дисков)

Отрабатывать приёмы работы с ножницами,  ватными дисками и бумагой, учить составлять композицию, работать в коллективе.

2.

«Зимнее дерево»

(из конфетти)

Учить делать аппликацию из конфетти; намазывать клеем определённые места на основе;  развивать творчество, фантазию.

Февраль

1.

«Рыбка»

(из конфетти)

Продолжать учить делать аппликацию из конфетти; аккуратно намазывать клеем контур на основе; дополнять изображение необходимыми деталями; развивать творчество, фантазию.

2.

«Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок»

(из конфетти)

Продолжать учить делать аппликацию из конфетти; развивать творчество, фантазию.

3.

«Одеяльце для Мишки» (лоскутная аппликация)

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, аккуратно наклеивать их на основу, развивать фантазию, творчество.

4.

 «Зайка»

(обрывная аппликация)

Учить обрывать бумагу по контуру; закреплять навыки работы с клеем; развивать творчество, воображение; воспитывать аккуратность.

Март

1.

«Пушистый котёнок»

(обрывная аппликация)

Продолжать учить обрывать бумагу по контуру; закреплять навыки работы с клеем, развивать творчество, воображение; воспитывать аккуратность.

2.

«Львёнок»

( из бумажных колечек)

Продолжать учить разрезать лист бумаги на полоски, учить склеивать полоски в колечки, наклеивать их внутри контура; закреплять навыки безопасной работы с ножницами.

3.

«Тучка»

(из бумажных колечек)

Продолжать учить разрезать лист бумаги на полоски, учить склеивать полоски в колечки, наклеивать их внутри контура.

4.

 «Гусеница»

( из бумажных колечек)

Закреплять умение разрезать лист бумаги на полоски, учить склеивать полоски в колечки, наклеивать их внутри контура.

Апрель

1.

«Фоторамка»

(из пазлов)

Учить делать аппликацию, используя пазлы; добавлять необходимые детали; закреплять навыки аккуратности; развивать фантазию, творчество.

2.

«Берёзка» 1-е занятие

(из пазлов)

Закреплять  умение отрезать от листа бумаги полоску; правильно располагать изображение на основе; развивать воображение.

3.

«Берёзка» 2-е занятие

(из пазлов)

Закреплять умение делать аппликацию, используя пазлы; закреплять навыки работы с клеем; развивать фантазию, творчество.

4.

«Одуванчик»

(из круглых форм разного размера)

Продолжать учить вырезать предметы округлой формы, надрезать их по контуру, складывать изображение из кругов разного размера (от большого к маленькому).

Май

1.

 «Божья коровка»

(из круглых форм)

Учить разрезать круг пополам, составлять изображение из геометрических фигур; закреплять навыки безопасной работы с ножницами.

2.

«Птичка»

(из геометрических фигур)

Продолжать учить разрезать круг пополам, составлять изображение из геометрических фигур;

3.

«Черепашка»

(из круглых форм разного размера)

Закреплять умение вырезать предметы круглой формы, составлять из них изображение; развивать творчество, фантазию.

4.

«Солнышко и облачко»

(из бумаги и ваты)

Закреплять навыки работы с бумагой, ватой; закреплять умение составлять композицию.

3.6.Мониторинг освоения материала дополнительного образования

        Мониторинг используется для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построении его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)

- оптимизации работы с группой детей.

Основные методы сбора информации о ребенке

-систематическое наблюдение;

-сохранение продуктов детской деятельности;

-беседы с детьми с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей.

      Данные  обрабатываются и заносятся в сводную таблицу. Эффективность реализации программы определяется увеличением % детей, повысивших свой уровень.

       Показатели результативности отслеживаются по следующим параметрам:

- овладение техническими навыками и умениями;

- развитие цветового восприятия;

- развитие композиционных умений;

- развитие эмоционально-художественного восприятия;

- развитие творческого воображения.

Список литературы

        1. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998 г.

        2. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.

        3. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.    

        4. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада». М.: Мозаика-Синтез, 2008.

         5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа». М.: «Карапуз дидактика», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения "Уважайте светофор"

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка Новоаганск. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также от...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».

ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ  ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР»....

Программа дополнительного образования дошкольников (в возрасте с 6 до 7 лет) «Каблучок»

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.В период с 6 до 7 лет дети продолжают интенсивно расти и развиваться. У них возрастает потребность в движении.В совреме...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей нетрадиционной аппликации, рисования, лепке и ручному труду

Каждый ребенок уникален, одни «физики»- другие «лирики». Но и в том, и в другом случае необходимо развивать фантазию. И именно формирование творческого мышления становится...

Примерная рабочая программа дополнительного образования кружок "Весёлый язычок"

Программа дополнительного образования «Весёлый язычок» направлена на развитие речи и профилактику речевых нарушений у детей от 3-7 лет, не посещающих логопедическую группу или логопункт. В...

Программа дополнительного образования: кружок по аппликации"Наклей-ка"

Данная программа позволит воспитателям вести кружковую деятельность по лексическим темам....

Программа дополнительного образования дошкольников по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников «Праздники добра» (для детей 5-7 лет)

laquo; …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие...