Конспект НОД по региональному компоненту "Создание макета Татарского пролива, как части моря"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Григорьева Ирина Васильевна

В конспекте прописаны цели, задачи, предварительная и индивидуальная работа, технология, используемая литература.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.

Конспект

интегрированной НОД

по художественно – эстетическому развитию

в подготовительной к школе логопедической группе

 (региональный компонент, экология)

Тема: «Создание макета Татарского пролива, как части моря».

Приоритетная образовательная область развития: художественно – эстетическое развитие.

Образовательные области развития в интеграции: познавательное развитие, речевое развитие,  социально – коммуникативное развитие,

физическое развитие.

 

Подготовила конспект:  воспитатель

Григорьева Ирина Васильевна

МБДОУ «Золотой ключик» п. Ванино

февраль 2018 года.

Цель: Познакомить детей со способами изображения моря средствами пластилинографии конверт – доски.

Задачи:

Коррекционно - образавательные: (речевое развитие, познавательное развитие)

побудить детей к созданию морского пейзажа с помощью пластилинографии;

закреплять умения получения дополнительных цветов с помощью пластилиногафии;

совершенствовать грамматический строй речи;

активизировать и актуализировать словарь по теме: «Морские глубины»;

познакомить со звуками моря;

закрепить знания детей о береговых птицах, морских рыбах, морских животных  обитающих в Татарском проливе;

познакомить с творчеством художника – мариниста И.К. Айвазовского.

Коррекционно - развивающие: (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие)

развивать образное восприятие цвета;

развивать связную речь, общие речевые навыки;

развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие;

развивать мелкую и общую моторики;

развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность;

развивать самостоятельность в процессе работы с конверт - доской.

Воспитательные: (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие)

способствовать формированию чувства единения с природой средствами изобразительного искусства, поэзии, звуков моря. 

воспитывать активность, инициативность, ответственность, доброе, бережное, заботливое отношение к обитателям Дальневосточных морей, любовь к родной природе.

        Предпосылки УУД: умение строить понятные высказывания; умение действовать совместно со сверстниками; умение слушать и дополнять картину разными персонажами морского пейзажа.

        Предварительная работа:

рассматривание предметных картинок, иллюстраций с изображением морских обитателей;

рассматривание морской карты;

рассматривание карты морского побережья Хабаровского края, острова Сахалин;

знакомство с пословицами и поговорками, народными приметами о море;

чтение стихотворений поэтов о море и выборочное заучивание (по желанию и выбору детей);

отгадывание загадок об обитателях морских глубин;

прослушивание  записей песен о море;

словарная работа на обогащение и активизацию словаря по теме: «Морские глубины» в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т.д.);

разучивание физкультминутки: «А над морем мы с тобой»;

разучивание игры: «Море волнуется раз…»;

повторение пальчиковой гимнастики с массажными шариками;

чтение рассказа Г.Н. Снегирёва «Чайка»;

чтение С.В. Сахарнов «Кто в море живёт», «В тёплом море», «Два радиста»;

чтение И.П. Токмакова «Где спит рыбка»;

чтение В.Т. Коржиков «Морской сундучок»;

Чтение Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»;

чтение сказки о волне и художнике «Айвазовский».

        Индивидуальная работа: Упражнять Лену в создании уплощённых фигур морских жителей. 

        Методы:

наглядные (иллюстрации, конверт - доска);

словесные (беседа, художественное слово, вопросы);

практические (игры: словесная, подвижная);

Способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

        Техника: пластилинография.

        Инновационная технология физического оздоровления: игропластика.

        Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, восприятие художественной литературы.

        Оборудование:

иллюстрации картин И.К. Айвазовского;

иллюстрации с изображением моря в разные моменты (штиль, шторм, буря и т. д.)

аудиозапись «Звуки моря»;

пластилин;

восковой картон;

стеки;

салфетки;

слайды с морскими пейзажами с помощью пластилина;

массажные шарики;

конверт – доска.

        Технические средства: магнитофон.

        Литература: Герасимов В. П. Животный мир нашей родины. – М.: Просвещение, 1977.. Шлотгауэр С. Д. Времена года. Хрестоматия дальневосточной природы. Хабаровск: Приамурские ведомости. Головкин Б. Н., Минин А. А. Чудеса живой природы. Атлас. М.: Росмэн 2001. Ветрова Г. Сказка о волне и художнике. Айвазовский. – М.: Изд. «Белый город».

        Ход образовательной деятельности:

I. Организационный момент. (Развитие общих речевых навыков, слухового внимания.)

        В: Входите, ребята, и поприветствуйте гостей (Дети входят в группу и здороваются с гостями).

- Предлагаю тренинг – настрой.

        Мы все в сборе,

        Начинаем свою деятельность вскоре.

        Наши ушки на макушке,

        Глазки широко открыты.

        Слушаем, запоминаем,

        Ни минутки не теряем.

Дети садятся на стулья.

II. Введение в тему.

1. Занимательный момент.

Воспитатель начинает рассказывать историю: «Сегодня со мной случилась удивительная вещь. Я обнаружила у себя на столе морскую раковину. Мой брат моряк приходил в гости и оставил мне в подарок раковину. Он привёз мне её с моря. Как же я обрадовалась! Вы знаете, что если приложить раковину к уху, то можно услышать шум моря. Как я люблю этот шум: волны набегают, а затем убегают от берега, набегают и убегают от берега (интонирует, понижая тембр голоса). Жаль, что я забыла раковину дома.

2. Беседа.

Но я могу вам дать послушать запись этих звуков если вы скажете через какой пролив ходит корабль – паром на котором работает мой брат?»

(Ответ детей: корабль – паром ходит через Татарский пролив.)

Какие берега омывают воды Татарского пролива?

(Ответ детей: Татарский пролив омывает морское побережье Хабаровского края, берега бухты Ванино и острова Сахалин.)  

Правильно! Татарский пролив - это узкое водное пространство разделяющее участки суши: материк, на котором расположен  Хабаровский край, где мы с вами живём и остров Сахалин. А какие два моря и океан соединяют воды Татарского пролива?

(Ответ детей: Татарский пролив соединяет Охотское море, Японское море и Тихий океан).

III. Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами послушаем шум Татарского пролива, поговорим о цвете моря, рассмотрим иллюстрации знаменитого русского морского художника - пейзажиста И. К. Айвазовского, дополним морской пейзаж обитателями водных глубин Татарского пролива.

Воспитатель включает аудиозапись «Шум моря», комментирует её: «Вы слышите? Как мне нравятся  звуки Татарского пролива! А вам? Я вижу эти волны, набегающие на берег бухты Ванино, убегающие от неё. Послушайте, стихотворение «Есть у Татарского пролива свои законы…»

        Есть у пролива свои законы,

        Есть у пролива свои повадки

        Вода может быть то зелёной

        С белым гребнем на резкой складке,

        То без гребня – свинцово – сизой

        С мелкой рябью волны гусиной,

        Просто светлой, и просто синей,

        Чуть колышимым лёгким бризом…,

        Но бывает пролив и черным,

        Черным мечущимся, покатым,

        Неумолчным и непокорным,

        Поднимающимся, горбатым,

        Но бывает пролив и спокойным,

        В светлых полосах мёртвой зыби…

Воспитатель: «Вам понравилось стихотворение? А каким водное пространство Татарского пролива видите вы? Каким цветом могут быть волны? Для меня цвет воды Татарского пролива всегда разный то светлый, то тёмный. А отчего зависит цвет воды. ( Ответы детей: Цвет морской воды зависит от времени суток, от того как светит солнце, от уровня глубины, от цвета неба, от ветра, от шторма, от бури.)

А в каких сказках  хорошо описано море?  (В сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане».

А какой русский художник красиво рисовал море? (Художник Иван Константинович Айвазовский.) Давайте подойдём к большой доске и рассмотрим иллюстрации картин И.К. Айвазовского.

Воспитатель предлагает детям подойти к магнитной доске и рассмотреть иллюстрации картин И. К. Айвазовского.

Вопросы к детям: На какой из иллюстраций  изображено холодное северное море? (На иллюстрации №1.)  Почему вы так решили? (Потому что все скалы во льду.)

На какой иллюстрации тихое море? (На иллюстрации №2.) Почему вы так решили? (Потому что на море нет волн.)

На какой иллюстрации штормовое море? (На иллюстрации №3.) Почему вы так решили? (Потому что на море большие волны.)

На какой иллюстрации бурное, глубокое море? (На иллюстрации №4.) Почему вы так решили? (Потому что волны огромные и сине – белые.)

На какой иллюстрации вечернее море? (На иллюстрации №5.) Почему вы так решили? (Потому что над морем  солнечный закат.)

На какой иллюстрации ночное море? (На иллюстрации №6.) Почему вы так решили? (Потому что над морем светит луна.)

2. Основная часть.

Воспитатель: А мы с вами тоже можем изобразить водное пространство Татарского пролива в движении. Возьмите в руки массажные шарики.(Как вариант.)

        Сядьте дети на песок,

        Продолжаем наш урок.

        Поймайте волну между ладонями.                                                                (Дети садятся на ковёр).

Пальчиковая гимнастика.

Перекатывание массажного шарика по прямой, кривой, волнистой линиям – покажем водную стихию: по прямой – штиль, по кривой – шторм, волнистой – буря.

Физкультминутка: «Над проливом мы с тобой».

        Над Татарским проливом чайки кружат,

        Полетим за ними дружно.

        Брызги пены, шум прибоя,

        А над морем - мы с тобою!

(Дети машут руками словно крыльями.)

        Мы теперь плывём по морю

        И резвимся на просторе.

        Веселее загребай

        И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

        Поглядите: чайки важно

        Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

        Брызги пены, шум прибоя,

        А над морем - мы с тобою!

После игры воспитатель предлагает детям снова подойти к магнитной доске с иллюстрациями.

Нравятся вам эти иллюстрации? А вы знаете, как называют художников, которые рисуют море? Их называют маринистами. Вам знакомо такое имя – Марина. Марина в переводе значит «морская». Поэтому художников рисующих море, называют маринисты, или «рисующие море».

Воспитатель просит нескольких детей повторить словосочетание «художники – маринисты».

Воспитатель: «Художник И.К. Айвазовский был маринистом. Если  мы с вами создали палитру моря, то мы тоже художники – маринисты, и сейчас мы будем рисовать на необычной доске».

Воспитатель вносит конверт – доску, на которой изображен морской пейзаж в технике пластилинографии (Татарский пролив, берег морского побережья Хабаровского края, остров Сахалин, остров Токи.)

Воспитатель: «Посмотрите, какой морской пейзаж выполнила я из пластилина! Узнали!  Это берег морского побережья Хабаровского края, это заповедный остров Токи, это остров Сахалин, а разделяет их Татарский пролив. Вы как художники сможете дополнить мой пейзаж, потому что вы хорошо знаете морских обитателей Татарского пролива – это морские животные, морские рыбы, птицы и другие организмы.  

(Как вариант.) Назовите их: водится  навага, горбуша, сельдь, минтай, камбала, корюшка, зубарь, палтус, кальмары, крабы, осьминоги, морские звёзды, морское блюдечко, морская капуста, мидии, морская лилия, морские ежи, чайки, тупики, чистики, дельфин – белобочка, лисья акула, лососёвая акула, киты, тюлени, моржи, сивучи.

Игра: «Море волнуется раз…». (Как вариант.) Воспитатель словами: «Морскую звезду покажи, рыбу камбалу покажи, морского ежа покажи, ракушку покажи, кита покажи, медузу покажи» поощряет детей изображать игропластикой обитателей морских глубин.

Молодцы!

Что мы будем изображать белым цветом?  (Волны, чаек, медуз)

А чёрным цветом?  (Тюленя, осьминога, морского ежа.)

А синим цветом?  ( Кита, рыб, дельфинов.)

А коричневым цветом?  (Краба, морскую звезду, моржа.)

А двухцветным и трёхцветным пластилином? (Морские камушки, ракушки, раковины.)

Воспитатель рассаживает детей за столами, следит за их осанкой, расположением материалов, напоминает правила работы с пластилином.

        Сейчас я начну свой рассказ по этой картине, а вы, ребята, будете одновременно и внимательно слушать и молча  аккуратно лепить разных персонажей морского пейзажа, только обитателей моря.

        Затем рассказывает историю. По ходу сюжета лепит детали истории из пластилина и помогает детям дополнить картину разными персонажами морского пейзажа.

Воспитатель: «Однажды в Татарский пролив приплыл большой кит (прикрепляет на конверт – доску фигуру кита), но на морском побережье Хабаровского края никого не было. Тих и печален был берег. Никто не вышел ему на встречу: ни маленький краб, ни чайки. И на другом берегу возле острова Сахалин тоже никого не было. И остров Токи был пуст. Грустно и одиноко было киту. Представляете такой большой кит в огромном Татарском проливе и такой одинокий.  Но вот на берегу прямо возле камешка (крепит камешек) появился маленький краб.

- Привет, большой кит, как ты там, в морском проливе?

- Одиноко!

- Привет, большой кит, - закричали чайки, кружась над китом, - как там, в морском проливе?

- Просторно!

- Привет, большой кит, сказал дельфин – белобочка, как там, в морском проливе?

- Тепло и уютно!

Воспитатель следит за работой детей, стимулирует их дополнять картину различными элементами, создавать своих героев. Давайте и мы, ребята, сейчас дополним эту картину разными персонажами морского пейзажа для кита. Лепите красиво, приносите и молча, прикрепляйте одного персонажа к картине и снова идите и лепите красиво другого морского обитателя, приносите и молча, прикрепляйте к картине.

Воспитатель: «Наконец – то кит почувствовал себя уютно и тепло. Сколько друзей нашлось у кита, всем нашлось место в Татарском проливе, на берегу: и маленькому крабу, и морскому блюдечку, и морскому ежу, и рыбам, и осьминогу, и морским звёздам, и медузам, и тюленю… (называет персонажи, которые дети выполнили и прикрепили к конверт – доске).

Берега уже небыли пустынными, радостно кричали в небе чайки, краб цокал по камешкам своими клешнями, маленькие рыбки с восторгом смотрели на большого кита. У большого кита теперь много друзей. Давайте тоже скажем киту:

- Привет! Привет, большой кит! Как ты там, в Татарском проливе?»

Заключительная часть.

Воспитатель просит привести в порядок рабочее место, размещает картину на подставке.

Воспитатель: «Вам понравилась история про большого кита и его друзей? А что вам понравилось больше всего?

Поощряет развёрнутые ответы детей, повторяет их высказывания. Задаёт вопрос: «Как вы думаете, что ещё можно нарисовать из пластилина?»   

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека: "Татарские народные игры" (часть 1)

Сборник подвижных татарских народных игр....

конспект НОД "Мой город" (создание макета)

Формирование у детей представлений о городе, в котором они живут...

Конспект НОД с использованием ландшафтного макета: "Санкт-Петербург – город рек и каналов" ( старший возраст)

Цель занятия:·        Расширить, уточнить и систематизировать  знания  детей о главных реках и каналах  Санкт-Петербурга.·...

Конспект игровой ситуации с использованием макета «Перекресток» в средней группе «Колобок в городе»

Конспект игровой ситуации с использованием макета «Перекресток»в средней группе «Колобок в городе»Цель. Формирование простейших представлений детей о правилах дорожного движения.Задачи. Развивать речь...

Макет "Татарская изба"

В нашей группе был создан макет "Татарская изба". Посмотрите, в этой избе есть свои жители - это Регина и Тимур. Одеты они в татрские национальные костюмы. В повседневной жизни татар...

Конспект целевой прогулки «Путешествие к макету города «Когалым на ладони» (средняя группа)

Цель: обогащение представлений детей об улицах и достопримечательностях родного городаЗадачи:Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних из н...