Конспект НОД с использованием ландшафтного макета: "Санкт-Петербург – город рек и каналов" ( старший возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель занятия:
· Расширить, уточнить и систематизировать знания детей о главных реках и каналах Санкт-Петербурга.
· Познакомить с природным явлением – наводнением, раскрыть причины его возникновения на берегах Невы.
· Обобщить знания детей о том, для чего людям нужны реки, и каналы, что находится на берегах городских рек, чем их украшают и укрепляют.
· Обогатить и активизировать словарь за счет слов: река, озеро, наводнение, исток, устье, русло, приток, рукав, дельта, набережная, гранитные берега .
· Воспитывать любовь к родному городу, интерес к его прошлому, желание знать больше о родном городе.
· Развивать память, мышление, устную речь детей.
· Формировать умение работать с картой, схемой, действующим макетом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с использованием ландшафтного макета
Ландшафтный макет — это уменьшенная модель определенного ландшафта и его объектов, отражающая соответствующую природную зону.
Макет изготовлен из различных материалов: фанеры, папье-маше, пластилина, поролона, картона, бумаги, пенопласта, природного и бросового материала.
Модель может быть дополнена мелкими фигурками животных, птиц, пресмыкающихся, передвигая которые можно создавать разные природные ситуации.
Используется данный макет при ознакомлении детей 5—7 лет с ландшафтами, природными зонами Земли и природными явлениями. Работе с макетом можно посвятить целое занятие или его часть, то есть использовать макет как элемент ознакомления.
Конспект НОД с использованием ландшафтного макета:
"Санкт-Петербург – город рек и каналов"
( старший возраст)
Цель занятия:
- Расширить, уточнить и систематизировать знания детей о главных реках и каналах Санкт-Петербурга.
- Познакомить с природным явлением – наводнением, раскрыть причины его возникновения на берегах Невы.
- Обобщить знания детей о том, для чего людям нужны реки, и каналы, что находится на берегах городских рек, чем их украшают и укрепляют.
- Обогатить и активизировать словарь за счет слов: река, озеро, наводнение, исток, устье, русло, приток, рукав, дельта, набережная, гранитные берега .
- Воспитывать любовь к родному городу, интерес к его прошлому, желание знать больше о родном городе.
- Развивать память, мышление, устную речь детей.
- Формировать умение работать с картой, схемой, действующим макетом.
Оборудование: действующий, ландшафтный макет «Формы земной поверхности», карты и схемы рек и каналов СПб, ребусы, кроссворд, контурные карты, фломастеры, фотографии и иллюстрации по теме
Ход занятия:
I. Проверка ранее изученного материала по вопросам:
Каковы свойства воды?
Как происходит круговорот воды в природе?
Как образуются родники?
II. Знакомство с новым материалом ( 1 часть):
- Ребята, в каком городе нам с вам посчастливилось родиться и жить?
- А вы знаете, что каждый город имеет свое неповторимое «лицо», свой характер, свойственную только ему атмосферу и настрой.
- Как вы думаете, чем удивителен и неповторим наш с вами город - Санкт-Петербург? Почему, увидев его однажды, уже не забудешь никогда? Почему его не спутаешь ни с каким другим городом?
- Вы правы. Наш город необыкновенно, сказочно красив, необыкновенно щедр, радушен и гостеприимен, необыкновенно талантлив и богат.
- Если бы вы смогли подняться над Городом, то вы бы сразу увидели, какой он необыкновенный. Пока гуляешь по его улицам, то больше обращаешь внимание на удивительные дома, дворцы, соборы и не всегда замечаешь, что рядом плещется вода. С высоты же очень хорошо видно, что Санкт-Петербург в самом деле можно назвать городом рек и каналов: их в городе, пожалуй, не меньше, чем улиц и проспектов ( показ карты – схемы см. приложение).
- А как называется самая главная река нашего города?
- Правильно - это, конечно, Нева. Вспомните, часто наш Город даже называют «городом над Невой», «городом на Неве». А еще говорят — «невские берега», «невские просторы»...
- А что означает слово Нева? Одни ученые полагают, что «не» значит «новая», а «ва» - вода. Другие переводят это название по-другому: «текущая среди мхов река».
- Давайте рассмотрим реку с высоты птичьего полета (карта – схема). Как вы думаете, рассматривая Неву с такой высоты, на что она вам кажется может быть похожа?
- Действительно с высоты Нева похожа на склоненное дерево: посмотрите ее русло - будто ствол, притоки - ветки и сучки, дельта - крона.
- Перед занятием мы с вами вспомнили, как образуются родники. А куда же девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки.
- Посмотрите сколько притоков у Невы, это река Охта, Мга, Ижора, Тосна, Охта. Чем больше у реки притоков тем многоводнее река.
- Ребята, как вы думаете, можно Неву назвать многоводной рекой.
- Конечно, Нева – это крупная река. Ее протяженность по течению - 74 км, по прямой - 45 км.
- Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье.
- Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?
- Очень много воды в реках весной. Почему?
- Как называется это явление природы?
- Кроме рек вода собирается в озера. Озеро – это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек? Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки.
- Давайте рассмотрим карту – схему и найдем Ладожское озеро. В него впадает много рек, а вытекает только одна – Нева, которая в свою очередь несет свои воды в Балтийское море.
(По мере объяснения, дети на контурных картах отмечают вместе с воспитателем новые понятия)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
- Но почему столько названий у главной реки: Большая и Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка! Чем отличается приток от протоки? Река от канала? Ответить на эти вопросы поможет карта-схема. Проследите, как распадается русло Невы: сначала уходит первый рукав — Невка, которая растекается на Большую, Среднюю и Малую. А «главная» Нева, продолжая свой бег, разделяется на Большую Неву и Малую Неву, которые омывают остров. Все эти рукава образуют дельту Невы. А теперь проследите, чем отличается протока от притока. Фонтанка — протока — вытекает из Невы и снова в нее впадает. Невская вода как бы протекает по протоке. Охта — приток — имеет начало (исток) далеко за пределами Города, а потом впадает в Неву. Охта — одна из самых длинных рек Санкт-Петербурга. Фонтанка получила свое имя потому, что через нее шли трубы к фонтанам Летнего сада. Мойка раньше называлась Муйя-Мья — мутная.
- Пожалуй, ни в одном городе нет столько каналов, сколько в нашем. А отличаются они от рек тем, что созданы руками людей. Обводный канал «обводит» Город. Суда проходили по этому каналу, минуя центр Санкт-Петербурга. А еще существовала когда-то в Городе река Кривуша, русло которой петляло, изгибалось... Она брала свое начало в болотах. Люди спрямили и углубили часть русла реки, построили канал, соединивший Кривушу с Мойкой. И стали называть речку Екатерининским каналом в честь царицы Екатерины. А сейчас канал носит имя поэта А. Грибоедова.
- А сейчас, ребята, давайте отдохнем немного – будем разгадывать ребусы. (см. приложение)
Знакомство с новым материалом ( 2 часть): рассматриваем иллюстрации, фотографии Невы, чтение стихотворений.
- Да, наша Нева — удивительная красавица! Ранним утром в лучах восходящего солнца розовеют ее воды, легкий туман парит над рекой... Днем быстрая рябь свинцовых волн разбивается о гранитные берега. В сумерках Нева пепельно-серая, загадочная.
Теплоходные прогулки по Неве — старинная городская традиция (обычай, передающийся от одного поколения к другому). Плещется за бортом вода, обдувает пассажиров свежий невский ветер, открывается перед их глазами прекрасная панорама:
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся,
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами...
А. С. Пушкин
- Вы когда-нибудь бывали на теплоходной прогулке по Неве?
- Перечислите, что еще можно увидеть на Неве и на ее берегах.
-Для чего сделаны эти гранитные скамейки на набережных?
-Да, здесь могут отдохнуть пешеходы, полюбоваться красавицей Невой. Чем еще украшены берега Невы? Что это за здания?/нарядные дворцы/
-Да, здесь раньше строили свои дома богатые, состоятельные люди цари, вельможи, помещики и богачи.
- Ребята, а ещё чем отличаются берега Невы от берегов лесных речушек, от деревенских речек?
- Нева "одета" в гранит, так говорят о нашей Неве.
-Дети, а ведь не всегда у Невы были такие красивые берега. Когда-то эти берега были низкие, песчаные и даже болотистые. Весной, когда с Финского залива дул сильный встречный ветер, вода поднималась и выходила из берегов, а это значит наводнения, беды. Вода затопляла все набережные улицы, дома. Люди передвигались только в лодках, а многие люди даже погибали, остались без жилья. Их домики сносило сильным ветром и водой. Жители нашего города много потрудились, чтобы утихомирить бурный нрав Невы. Сделали прочные гранитные берега.
Вот как описал петербургское наводнение великий, русский поэт А.С. Пушкин
Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела...
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась...
- Вы знаете, что наводнения случаются и в наше время, может быть, кто-то из вас сам видел наводнение? Какое это произвело впечатление на вас?
- А для тех, кто воочию сам не видел, как происходит наводнение на Неве, мы сейчас на макете воспроизведем это природное явление.
- А вы мне в этом поможете?
Техника работы с макетом:
В макет пускается вода, а после того, как заполнятся все емкости и резервуары, воспитатель приподнимает край макета и тем самым создает обратное течение (нагонную волну), а детям в тот же момент предлагается создавать сильный ветер над заливом, по средствам с усилием выдыхаемого воздуха (в следствии одновременно произведенных действий, на макете происходит подтопление и смыв установленных по течению реки домиков, затопление прибрежных территорий и разлив речных вод)
- Ребята, как вы думаете, если вода поднимется очень высоко во время наводнения, то чем это может грозить нашему городу и его жителям.
- Для того, чтобы этой катастрофы не случилось давно существуют и работают специальные службы, которые предсказывают и предотвращают возникновение наводнений в Санкт – Петербурге.
- Однако наводнения бывают редко, а большую часть года у Невы уравновешенный и спокойный «характер». И тогда она приносит огромную пользу людям, Городу. С весны и до осени несет река на своих плечах грузы. В это время каждую ночь разводят на Неве мосты, и тянутся по невским водам тяжело груженные суда: вверх по Неве к истоку, а затем в Ладожское озеро и дальше по рекам в центр России. А еще река — кормилица Санкт-Петербурга. Нева «поит» заводы и фабрики, одаривает горожан рыбой.
(Чтение стихов о Неве)
III. Закрепление и повторение изученного материала.
Разгадывание кроссворда, ответы на вопросы, работа с картами контурными.
IV. Подведение итогов. Окончание занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности "По музеям Санкт-Петербурга" в рамках проекта "Санкт-Петербург - мой город родной"
Дать представление о музеях Санкт-Петербурга....
Конспект непосредственно образовательной деятельности. «День города Санкт-Петербурга. Символы города».
Формировать представления детей о символах родного города; познакомить с именами великих людей....
Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»
Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Пет...
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с подгруппой детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
«Дифференциация звуков С-Ш»....
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с подгруппой детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
«Постановка звука [Л]»....
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по познавательному развитию в средней группе на тему: «День города Санкт-Петербурга. Символы города».
Цель:Развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма....
Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ и коммуникативных, познавательных технологий «Санкт — Петербург — мой город родной!».
Задачи с интеграцией образовательных областей: Познавательное развитие:Познакомить детей с понятием «Малая Родина»;Расширить представления детей о родном городе;Познако...