Программа по дополнительному образованию кружок «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
кружок «Пластилиновая фантазия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_plastilinovaya_fantaziya.docx | 61.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД "ТЕРЕМОК"
Принято на заседании Педагогического совета Протокол №1 от "06" сентября 2018г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ ЦРР - д/ с "Теремок" __________________Е.Н. Лебедь Приказ №76 от 06.09.2018г. |
ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
кружок «Пластилиновая фантазия»
разработана с учётом Основной образовательной программы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок»
срок реализации программы 2018-2019 уч. г.
Разработчик
воспитатель: Щербакова Наталья Николаевна
г. Северобайкальск
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
Паспорт программы | 3 |
1.Пояснительная записка | 4 |
1.1.Актуальность | 4 |
1.2.Цель | 4 |
1.3.Задачи | 4 |
1.4.Направления | 5 |
2.Учебный план | 5 |
3.Содержание | 6 |
4.Технология | 11 |
5.Список литературы | 12 |
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по дополнительному образованию кружок «Пластилиновая фантазия» |
Автор - составитель | Воспитатель Щербакова Наталья Николаевна |
Организация исполнитель | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок» |
Адрес организации | Республика Бурятия, город Северобайкальск, улица Студенческая 7б Телефон/факс – 8(30130)25751 |
Целевые группы | Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) |
Тип программы | Художественно – эстетическое направление |
Срок реализации программы | 2018 – 2019 г.г. |
Цель программы | Формирование основ эстетического отношения к окружающему миру и элементарных художественных способностей в активной творческой деятельности. |
Задачи программы | Обучающие: 1.Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения. 2. Научить создавать целостность объекта из отдельных деталей использую имеющиеся навыки: придавливание детали к основе, примазывание, приглаживание границ, соединение отдельных частей. Развивающие: 1.Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии. 2.Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия. 3.Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывающие: 1.Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению в работе к овладению с пластилином. 2.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус, любовь к прекрасному. 3.Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества. |
Направления программы | Детям на протяжении всех занятий будет предложен материал как новый, так и ранее рассмотренный для повторения и закрепления усвоенных ранее на занятиях лепки, рисования и конструирования. Развитие проводится по основным направлениям: Развитие художественно – творческих способностей; Развитие сенсорных и моторных функций; Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображение, восприятия, внимания) Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности. |
- Пояснительная записка
1.1 Актуальность
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Также дети знакомятся с использованием разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки: также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
- Цель: Формирование основ эстетического отношения к окружающему миру и элементарных художественных способностей в активной творческой деятельности.
- Задачи:
Обучающие:
1.Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
2. Научить создавать целостность объекта из отдельных деталей использую имеющиеся навыки: придавливание детали к основе, примазывание, приглаживание границ, соединение отдельных частей.
Развивающие:
1.Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
2.Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
3.Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывающие:
1.Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению в работе к овладению с пластилином.
2.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус, любовь к прекрасному.
3.Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
- Направления
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий.
Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый –исходные формы;
второй –доработка исходных форм; третий –сложные изделия.
Первый раздел–это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Воспитатель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел–выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел–выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
- Учебный план
Цикл занятий по программе рассчитан на один год обучения.
Продолжительность занятий 25-30 минут
Занятия проводятся с сентября по май 72 занятий в год, 8 занятий в месяц. Занятия проводятся в игровой форме с использованием различных игр и физкульт – минуток.
Расписание занятий
Кружковая работа кружка «Пластилиновая фантазия» представлена вариативной частью, которая проводится во 2 половине дня. Возраст детей | Дни проведения кружка | Время проведения кружка |
5-6 лет | Среда, Четверг | 1545 – 1615 |
- Содержание
Перспективно – тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь | 1 | «Воздушные шары для праздника». | 1.Познакомить детей с анималистической живописью – пластинография. 2.Учить детей раскатывать ладонями шарики разного размера (большие, маленькие), разного цвета; затем расплющивать придавливающими движениями, располагать на горизонтальной поверхности. 3.Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, дружеские взаимоотношения между сверстниками. |
2 | «Угощение для чаепития» | 1.Продолжить знакомить детей с пластинографией. 2.Учить детей лепить угощение для чаепития прямыми движениями рук раскатывая между ладоней «колбаски» разного размера, соединяя оба конца (большие – маленькие), красиво располагать на горизонтальной поверхности. 3.Закреплять понятие «большой – маленький». 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук. | |
3 | «Гусеница на листочке» | 1Учить прикреплять готовые формы к поверхности основы в определенном порядке (друг за другом); закреплять умение расплющивать пластилиновый диск на основу; развивать согласованность в работе обеих рук; закреплять навыки аккуратной работы с пластилином;активизировать речь (зеленая гусеница, барышня). | |
4 | «Радуга» | 1.Вызвать интерес к природным явлениям (появление радуги после дождя). 2.Учить детей передавать характерное строение радуги (дугообразное расположение цветовых полос). 3.Закреплять умение лепить одинаковой толщины «колбаски» 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер. 5.Развивать аккуратность, желание выполнять работу до конца. | |
Октябрь | 1 | «Овощи» | 1.Расширять знания детей об овощах (форме, цвете, величине). 2.Учить лепить плоскостные изображения овощей, наносить стекой рельефный рисунок (точки, полоски). 3.Развивать правильное цветовосприятие, мелкую моторику. 4.Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца. |
2 | «Фрукты» | 1.Расширять представления детей об фруктах (форме, цвете, величине). 2.Учить детей лепить плоскостные изображения фруктов (скатывание, расплющивание) дополнять отдельными элементами (черенок, листик). 3.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. 4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца. | |
3 | «Смородина» | 1.Расширять знания детей о ягодах (форме, цвете, величине). 2.Учить лепить плоскостные изображения ягод (скатывание, расплющивание). Располагать предметы вдоль нарисованного черенка. 3.Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движения рук, цветовосприятие, глазомер. 4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. | |
4 | «Мухомор» | 1.Расширять знания детей о грибах (форме, цвете, величине, съедобные – ядовитые). 2.Учить лепить плоскостное изображение мухомора, выделять его отличительные признаки. 3.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер. 4.Развивать усидчивость в работе, желание выполнять работу до конца. Прививать основы экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе. | |
Ноябрь | 1 | «Осенняя берёза» | 1.Расширять знания детей о деревьях (строении, величине, цвете, видах). 2.Учить лепить плоскостные изображения берёзы. Обратить внимание, что ствол внизу толще, чем вверху, ветки опущены вниз. Учить равномерно располагать осенние листья по веткам берёзы. Закреплять умение скатывать очень тонкие «колбаски» для нанесения характерности строения ствола. 3.Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, глазомер. 4.Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца, любовь и бережное отношение к природе. |
2 | «Клоун». | 1.Учить лепить плоскостное изображение клоуна из отдельных частей по показу и словесной инструкции воспитателя. Закреплять умение в скатывании круговыми движениями между ладоней шарик, сплющивать его. 2.Закреплять части тела человека. 3.Продолжать развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер. 4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца. | |
3 | «Одежда» | 1.Продолжать учить детей лепить плоскостное изображение фигуры человека – девочка в длинной шубе по показу и словесной инструкции воспитателя. 2.Закреплять части тела человека, представления детей об одежде, названиях предметов одежды. 3.Продолжать развивать мелкую моторику, внимание, цветовосприятие. 4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. | |
4 | «Солнце в тучах» | 1.Расширять представления детей о погодных изменениях. 2.Продолжать скатывать шарики из пластилина, расплющивать их на картоне, создавая нужную форму предмета. 3.Продолжать развивать мелкую моторику рук. 4.Развивать аккуратность в выполнении работы. | |
Декабрь | 1 | «Снежинка» | 1.Расширять знания детей о зиме. Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения К.Бальмонта «Снежинка». 2.Учить лепить детей плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных колбасок. 3.Развивать мелкую моторику, конструктивные способности. |
2 | «Мой домашний питомец» | 1.Прививать любовь, бережное отношение к своим домашним питомцам. 2.Учить передавать строение фигуры кошки в разном положении (сидит, стоит, лежит), закреплять приёмы изображения предмета из отдельных частей. 3.Закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приёмы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). 4.Продолжать развивать аккуратность в работе. | |
3 | «Дом» | 1.Расширять знания детей о домах (многоэтажные, одноэтажные, из каких частей состоит). 2.Учить детей лепить одноэтажный домик, передавая полуобъёмное изображение, дополнять отдельными характерными элементами (окна, ставни, дверь). 3.Закреплять умение лепить заборчик около дома, напомнить знакомые приёмы лепки. 4.Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. 5.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. | |
4 | «Ёлочка зелёная» | 1.Расширять знания детей о праздниках и традициях. 2.Учить детей путём пластинографии передавать строение ёлки, направление веток, украшать разноцветными шариками. 3.Закреплять умение пользоваться стекой передавая игольчатую пушистость ёлочки. 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук. 5.Развивать аккуратность в выполнении работы. | |
Январь | 2 | «Животные нашего леса. Лиса» | 1.Познакомить детей с представителем наших лесов - лисой. 2.Учить детей создавать из отдельных частей образ животного посредством – пластинографии, передавать пропорции частей тела, выразительность. 3.Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (пушистость). 4.Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания. 5.Развивать мелкую моторику рук. |
3 | «Животные холодных стран. Белый медведь» | 1.Дать детям представление об образе жизни белых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в холодной Антарктиде. 2.Учить изображать фигуру медведя способом пластинографии, передавая строение тела животного. 3.Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). 4.Закреплять умение соединения частей в единое целое путём промазывания, сглаживания. | |
4 | «Животные жарких стран. Жираф» | 1.Воспитывать интерес к животным жарких стран, пробуждать желание изобразить животное, передавая особенности его строения средствами пластинографии, показать выразительные возможности данной техники. 2.Учить детей составлять предмет из отдельных частей. Упражнять в использовании ранее полученных навыков: скатывание, расплющивание объёмной формы, сглаживание границ соединения частей. 3.Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, способность вносить в композицию дополнение. 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук. | |
Февраль | 1 | «Зимующие птицы. Снегири» | 1.Вызвать интерес к миру природы птиц, формировать реалистическое представление о ней. 2.Закреплять работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. 3..Развивать практические навыки и умения детей при создании заданного образа посредством пластинографии. 4.Формировать композиционные навыки, цветовосприятие. 5.Прививать любовь к птицам. |
2 | «Домашние птицы. Петушок – золотой гребешок» | 1.Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения восхищаться природными формами и красками. 2.Закреплять использование в творческой деятельности детей технического приёма – пластинографии, комбинированных способов работы с пластилином. 3.Развивать пространственные представления, композиционные навыки. 4.Воспитывать желание добавлять радость окружающим своей работой. | |
3 | «День защитников отечества. Танк» | 1.Расширять знания детей о государственных праздниках. 2.Учить детей лепить плоскостное изображение танка используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений). 3.Учить передавать форму, характерные детали танка. 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук. 5.Прививать любовь к своей Родине, гордость за Российскую Армию. | |
Март | 1 | «Весна. Душистая мимоза» | 1.Расширять знания детей о южных растениях, их строении и цвете. 2.Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля. 3.Развивать координацию движения рук, мелкую моторику. 4.Формировать композиционные навыки, цветовосприятие. 5.Прививать любовь к матери, желание сделать подарок к женскому дню. |
2 | «Рыба - кит» | 1.Дать детям представление о разнообразии животного мира океана, познакомить с самым большим обитателем водной среды - китом. 2.Продолжать знакомить детей со специальным жанром изобразительного искусства - анималисткой. 3.Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида животного способом пластинографии. 4.Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук, композиционные навыки. | |
3 | «Слон» | 1.Продолжать расширять знания детей о животных, живущих в жарких странах. 2.Учить передавать строение животного и его характерные признаки (хобот, большие уши, т.д). 3.Закреплять умения детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей. 4.Прививать любовь к животным. | |
4 | «Пароход» | 1.Расширять знания детей о видах транспорта (названиях, характерных признаках, назначении). 2.Научить детей лепить плоскостное изображение на горизонтальной поверхности. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида транспорта способом пластинографии. 3.Закреплять умение сплющивать, сглаживать контуры соединений. 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. | |
Апрель | 1 | «Перелётные птицы. Лебеди» | 1.Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. 2.Закреплять умение работать пластилином по горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. 3.Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластинографии. 4.Прививать любовь и бережное отношение к птицам. |
2 | «Насекомые. Божья коровка» | 1.Расширять представления детей о многообразии мира насекомых, населяющих нашу планету, места обитания. 2.Закреплять умение лепить шарик большого размера, сдавливая его между ладонями и маленьких шариков приёмом лепки тонкого жгутика и деление его на части. 3.Закреплять умение красиво располагать чёрные точки по туловищу. 4.Развивать у детей эстетический вкус, цветовосприятие. 5.Воспитание осторожного и бережного отношения к насекомым. | |
3 | «Рыбы. Рыбки в аквариуме» | 1.Учить детей лепить плоскостное изображение рыбок используя при создании изображения разнообразные приёмы лепки усвоенные ранее. 2.Развивать образные представления, воображение, творчество, мелкую моторику. 3.Прививать любовь к рыбкам. | |
4 | «Жители морей. Осьминог» | 1.Дать детям представление о разнообразии животного мира водоёмов, познакомить с подводным обитателем - осьминогом. 2.Продолжать знакомить детей со специальным жанром изобразительного искусства - анималистикой. 3.Учить передавать форму, характерные особенности внешнего вида животного способом пластинографии. 4.Продолжать развивать воображение, композиционные навыки. | |
Май | 1 | «Подсолнух» | 1.Расширять познания детей о растениях (строении, цвете, назначении). 2.Учить создавать выразительное, полуобъёмное изображение подсолнуха. 3.Закреплять умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. 4.Поощрять инициативу и самостоятельность детей. |
2 | «Ландыши» | 1.Познакомить детей с весенним цветком – ландышем. 2.Учить детей создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого предмета (формы, цвета). 3.Развивать у детей эстетическое восприятие, интерес к природе. | |
3 | «Змейка» | 1.Расширять представление детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, местах обитания, приспособленность к окружающей среде. 2.Учить лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой. 3.Закреплять умение украшать объект декоративным узором, используя имеющие навыки: скатывание, расплющивание 4.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, восприятие. | |
4 | «Павлин» | 1.Расширять представления детей об экзотических птицах тёплых стран, умение любоваться красотой строения и оперения. 2.Закреплять использование в творческой деятельности детей технического приёма – пластинографии, комбинированных способов работы с пластилином. 3.Развивать чувство цвета, композиционные навыки. 4.Вызвать желание доставить хорошее настроение окружающим. |
4.Технология
Детям на протяжении всех занятий будет предложен материал как новый, так и ранее рассмотренный для повторения и закрепления усвоенных ранее на занятиях лепки, рисования и конструирования.
Развитие проводится по основным направлениям:
- Развитие художественно – творческих способностей;
- Развитие сенсорных и моторных функций;
- Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображение, восприятия, внимания)
- Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
Каждое новое изделие подается воспитанникам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту воспитанников, к их зрительной памяти.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации.
Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за воспитателем. Разделив все исполнение изделия на этапы, воспитатель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем.
Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия воспитателя.
4. Контроль исполняемого воспитанниками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного воспитателем действия каждому воспитаннику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки воспитаннику изделие воспитателя для развития сенсорики пальцев.
5. Если действие оказалось сложным для большинства воспитанников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство воспитанников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, воспитатель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Навыки, приобретѐнные воспитанниками:
1.умение свободно владеть лепным материалом.
2.знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций;
3.знание и правильное использование приемов доработки исходных форм;
4.правильное понятие о пропорциях и соразмерности;
5.развитие мелкой моторики пальцев рук;
6.развитие фантазии и объемного мышления.
- Список литературы
- Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М; 2015.
- Волобуев А.Т. 500 загадок и стихов о животных для детей. М; 2012.
- Грибовская А.А. Занятия по изобразительной деятельности: коллективное творчество. М; 2012.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. Скрипторий 2018г., стр.80.
- Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс»,2013.
- Узорова О., Нефёдова Е. Физкультурные минутки.-М.:ООО «Издательство Астрель – АСТ-Ермак»,2014.
- Фрейдман О. Пластилиновые фигурки животных. – М.: Эксмо: Донецк:СКИФ, 2012.
Консультации для родителей
«Ознакомление детей дошкольного возраста с анималистической живописью посредством пластилинографии»
Обучение дошкольников технике рисования пластилином.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности - один из видов декоративно-прикладного искусства.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
- освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
- развитие мелкой моторики;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие эмоций и фантазии.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:
- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
- предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
- устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
- покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
Формирование у дошкольников обобщенного представления о елочных игрушках, развитие творческого воображения при выполнении задания самостоятельно придумать узор для шарика было целью занятия "Новогодние шары так прекрасны и важны". Задача педагога на занятии "Грибы-грибочки выросли в лесочке" - дать детям общее представление о грибах, развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет, напомнить о свойствах пластилина.
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый - смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй - взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками - специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика. В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи,чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Материалы для создания пластилиновой картины:
- картон с контурным рисунком;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
- стеки;
- бросовый и природный материалы.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации.Так, в конце занятия педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент - благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
«Пластилинография - это интересно!»
Пластилинография - это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полу-объемных предметов на горизонтальной поверхности.
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки ребенка. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Развивается волевое усилие - дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно).
Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширить их и применять на практике.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином должен идти непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.
Развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), что занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности (пропорция, ритм, цвет, объем, фактура, колорит).
У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки
развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....
Презентация. Опыт работы по дополнительному образованию. Кружок "Оригами"
В презентации представлена работа по дополнительному образованию. Кружок "Оригами".Добавлен файл с комментариями к презентации....
Дополнительное образование кружок "Ниточка- кудесница"
Кружок " Ниточка- кудесница"Цель работы кружка: дать углублённые знания о возможностях ниток, развивать желание овладевать техникой изготовления поделок из ниток, а также осваивать...
Авторская программа по дополнительному образованию кружок «Грация»
«Степ – аэробика в физическом воспитании старших дошкольников»Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. О...
Рабочая программа по дополнительному образованию, кружок декоративно- прикладного искусства "Завиток"
«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия»....
Программа дополнительного образования Кружок по обучению детей 5-7 лет сольному пению «Апельсин»
Программа дополнительного образования расчитана для работы с детьми 5-7 лет. Цель программы - приобщение детей к искусству пения, развития музыкальных способностей средствами вокального пения. В...
Дополнительное образование. Кружок по бисероплетению "Бусинка"
Развитие мелкой моторики необходимо как для развития ребёнка в целом, так и для подготовки руки к письму. Бисероплетение - один из способов развить мелкую моторику в интересной, увлекательной, п...