Конспект занятия лепка "Олешек" по мотивам дымковской игрушки
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Починкина Юлия Николаевна

Художественно-эстетическое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе

Лепка «Олешек» по мотивам дымковских игрушек

ЦЕЛИ:

Обогащать и расширять художественный опыт детей.

Систематизировать  и закреплять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.

Развивать творческие способности.

Активизировать в речи детей прилагательные.         

       Программное содержание:  расширять представление о народной игрушке;

        закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи.

Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими рукамиПоказать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Учить соединять части фигурки.

Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.

Формировать умение работать с пластилином.

 Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в лепке, дополнять создаваемый образ интересными деталями. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.

Материалы и атрибуты: дымковские игрушки; силуэты дымковских игрушек из картона, бумажные фигуры:  круги, кольца, точки, полоски и т.д.; таблицы с изображением элементов дымковской росписи; панно «Зима»; технологические карты по лепке.

Техническое обеспечение: музыкальный центр, диск с записью слайд-шоу и диски с записью русских народных песен:

«Ой, мороз, мороз », «Барыня»

Для каждого ребенка:  пластилин, стека, вода, станок для лепки, салфетки (бумажные, влажные).

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи;  просмотр детских презентаций о народных промыслах  декоративно-прикладного искусства. Организация выставки детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.

На доске декорация с изображением домиков на фоне пейзажа. Из труб идёт дымок. Декорация закрыта занавесом. На полу лежит ковёр. У ковра – столик для настольного представления. Музыкальное сопровождение занятия обеспечивается с помощью фонограммы.

Этапы работы

        

Ход занятия

Приветствие

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.

        Сорока - белобока по лесу летала,

        По веткам скакала,

        Детский сад искала.

        Принесла в клюве письмо.

        (Показывает детям письмо.)

        От кого оно?

        (Открывает конверт.)

        «Здравствуйте, ребятки, -

        Ульянки и Ванятки,

Полины, Саши, Пети и другие дети!

Если любите играть,

Лепить и рисовать,

Приезжайте в гости!

Милости просим!

Игрушки из села Дымково».

Беседа с детьми

Педагог: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?

Дети: Хотим!

Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.)

Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр).

- Все готовы?  Ковёр взлетает:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал наш ковёр взлетать

Над полями, над горами,

Над высокими лесами.

Мы быстрее ветра мчимся,

Глядь – и мигом приземлимся!

(открывает декорацию)

.

Рассказ педагога

Звучит тихо мелодия на народную тему.

Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. С высокого берега реки Вятки, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, а летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название слободы Дымково. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка.

    Вначале  были свистульки. Всю зиму женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

    Свое умение бабушки передавали внучкам, внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней.

Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник - ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне – мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье.

        Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется  голубой  дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дыме все кругом.

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» прозвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые:

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду.

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Чтение стихотворений

Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки. (Водить кукол может педагог, а говорить за кукол могут дети)

Читают дети:

За студёною водицей

Собирается девица,

Как лебёдушка, плывёт,

Вёдра полные несёт.

В красном новеньком седле

Всадник скачет на коне.

Конь копытом гордо бьёт.

Молодца домой везёт.

Поглядите, что за птицы!

Кто ни взглянет, удивится!

Расписные петухи,

Курочки и индюки.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень!

Козлик – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа не скули,

Нашу Таню не буди.

Музыкально – пантомимическая игра

Педагог:

        Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.

        Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки.

Дидактическая игра

«Украсим игрушки узором»

Педагог:

Повернитесь, покружитесь,

Низко – низко поклонитесь!

Ждёт нас новая игра.

Составлять узор пора!

         Педагог достаёт крупные контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными бумажными элементами – кругами, кольцами и точками. Если контурные изображения достаточно крупные, дети могут работать подгруппами.  Педагог  уточняет, какие элементы используются для составления узора. Перед работой дети просматривают слайд-шоу.

Работа со схемами. Показ воспитателя.

Обсуждение способов лепки.

Педагог: Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.

Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.

- Из чего делают дымковские игрушки?

- Какие еще нужны материалы?

- Какие нужны инструменты для работы?

Мастерская открывается. Дети входят  и садятся на рабочие места.

Педагог:

Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Отгадайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить:

Стоит на стройных ножках –

Вся краса в рожках.

Правильно, это олешек.

Обратите внимание на схему!

 (на плакате – образцы и приемы лепки).

Педагог:

Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. 

Физкультминутка

Педагог:

Привезли мы глину с дальнего бугра

( руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

(руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь!

(лепят «ладошками»)

А потом распишем

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»,

(лепят «ладошками»)

Печка жаром пышет.

(кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи,

(машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки!

(руки вперед)

- Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:

«Сяду прямо, не согнусь,

за работу я возьмусь».

Вот теперь можно приступить к работе.

 

Самостоятельная  работа

- А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые.

Индивидуальная работа

Дети приступают к работе, педагог  следит за работой, советует, показывает приемы работы.

Итог занятия

Анализ работ

Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят оленей на подставку.

Педагог:

Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

- Все ли игрушки ладные?

- Чья работа больше всех нравится? Почему?

- Какая игрушка самая аккуратная?

- Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли.

        Раз, два, три!

        Лети!

- Повторяйте за мной прощальные слова:

        Мы о дымковской игрушке

        Будем вспоминать не раз.

        А сейчас, друзья – подружки,

        Мы закончим наш рассказ.

Звучит русская народная мелодия «Барыня»

Педагог:

Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

Дети танцуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Знакомство с дымковской игрушкой"

конспект занятия в старшей группе "Знакомство с дымковской игрушкой"  (на основе занятия Лыковой И.А)...

Конспект занятия: "В мастерской дымковской игрушки"

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Конспект занятия "В мастерской Дымковской игрушки"

НОДТема: «В мастерской дымковской игрушки»Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Формировать...

Конспект занятия "Об истории Дымковской игрушки"

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ«БЕСЕДА ОБ ИСТОРИИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИВоспитатель Калюжная Ольга НиколаевнаПрограммные задачи:а) Дать детям элементарные знания по истории возникновения дым...

Конспект занятия "Знакомство с дымковской игрушкой"

Конспект занятия для детей старшего возраста по ознакомлению с дымковской игрушкой....

Конспект занятий по теме:"Дымковская игрушка!"

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙМЛАДШАЯ ГРУППАДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАЗнакомство с дымковскими игрушками Программное содержание:Познакомить детей с новым видом народной игрушки – дымковской.Учить рассматр...