Конспект занятия лепка "Олешек" по мотивам дымковской игрушки
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Художественно-эстетическое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_7.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе
Лепка «Олешек» по мотивам дымковских игрушек
ЦЕЛИ:
Обогащать и расширять художественный опыт детей.
Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
Развивать творческие способности.
Активизировать в речи детей прилагательные.
Программное содержание: расширять представление о народной игрушке;
закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи.
Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Учить соединять части фигурки.
Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
Формировать умение работать с пластилином.
Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в лепке, дополнять создаваемый образ интересными деталями. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.
Материалы и атрибуты: дымковские игрушки; силуэты дымковских игрушек из картона, бумажные фигуры: круги, кольца, точки, полоски и т.д.; таблицы с изображением элементов дымковской росписи; панно «Зима»; технологические карты по лепке.
Техническое обеспечение: музыкальный центр, диск с записью слайд-шоу и диски с записью русских народных песен:
«Ой, мороз, мороз », «Барыня»
Для каждого ребенка: пластилин, стека, вода, станок для лепки, салфетки (бумажные, влажные).
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; просмотр детских презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного искусства. Организация выставки детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
На доске декорация с изображением домиков на фоне пейзажа. Из труб идёт дымок. Декорация закрыта занавесом. На полу лежит ковёр. У ковра – столик для настольного представления. Музыкальное сопровождение занятия обеспечивается с помощью фонограммы.
Этапы работы
| Ход занятия | |
Приветствие | Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку. Сорока - белобока по лесу летала, По веткам скакала, Детский сад искала. Принесла в клюве письмо. (Показывает детям письмо.) От кого оно? (Открывает конверт.) «Здравствуйте, ребятки, - Ульянки и Ванятки, Полины, Саши, Пети и другие дети! Если любите играть, Лепить и рисовать, Приезжайте в гости! Милости просим! Игрушки из села Дымково». | |
Беседа с детьми | Педагог: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам? Дети: Хотим! Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.) Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр). - Все готовы? Ковёр взлетает: Раз, два, три, четыре, пять, Начал наш ковёр взлетать Над полями, над горами, Над высокими лесами. Мы быстрее ветра мчимся, Глядь – и мигом приземлимся! (открывает декорацию) | . |
Рассказ педагога | Звучит тихо мелодия на народную тему. Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. С высокого берега реки Вятки, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, а летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название слободы Дымково. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Вначале были свистульки. Всю зиму женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Свое умение бабушки передавали внучкам, внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней. Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник - ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне – мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье. Ели спят у большака В инее седом, Спят деревья, спит река Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок, Дым идет из труб столбом, Точно в дыме все кругом. Голубые дали, И село большое «Дымково» прозвали. Там любили песни, пляски, В селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинны, И лепили там из глины Все игрушки непростые: А волшебно-расписные. Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор. И пошла о «дымке» слава, Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду, Удивительному чуду. Мы поклонимся не раз. О древней дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ. | |
Чтение стихотворений | Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки. (Водить кукол может педагог, а говорить за кукол могут дети) Читают дети: За студёною водицей Собирается девица, Как лебёдушка, плывёт, Вёдра полные несёт. В красном новеньком седле Всадник скачет на коне. Конь копытом гордо бьёт. Молодца домой везёт. Поглядите, что за птицы! Кто ни взглянет, удивится! Расписные петухи, Курочки и индюки. Через горные отроги, Через крыши деревень Красноногий, желторогий Мчится глиняный олень! Козлик – свисток, Левый рог – завиток, Правый рог – завиток, На груди – цветок. Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай. Белолапа не скули, Нашу Таню не буди. | |
Музыкально – пантомимическая игра | Педагог: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении. Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки. | |
Дидактическая игра «Украсим игрушки узором» | Педагог: Повернитесь, покружитесь, Низко – низко поклонитесь! Ждёт нас новая игра. Составлять узор пора! Педагог достаёт крупные контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными бумажными элементами – кругами, кольцами и точками. Если контурные изображения достаточно крупные, дети могут работать подгруппами. Педагог уточняет, какие элементы используются для составления узора. Перед работой дети просматривают слайд-шоу. | |
Работа со схемами. Показ воспитателя. Обсуждение способов лепки. | Педагог: Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую. Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы. - Из чего делают дымковские игрушки? - Какие еще нужны материалы? - Какие нужны инструменты для работы? Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места. Педагог: Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Отгадайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить: Стоит на стройных ножках – Вся краса в рожках. Правильно, это олешек. Обратите внимание на схему! (на плакате – образцы и приемы лепки). Педагог: Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. | |
Физкультминутка | Педагог: Привезли мы глину с дальнего бугра ( руки на поясе, повороты с пружинкой) Ну-ка за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны) Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками») А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии) Будем мы игрушки «печь», (лепят «ладошками») Печка жаром пышет. (кулачки сжимают и разжимают) А в печи не калачи, (машут указательным пальцем) А в печи – игрушки! (руки вперед) - Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Вот теперь можно приступить к работе. |
|
Самостоятельная работа | - А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые. | |
Индивидуальная работа | Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы. | |
Итог занятия Анализ работ | Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят оленей на подставку. Педагог: Посмотрим, как наши мастера справились с работой. - Все ли игрушки ладные? - Чья работа больше всех нравится? Почему? - Какая игрушка самая аккуратная? - Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли. Раз, два, три! Лети! - Повторяйте за мной прощальные слова: Мы о дымковской игрушке Будем вспоминать не раз. А сейчас, друзья – подружки, Мы закончим наш рассказ. Звучит русская народная мелодия «Барыня» Педагог: Кто трудился от души – веселись теперь, пляши! Дети танцуют. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Знакомство с дымковской игрушкой"
конспект занятия в старшей группе "Знакомство с дымковской игрушкой" (на основе занятия Лыковой И.А)...
Конспект занятия: "В мастерской дымковской игрушки"
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
Конспект занятие по лепке"Дымковская игрушка."
Презентация...
Конспект занятия "В мастерской Дымковской игрушки"
НОДТема: «В мастерской дымковской игрушки»Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Формировать...
Конспект занятия "Об истории Дымковской игрушки"
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ«БЕСЕДА ОБ ИСТОРИИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИВоспитатель Калюжная Ольга НиколаевнаПрограммные задачи:а) Дать детям элементарные знания по истории возникновения дым...
Конспект занятия "Знакомство с дымковской игрушкой"
Конспект занятия для детей старшего возраста по ознакомлению с дымковской игрушкой....
Конспект занятий по теме:"Дымковская игрушка!"
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙМЛАДШАЯ ГРУППАДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАЗнакомство с дымковскими игрушками Программное содержание:Познакомить детей с новым видом народной игрушки – дымковской.Учить рассматр...