Выступление на РМО
презентация по аппликации, лепке на тему
Доклад классификации и характеристике методов обучения изобразительному искусству. Обследование. Специфика обследования в разных видах изобразительной деятельности. Наблюдение. Образец. Беседа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 857.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Занятия разнообразными видами художественно-творческой деятельности дарят детям радость познания, творчества . Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Смысл всех видов деятельности в дошкольном возрасте в своевременном психическом, личностном развитии детей, развитии общих способностей .
Педагог должен создавать условия:
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества , на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства .
Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного в «Оснавной образовательной программе в детском саду». Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся.
Новая классификация методов (по Лернер И.Я., Скаткин М.Н.) она включает следующие методы обучения : Информационно - рецептивный метод – направлен на организацию и обеспечение восприятия осознания и запоминания учащимися новой готовой информации. Метод сбора информации – наблюдение, обследование предметов, показ способов действия и образец – это основа получения изображении, получение представлений, чувственного опыта. Репродуктивной метод – направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоения способов деятельности, суть и образец которых уже известен. Метод упражнений – целевые упражнения, игровые упражнения, которые воспитатель использует для развития глазомера, точных движений руки, цветоощущений, формоощущений. Эвристический метод – направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Эвристический метод или частично поисковый – предпосылка исследовательского метода. Метод подводящие к творчеству – беседа, творческие задания.
Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: --- наблюдение, --- рассматривание предмета (обследование), --- образец, ---показ способов изображения и способов действия .
Наблюдение -это непосредственное восприятие предметов в среде их обитания. Наблюдения подразделяются на игровые и целевые, краткосрочные и длительные — один из базовых методов сбора информации.
Требование к наблюдениям : 1 . Целенаправленность. 2 . Эмоциональность, неравнодушие восприятия. 3 . Осмысленность наблюдения. 4 . Активность детей. 5 . Повторность наблюдений. 6 . Учет возрастных возможностей детей и задач изображения.
Обследование основной метод, развивающий целенаправленное восприятие предмета осязательно-двигательным путем под контролем зрения. Обследование развивает культуру восприятия, формирует представление, развивает формообразующие движения руки ребенка. Метод используется в подготовке занятия обучающего типа.
Этапы обследования: 1. Целостное восприятие предмета, его эмоциональные признаки. Это, по существу, эстетическое восприятие, которое характерно для начала творческого процесса в художественной деятельности. У дошкольников нужно вызвать чувство удивления, восхищения, любования, любопытства и т.п. в зависимости от характера предмета. Именно в этом заключается смысл первого этапа обследования изображаемого предмета. 2. Аналитическое восприятие предмета через выделение изобразительных признаков : строения, самая крупная часть, ее назначение и т.д. Определение ее формы, формы других частей относительно друг друга; выделение цветовых и величинных признаков. Порядок обследования следующих по величине частей такой же. 3. Целостное эмоциональное восприятие предмета , как бы объединяющее возникающее представление в целостный.
Порядок обследования 1. Выделение общей формы или основной части. 2. Выделение специфической, характерной формы (отличие от геометрической). 3. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части. 4. Определение величины других частей по сравнению с основной. 5. Определение положения этих частей по отношению к основной. 6. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке – углубление сверху) и форму мелких деталей предмета (ушки, клюв, хвостик и т.п.); на свойствах поверхности предмета и мелких, второстепенных особенностях (полосочки, впадины и т.п.).
При изображении по представлению важно, чтобы дети могли «увидеть» предмет не только в плане выделения его основных форм, строения, но и возможных вариантов. Для этого можно подобрать и обследовать с дошкольниками не один, а несколько предметов, фиксирую внимание на вариативности (разные яблоки, разные виды грузовых машин и т.п.). При изображении с натуры предмет рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнятся изображение. При этом нужно фиксировать внимание дошкольников на видимых частях (при сохранении в целом структуры обследования).
Метод обследования , один из ведущих в обучении детей изобразительной деятельности и в развитии ребенка. Данный метод может быть представлен в структуре общедидактического метода. Обследование по возможности следует проводить после наблюдений или «вкрапливать» в наблюдения. Тогда любая «неживая» натура «оживает».
Образец – это то к чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях. Под образцом понимается работа, выполненная воспитателем и предлагаемая для подражания. Злоупотребление образцом ущерб другим основным методам обучения послужило причиной низкого уровня изобразительной деятельности детей.
К образцу предъявляют ряд требований: выполнение в стили народной росписи простота композиций грамотность использование доступных для детей элементов и технических приемов
Прием показа способов изображения (способов действия) — организует восприятие, углубляет знания, память, помогает освоить новую информацию о способах использования изобразительных материалов и способов создания изображения. Обычно он применяется в занятиях обучающего типа, когда идет освоение новых знаний и умений.
Обучение строится на алгоритмах действия. Для детей характерно неустойчивое внимание, поэтому к показу действий следует предъявлять жесткие требования : 1. Обеспечение наглядности, 2. Четкость действий совместно с речевым обозначением, 3. Активизация детей во время показа.
Используют в работе: целый показ — алгоритм частичный показ — отдельное действие показ детьми знакомых действий словесное напоминание индивидуальный показ детям, имеющим нечетко развитое восприятие поэтапный показ, когда идет последовательное освоение приемов рисунка или лепки всей группой
Беседа Беседа — это организованный педагогом диалог, во время которого, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, воспитатель способствует формированию представлений об изображаемом предмете и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Беседа максимально стимулирует активность детей и применяется в вводной и заключительной части занятия. Беседа должна быть живой, эмоциональной, педагог должен четко ставить вопросы.
Вопросы Содержание вопросов в процессе просмотра анализа детских работ меняется в зависимости от способа создания изображения , от содержания изображения от возраста детей. В одних случаях вопросы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других на припоминание и воспроизведение, на умозаключение . С помощью вопросов педагог уточняет представление детей о предмете, явлении, о способах его изображении. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, четкость, и ясность формулировки, краткость, эмоциональность.
Пояснение Пояснение - словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.
Совет Совет используют в тех случаях , когда ребенок затрудняется в создании изображения . Н.П.Сакулина справедливо требовала не спешить с советом . Дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.
Напоминание Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения . Обычно его используют перед началом процесса изображения . Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность .
Поощрение Поощрение - методический прием, который, по мнению Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей, а ощущение неуспеха оказывает обратное влияние.
Художественное слово Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ .
Игра Особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью занимают игровые приемы . Необходимость использование игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги К.Д. Ушинский, Е.И.Тихеева, Е. Н. Водовозова. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре.
Используемая литература Г.Г. Григорьева Т . С . Комарова Изобразительная деятельность в детском саду . Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет. «МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2015. Т . С . Комарова Изобразительная деятельность в детском саду . Младшая группа. Для занятий с детьми 3–4 лет. «МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2015. Т . С . Комарова Изобразительная деятельность в детском саду . Средняя группа. Для занятий с детьми 4 -5лет. «МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2015. Т . С . Комарова Изобразительная деятельность в детском саду . Старшая группа. Для занятий с детьми 5 -6лет. «МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2015. Т . С . Комарова Изобразительная деятельность в детском саду . Подготовительная к школе группа. Для занятий с детьми 6-7 лет. «МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2015.
С п а с и б о з а в н и м а н и е !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/16/picture-42147.jpg)
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-191232-1365449414.jpg)
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265148-1370948838.jpg)
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265186-1370956357.jpg)
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/30/picture-638748-1432982119.jpg)
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-752150-1454950404.jpg)
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-883928-1485594534.jpg)
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....