проект занятия "Сказочная гжель"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Сценарий занятия - проекта «Сказочная гжель»
1 этап (подготовительный)
1. Разработка цикла мероприятий по теме проекта.
2. Определяем продукт проекта – лэпбук (интерактивная книга)
3. Подбор художественной и познавательной литературы.
4. Подготовка наглядного материала: посуда и др. изделия с гжельской росписью, иллюстрации гжельских предметов, образцы элементов росписи.
5. Подготовка учебно-методического пособия: альбомы для детского художественного творчества «Гжельская роспись», «Учимся рисовать», «Гжель», «Сказочная Гжель», альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей»,
6. технологические карты по декоративному рисованию «Гжельская роза» (последовательность изображения гжельской розы), «таблицы с готовыми узорами: «Гжельская роспись круглых силуэтов изделий», «Растительные узоры в гжельской росписи», «Гжельская роспись на силуэтах посуды», книжки-раскраски с подсказкой «Голубая Гжель».
7. Изготовление дидактических игр: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор», «Найди пару
8. Планируется совместная деятельность с детьми и родителями, прогнозируются результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_luchshiy_urok_10.10.17.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Октябрьский детский сад «Сказка»
Проект занятия
«Гжельская роспись».
Выполнила: Гамзина Юлия Александровна
Преподаватель I квалификационной категории
«Октябрьский детский сад «Сказка»
с. Октябрьское 2017
Пояснительная записка
Организационная информация | |||
1. | Ф.И.О. педагога | Гамзина Юлия Александровна | |
2. | Доминирующая образовательная область | Художественно- эстетическое развитие | |
3. | Вид деятельности детей | аппликация | |
4. | Вид деятельности детей | Игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская. | |
Методическая информация | |||
1. | Тема образовательной деятельности | Гжельская роспись | |
2. | Общее количество часов, отведённое для на изучение темы, место занятия в системе занятий по теме | 1час, занятие по ознакомлению с декоративно- прикладным творчеством. | |
3. | УМК. Название, автор, год издания. | Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. №7(72). Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Казакова Р.Г.«Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. - Москва.2007 ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: http://doshkolnik.ru, http://www.maaam.ru/catalog, http://www.museum.ru. | |
4. | Методы и приемы для реализации содержания занятия | По источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкипанидзе, И.Т. Огородников и др.) 1.наглядные(наблюдение, демонстрация, показ) 2. практические (моделирование, игра) 3.ИКТ По типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер): объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный), репродуктивный (границы мастерства и творчества), проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристический), исследовательский. | |
5. | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное. Художественно-эстетическое развитие (стихотворения и загадки о гжельской посуде, музыка «Незабудковая гжель», продуктивная деятельность – изготовление гжельской посуды с помощью салфеточной техники.) Познавательное развитие (знакомство с гжельской выставкой, знакомство с гжельскими узорами, просмотр презентации «Фабрика гжельской посуды» Речевое развитие (пальчиковые игры, рассказывание о гжели.) | |
4. | Возрастная группа: подготовительная группа. | Характеристика группы: в подготовительной группе воспитываются 20 воспитанников, из них 5- из неполных, остальные воспитываются в полных семьях, многодетные - 3 семьи, 5 семей малообеспеченных. В основном, психологическая обстановка в группе удовлетворительная. Уровень сплоченности коллектива, по данным психолого-педагогической службы детского сада, составляет 60%. 30% воспитанников имеют средний уровень учебной мотивации, 65 % выше среднего, 5% высокий. Для активного участия в подготовке и проведении открытого занятия удалось привлечь 8 воспитанников, родители которых дали согласие на съёмку их детей на открытом занятии. Во время проведения открытого занятия микроклимат в группе был доброжелательный и комфортный. | |
5. | Цель: | Познакомить детей с Гжельской росписью, выявить её особенности и сформировать навыки составления декоративной композиции с использованием нетрадиционных техник нанесения рисунка. | |
6. | Задачи: | Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла и нетрадиционной техники нанесения рисунка ниткографии. | |
6.1 | Развивать умения применять мазок с тенью, рисовать элементы гжельской росписи (мазок с тенью, капелька, линия, тычок). | ||
6.2 | Воспитывать интерес к истории своего народа, к народному прикладному искусству и уважение к труду мастеров через совместную деятельность детей и взрослых. | ||
6.3 | Закреплять представления о народно- декоративных промыслах через самостоятельное стремление выполнять работы в технике «Гжельская роспись». | ||
7. | Планируемые результаты: | Дети познакомятся с гжельским промыслом, его происхождением, технологией изготовления изделий, цветовой гаммой, видом росписи, в том числе нетрадиционной техникой нанесения рисунка ниткографией. Появится устойчивый интерес к народному прикладному искусству и уважение к труду мастеров. | |
7.1 | Сформируются умения отличать гжельскую роспись от других ранее изученных росписей, что позволяет развивать эстетические чувства; уважать культуру своего народа; любить народное творчество; стремиться самостоятельно выполнять рисунки в технике «Гжельская роспись». | ||
7.2 | Отработать навыки работы в коллективе с интерактивными столами «Песочный стол» и «Юный художник». | ||
7.3 | Техники, применяемые для проведения занятия (образовательной деятельности) | Техника изготовления лэпбука, техника рисования краскам открытым мазком «Мазок с тенями», «Азбука мазков», «ниткография». | |
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Интерактивные столы, компьютер, проектор, экран, презентация в программе Power Point «Гжель», магнитно-маркерная доска, сюжетные картинки «Гжель». Наглядное пособие «Приемы кистевой росписи». Выставка изделий из Гжели. Домик с оконцами с технологией изготовления гжельской посуды. Декоративные тарелочки, фартуки, клеенки, клей, кисти, нарезанные нитки голубого и синего цвета, влажные салфетки, кисти, гуашь (синяя и голубая), лэпбук. | |
Сценарий занятия - проекта «Сказочная гжель» 1 этап (подготовительный)
2 этап (основной) –занятие «Сказочная гжель» | |||
I. | Вводная часть | Приветствие. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть такими красивыми, добрыми и улыбчивыми. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся и поприветствуем друг друга. | |
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Почтальон вносит телеграмму для детей и посылку. Это телеграмма и посылка от Мастерицы, которая приглашает всех в город Гжель на выставку керамической посуды «Гжель». Проблемный вопрос: почему город и посуда называется одинаково? (Дети затрудн6яются ответить). Ответ мы узнаем у мастера, который пригласил нас в город Гжель. И мы с вами отправляемся в виртуальную экскурсию в город «Гжель». | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в образовательную деятельность на занятии. Способ достижения: Организация сюрпризного момента, педагог с детьми распечатывает посылку, в посылке книга (лэпбук), которую надо заполнить. Только тогда мастерица расскажет нам о гжельском промысле и его особенностях. Результат: дети с помощью воспитателя на каждом этапе занятия заполняют лэпбук. В заключение создают интерактивную книгу (лэпбук) «Сказочная гжель» | |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Цель:. Дать возможность детям определить свою образовательную деятельность на данном занятии Способ достижения: Организация выставки керамической посуды и изделий с рисунками гжельской росписи, беседа о гжельской росписи, в ходе которой дети говорят о том, что бы они хотели узнать о гжельской росписи и сделать на занятии. Результат: дети с помощью воспитателя определяют тему, цель и задачи занятия. Мы с вами познакомимся с художественным промыслом - Гжель, узнаем секреты гжельской росписи и сделаем гжельскую тарелочку, используя нетрадиционную форму росписи –ниткография. | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Цель: активизировать знания детей о народном промысле Гжель. Способ достижения: Беседа с детьми на выставке керамической посуды и изделий с рисунками гжельской росписи. Результат: дети активизируются на получение новых знаний о Гжельской росписи в ходе беседы с воспитателем на выставке керамических изделий | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Добывание нового знания. В городе Гжель детей встречает мастерица и она рассказывает детям об истории промысла. 1.Рассказ по картинкам «История возникновения промысла» Цель: составление рассказа «История возникновения промысла» с опорой на картинки. Способ достижения: Подбираются картинки по соответствующей теме и детям предлагается составить рассказ. Результат: дети по картинкам составляют рассказ. Дети с помощью воспитателя заполняют страницу лэпбука «Гжель. История промысла» Педагог: Ребята, как, вы думаете где же изготавливают гжельскую посуду? (Дети отвечают, что роспись на посуде придумали мастера художественной росписи, которые жили в городе Гжель. По названию города, где расписывали посуду дали и название росписи –Гжель. Гжельское чудо изготавливаю на фабрике, и я вас приглашаю совершить виртуальную экскурсию по Фабрике Гжельской посуды. 2.Беседа «Изготовление Гжельской керамической посуды» Посмотрите какой красивый домик есть в городе Гжель, это фабрика где изготавливают посуду. Мы не будем мешать мастерам, которые трудятся на фабрике, а заглянем к ним в окошки и узнаем, как же изготавливают посуду и сувениры гжельские мастера. Давайте познакомимся с технологией изготовления изделий гжели. А для этого мы будем заглядывать в гости к мастерам и смотреть, что же они там делают. (Последовательно открываются окошки с картинками, за которыми изображены этапы изготовления гжели). Цель: познакомить воспитанников с процессом изготовления Гжельской керамической посуды Способ достижения: организация города мастеров, который состоит из домика с окошками, в каждом окошке - определенный процесс производства керамической посуды. Этапы изготовления гжельской посуды. 1.Сначала мастер на гончарном круге изготавливал заготовку из белой глины (ваза, кувшин, горшок). (Открывается первое окошко) 2. Далее форму раскрывают и достают полуфабрикат, вручную подправляют и заглаживают «швы». 3. Керамические изделия подвергают обжигу дважды. (Открывается третье окошко). Слово гжель произошло от глагола – жечь, обжигать. 4.Полуфабрикаты опускают в розовый нестойкий раствор фуксина, пропадающий под воздействием света. Этот процесс даёт возможность проверить качество керамических изделий, делает заметными мелкие трещинки. 5. После обжига художник расписывал изделие краской – кобальт (серого цвета). По поверхности изделия художник расписывает мазками. Мазки ложатся ровно. Почему же художник рисует серой краской, а не синей? В этом заключается первый секрет гжельской росписи (Открывается окошко). 6. Далее мастер расписывает изделия окисью кобальта. 7.Дальше расписанное изделие погружают в глазурь – жидкость белого цвета и снова ставят в печь на 18 часов. 8.Из печи достают готовое изделие с синим рисунком. Во время обжига серая краска – кобальт превращается из серого в синий цвет, а глазурь становится прозрачной. (Показ готового изделия). Вот мы с вами и побывали на фабрике где в умелых руках мастеров рождается такая красота Результат: дети по очередно открывают окошки, педагог по картинке рассказывает о процессе производства. Обобщение этапа добывания знаний с помощью заполнения кармашка лэпбука. Цель: Подвести итог беседы по теме: «Процесс изготовления Гжельской керамической посуды» путём заполнения страницы лэпбука «Гжельская роспись» Способ достижения: Подбираются картинки по соответствующей теме и дети педагогом закрепляют знания о процессе изготовления гжельской посуды. Результат: Дети с помощью педагога заполняют страницу лэпбука. Физминутка «Сеточки Гжели». Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки) Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу) Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками) Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками) Сеточки (показывают сеточку в воздухе) Цветочки и конечно завиточки. Как мы рисуем сетки гжель. (руки вниз и в стороны) Рисование элементов росписи с использованием песочного стола. Дети кончиками пальцев рисуют на песке элементы гжельской росписи (капелька, линия, точки, сеточки черточки,) 3. Рисование элементов гжельской росписи на песочном столе. Цель: развитие моторики рук и пальцев, внимания, памяти, речи. Результат: дети кончиками пальцев рисуют на песке элементы гжельской росписи. Работа с лепбуком. Цель: сформировать умения рисовать гжельские узоры применяя мазок с тенью, капелька, линия, тычок. Результат: Дети с помощью педагога заполняют страницу лэпбука. 4. Рисование красками открытым мазком на световом столе без предварительного рисунка. Цель: знакомство с техникой рисования и прорисовка элементов через образцы гжельской росписи и практическое применение полученных знаний (рисование кисточкой). Способ достижения: Дети рисуют красками открытым мазком “Мазок с тенями”. Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек. Результат: отрабатывать умения применять мазок с тенью, рисовать элементы гжельской росписи (мазок с тенью, капелька, линия, тычок) и затем заполняют страничку лэпбука. 5. Дидактическая игра «Собери узор» Цель: сформировать умение детей составлять целое из частей. Результат: ребёнок складывает картинку и называет виды росписи (хохломской, городецкой, гжель, дымковской) и затем заполняют страничку лэпбука. 6. Интерактивная игра «Магазин посуды» Цель: формировать представление о гжельской посуде. Результат: дети знакомятся с гжельской посудой, отличают её от других видов посуды. Собранные по данной теме картинки складывают в кармашек лэпбука «Гжельская посуда»». Цель: Подвести итог игры по теме «Магазин посуды» путём заполнения страницы лэпбука «Гжельская посуда» Результат: Дети с помощью педагога заполняют страницу лэпбука. | |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания. | Продуктивная деятельность. Всех детей приглашаем в мастерскую «Гжель», где каждый ребёнок может стать мастером. Цель: Знакомство с техникой ниткографией: создание аппликации из шерстяных ниток двумя способами: контурным и силуэтным. Способ достижения: дети создают гжельскую тарелочку при помощи шаблона гжельской розы, клея и ниток. Результат: дети изготовили тарелочки с росписью гжель в нетрадиционной техники «ниткография». | |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Посмотрите какая красивая тарелочка у вас получилась, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно- голубое чудо! У каждого получился свой неповторимый узор! Чему мы должны были научиться? Удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? Почему город и посуда называется одинаково «Гжель»? Что вам понравилось сегодня на занятии? А сейчас ребята давайте посмотрим, как у вас получилось. Все работы выставляются на доску. Молодцы мастера! Все ваши работы получились яркие, красивые и сказочные. Посмотрите на свои работы и скажите все работы одинаковые или нет? Правильно все разные, потому что каждый мастер оставил частичку своего тепла в своей работе. Рефлексия «Знаки» Педагог: Ребята, перед вами, лежат, необычные знаки, хотите знать, что они обозначают? ! – у меня все получилось, я восхищаюсь. ? – у меня все получилось, но остались вопросы. . - у меня все получилось, но возвращаться к этой теме мне не хочется. Подумайте и возьмите тот знак, который вы считаете для себя нужным. А теперь поднимите и покажите мне. А сейчас я всех прошу подойти вот к такому волшебному столу. Мне сегодня с вами очень понравилось путешествовать, и поэтому, я выложу на столе знак восклицательный. Вы сегодня молодцы, потрудились на славу и создали книгу о гжельской росписи. (показать детям что получилось). | |
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | ||
4.1 | Создание интерактивной книги – лепбук по теме «Сказочная гжель» |
3 этап – Заключительный (анализ и оценка полученных результатов, их оформление и обсуждение).
Создание интерактивной книги – лепбук (приложение 1)
Созданный лэпбук «Гжель» – это результат совместной работы воспитателей, детей и их семей..В ходе проекта нам удалось сформировать представление у детей об истории возникновения гжельской росписи, об элементах и узорах, о том что гжельскую роспись можно выполнять не только с помощью красок, но и использовать нетрадиционные методы изображения такие как, «ниткография». Результативность работы с лэпбуком подтверждается знаниями детей к концу года основных видов декоративных росписей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Сказочная Гжель»
Проект позволяет расширить знания детей о традиционном русском художественном промысле – «гжельская керамика», освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки и ...
Проект «Снежная гжель»
Знакомство детей с народным промыслом «Гжель» в МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары реализуется проект «Снежная гжель» по благоустройству игровых площадок....
Проект " Волшебная Гжель" в подготовительной группе
Знакомство детей с русским декоративным искусством " Волшебная Гжель"...
Проект "Сказочная гжель"
В настоящее время утрачена такая нравственная ценность, как патриотизм. У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных промыслов, о народных мастерах, особенностях росписи. Недостаточ...
Творческий проект «Сказочная гжель»
Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо не только формировать художественный вкус, но и...
Проект "Сказочная гжель"
ВведениеСлово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в...
Проект «Сказочная гжель»
Познакомить детей с русским декоративным искусством гжельских мастеров, с техникой изготовления гжели....