Приемы и методы ритмического моделирования в арт-терапии
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Арт-терапия— это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод профилактики, развития и психологической коррекции детей. Практические упражнения, которые можно использовать на занятиях представлены в этой статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_i_metody_ritmicheskogo_modelirovaniya_v_artterapii.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы и методы ритмического моделирования в арттерапиии.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим предложить вам несколько приемов из многих, существующих в арттерапии, которые мы используем на занятиях с детьми.
Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования, и здесь очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех.
Изобразить движение на плоскости листа или холста мы сможем только если будем понимать и чувствовать ритм. Очень важно не только воспринимать ритм, но и уметь создавать свой ритм звуков, движений, форм и цветов.
Работа по созданию ритмов начинается с подготовительного этапа, а именно с раскрытия понятия “ритм” на понятном для детей языке.
Ритм - это когда через определенные промежутки повторяются звуки, слова, движения.
Затем мы с ребятами совершаем экскурсию по группе и не только по группе, а и по детскому саду, и ищем ритмы. Это не только полезно, но и очень увлекательно.
На занятиях мы говорим о ритме, когда знакомимся с клеткой в тетради и выводим графические диктанты.
Дети уже познакомились с понятием формы и цвета окружающих предметов, знают, что такое ритм. Теперь мы можем начинать работу по созданию собственных ритмов.
1.Первый ритм, который мы будем создавать – это ритм формы
Детям раздаются разлинованные листы, в которых столько строчек, сколько ритмов нужно изобразить.
Сейчас рисовать ритмы будем простым или черным карандашо. Это простые ритмы из геометрических фигур.
1 строчка : ритм - кружок, кружок, кружок. Надо стараться, чтобы круги были одного размера, расстояние между ними делать одинаковое. Рисуем до конца строчки.
2 строчка : ритм: большой кружок - маленький кружок, большой кружок - маленький кружок.
3 строчка: овал, овал, овал
4 строчка: большой квадрат – маленький прямоугольник, маленький прямоугольник большой квадрат - маленький прямоугольник. маленький прямоугольник.
Эту строчку мы даем, чтобы дети поняли, что можно ритм составить из разных фигур, а также разных размеров, главное, что должен сохраняться ритм.
5 строчка: на пятой строчке объединим две фигуры вместе: треугольник и кружок.
Показать детям как должна выглядеть совмещенная фигура
На шестой строчке создайте свой собственный ритм формы.
Прочитайте пожалуйста свой ритм.
Следующий этап работы – это работа с цветом.
Сейчас вы увидите, как на глазах меняются строчки, когда начнете раскрашивать фигуры. Мы с помощью цвета сделаем из этих строчек цветовой ритм этих фигур.
У детей недостаточно развито воображение, поэтому сначала надо показать способы закрашивания. Например, весь круг раскрасить красным или синим, можно использовать и другие цвета; поделить круг вертикально пополам, половинку круга раскрасить в синий цвет, половинку в желтый, также горизонтально поделить круг и раскрасить по половинке; можно заштриховать линиями; сделать круг пятнистым.
Первая строчка составит такой ритм: синий кружок- красный кружок, синий кружок – красный кружок. Можно взять два других чередующихся цвета.
У детей недостаточно развито произвольное внимание, поэтому рекомуем детям в будущих красных кружках поставить красные точки, а в будущих синих - синие. Уместите пожалуйста на строчке 8 кругов.
На начальных этапах можно предложить варианты закрашивания
– большой и маленький кружок – желтые, большой и маленький кружок – зеленые. Можно чередовать: большие круги–желтые, маленькие - зеленые.
Третья строчка: придумайте сами свой цветовой ритм.
Прочитайте свой ритм, пожалуйста.
Давайте сделаем пятую строчку.
Кого эти две совмещенные фигуры напоминают?
Похоже на человечка, клоуна. Чередуем веселое лицо и грустное лицо. У шапочек (треугольников) чередуем кисточку и помпончик, кисточка – помпончик. Можно чередовать так: 1 фигура - красный круг с зеленым треугольником, 2 фигура – зеленый круг с красным треугольником.
Следующий этап. Лепка ритма.
Небольшое отступление: И в школе и в детском саду программа составлена так, что в основном нагружается левое полушарие, особенно в школе. Для установления межполушарного взаимодействия мы будем лепить двумя руками.
Давайте слепим ритм первой строчки.
Возьмем в одну руку пасму с пластилина, а другой будем отщипывать равные кусочки красного и синего пластилина. Будем лепить шарики. В каждую руку возьмем по кусочку пластилина. Первые шарик крутим большим и указательным пальцами, второй шарик лепим большим и средним пальцами, третий - большим и безымянным, четвертый –большим и мизинцем. Теперь тоже самое делаем из красного пластилина. Складываем на листочек. Получились шарики. Чтобы сделать кружочки, мы должны эти шарики сплющить. Берем шарики и поочередно зажимаем между пальцами так, как мы лепили сами шарики, т.е. между большим и указательным, между большим и средним пальцем и т.д.
Теперь выкладываем ритм.
Давайте слепим ритм из овалов. Делаем тоже самое, что и с шариками, только лепим короткие колбаски. Детям можно приговаривать туда-сюда.
Сплющиваем.
Ритм из цветной бумаги.
Нарезаем полоски соответственно размерам фигур.
Складываем первую полоску цветной бумаги так, чтобы каждое сложение было в форме прямоугольника, а вторую полоску, чтобы каждое сложение составляло квадрат. Для младших школьников можно усложнить : одну из чередующихся фигур заменить на круг.
Арттерапия позволяет сделать процесс создания ритмов радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих и безоценочное принятие ими продуктов творчества ребенка, повышают его самооценку и степень самопринятия.
Ребенок может экспериментировать с цветом и формой. Здесь нет “плохо-хорошо” правильно-неправильно . Есть самостоятельный выбор и фантазия.
Вместе с тем формируется самоконтроль и произвольность внимания, устанавливаются межполушарные связи, развивается зрительно-моторная координация. Проговаривая ритмы, дети учатся правильно распределять свое дыхание, а также такие занятия служат средством коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему "Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям"
Консультация для воспитателей на тему: «Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям» ...
Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...
«Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям»
Методы и приёмы обучения музыкально- ритмическим движениям....
"Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
В данной работе подробно описывается применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотво...
Использование метода наглядного моделирования в развитии темпо-ритмической стороны речи
Информация будет интересна и полезна учмтелям-логопедам, т.к. содержит практический материал для организации указанного вида работы...
Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
В представленной работе раскрывается организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...
Презентация «Приемы и методы Тико-моделирования в работе с дошкольниками»
Цель: создание условий для развития конструктивного мышления у детей через применение технологии ТИКО-моделирования...