"Полет в космос"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ и технологии деятельностного подхода к обучению.
Группа: старшая
Вид НОД: аппликация
Тип НОД: комбинированный
Тема НОД: «Полёт в космос»
Планируемый результат:
Воспитательный:
Дети проявляют умение сотрудничать со взрослым и со сверстниками; проявляют интерес к продуктивной познавательной деятельности и доброжелательные отношения к друг другу.
Развивающий:
Проявляют интегративные личностные качества:
«Физически развитый»: дети правильно выполняют физические упражнения;
«Любознательный, активный»: дети проявляют интеллектуальную активность, проявляют познавательный интерес; могут самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступным способом; проявляют интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность; испытывают интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта; предлагают пути решения проблем.
«Эмоционально отзывчивый»: проявляют положительные эмоции в процессе деятельности; проявляют эмоциональную отзывчивость, заботливое отношение к окружающим.
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: отвечают на вопросы развёрнутой фразой; внимательны к поручениям взрослых, проявляют самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступают в сотрудничество; стремятся регулировать свою активность: соблюдать очерёдность, учитывать права других людей; расширяют словарный запас; пользуются не только простыми, но и сложными предложениями.
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»: соблюдают установленный порядок поведения в группе, ориентируются в своём поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил.
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»: проявляют самостоятельность в разнообразных видах деятельности; могут самостоятельно поставить цель занятия (или принять её от воспитателя), осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели; уверенно использует освоенные техники в художественном творчестве; способны к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно- исследовательской деятельности, активно используют доступные средства – сравнения.
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: слушают и понимают взрослого (коммуникативные УУД), действуют по правилу или образцу в разных видах деятельности, самостоятельно планируют действия; способны удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания (регулятивные УУД); способны аргументировать свои суждения; стремятся к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым (личностные УУД).
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»: по собственной инициативе апплицируют; уверенно используют технику симметричного вырезания; организуют рабочее место; проявляют аккуратность и собранность в процессе выполнения; бережно относятся к инструментам; соблюдают правила безопасности с ножницами.
Образовательный:
Дети знают и называют планеты солнечной системы, некоторые сведения из истории космонавтики; умеют изготавливать ракету путём симметричного вырезания из бумаги сложенной вдвое.
Цель: Сформировать умение передавать форму ракеты, применяя приём симметричного вырезывания из бумаги сложенной вдвое.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать навыки сотрудничества;
воспитывать у детей интерес к продуктивной деятельности.
Воспитывать самостоятельность и любознательность при выполнении заданий;
Воспитывать гордость за свою страну, интерес к Космосу и космонавтам
воспитывать аккуратность в работе.
Развивающие:
Развивать общую моторику, координацию движений.
Развивать речь, умение обобщать и делать выводы, высказывать и обосновывать свои суждения.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Развивать интегративные качества: «Физически развитый» (развивать мелкую моторику, координацию движения), «Любознательный, активный» ( вызвать интерес к игровой ситуации и продуктивной деятельности; умение проявлять интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность;; предлагать пути решения проблем.), «Эмоционально отзывчивый» (вызвать эмоциональный отклик на предложенные игровые ситуации), «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: развивать умение свободного общения со взрослыми, развивать все компоненты устной речи детей; «Способный управлять своим поведением»: продолжать учить соблюдать установленный порядок поведения в группе, ориентироваться в своём поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил; «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»: побуждать детей искать выход из проблемной ситуации, выполнять задание по образцу; «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: развивать умение слушать и понимать взрослого, способность аргументировать свои суждения (коммуникативные УУД), действовать по правилу или образцу при работе с ножницами и при апплицировании (регулятивные УУД); стремление к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым (личностное УУД).
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»: развивать умения проявлять аккуратность и собранность в процессе выполнения аппликации; бережно относятся к инструментам.
Образовательные:
Систематизировать представления детей о космосе;
Уточнить некоторые сведения из истории развития космонавтики: кто был первым космонавтом, кто первым вышел в открытый космос.
Упражнять в подборе антонимов;
Изобразительная: умение изображать ракету, используя приём симметрии;
Техническая: познакомить детей с техническим приёмом – симметричное вырезание.
Принципы воспитания и обучения:
доступности;
наглядности;
проблематизации;
деятельности;
диалогизации; создание положительного эмоционального фона.
Методы воспитания:
Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
Беседа
Диалог
Художественное слово
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
Создание ситуации успеха
Поощрение и порицание
Игровая ситуация
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные
наглядные
практические
методы развития познавательного интереса
Методы целостного подхода к деятельности:
Методы контроля и самоконтроля
Методы развития психических функций:
Создание проблемной ситуации.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства:
Демонстрационный: портреты космонавтов, изображение разных ракет, инструкция по технике безопасности работы с ножницами;
Раздаточный: ножницы, клей – карандаш, клеёнки, салфетки, простые карандаши, картон черного, цветная бумага, технологические карты.
Оборудование: ноутбук, медиапроектор, колонки
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций, книг о космосе;
разучивание стихотворений;
занятие по лепке «Космическая техника»;
занятие по рисованию «В далёком космосе»;
просмотр презентации «Загадочный мир космоса
изготовление с родителями поделок «Космический транспорт».
Беседа с детьми о предстоящем празднике «День космонавтики». Знакомство детей с понятием «Солнечная система», с названием планет. Чтение литературы по теме и рассказывание детям в доступной форме о космосе и космонавтах.
Подбор признаков к предметам, антонимов.
Список литературы:
Н. В. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 207 с.
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004. – 246 с.
Бондаренко Т.М. комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 432 с.
Детство: [Текст] Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
Рабочая программа по воспитанию и обучению детей 5-6 лет старшей группы на 2012-2013 гг.
Интернет-ресурсы.
План НОД:
1.Вводная часть
Организационно- мотивационный момент
2.Основная часть
2.1 Актуализация знаний
2.2 Восприятия предмета
2.3 Объяснение приёмов работы
2.4 Первичное закрепление во внешней речи
2.5 Физ. минутка
2.6 Практическая работа (самостоятельная работа с самопроверкой)
2.7 Включение знаний в систему повторения
3.Заключительная часть
3.1 Анализ и оценивание работ
3.2 Подведение итога.
Ход НОД
1.Вводная часть
Организационно- мотивационный момент
Дети сидят на стульях.
- Ребята, сегодня, 12 апреля, я хочу поздравить вас с праздником «Международным днём полёта человека в космос».
Но не только я хочу вас поздравить. К нам в гости пришёл Лунтик. Он тоже сегодня отмечает этот праздник. В честь знаменательной даты Лунтик хочет вас позвать с собой, чтобы совершить полёт в космос на ракете.
- Вы хотите совершить полёт в космос? (Да)
Лунтик должен убедиться, что вы подготовлены к полёту: знаете о космосе и сумеет изготовить ракету как у Лунтика.
2.Основная часть
2.1 Актуализация знаний
(показ на слайде)
Наш гость приготовил вам интересные задания и волшебный экран, который поможет вам пройти подготовку космонавта.
- Посмотрите, что на экране?
- Сколько звёзд на небе? (много)
Правильно. Их несчётное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками.
- А знаете, какая звезда к нам ближе всего? Отгадайте загадку:
Эта жёлтая звезда
Согревает нас всегда.
Все планеты освещает,
От других звёзд защищает…(солнце)
Правильно, это Солнце. Посмотрите на экран. На экране слайда «Звёздное небо» появляется Солнце.
Это наша звезда – Солнце. Она даёт нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле. Все звёзды очень разные по размеру и температуре.
- А в космосе только Солнце?
(нет, ещё планеты)
Правильно. У нашей звезды – Солнца – есть своя семья. В ней 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца.
У нашей планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному все они Солнцем согреты.
Ребята, помогите мне вернуть планеты на свою орбиту. Я буду читать загадки про планеты. Если вы угадаете, о какой идёт речь, она появится на экране.
Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней.
На экране появляется планета Меркурий.
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара (Венера)
На экране появляется планета Венера.
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери. (Земля)
На экране появляется планета Земля.
Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри. (Марс)
На экране появляется планета Марс.
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (Юпитер)
На экране появляется планета Юпитер.
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин. (Сатурн)
На экране появляется планета Сатурн.
А что за планета зелёного цвета? (Уран)
На экране появляется планета Уран.
Царь морской названье той планете дал,
Он именем своим её назвал. (Нептун)
На экране появляется планета Нептун.
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом её солнечный луч не достал. (Плутон)
На экране появляется планета Плутон.
Кружится хоровод планет,
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определён,
Но только на Земле мир жизнью заселён.
Ребята, посмотрите на экран. Мы забыли ещё про одно небесное тело. Отгадайте загадку:
Ночью по небу гуляю,
Тускло Землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня… (луной)
- Что такое луна?
Правильно.
-А какие спутники ещё есть у нашей планеты?
Правильно. Ученые под руководством Королева (показ портрета Королёва) изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство.
- Какое живое существо первым побывало в Космосе?
Правильно. (показ иллюстрации) В космической ракете с названием «Восток»
- Кто первый на планете подняться к звездам смог?
Правильно. (показ портрета Гагарина) 12 апреля 1961 года впервые в мире Ю.Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на космическом корабле. Этим подвигом гордится наша страна.
-Кто повторил подвиг Гагарина?
Правильно. (показ портретов)
- Ребята, а каким должен быть космонавт? Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество.
Речевая игра «Скажи наоборот»
Ленивый - трудолюбивый
Злой - добрый
Слабый - сильный
Медлительный - быстрый
Неряшливый - аккуратный
Грустный - веселый
Нервный - спокойный
Старый - молодой
Трусливый – смелый
Неуклюжий — ловкий
Все качества, которые перечислили вы, присуще космонавту. (На слайде появляется космонавт)
Итак, мы с вами прошли подготовку космонавта.
2.2 Восприятия предмета
- Что же не хватает для полёта в космос? (ракеты)
Правильно, ракеты. (На слайде появляется ракета)
Лунтик предлагает сделать вам ракету как у него. (показ образца)
- Хотите на такой же ракете совершить полёт в космос? (Да)
Он мне рассказал, как он её изготовил, и я хочу научить вас этому.
– Как вы думаете, какой формы может быть ракета? (показ на слайде)
Посмотрите на волшебный экран. Здесь изображены различные ракеты. (слайд)
- Чем они похожи? (Формой)
Правильно. Форма ракеты похожа на веретёнце. Это связано с тем, что ей приходится по дороге в космос пролетать через воздух. Воздух мешает лететь быстро. Его молекулы стукаются о корпус и тормозят полёт. Для того чтобы уменьшить воздушное сопротивление, форму ракеты и делают гладкой и обтекаемой.
- Какой у ракеты нос? Почему?
(ответы детей)
У ракеты нос острый. Это сделано потому, что ей нужно разрезать препятствие, стоящее у ней на пути — воздух.
Дети узнают о форме ракеты, умеют выделять у ней существенные признаки, сравнивать с другими. Создана мотивация на практическую деятельность. Формирование познавательных, коммуникативных, личностных УУД
2.3 Объяснение приёмов работы
У космонавтов всегда имеются точные указания и инструкции, вот и вам волшебный экран предлагает с ними познакомиться. (Рассматривание образцов и технологических карт к ним).
Нам понадобятся 1 прямоугольник из цветной бумаги (для корпуса), 2 квадрата белого цвета для иллюминаторов, простой карандаш, клей-карандаш, ножницы.
Прямоугольник сложите пополам цветной стороной внутрь. Нарисуйте контур ракеты (половину) и вырежьте при помощи ножниц. (показ на слайде)
Из квадратов вырезаем круги – это иллюминаторы. (показ на слайде)
– Куда нужно прикрепить иллюминатор?
Приклеиваем иллюминаторы на ракету, расположив их симметрично по центру ракеты. (показ на слайде)
Готовую ракету приклеиваем на общий фон – космическое пространство.
Дети знакомятся с технологией выполнения аппликации через демонстрацию на слайде и объяснение.
2.4 Первичное закрепление во внешней речи
Задачи: 1)организовать усвоение детьми нового способа действий с проговариванием его в речи;
2) задать вопросы на уточнение.
2.5 Физ.минутка
- Расскажите о последовательности.
(Дети рассказывают о последовательности предстоящей работы)
- Для начала повторим правила пользования ножницами.
1.Ножницы во время работы класть справа кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвии ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2.Передавать товарищу ножницы кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
3. При работе с ножницами не размахивать руками, следить, чтобы они не падали на пол. Не класть на край стола.
Прежде, чем вы приступите к самостоятельной работе, давайте немного отдохнём и разомнёмся.
Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом
вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над Землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)
Из полёта возвратились (руки в стороны)
И на землю приземлились. (руки опустить)
2.6 Практическая работа
(самостоятельная работа с самопроверкой)
В процессе самостоятельной деятельности воспитатель проверяет ход выполнения аппликации у каждого ребёнка, привлекая внимание на алгоритм действий. При необходимости оказывает индивидуальную помощь.
- Ребята, на изготовленную вами ракету нанесите клей (на обратную сторону). Необходимо правильно нанести клей (по всем краям и в центре), чтобы ваша ракета не упала на Землю, а летела в высь.
Дети выполняют аппликацию, используя, технику симметричного вырезания; организуют рабочее место; проявляют аккуратность и собранность в процессе выполнения; бережно относятся к инструментам; соблюдают правила безопасности с ножницами; проявляют интерес к продуктивной деятельности.
Действуют по образцу, самостоятельно планируют действия; удерживают в памяти правило, высказанное воспитателем, и действовать по нему без напоминания; стремятся к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым. Проявляют положительные эмоции в процессе деятельности Формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных УУД
2.7 Включение знаний в систему повторения
- Ракета к вылету готова? (Да)
Занимайте места.
Начинаем отсчёт: 10, 9,8, 7,…. 1, пуск.
Приклеиваем по очереди. Следим, чтобы нос ракеты был направлен вверх.
Дети с ракетами встают возле общего фона «Космическое пространство».
Проговаривают хором отсчёт и по очереди наклеивают свои ракеты на общий фон, следя за правильным расположением (нос ракеты направлен вверх).
(Показ видеоролика.)
- Каким способом получили ракету?
(Способ симметричного вырезания)
- Что можно вырезать таким способом ещё?
(Ответы детей: цветок, лист и т.д.)
- Артур, на какую планету ты полетел на своей ракете? Почему на эту?
Опрос других детей.
Регулируют свою активность: соблюдать очерёдность, учитывать права других детей; вступают в сотрудничество; соблюдают установленный порядок поведения в группе, ориентируются в своём поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил
3.Заключи-тельная часть
3.1 Анализ и оценивание работ
Вот мы с вами запустили наши ракеты в космос.
- Посмотрите, какие красивые ракеты у нас получились!
-Вам они нравятся? (ответы детей)
Все постарались!
- Что бы Вы хотели добавить к своей ракете, изменить в ней что-нибудь? (ответы детей)
- Выберите наиболее понравившуюся вам ракету, и объясните, почему вы выбрали именно эту.
Не забывайте, что мы проявляем доброжелательность и уважительное отношение к ребятам и их работам.
Все молодцы!
Лунтику очень нравятся ваши ракеты!
Дети оценивают свою работу и работу сверстников (Личностные УУД);
на основе анализа объектов делают выводы (Познавательные УУД);
слушают и понимают других;
строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформляют свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД )
3.2 Подведение итога. Рефлексия.
Нам пришла пора возвращаться в детский сад.
Ребята, спасибо вам за замечательное космическое путешествие.
- Удалось ли нам совершить полёт в космос с Лунтиком? (ответы детей)
- Что для этого пришлось выполнить? (ответы детей)
- Что больше всего запомнилось на занятии? (ответы детей)
– Испытывали ли Вы затруднения в процессе работы? (ответы детей)
Ребята, Лунтик говорит, что ему очень понравилось с вами побывать в космосе, праздновать день космонавтики. Он очень рад, что решил сегодняшний день провести вместе с вами, ведь вы выполняли все задания правильно, но ему пора возвращаться домой.
Давайте попрощаемся с ним. (прощаются)
- Лунтик, приходи к нам ещё, мы тебя будем ждать!
- Наше занятие подошло к концу.
Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие с детьми в старшей группе "Полет в космос"
Задачи:1.Развивать быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях.2.Развивать быстроту двигательной реакции.3.Формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощ...
Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе. “Полет в космос”.
Конспект занятия по РЭМП с использованием блоков Дьенеша....
Досуг посвященный Дню космонавтики для детей старшей группы «Полет в космос»
Предварительная работа: Дети заранее под руководством воспитателя делятся на две команды, выбираются капитаны – командиры кораблей. Также заранее ребята придумывают названия своим командирам и выбираю...
Конспект ООД «Путешествие в космос», посвященное 60-летию первому полету в космос
Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах.Задачи:- расширять кругозор детей;- развивать познавательный интерес и любознательность детей;- познакомить детей с первым советским кос...
Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»
Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»...
Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос» в средней группе «Любознайки»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №57» городского округа Самара Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Это...
Методическая разработка мероприятия, посвященная празднику в честь полета первого космонавта Ю. А. Гагарина для детей старшего дошкольного возраста "Полет в космос"
Методическая разработка мероприятия, посвященная празднику в честь полета первого космонавта Ю. А. Гагарина для детей старшего дошкольного возраста "Полет в космос"...