"Полет в космос"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Бабинцева Оксана Александровна

Деятельный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ и технологии деятельностного подхода к обучению.

Группа: старшая

Вид НОД: аппликация

Тип НОД: комбинированный

Тема НОД: «Полёт в космос»

Планируемый результат:

Воспитательный:

Дети проявляют умение сотрудничать со взрослым и со сверстниками; проявляют интерес к продуктивной познавательной деятельности и доброжелательные отношения к друг другу.

Развивающий:

Проявляют интегративные личностные качества:

«Физически развитый»: дети правильно выполняют физические упражнения;

«Любознательный, активный»: дети проявляют интеллектуальную активность, проявляют познавательный интерес; могут самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступным способом; проявляют интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность; испытывают интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта; предлагают пути решения проблем.

«Эмоционально отзывчивый»: проявляют положительные эмоции в процессе деятельности; проявляют эмоциональную отзывчивость, заботливое отношение к окружающим.

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: отвечают на вопросы развёрнутой фразой; внимательны к поручениям взрослых, проявляют самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступают в сотрудничество; стремятся регулировать свою активность: соблюдать очерёдность, учитывать права других людей; расширяют словарный запас; пользуются не только простыми, но и сложными предложениями.

«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»: соблюдают установленный порядок поведения в группе, ориентируются в своём поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил.

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»: проявляют самостоятельность в разнообразных видах деятельности; могут самостоятельно поставить цель занятия (или принять её от воспитателя), осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели; уверенно использует освоенные техники в художественном творчестве; способны к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно- исследовательской деятельности, активно используют доступные средства – сравнения.

«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: слушают и понимают взрослого (коммуникативные УУД), действуют по правилу или образцу в разных видах деятельности, самостоятельно планируют действия; способны удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания (регулятивные УУД); способны аргументировать свои суждения; стремятся к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым (личностные УУД).

«Овладевший необходимыми умениями и навыками»: по собственной инициативе апплицируют; уверенно используют технику симметричного вырезания; организуют рабочее место; проявляют аккуратность и собранность в процессе выполнения; бережно относятся к инструментам; соблюдают правила безопасности с ножницами.

Образовательный:

Дети знают и называют планеты солнечной системы, некоторые сведения из истории космонавтики; умеют изготавливать ракету путём симметричного вырезания из бумаги сложенной вдвое.

Цель: Сформировать умение передавать форму ракеты, применяя приём симметричного вырезывания из бумаги сложенной вдвое.

Задачи:

Воспитательные:

воспитывать навыки сотрудничества;

воспитывать у детей интерес к продуктивной деятельности.

Воспитывать самостоятельность и любознательность при выполнении заданий;

Воспитывать гордость за свою страну, интерес к Космосу и космонавтам

воспитывать аккуратность в работе.

Развивающие:

Развивать общую моторику, координацию движений.

Развивать речь, умение обобщать и делать выводы, высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать интегративные качества: «Физически развитый» (развивать мелкую моторику, координацию движения), «Любознательный, активный» ( вызвать интерес к игровой ситуации и продуктивной деятельности; умение проявлять интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность;; предлагать пути решения проблем.), «Эмоционально отзывчивый» (вызвать эмоциональный отклик на предложенные игровые ситуации), «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: развивать умение свободного общения со взрослыми, развивать все компоненты устной речи детей; «Способный управлять своим поведением»: продолжать учить соблюдать установленный порядок поведения в группе, ориентироваться в своём поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил; «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»: побуждать детей искать выход из проблемной ситуации, выполнять задание по образцу; «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: развивать умение слушать и понимать взрослого, способность аргументировать свои суждения (коммуникативные УУД), действовать по правилу или образцу при работе с ножницами и при апплицировании (регулятивные УУД); стремление к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым (личностное УУД).

«Овладевший необходимыми умениями и навыками»: развивать умения проявлять аккуратность и собранность в процессе выполнения аппликации; бережно относятся к инструментам.

Образовательные:

Систематизировать представления детей о космосе;

Уточнить некоторые сведения из истории развития космонавтики: кто был первым космонавтом, кто первым вышел в открытый космос.

Упражнять в подборе антонимов;

Изобразительная: умение изображать ракету, используя приём симметрии;

Техническая: познакомить детей с техническим приёмом – симметричное вырезание.

Принципы воспитания и обучения:

доступности;

наглядности;

проблематизации;

деятельности;

диалогизации; создание положительного эмоционального фона.

Методы воспитания:

Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

Беседа

Диалог

Художественное слово

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Создание ситуации успеха

Поощрение и порицание

Игровая ситуация

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные

наглядные

практические

методы развития познавательного интереса

Методы целостного подхода к деятельности:

Методы контроля и самоконтроля

Методы развития психических функций:

Создание проблемной ситуации.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства:

Демонстрационный: портреты космонавтов, изображение разных ракет, инструкция по технике безопасности работы с ножницами;

Раздаточный: ножницы, клей – карандаш, клеёнки, салфетки, простые карандаши, картон черного, цветная бумага, технологические карты.

Оборудование: ноутбук, медиапроектор, колонки

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, книг о космосе;

разучивание стихотворений;

занятие по лепке «Космическая техника»;

занятие по рисованию «В далёком космосе»;

просмотр презентации «Загадочный мир космоса

изготовление с родителями поделок «Космический транспорт».

Беседа с детьми о предстоящем празднике «День космонавтики». Знакомство детей с понятием «Солнечная система», с названием планет. Чтение литературы по теме и рассказывание детям в доступной форме о космосе и космонавтах.

Подбор признаков к предметам, антонимов.

Список литературы:

Н. В. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 207 с.

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004. – 246 с.

Бондаренко Т.М. комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 432 с.

Детство: [Текст] Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

Рабочая программа по воспитанию и обучению детей 5-6 лет старшей группы на 2012-2013 гг.

Интернет-ресурсы.

План НОД:

1.Вводная часть

Организационно- мотивационный момент

2.Основная часть

2.1 Актуализация знаний

2.2 Восприятия предмета

2.3 Объяснение приёмов работы

2.4 Первичное закрепление во внешней речи

2.5 Физ. минутка

2.6 Практическая работа (самостоятельная работа с самопроверкой)

2.7 Включение знаний в систему повторения

3.Заключительная часть

3.1 Анализ и оценивание работ

3.2 Подведение итога.

Ход НОД

1.Вводная часть

Организационно- мотивационный момент

Дети сидят на стульях.

- Ребята, сегодня, 12 апреля, я хочу поздравить вас с праздником «Международным днём полёта человека в космос».

Но не только я хочу вас поздравить. К нам в гости пришёл Лунтик. Он тоже сегодня отмечает этот праздник. В честь знаменательной даты Лунтик хочет вас позвать с собой, чтобы совершить полёт в космос на ракете.

- Вы хотите совершить полёт в космос? (Да)

Лунтик должен убедиться, что вы подготовлены к полёту: знаете о космосе и сумеет изготовить ракету как у Лунтика.

2.Основная часть

2.1 Актуализация знаний

(показ на слайде)

Наш гость приготовил вам интересные задания и волшебный экран, который поможет вам пройти подготовку космонавта.

- Посмотрите, что на экране?

- Сколько звёзд на небе? (много)

Правильно. Их несчётное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками.

- А знаете, какая звезда к нам ближе всего? Отгадайте загадку:

Эта жёлтая звезда

Согревает нас всегда.

Все планеты освещает,

От других звёзд защищает…(солнце)

Правильно, это Солнце. Посмотрите на экран. На экране слайда «Звёздное небо» появляется Солнце.

Это наша звезда – Солнце. Она даёт нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле. Все звёзды очень разные по размеру и температуре.

- А в космосе только Солнце?

(нет, ещё планеты)

Правильно. У нашей звезды – Солнца – есть своя семья. В ней 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца.

У нашей планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вокруг Солнца вращаются наши планеты.

По-разному все они Солнцем согреты.

Ребята, помогите мне вернуть планеты на свою орбиту. Я буду читать загадки про планеты. Если вы угадаете, о какой идёт речь, она появится на экране.

Крохотулечка-планета

Первой Солнышком согрета,

И проворна – год на ней

Восемьдесят восемь дней.

На экране появляется планета Меркурий.

В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра,

И на мне всегда жара (Венера)

На экране появляется планета Венера.

На планете чудеса:

Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери. (Земля)

На экране появляется планета Земля.

Это красная планета

По соседству с нами.

Он зимой и даже летом

Мерзнет надо льдами.

Странно, что ни говори, -

Лед не сверху, а внутри. (Марс)

На экране появляется планета Марс.

В телескоп скорей взгляните

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет. (Юпитер)

На экране появляется планета Юпитер.

Все планеты с полюсами,

Есть экватор у любой.

Но планеты с поясами

Не найдете вы другой.

В этих кольцах он один,

Очень важный господин. (Сатурн)

На экране появляется планета Сатурн.

А что за планета зелёного цвета? (Уран)

На экране появляется планета Уран.

Царь морской названье той планете дал,

Он именем своим её назвал. (Нептун)

На экране появляется планета Нептун.

А эту планету холод страшный сковал,

Теплом её солнечный луч не достал. (Плутон)

На экране появляется планета Плутон.

Кружится хоровод планет,

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определён,

Но только на Земле мир жизнью заселён.

Ребята, посмотрите на экран. Мы забыли ещё про одно небесное тело. Отгадайте загадку:

Ночью по небу гуляю,

Тускло Землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня… (луной)

- Что такое луна?

Правильно.

-А какие спутники ещё есть у нашей планеты?

Правильно. Ученые под руководством Королева (показ портрета Королёва) изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство.

- Какое живое существо первым побывало в Космосе?

Правильно. (показ иллюстрации) В космической ракете с названием «Восток»

- Кто первый на планете подняться к звездам смог?

Правильно. (показ портрета Гагарина) 12 апреля 1961 года впервые в мире Ю.Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на космическом корабле. Этим подвигом гордится наша страна.

-Кто повторил подвиг Гагарина?

Правильно. (показ портретов)

- Ребята, а каким должен быть космонавт? Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество.

Речевая игра «Скажи наоборот»

Ленивый - трудолюбивый

Злой - добрый

Слабый - сильный

Медлительный - быстрый

Неряшливый - аккуратный

Грустный - веселый

Нервный - спокойный

Старый - молодой

Трусливый – смелый

Неуклюжий — ловкий

Все качества, которые перечислили вы, присуще космонавту. (На слайде появляется космонавт)

Итак, мы с вами прошли подготовку космонавта.

2.2 Восприятия предмета

- Что же не хватает для полёта в космос? (ракеты)

Правильно, ракеты. (На слайде появляется ракета)

Лунтик предлагает сделать вам ракету как у него. (показ образца)

- Хотите на такой же ракете совершить полёт в космос? (Да)

Он мне рассказал, как он её изготовил, и я хочу научить вас этому.

– Как вы думаете, какой формы может быть ракета? (показ на слайде)

Посмотрите на волшебный экран. Здесь изображены различные ракеты. (слайд)

- Чем они похожи? (Формой)

Правильно. Форма ракеты похожа на веретёнце. Это связано с тем, что ей приходится по дороге в космос пролетать через воздух. Воздух мешает лететь быстро. Его молекулы стукаются о корпус и тормозят полёт. Для того чтобы уменьшить воздушное сопротивление, форму ракеты и делают гладкой и обтекаемой.

- Какой у ракеты нос? Почему?

(ответы детей)

У ракеты нос острый. Это сделано потому, что ей нужно разрезать препятствие, стоящее у ней на пути — воздух.

Дети узнают о форме ракеты, умеют выделять у ней существенные признаки, сравнивать с другими. Создана мотивация на практическую деятельность. Формирование познавательных, коммуникативных, личностных УУД

2.3 Объяснение приёмов работы

У космонавтов всегда имеются точные указания и инструкции, вот и вам волшебный экран предлагает с ними познакомиться. (Рассматривание образцов и технологических карт к ним).

Нам понадобятся 1 прямоугольник из цветной бумаги (для корпуса), 2 квадрата белого цвета для иллюминаторов, простой карандаш, клей-карандаш, ножницы.

Прямоугольник сложите пополам цветной стороной внутрь. Нарисуйте контур ракеты (половину) и вырежьте при помощи ножниц. (показ на слайде)

Из квадратов вырезаем круги – это иллюминаторы. (показ на слайде)

– Куда нужно прикрепить иллюминатор?

Приклеиваем иллюминаторы на ракету, расположив их симметрично по центру ракеты. (показ на слайде)

Готовую ракету приклеиваем на общий фон – космическое пространство.

Дети знакомятся с технологией выполнения аппликации через демонстрацию на слайде и объяснение.

2.4 Первичное закрепление во внешней речи

Задачи: 1)организовать усвоение детьми нового способа действий с проговариванием его в речи;

2) задать вопросы на уточнение.

2.5 Физ.минутка

- Расскажите о последовательности.

(Дети рассказывают о последовательности предстоящей работы)

- Для начала повторим правила пользования ножницами.

1.Ножницы во время работы класть справа кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвии ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

2.Передавать товарищу ножницы кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.

3. При работе с ножницами не размахивать руками, следить, чтобы они не падали на пол. Не класть на край стола.

Прежде, чем вы приступите к самостоятельной работе, давайте немного отдохнём и разомнёмся.

Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом

вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над Землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)

Из полёта возвратились (руки в стороны)

И на землю приземлились. (руки опустить)

2.6 Практическая работа

(самостоятельная работа с самопроверкой)

В процессе самостоятельной деятельности воспитатель проверяет ход выполнения аппликации у каждого ребёнка, привлекая внимание на алгоритм действий. При необходимости оказывает индивидуальную помощь.

- Ребята, на изготовленную вами ракету нанесите клей (на обратную сторону). Необходимо правильно нанести клей (по всем краям и в центре), чтобы ваша ракета не упала на Землю, а летела в высь.

Дети выполняют аппликацию, используя, технику симметричного вырезания; организуют рабочее место; проявляют аккуратность и собранность в процессе выполнения; бережно относятся к инструментам; соблюдают правила безопасности с ножницами; проявляют интерес к продуктивной деятельности.

Действуют по образцу, самостоятельно планируют действия; удерживают в памяти правило, высказанное воспитателем, и действовать по нему без напоминания; стремятся к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым. Проявляют положительные эмоции в процессе деятельности Формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных УУД

2.7 Включение знаний в систему повторения

- Ракета к вылету готова? (Да)

Занимайте места.

Начинаем отсчёт: 10, 9,8, 7,…. 1, пуск.

Приклеиваем по очереди. Следим, чтобы нос ракеты был направлен вверх.

Дети с ракетами встают возле общего фона «Космическое пространство».

Проговаривают хором отсчёт и по очереди наклеивают свои ракеты на общий фон, следя за правильным расположением (нос ракеты направлен вверх).

(Показ видеоролика.)

- Каким способом получили ракету?

(Способ симметричного вырезания)

- Что можно вырезать таким способом ещё?

(Ответы детей: цветок, лист и т.д.)

- Артур, на какую планету ты полетел на своей ракете? Почему на эту?

Опрос других детей.

Регулируют свою активность: соблюдать очерёдность, учитывать права других детей; вступают в сотрудничество; соблюдают установленный порядок поведения в группе, ориентируются в своём поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил

3.Заключи-тельная часть

3.1 Анализ и оценивание работ

Вот мы с вами запустили наши ракеты в космос.

- Посмотрите, какие красивые ракеты у нас получились!

-Вам они нравятся? (ответы детей)

Все постарались!

- Что бы Вы хотели добавить к своей ракете, изменить в ней что-нибудь? (ответы детей)

- Выберите наиболее понравившуюся вам ракету, и объясните, почему вы выбрали именно эту.

Не забывайте, что мы проявляем доброжелательность и уважительное отношение к ребятам и их работам.

Все молодцы!

Лунтику очень нравятся ваши ракеты!

Дети оценивают свою работу и работу сверстников (Личностные УУД);

на основе анализа объектов делают выводы (Познавательные УУД);

слушают и понимают других;

строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформляют свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД )

3.2 Подведение итога. Рефлексия.

Нам пришла пора возвращаться в детский сад.

Ребята, спасибо вам за замечательное космическое путешествие.

- Удалось ли нам совершить полёт в космос с Лунтиком? (ответы детей)

- Что для этого пришлось выполнить? (ответы детей)

- Что больше всего запомнилось на занятии? (ответы детей)

– Испытывали ли Вы затруднения в процессе работы? (ответы детей)

Ребята, Лунтик говорит, что ему очень понравилось с вами побывать в космосе, праздновать день космонавтики. Он очень рад, что решил сегодняшний день провести вместе с вами, ведь вы выполняли все задания правильно, но ему пора возвращаться домой.

Давайте попрощаемся с ним. (прощаются)

- Лунтик, приходи к нам ещё, мы тебя будем ждать!

- Наше занятие подошло к концу.

Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие с детьми в старшей группе "Полет в космос"

Задачи:1.Развивать быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях.2.Развивать быстроту двигательной реакции.3.Формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощ...

Досуг посвященный Дню космонавтики для детей старшей группы «Полет в космос»

Предварительная работа: Дети заранее под руководством воспитателя делятся на две команды, выбираются капитаны – командиры кораблей. Также заранее ребята придумывают названия своим командирам и выбираю...

Конспект ООД «Путешествие в космос», посвященное 60-летию первому полету в космос

Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах.Задачи:- расширять кругозор детей;- развивать познавательный интерес и любознательность детей;- познакомить детей с первым советским кос...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос» в средней группе «Любознайки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №57» городского округа Самара   Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос  Ю. А. Гагарина «Это...

Методическая разработка мероприятия, посвященная празднику в честь полета первого космонавта Ю. А. Гагарина для детей старшего дошкольного возраста "Полет в космос"

Методическая разработка мероприятия, посвященная празднику в честь полета первого космонавта Ю. А. Гагарина для детей старшего дошкольного возраста "Полет в космос"...