Использование нетрадиционной аппликации с детьми с умственной отсталостью
консультация по аппликации, лепке по теме
Представлен личный опыт работы в группе компенсирующей направленности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью от 4 до 7 лет, по развитию творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация. В статье представлен опыт работы в аппликативной деятельности с детьми с умственной отсталостью умеренной, тяжелой. Представлены нетрадиционные виды аппликации, нетрадиционные материалы и техники. Особое внимание уделяется этапам работы с детьми по принципу «от простого к сложному».
Введение
Тот, кто хоть раз общался с ребенком с умственной отсталостью, наверняка имеет представление, как бывает трудно заинтересовать его той или иной практической деятельностью. У таких детей часто отмечается нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограничен запас представлений об окружающем мире, что влияет на развитие ребенка в целом и, в частности, на формирование творческих навыков.
Работа с детьми с умственной отсталостью умеренной, тяжелой ведется в нашей группе по всем образовательным областям с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем художественному творчеству. Ведь именно в дошкольном возрасте, более чем когда-либо, творческая деятельность оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и его личность в целом.
Творческие способности пронизывают все этапы развития ребенка, пробуждают инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое значение занимает аппликация. Аппликативная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта.
Однако существует проблема, ее острота заключается в том, что у умственно отсталых дошкольников отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия. Для творческого развития у таких детей недостаточно применения традиционных техник обучения, а именно: составление узоров из бумажных геометрических фигур, предметная аппликация из готовых форм и другие.
74% воспитанников нашей группы не держат ножницы, не имеют даже первоначальных навыков их использования. Остальные 26% могут только так сказать «отрезать» но не вырезывать даже самые простейшие элементы из бумаги, а порой ножницы являются и скрытым фактором опасности для такой категории обучающихся. У большинства детей нарушена координация движений рук, крупная и мелкая моторика. Не ориентируются на плоскости, не развита память, не проявляют познавательную активность, пассивны к любому виду практической деятельности.
Поэтому появилось желание разнообразить практическую деятельность детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой по аппликации. Всем известно, что такое аппликация. Аппликация — один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
А само слово Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Но, нигде не сказано, что запрещается использовать другой материал, кроме бумаги! Вот этим, я и решила воспользоваться. Необходимо было детям предложить такие виды аппликации и нестандартный материал, чтобы побудить у них желание участвовать в аппликативной деятельности. Приложение 1
Для решения этой проблемы стала углубленно изучать необходимую методическую литературу. Необходимо было так организовать образовательный процесс в аппликативной деятельности, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям, способствовал развитию интеллектуальных и творческих способностей детей. Для этого необходимо было подобрать наиболее эффективные средства и методы обучения на основе современных педагогических технологий.
Поэтому перед собой поставила цель: создание условий для развития творческих способностей детей с умственной отсталостью посредством нетрадиционных техник аппликации.
Для достижения цели определила следующие задачи:
- Учить детей нетрадиционным техникам аппликации, сочетая различный материал и технику изображения.
- Содействовать овладению дошкольниками нетрадиционных техник аппликации.
- Развивать познавательную активность, сенсорные процессы, мелкую и крупную моторику, развивать аппликативные умения и навыки.
- Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.
4. Повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития творческих способностей дошкольников.
Для реализации поставленной цели определила направления:
- изучение и анализ необходимой литературы по данной теме;
- подбор эффективных форм и методов работы с детьми;
- подбор нетрадиционных техник и средств, доступных для детей с нарушением интеллекта;
- совершенствование форм и методов мотивации родителей (законных представите-
лей) на сотрудничество по данному вопросу.
Предполагаемый результат:
- Эффективная система работы, включающая нетрадиционные способы аппликации.
- Созданы оптимальные условия для стимулирования творческого развития детей с умственной отсталостью
- Родители (законные представители) являются активными участниками образовательного процесса.
Основная часть
Свою работу начала с поиска необходимой информации и подбора необходимого материала. Нетрадиционных видов аппликации оказалось достаточно, т.е. выбор был большой. Исходя из индивидуальных возможностей и возрастных особенностей моих воспитанников, выбирала такие нетрадиционные техники, которые бы не требовали для работы больших временных и физических затрат, чтобы дети имели возможность самостоятельно приготовить для себя необходимый материал, например: нарвать клочки бумаги или салфеток для обрывной и объемной аппликации, смять лист цветной бумаги, скрутить бумажную салфетку в шарик или жгут и т.д.
Изучив все выбранные техники, я пришла к выводу, что все эти действия необходимы для моих воспитанников не только как для творческого развития, но и для развития в первую очередь у них мелкой моторики, а учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Как было уже отмечено ранее, творческая деятельность детей с умственной отсталостью, в отличие от нормы, имеет свои специфические особенности. Для начала была проведена предварительная работа с детьми, на протяжении некоторого времени дети выполняли специальные упражнения по выкладыванию элементов, без фиксации к чему-либо. Бумажные элементы нам заменили декоративные камни, приготовленные мною заготовки из жестких салфеток для уборки дома, элементы из вискозных салфеток, чтобы можно было тут- же исправить, переделать, сделать лучше, проявив фантазию. Приложение 2
Благодаря этим упражнениям дети перестали бояться сделать что-то не так, стали более самостоятельными в выборе материала и изображения, они поняли, что можно одновременно экспериментировать и создавать прекрасное. Также во время этой работы у детей развивались: моторика рук, ориентирование на плоскости, сенсорные процессы, мышление, творческие способности и самостоятельность.
Наблюдения за детьми в процессе выполнения заданий позволил мне выделить несколько групп обучающихся.
Первую группу образовали дети, которые легко выполняли по показу простейшие задания. Самостоятельно подбирали необходимый материал и средства.
Дети второй группы допускали в процессе практической деятельности много лишних, нецелесообразных движений, проявляли торопливость. Движения рук быстрые, импульсивные. Не соблюдали порядок действий, не соблюдали элементарные правила поведения во время практической деятельности. Проявляли неусидчивость, не доводили начатое до конца.
Дети третьей группы наоборот, проявляли заторможенность, вялость, движения рук замедленные, неуверенны в своих действиях, мелкая и крупная моторика плохо развиты. При выполнении самого простого задания требовалась постоянная помощь педагога.
Наличие таких детей, резко отличающихся друг от друга, стало причиной необходимости дифференциации работы при развитии творческих способностей. Также ее необходимость обусловлена, прежде всего, разной степенью снижения интеллекта, особенностями моторики, неодинаково развитыми сенсорными процессами, специфическими проявлениями в области эмоционально – волевой сферы и другими особенностями умственно отсталых детей.
Поэтому были созданы оптимальные условия для каждого ребенка. Заботясь о качестве педагогических методов и приемов, всегда учитывала реакцию детей на процесс обучения. О результатах обучения аппликации судила не только потому, что ребенок правильно и выразительно выполнил аппликацию, но и по тому, возник ли у него интерес к этой деятельности, готов ли он выполнять аппликацию самостоятельно.
Как известно, умственно отсталые дети часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать. Вместо образца детям представлялся только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это и является толчком к развитию воображения, творчества, самостоятельности.
Вовлечение детей в аппликационную деятельность проходило в 3 этапа по принципу «от простого к сложному».
На первом этапе знакомила детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник аппликации: аппликация из бумажных салфеток, «декупаж», из мятых бумажных салфеток, из листьев, лоскутков ткани, из вискозных салфеток, из фантиков, из конфетти.
Вначале дети рассматривали работы, выполненные каким-то одним видом техники, знакомились с материалом, который был использован, исследовали его, наблюдали за способом выполнения. Только потом детям была представлена возможность самостоятельно повторить данный способ на практике.
Например, при использовании техники «декупаж» каждому ребенку предлагала сначала обклеить бумажной салфеткой диск, а после того, как они высохнут, приклеивали на них вырезанные заранее картинки из салфеток. Очень удобным и практичным материалом считаю бумажные одноразовые тарелки, они могут быть и круглые квадратные, также мы использовали СD диски. Опыт показывает, что дети с умственной отсталостью легко с ними справляются, потому что во время выполнения «декупажа» необходимо наносить большое количество клея на поверхность тарелки или диска, чтобы приклеить сверху салфетку или отдельный фрагмент. Детям удобно удерживать их в руке, и они не скользят по столу. В итоге получились замечательные работы.
Аппликация из конфетти является одним из эффективных способов развития мелкой моторики рук. Нащелкивала дыроколом кружочки из цветной бумаги, рисовала рисунок на цветном картоне, а дети с моей не большой помощью, самостоятельно наносили клей и выкладывали кружочки. Аппликации получились яркие и интересные. Приложение 3
На втором этапе обучения нетрадиционным техникам аппликации работа усложнилась. Детей знакомила с такими видами аппликации, как обрывная аппликация, из скрученных салфеток, из круп, из ниток, из ваты, из ватных дисков, смешивала с другими материалами: бумагой, картоном, пластилином.
Больше всего на детей произвела впечатление «обрывная аппликация», дети получили возможность рвать бумагу на мелкие кусочки, что раньше было не допустимо. Какой был восторг! Выкладывали фон, предметные изображения, мозаичную аппликацию.
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный вид творчества. Обычно дети их видели в красивых салфетницах на столе, а использовали их только после приема пищи. Какое было у детей изумление, когда было разрешено их порвать на мелкие кусочки, затем каждый кусочек с помощью пальцев необходимо было скрутить в шарик. Полученные шарики наклеивали по рисунку на клей ПВА. Из них мы делали различные яркие аппликации: «Розовый поросенок», «Осенняя береза» и др.
Аппликация из сыпучих продуктов развивает мелкую моторику и открывает новые возможности и способности для ребенка. Такая аппликация выполнялась способом вдавливания в пластилин, то есть на небольшой шаблон элемента наносился тонкий слой пластилина, и дети вдавливали какую либо крупу. Большим плюсом является доступность и безопасность материала, и, что немало важно, простота исполнения самой аппликации.
При изготовлении пасхальных яиц из соленого теста, для украшения мы использовали разноцветные пайетки, которые также вдавливали в массу. Работы получились вполне креативные.
Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать объемную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций использовала не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчало работу с аппликацией. Например, детям очень понравилось делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Кроме того, вату и ватные диски красили, что существенно расширило пространство для художественных экспериментов моих воспитанников.
Аппликация из ниток развивает фантазию, усидчивость, творчество, тактильные ощущения. Воспитанники, которые умеют хоть немного пользоваться ножницами, сами нарезали нитки на мелкие части. Во время этого процесса дети находили способы, чтобы упростить и ускорить этот процесс: складывали нитку в несколько слоев, чтобы укоротить длину, но увеличить объем. Что способствовало активизации у них мышления. Затем наносили клей, посыпали ниточки, а лишние убирали. В итоге получились пушистые и простые в исполнении картины. Приложение 4
На третьем этапе использовала более сложную технику «торцевание», которая требует более развитую мелкую моторику и координацию движений рук, клей нам часто заменял пластилин, а кисточку карандаш или ручка. Торцевание выполняли и на бумаге и на дисках, на одноразовых тарелках.
Для изготовления объемных аппликаций использовала технику торцевания из бумажных салфеток на пластилине. Для этого из пластилина делала заготовку, и, конечно же, в этом деле мне помогали мои воспитанники, на нее уже крепили «торцовочки». Очень эффектно выглядели бабочки, цветы, сезонные деревья, выполненные в этой технике. Приложение 5
Использование нетрадиционных видов аппликации так же способствовало развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы детей. Нетрадиционные техники обогатили знания и представления детей о предметах и их использовании, о материалах, их свойствах, способах действия с ними. При непосредственном контакте пальцев рук с тканью или вискозными салфетками дети узнали их свойства: не рвутся, как бумага, мягкие, приятные на ощупь. При контакте с ватой узнали, что она пушистая, мягкая и легкая. Таким образом, происходило развитие тактильной чувствительности и ознакомление с окружающим миром.
Но эффективной работа по развитию творческих способностей у детей с умственной отсталостью может быть только при тесном и постоянном взаимодействии родителей (законных представителей) и детского сада в лице педагогов. Потому что в нашей группе чрезвычайно важна помощь родителей (законных представителей).
Провела анкетирование родителей (законных представителей), анализ которых дал неутешительные результаты. Выяснила, что родители практически всех детей абсолютно не считают важным для развития своего ребенка аспекты творческой деятельности, выдвигая на первый план формирование математических представлений, развитие речи и обучение грамоте.
Кроме того, как оказалось, не все дети имели дома краски, пластилина. Собранные данные позволили разработать содержание сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников. Была оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные консультации. Постоянно находила различные пути вовлечения родителей в процесс совместной творческой и познавательной деятельности с детьми. Поэтому следующим этапом был мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники аппликации». Приложение 6
Заключение
Считаю, что аппликация нетрадиционным способом, является интересным и доступным занятием для детей. Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность ребенка, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу аппликации, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Прослеживается положительная динамика на уровне развития художественно-творческих способностей в аппликативной деятельности. Наблюдения за деятельностью детей, позволяют утверждать, что аппликационные работы детей стали богаче по содержанию, насыщенны разнообразными деталями, заметно возросла самостоятельность в выполнении задания, отмечается положительная динамика в творческом развитии детей. Дети стали более смелыми в выборе способов и материалов, не приходится их уговаривать, чтобы вовлечь в аппликативную деятельность, а стоит только начать подготовку к аппликации, дети тут как тут. Приложение 7
Литература
- Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей //Дефектология. 1983. № б. С. 3-16.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.
- Диагностика и коррекция ЗПР у детей. /Под ред. С.Г. Шевченко-М.: АРКТИ, 2001.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996.
- Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. - М., 2000.
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Изд. НПО «МОДЭК», 1998.
- Петрушкина С.В. /Образовательные и развивающие возможности аппликации//Начальная школа. - 2004. - №5.-с.36-37.
- https://multiurok.ru/files/nietraditsionnyie-tiekhniki-applikatsii-kak-sriedstvo-razvitiia-doshkol-nikov.html
- https://infourok.ru/doklad-na-temu-applikaciya-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-u-vospitannikov-s-ovz-1649650.html
Приложение 1
Нетрадиционные виды аппликации
- Обрывная аппликация
- Аппликация из конфетти
- Аппликация из мятой бумаги или салфеток
- Аппликация из салфеток
- Аппликация из фантиков
- Аппликация из вискозных салфеток
- Аппликация из лоскутков ткани
- Аппликация из крупы
- Аппликация из ваты и ватных дисков
- Аппликация из ниток
- Аппликация из листьев;
- Аппликация в технике «декупаж»
- Аппликация в технике «коллаж»
- Аппликация в технике «торцевание»
Нетрадиционный материал и средства
Бумажные, вискозные салфетки
Крупа, макаронные изделия
Семена подсолнечника или тыквы
Пайетки, пуговицы
Конфетти
Фантики от конфет
Нитки разные по толщине и по цвету
Листья (возможно использование засушенных листьев и цветов)
Газеты
Гофрированная бумага
Самоклеющаяся бумага или цветной скотч
Диски CD
Одноразовые тарелки
Коробки от конфет
Пластилин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью
Применение в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью легкой степени нетрадиционных методов, таких как песочная терапия....
Реализация технологий здоровьесбережения по средствам театрализованной деятельности с детьми с умственной отсталостью
В данной статье я представляю реализацию одного из видов здоровьесберегающих технологий – «технологию здоровьесбережения посредством театрализованной деятельности с детьми с умственной отс...
Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми с умственной отсталостью
Самый главный элемент зимних прогулок – подвижные игры. Во время проведения подвижных игр на воздухе дети получают возможность проявить большую активность. Физические упражнения на свежем воздух...
Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени.
Презентация для родителей....
Презентация опыта работы по теме: "Взаимопомощь между детьми с умственной отсталостью и детьми с РАС, как способ социализации в разновозрастных группах ДОУ".
Актуальность данной темы сложно умолить. Ведь каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Для усп...
Методическая разработка. "Девушка Осень". Создание аппликации с детьми с умственной отсталостью.
конспект занятия по созданию аппликации с использованием природного материала - осенних листьев. освоить с детьми методы работы с сухими листьями....
Методическая разработка"Веселые зайцы". Создание аппликации с детьми с умственной отсталостью.
Конспект занятия по созданию аппликации с использованием различных фактурных материалов....