ПРОГРАММА по развитию творческих способностей «Умелые ручки»
рабочая программа по аппликации, лепке на тему
ПРОГРАММА
по развитию творческих способностей
«Умелые ручки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.docx | 43.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение г Нижневартовска
детский сад №61 «Соловушка»
ПРОГРАММА
по развитию творческих способностей
«Умелые ручки»
Составитель:
Т.А. Никитина
г. Нижневартовск,
1.Содержание.
№ | Наименование | страница |
Содержание | ||
Паспорт программы | ||
Пояснительная записка | ||
3.1 | Цели и задачи программы | |
3.2 | Планируемые результаты | |
3.3 | Объём образовательной нагрузки | |
4. | Содержание программы «Умелые ручки» | |
5. | Организационно-педагогические условия | |
5.1 | Учебный план | |
5.2 | Расписание занятий | |
5.3 | Календарный учебный график | |
5.4 | Программно-методическое обеспечение | |
5.5 | Материально-техническое обеспечение | |
6. | Мониторинг | |
7. | Список литературы |
2.Паспорт программы.
Наименование программы | Программа кружка по развитию творческих способностей «Умелые ручки» МАДОУ г Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» « |
Составитель программы | Воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ г Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»: Никитина Татьяна Александровна |
Заказчики программы | МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»; родители (законные представители). |
Цель | Развитие творческих способностей детей используя нетрадиционные материалы в аппликации. |
Задачи | - Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок, используя нетрадиционные материалы; - Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги; - Развивать внимание и усидчивость; - Формировать изобразительные навыки и умения. - Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. |
Приоритетное направление | Художественно-эстетическое развитие |
Сроки реализации программы | 1год |
3.Пояснительная записка.
Аппликация - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.
По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.
По форме аппликация бывает объемной и плоской.
По цвету — одноцветная и многоцветная.
Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.
Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с нетрадиционными материалами в аппликации на плоскостных формах и изображениях обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети старшего возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.
Аппликация с применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Формируются навыки контроля и самоконтроля.
3.1. Цель и задачи программы.
Цель: Развитие творческих способностей детей используя нетрадиционные материалы в аппликации.
Задачи:
- Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок, используя нетрадиционные материалы;
- Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги;
- Развивать внимание и усидчивость;
- Формировать изобразительные навыки и умения.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
3.2. Планируемые результаты.
В ходе реализации программы ребёнок научится:
- Использовать в аппликации нетрадиционные материалы;
- Составлять композицию из разных деталей;
- Фантазировать и применять это в своих поделках;
- Усидчивости и взаимопомощи.
Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, мастер-классах для родителей и педагогов, педсоветах, творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в конкурсах различного уровня.
3.3. Объём образовательной нагрузки.
Сроки реализации рабочей программы: 1 год.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с поставленными целями и задачами: подготовительный этап (этап сбора материалов), практический этап (обучение способам действия с материалом, создание творческих работ), отчётный этап (проведение открытых занятий, презентация альбомов).
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, объём образовательной нагрузки 20 минут.Тема рассчитана на 2 занятия: на первом – подготовка материала, на втором – творческая деятельность. Занятия проводятся в основной образовательной деятельности по подгруппам (по 13 человек).
- Содержание программы «Умелые ручки»
неделя | Формы работы | Цель | Работа с родителями |
1 | Беседа с детьми на тему «Разнообразие нетрадиционных материалов для аппликации» | Рассказать детям о многообразии материалов для аппликации. Знакомство с материалами с помощью наглядного материала и слайдов. | Беседа с родителями на тему «Мелкая моторика и развитие речи». |
2 | Наблюдения за процессом работы с различными материалами. | Посмотреть на примере использование материалов в аппликации. Заинтересовать детей. | Консультация для родителей «Аппликация как средство развития мелкой моторики ребёнка» |
3 | Беседа «Новинки из мусорной корзинки» | Продолжать знакомство с нетрадиционными материалами в аппликации. Показать на слайдах готовые работы из них. | Беседа с родителями «Нетрадиционные материалы для аппликации» |
4 | Рассказ об отличии работы с нетрадиционным материалом от работы с бумагой. | Показать отличие работы с нетрадиционным материалом от работы с бумагой. | Консультация для родителей «Особенности работы с нетрадиционными материалами» |
5 | Аппликация из манной крупы «Гриб боровик» | Развивать умение работать по трафарету, совершенствовать навык работы с клеем, научить детей работе с крупами. | Памятка для родителей «Рекомендации по работе с нетрадиционными материалами» |
6 | Аппликация из манной крупы «Осенний лист» | Продолжать развивать умение работать по трафарету, совершенствовать навык работы с клеем, продолжать учить детей работе с крупами. | Практические советы по работе с нетрадиционными материалами. |
7 | Аппликация из манной и гречневой крупы «Цветок» | Учить комбинировать разные виды круп в одном изображении. | Мастер-класс для родителей «Аппликация из нетрадиционных материалов» |
8 | Аппликация из трёх видов круп (рис, пшено, гречка) «Осеннее дерево» | Продолжать учить комбинировать разные виды круп в одном изображении. | Консультация для родителей «Навыки умения ребёнка 6-7 лет» |
9 | Аппликация из манной крупы и шерстяных нитей «Аквариум» | Учить комбинировать в одном изображении разные виды материалов. Показать способы работы с шерстяными нитями. Познакомить с сюжетным изображением. | Памятка «Стихи для мелкой моторики» |
10 | Аппликация из манной, гречневой крупы и шерстяных нитей «Лес» | Продолжать учить комбинировать крупу и шерстяные нити в одном изображении. Продолжать знакомить с сюжетным изображением. | Индивидуальные беседы с родителями. |
11 | Аппликация из риса, манки и шерстяных нитей «Лебедь в пруду» | Продолжать учить комбинировать крупу и шерстяные нити в одном изображении. Продолжать знакомить с сюжетным изображением. | Индивидуальные беседы с родителями |
12 | Аппликация из шерстяных нитей на бархатной бумаге без использования клея «Подводный мир» | Показать свойства бархатной бумаги и способы работы с использованием шерстяных нитей. Учить выкладывать изображение без использования клея. | Выставка детских работ. |
13 | Аппликация из макарон «Пшеничное поле» | Показать способы применения макарон в аппликации. | Рекомендации родителям по работе с нетрадиционными материалами. |
14 | Аппликация из макарон «Чайный сервиз» | Научить составлять из разных видов макаронных изделий задуманный предмет. | Консультация для родителей «Правила при работе с ножницами» |
15 | Аппликация из макарон «Зимние пейзажи» | Продолжать учить использовать в изображении разные виды макаронных изделий. | Индивидуальные беседы с родителями |
16 | Аппликация из макарон, ниток и манной крупы «Новогодняя красавица» | Продолжать учить сочетать в одном изображении различные материалы. | Выставка детских работ. |
17 | Аппликация с использованием яичной скорлупы, перловой крупы «Цыплёнок» | Учить способам работы с яичной скорлупой. | Рекомендации для родителей «Аппликация в домашних условиях» |
18 | Аппликация с использованием яичной скорлупы и макаронных изделий «Зимний лес и его жители» | Учить создавать зимние пейзажи с использованием скорлупы и макарон. | Практические советы по работе с нетрадиционными материалами. |
19 | Аппликация из яичной скорлупы и шерстяных нитей «Дикие животные» | Продолжать учить сочетать различные материалы. | Выставка детских работ. |
20 | Аппликация из манки, шишек «Колючий ёж» | Упражнять в работе с трафаретом, упражнять в работе с природным материалом. | Индивидуальные беседы с родителями |
21 | Аппликация из манки, веточек и шишек «Зимний лес» | Продолжать работу с природным материалом. | Мастер-класс для родителей «Аппликация из нетрадиционных материалов» |
22 | Аппликация из макарон «Военный транспорт» | Продолжать учить составлять целое изображение, используя макароны разной формы. | Консультация «Роль аппликации в развитии ребёнка» |
23 | Аппликация из макарон «Коврик» | Продолжать учить составлять изображение на прямоугольном листе картона, используя макароны разной формы. | Выставка детских работ. |
24 | Аппликация с использованием крупы и стружки поточенного карандаша «Ёжик» | Показать способы создания изображения из нового материала (стружки). Показать способы крепления данного материала на картоне. Продолжать учить пользоваться трафаретом. | Изготовление совместно с родителями макетов: «Животные наших лесов» |
25 | Аппликация из ниток «Букет для мамы» | Продолжать учить работать с трафаретом. Развивать наблюдательность, воображение. Учить с помощью шерстяных нитей разного цвета создавать изображение, похожее на оригинал | Индивидуальные беседы с родителями |
26 | Аппликация с использованием макарон разного вида и бумажных тарелочек «Красивая тарелка» | Учить симметрично располагать изображение на круглой плоскости. Продолжать учить создавать изображение из макаронных изделий разной формы. | Консультация «Роль аппликации в развитии мелкой моторики рук» |
27 | Аппликация из ткани «Чайник» | Упражнять в работе с тканью и клеем, развивать конструктивные умения и представления о сочетании цветов, расширять знания о посуде, продолжать учить ориентироваться на плоскости. | Выставка детских работ. |
28 | Аппликация из ткани готовых форм «Красивая рыбка» | Упражнять в работе с тканью, ориентироваться на плоскости, составлять изображение рыбки из частей. | Изготовление альбомов «Нетрадиционные материалы для аппликации» |
29 | Аппликация из ткани «Разноцветные кораблики» | Упражнять в работе с тканью и с клеем, развивать конструктивные умения и цветосочетание, расширять представления об окружающем, ориентироваться на листе. | Практические советы по работе с нетрадиционными материалами. |
30 | Аппликация из ткани готовых форм «Красная Шапочка» | Упражнять детей в аппликации с тканью, ориентироваться на плоскости, составлять изображение человека из частей, развивать тактильное восприятие, глазомер, зрительно-двигательную координацию, моторику рук. | Индивидуальные беседы с родителями |
31 | Аппликация из шерстяных нитей «Домашние животные» | Продолжать учить работать с трафаретом. Развивать наблюдательность, воображение. Учить с помощью шерстяных нитей разного цвета создавать изображение, похожее на оригинал. | Выставка детских работ. |
32 | Аппликация из ватного листа «Грибочки для белочки» | Познакомить детей с новым материалом для аппликации и способам действий с ним, развивать тактильное восприятие, упражнять в составлении целого из частей. | Мастер-класс для родителей «Аппликация из нетрадиционных материалов» |
33 | Аппликация из ватного листа «Теремок» | Продолжать знакомить с разными материалами и техниками, упражнять в составлении целого из частей. | Изготовление альбома «Мои поделки» |
34 | Аппликация из ватного листа «Разные машины едут по дороге» | Продолжать знакомить с разными материалами и техниками, упражнять в составлении целого из частей. | Презентация альбома «Мои поделки» в группе. |
35 | Аппликация по желанию детей. | Подведение итогов уходящего года. | Выставка детских работ. |
36 | Диагностика |
- Организационно-педагогические условия
- Учебный план
№ | Наименование услуги | Возраст | Кол-во часов в неделю |
1 | Развитие творческих способностей «Умелые ручки» | 5-й год жизни | 2 |
- Расписание занятий
День недели | Время |
Вторник | 15.30-15.50 |
Среда | 15.30-15.50 |
- Календарный учебный график
Тема | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | май |
Вводное занятие. Знакомство с материалами. Правила техники безопасности. | 8 | ||||||||
Работа с крупой | 8 | ||||||||
Работа с шерстяными нитями | 2 | 6 | |||||||
Комбинирование крупы и нитей; | 2 | 8 | |||||||
Работа с макаронными изделиями; | 8 | ||||||||
Работа с яичной скорлупой; | 8 | ||||||||
Работа с природным материалом | 8 | ||||||||
Комбинирование материалов | 8 | ||||||||
Работа с тканью; | 2 | ||||||||
Работа с ватными дисками | 6 | ||||||||
Диагностика | 2 | ||||||||
Итого | 72 занятия; 36 недель |
- Программно-методическое обеспечение
Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы написана |
Аппликация из нетрадиционных материалов | Программа по развитию творческих способностей «Умелые ручки» | 1. «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова. 2. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил 3. Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с. : ил. 4. Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А. А. Грибовской. -М : ТЦ Сфера, 2010.-192с. (Вместе с детьми) |
6. Мониторинг
Называет детали строительного материала | Использует детали с учетом констр. свойств | Преобразование конструкций | Конструирует по образцу | Конструирует по собственному замыслу | Сооружает 5-7 несложных конструкций | Строит до 4 усложненных вариантов объектов | Обсл. образцы в последовательности | Складывает лист пополам | Конструирует игрушки сложением листа | Определяет способ изготовления при обследовании образца | Конструирование из природного материала | Средний балл | Уровень | |
7. Список литературы
1.Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования) .
2.Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.
3.Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
4.Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
5.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.- 160 стр. + 16 с цв.вкл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Умелые ручки»
Дополнительная образовательная программакружка творческой деятельности«Умелые ручки»...
Программа "Умелые ручки" приобщение дете к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей.
Программа кружка...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...
«Приобщение детей к ручному труду и развитие творческих способностей» к кружку «Умелые ручки»
Развивать познавательные, конструктивные, творческие способности в процессе деятельности с различными материалами....
Программа кружка по развитию творческих способностей детей «Умелые ручки»
Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповто...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-4 лет «Умелые ручки»
Программа «Умелые ручки» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств ...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по проведению занятий и развитию творческих способностей «Очумелые ручки»
Программа направлена на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей. Выполняя поделки и сувениры из бисера (бусин), дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся пра...