Консультация для педагогов Развитие пластических навыков у старших дошкольников на занятиях лепкой.
учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.
Поэтому важно правильно выстроить работу так, чтобы ребенок хорошо и в нужном объеме овладел пластическими навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Развитие пластических навыков у старших дошкольников на занятиях лепкой.
Выполнила : Седашева В.Н.
воспитатель первой
квалификационной категории
Самара,2018г.
Содержание.
Введение.
1.Лепка как один из способов развития пластических навыков у дошкольников.
2.Особенности развития пластических навыков у старших дошкольников.
Список используемой литературы.
1.Лепка как один из способов развития пластических навыков у дошкольников.
Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но еще лучше один раз почувствовать. Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, ему интересно узнать не только «что это?», но и «как это устроено?».
Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.
Обычно в детском саду используют глину и пластилин. Глина - наиболее ценный материал, имеющий нейтральные и удобные для работы цвета. Она может быть грунтовой коричневого, белого, серого цвета с зеленым и голубым оттенками. Можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которая пригодна для обжига в муфельной печи.
Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.
Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Их размер определяется величиной лепки. Если фигура размером 15 Х 10 см, то доска может быть размером 35 X 22 см. Если фигура больше, то и доска должна быть большего размера. Наиболее удобная форма доски - круг, но она может быть и квадратной. В старшей и подготовительной к школе группах вместо досок можно пользоваться настольными станками с подвижно установленным диском, чтобы во время лепки ребенок мог поворачивать свою работу.
В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельност .
Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.
Для детей трёх-четырёх лет рекомендуется лепить: столбики, апельсины, вишенки, бублики, крендельки, пирожки, вареники и др. Приёмы лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы), оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).
Для работы с детьми пяти лет рекомендуется лепить: яблочко, морковь, мисочка, тарелочка, чашечка, стакан и др., где в основе лепки предметов лежат формы цилиндра, конуса (овощи, фрукты, игрушки и др.), приёмы лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт), вдавливание (корзина, чашечка, блюдце), загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.
Для детей шести-семи лет рекомендуется лепить: петрушка, курочка, уточка, птичка, котик, собачка, лисичка, мишка и др., в которых показаны разные способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный; приёмы сглаживания, плотного соединения частей .
2.Особенности развития пластических навыков у старших дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений. Для этого необходимо их предупредить, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают на картинке или о котором им читают. Это дает возможность заранее настроить детей на предстоящее занятие, четко воспринять особенности предмета и в какой-то степени обдумать его изображение. Если ребенок будет твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему возможность более целенаправленно и уверенно заниматься лепкой.
Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.
Многие способы лепки детям знакомы. Они умеют создавать основные формы, видоизменять их, а следовательно, воспитателю нет надобности прибегать к показу изображения на каждом занятии. Все чаще он полагается на самостоятельность детей в решении тех или иных вопросов.
Задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении. Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно доказать, что есть другой, наиболее удобный и подходящий.
Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в старшей группе дети с ним знакомы и могут самостоятельно его применять. Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количество глины для той или иной части.
Дети уже могут на глаз определять, сколько потребуется глины для частей, но дальнейший процесс - уточнение пропорций и формы - ребенку еще сложен. И здесь должен помочь воспитатель, указывая на недостатки в изображении. Помощь эта заключается в наводящих вопросах, дополнительном анализе формы, подсказе некоторых изобразительных средств.
Отдельные приемы, как, например, изображение фактуры стекой, можно показать всем ребятам сразу, но в основном приходится подсказывать или показывать отдельно каждому.
Индивидуальная работа в данной группе приобретает особое значение на занятиях по изобразительной деятельности.
Фронтальный показ способов лепки используют ограниченно, так как все внимание педагог направляет на сохранение творческих проявлений у детей. Воспитатель наблюдает, как ребенок планирует работу, с чего начал ее (заготовил части, разделив глину, или собирается лепить из целого куска). Вопросами педагог направляет ребят на правильное изображение характерной и выразительной формы и динамики. Например, он обращается к ребенку и предлагает: «Подумай, в каком положении у петуха шея и голова, когда он поет? Какой толщины шея около головы и около туловища?»
Если ребята лепят не по воображению, а с модели, то тем, кто затрудняется, воспитатель предлагает еще раз осмотреть предмет с целью уточнения формы. Лепка с модели (натуры) предлагается ребятам с большой осторожностью, только для более глубокого анализа формы и пропорций предмета.
Стараясь развить в детях большую самостоятельность, педагог, после того как определил задание и дал необходимые указания, некоторое время остается в стороне и дает ребятам возможность самостоятельно начать изображение. По мере того как они начинают работать, он подходит к ним и дает необходимые указания.
Если предполагается коллективная лепка, то воспитатель распределяет детей на группы и каждой дает задание. В конце занятия все обсуждают вылепленные фигурки, сравнивают их с моделью или с тем, что когда-то видели.
В основном дети сами дают оценку изделиям. В тех случаях, если работы мелкие, их помещают на специальную доску с фамилиями, а если крупные (сюжетная лепка), то ребятам дают метки, и они прикрепляют их к своим работам. Приучая детей предварительно обдумывать замысел, можно иногда предлагать делать карандашные эскизы
Список используемой литературы
1.Зайцева А.В. Чудесный пластилин: лепим с детьми.- М.:Эксмо,2011.
2.Запорожец А.В. Развитие произвольных движений.-М.1960.
3.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.-М.2010.
4.Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детсом саду.-М. 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей: «Развитие пластических умений старших дошкольников в процессе лепки глиной по мотивам Сибирских сказок»
Сибирские сказки-крайне благодатная почва для развития пластических умений дошкольников. В ходе консультации, объяснена система работы педагога в данном направлении....
Итоговая практико – значимая работаТема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...
Педагогическое сопровождение формирования навыков метания старших дошкольников в процессе проведения физкультурных занятий.
В своей работе я хочу затронуть тему метания потому, что оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка....
Цикл занятий по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников
Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников...
Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по теме «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников через общение с природой»
Закрепить знания о весне.. Развивать монологическую речь детей. Вызвать интерес к познанию природного явления –развитию и росту растений. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уваже...
Готовимся к школе. Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников. Консультация для родителей и воспитателей
В методических рекомендациях дан обзор причин нарушений письменной речи, возрастного становления графомоторных функций у ребёнка, методов и приемов развития этих навыков у старших дошкольников....
Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников"
Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий....