Педагогический опыт "Проектная деятельность в ДОУ"
материал по теме

Яровая Наталья Владимировна

Тема доклада:

«Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»(2)

(3)Актуальность: В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно-исследовательской деятельность Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — это способность к познанию. Я считаю что достичь данной цели возможно при помощи применения в своей работе именно  проектно-исследовательской деятельности.Исследовательский навык, приобретённый в ДОУ, поможет его выпускнику быть успешным в школе  в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни.Исследовательская деятельность в ДОУ развивает творческие способности детей, познавательную активность и повышает мотивацию к образовательной деятельности.

(4)Практическая значимость:

Организация исследовательской деятельности дошкольников,  объектами которой  является природа, сформирует эмоционально-ценностные отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования, патриотизм, любовь к своей местности, своему региону,  своей стране. Ведущая педагогическая идея - повысить значимость исследовательской деятельности в развитии познавательной активности детей.

Инновационный характер представленного опыта

Дошкольный возраст – это нежный возраст, когда  формируется представление об окружающей действительности, накапливаются знания, но самые прочные знания – это те, которые они добыли сами в процессе наблюдения за окружающей действительностью. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, наблюдает за поведением птиц в  окно, проводит опыты с разными предметами, уже с 2-х лет разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

 Исследовательская деятельность понимается, как специально организованная познавательная творческая деятельность воспитанников, в процессе которой ими осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие знаний с использованием доступных методов исследования. Так как соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Исходя из задачи, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Продуманная организация деятельности по познавательному развитию детей, основанная на инновационных методах, позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.

(5) Разрабатывая модель организации познавательного интереса через проектно-исследовательскую деятельность, мы поставили следующую цель:

·         формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.

(6)Нами были поставлены следующие задачи:

·         —создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;

·         расширять представления детей об окружающим мире;

·         научить планированию, поиску и умению делать выводы;

·         создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;

·         вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

 

В своей работе я отдаю предпочтение краткосрочным проектам

Моей задачей  является не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания.

Проводя свои занятия в детском саду, мы с детьми  формулируем тему в виде проблемных вопросов, ответы на которые в ходе исследования, дети сами находят, помогая сказочным героям, посетившим наше занятие. И опять это плюс, так как проходит интеграция с художественно – эстетическим развитием. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции.

Для меня также важным является мнение детей по поводу выбора темы исследования. Ведь от этого зависит успех нашей совместной деятельности, это способствует эффективному формированию умений воспитанников осуществлять исследование, организовывать и планировать свою деятельность, представлять продукт своей деятельности.

Важным также считаю, чтобы дошкольник по окончанию исследования выработал собственное, личностное отношение  к продукту своей деятельности

 

Для реализации данной работы  было проведено родительское собрание по теме: «Создание условий для  проектно-исследовательской деятельности дошкольников», на котором родители ознакомились с основными направлениями нашей работы. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в совместной работе, в создании условий в группе для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности.

Для  успешного решения поставленных задач совместно с родителями  была создана образовательная среда, в которую вошли  центр экспериментирования, разнообразные пособия: дидактические игры и упражнения,) иллюстрации, схемы, Создана полочка «Умных книг» и библиотека художественной литературы, которые позволяют в образовательной деятельности стимулировать потребность ребенка в познании окружающего мира и себя. Детьми, с помощью родителей были изготовлены книжки – самоделки, которые пополнили библиотеку группы.

После предварительной работы по созданию образовательной среды нам необходимо было вовлечь воспитанников и их родителей в целенаправленную работу по познавательному развитию.

(7)Мы разработали картотеку опытов и экспериментов для осуществления  различных проектов

(8)Так  для проекта « Волшебница вода» разработана серия экспериментов: « Водяной насос», «Торнадо», « Таяние льда», « Водяное ядро», « Спираль воды».

(9)Для проекта « Волшебное солнце» : « Как много тепла поступает в твою комнату от солнца». « Солнце греет воду», Белый свет и солнце». « Спектр», « Погода в кострюле» « Как работает солнечная печь» и т,д

(10 -15)Наряду с традиционными методами и  приемами  в своей работе мы решили использовать метод макетирования. Знакомство с окружающими явлениями природы возможно не только посредством наблюдений, изготовлением поделок, но изготовлением макетов на различные темы. В своей работе  мы используем макеты для «погружения» детей в лексическую тему. Знакомство детей с объектом происходит постепенно.  Мы читаем детям произведения художественной литературы по теме, рассматриваем иллюстрации, презентации, проводим экскурсии. В процессе подготовки к работе с макетом организуем поисково-исследовательскую деятельность — собираем различную информацию, создаем фотоальбомы. После такой большой подготовительной работы вместе с детьми приступаем к изготовлению макета, обсуждаем все его компоненты. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения, в ходе которого дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Благодаря макетированию обычное занятие превращается в увлекательную деятельность.

(16-20)Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность актуальна и очень эффективна. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки.  Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе совместной проектно-исследовательской деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к положительной динамике познавательного развития детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Я планирую продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы познавательно — исследовательского развития воспитанников  в соответствии с ФГОС ДО.

Спасибо за внимание!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Яровая Наталья Владимировна Воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательно е учреждение детский сад № 3 села Коноково муниципального образования Успенский район

Слайд 2

Яровая Наталья Владимировна "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ" ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА :

Слайд 3

Яровая Наталья Владимировна В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. Становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов . Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. . Актуальность

Слайд 4

Яровая Наталья Владимировна Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений

Слайд 5

Яровая Наталья Владимировна Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели

Слайд 6

Яровая Наталья Владимировна в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка . Основной целью проектного метода- Развитие творческого воображения и мышления Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей Развитие коммуникативных навыков развитие познавательных способностей Задачи развития

Слайд 7

Яровая Наталья Владимировна Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте это : вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Слайд 8

Яровая Наталья Владимировна В старшем дошкольном возрасте это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач Развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению Развитие важнейших компетенций для современной жизни.

Слайд 9

Яровая Наталья Владимировна Позиция детей как участников проекта: Влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта; Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности: Выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых; Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии

Слайд 10

Яровая Наталья Владимировна Позиция взрослых как участников проекта: Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности; не претендуют на право единственно верного источника знания, ограничиваясь статусом «ресурсной личности» предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты

Слайд 11

Яровая Наталья Владимировна ПРОЕКТ-это « Модель трёх вопросов» (на примере проекта «ОТКУДА БЕРУТСЯ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ») 1 . ЧТО МЫ ЗНАЕМ О…? Они цветные могут быть (Кирилл) Пузыри летают (Настя) Их делают из мыла (Маша) 2. ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ? Кто придумал пузыри?( Есия ) Что можно делать с пузырями?(Федя) Зачем они нужны?(Вова) 3. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ? Читать умные книги (Маша) Можно спросить у взрослых(Даша) Сами подумаем и придумаем (Миша)

Слайд 12

Яровая Наталья Владимировна «РАБОЧИЕ ЦЕНТРЫ»

Слайд 13

. Яровая Наталья Владимировна 1 - П роблема; 2 - П роектирование (планирование); 3 - П оиск информации; 4 - П родукт; 5 - П резентация. Шестое « П » проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы. ПРОЕКТ – ЭТО 5 «П» КАЖДЫЙ АВТОР ТРАКТУЕТ ПРОЕКТ ПО РАЗНОМУ, ПОЭТОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЙ - МНОГО ВОТ ЕЩЁ ОДНО

Слайд 14

Яровая Наталья Владимировна Поисковый: определение темы проекта. Аналитический: постановка цели проекта, определение задач, подготовительный этап. Практический: основной этап (работа с детьми, родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Контрольный: результат, продукт деятельности. Этапы работы над проектом

Слайд 15

Яровая Наталья Владимировна ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЖНО И НУЖНО ВОВЛЕКАТЬ РОДИТЕЛЕЙ, НАПИСАВ, НАПРИМЕР, ТАКОЕ ОБЬЯВЛЕНИЕ: Дорогие мамы и папы! Пока мы ещё маленькие, но когда вырастем большими, обязательно станем космонавтами или космическими туристами. В космос, конечно, без специальной подготовки не полетишь. Мы хотим многое узнать о космосе, но без вашей помощи нам не обойтись! Мы будем вам благодарны, если вы принесёте для нас бумагу, старые журналы, коробки, картинки и книги о космосе. Ваши будущие космонавты.

Слайд 16

Яровая Наталья Владимировна Типология проектов в ДОУ ( по Е.С. Евдокимовой) По доминирующей деятельности (Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные) По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями) По характеру содержания ( Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности) По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов) По продолжительности ( Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный) ПРОЕКТЫ

Слайд 17

Яровая Наталья Владимировна ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Проект «БУДЬ ЗДОРОВ»

Слайд 18

Яровая Наталья Владимировна

Слайд 19

Яровая Наталья Владимировна Проект «Семья»

Слайд 20

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе ВЫВОД: Яровая Наталья Владимировна

Слайд 21

Яровая Наталья Владимировна СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Психолого-педагогическая технология деятельности педагога-психолога детского сада

Описание психолого-педагогической технологии деятельности педагога-психолога детского сада. В данном материале раскрываются цель, задачи и формы деятельности педагога-психолога. А так же представлено ...

Психолого-педагогическая профилактическая деятельность: НОД «Мы так непохожи, но мы вместе!»(С элементами арттерапии – тестолепки)

Аннотация: Конспект профилактической  деятельности направлен на формирование у детей представлений о толерантности, дружбе, развитие эмпатии, формированию коммуникативных навыков....

Дополнительная программа повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Дополнительная программа повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС Д...