"Филимоновская игрушка". Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Тема НОД: «Филимоновская игрушка».
Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.
Цель: создавать условия для ознакомления с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.
Задачи:
учить лепить из пластилина филимоновскую игрушку, украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла;
развивать чувство цвета и формы;
воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.
Виды деятельности: продуктивная, двигательная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: русская народная игра, лепка.
Материалы и оборудование: дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; изображение филимоновских игрушек.
Предварительная работа: просмотр видеофильма «Филимоновские игрушки»; рассматривание изделий филимоновские свистульки; беседы с детьми о народном прикладном искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka_filimonovskiy_petushok.docx | 76.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 14
г. Балаково Саратовская область
Конспект
непрерывно образовательной деятельности
по теме: «Филимоновская игрушка»
(подготовительная к школе группа)
Воспитатель:
Елисеева Елена Ивановна
2018 г.
Тема НОД: «Филимоновская игрушка».
Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.
Цель: создавать условия для ознакомления с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.
Задачи:
- учить лепить из пластилина филимоновскую игрушку, украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла;
- развивать чувство цвета и формы;
- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.
Виды деятельности: продуктивная, двигательная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: русская народная игра, лепка.
Материалы и оборудование: дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; изображение филимоновских игрушек.
Предварительная работа: просмотр видеофильма «Филимоновские игрушки»; рассматривание изделий филимоновские свистульки; беседы с детьми о народном прикладном искусстве.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Вводная часть | |
Воспитатель обращает внимание детей на изображения филимоновских игрушек-свистулек, читает стихотворение Н.В. Денисова «Филимоновская игрушка» | Дети подходят к воспитателю. |
- Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон. | Дети рассматривают игрушки, делятся впечатлениями. |
Воспитатель приглашает детей присесть на стулья. Продолжает свой рассказ. | Дети садятся. |
II. Основная часть | |
- По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново. Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. - Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины? - Какие эти игрушки? - Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть. | Ответы детей. |
Дыхательная гимнастика «Свистульки» Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист. | Дети свистят в свистульки |
- Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень. - Обратите внимание на форму игрушек. Какая она? - Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы. После обжига игрушки расписывают. - Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые) - Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги) - Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот. - Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем. | Вытянутая. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
Проводиться русская народная игра «Бубенцы» | Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с колокольчиком, другой - с завязанными глазами. |
Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь. | Дети лепят игрушки-свистульки, затем украшают их узорами. |
III. Заключительная часть | |
Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее. Воспитатель хвалит детей, проводит анализ работ. | Дети устанавливают игрушки-свистульки на специальную подставку. |
- Что нового и интересного вы узнали? - Какие моменты вам больше понравились и почему? - Кто такие народные умельцы? «О том немало сказано И нынче говорят: Они свистульки разные Из глины той творят – Все пастухов да конников, Ребят да молодух; В ряду медведь с гармоникой, Собака и петух. Стоят – горят по полочкам, От красок горячи: В рисунке солнце с елочкой, Да грабли и грачи. Ах, эти грабли-грабельки Да елочки мои, Свистулечницы – бабоньки, Игрушки-соловьи!» | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: Лепка декоративная по мотивам народной пластики Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)
Интеграция ОО: художественно – эстетическое, познавательное развитие.Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества....
Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: Лепка «Птица» (по дымковской игрушке).
Интеграция ОО: художественно – эстетическое, познавательное развитие.Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.Задачи: Закреплять умение лепить из целого куска глины...
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...
Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки".
Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки"....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись Филимоновской игрушки - Петушок»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы. Знакомство с русской народной игрушкой- Филимоновская игрушка....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе. «Филимоновская игрушка- лошадка»
Цель: научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки путём использования техники торцевание.Образовательные:Задачи: познакомить с историей возникновения этого промысла...