Тематический досуг "В мастерской Марьи искусницы"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Итоговое мероприятие по теме "Дымковская игрушка", направленное на обобщение знаний детей о народных промыслах. В первой части с детьми обсуждаются особенности народно-прикладного искусства. демонстрируется отрывок документалього фильма.Вторая часть - продуктивная деятельность, где дети сами выбирают материал для творчества, предварительно разбившись на команды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематический досуг "В мастерской Марьи искусницы | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический досуг
« В мастерской Марьи Искусницы»
Для детей старшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ :
Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах(изделия дымковских мастеров) . Развивать навыки самостоятельной творческой деятельности.
ЗАДАЧИ :
Способствовать проявлению интереса к русской культуре , к истории возникновения народного промысла .
Закреплять знания детей о свойствах глины .
Упражнять в умении сравнивать, анализировать , делать умозаключения .
В художественном творчестве продолжать развивать чувство цвета , формы , композиции.
Воспитывать эстетическое восприятие ,художественный вкус .
Развивать навыки самостоятельной творческой деятельности.
Вызвать эмоциональный отклик от чтения ярморочных закличек (малые фольклорные жанры ).
МАТЕРИАЛЫ
Демонстрационный:
Набор дымковских игрушек .
Сюжет документального фильма о труде дымковских мастериц.
Карточки с образцами элементов дымковской росписи .
Осколки битых керамических изделий .
Объёмная кукла выполненная в технике - бумагопластика (конус) , стилизованная под дымковскую барышню .
Раздаточный:
Шаблоны (силуэты фигурок на белом картоне ).
Пластилин , глина .гуашь ,кисти , клей , ножницы.
4 конверта с индивидуальным заданием и набором материала для творчества.(1-глина,дощечка, 2-глиняная игрушка ,белая гуашь, кисти, 3-силуэт дымковской куклы, цветная гуашь, кисти ; 4-силуэт дымковской куклы, геометрические фигуры из цветной бумаги ,клей , кисти ,5-силуэт дымковского индюка, пластилин разного цвета
Оборудование:
Глобус.
Ростовая кукла - Марья- Искусница.
Коробка с логотипом — ПОЧТА .
ТСО.
.
Предварительная работа :
Чтение рассказов об истории промысла ,продуктивная деятельность детей по данной теме в НОД
Детальный анализ поэтапного изготовления игрушки из глины.(пластилина ) .Акцентирование внимания на особенности росписи игрушки -простой геометрический орнамент (пятна , круги , зигзаги ,клетка ) и использование большого количества ярких цветов ( от четырех до десяти )
Воспитатель обращает внимание детей на глобус.
- Сегодня мы продолжим путешествие по нашей стране и вместе с Марьей искусницей попадем в город Киров, что стоит на высоком берегу реки Вятки. Мы уже говорили, что каждый город в России интересен, о каждом есть , что рассказать. Чем же знаменит Киров ,заречная слобода Дымково?
(ответы детей)
Просмотр фрагмента документального фильма «Дымка» (1956г)
В этих местах в далёкую старину возник самый известный из глиняных промыслов России -дымковская игрушка. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и перемешивали. Ближе к зиме , когда заканчивались работы в поле и на огороде принимались за лепку игрушек Вначале были свистульки, из небольшого глиняного шарика с отверстием свистульку превращали то в уточку ,то в петушка.
2.С приходом весны устраивали ярмарки с весёлыми закличками.
Солнышко, пробудись
Красное , разожгись!
С весной красной
К нам вернись!
Зимний сон забывай
На ярмарку всех зазывай!
На ярмарке помимо прочего на лотках и прилавках торговали весёлым товаром. Шумит народное гулянье, оглашается свистом вся округа .Оттого и прозвали этот весенний праздник «Свистунья»
Динамическая пауза (со свистом)
Ровным кругом ,
Друг за другом
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем...вот так!(показ движения).повтор-3 раза.
3 Свойства глины. Описание с опорой на схему.
Ребята Марья искусница получила посылку с обратным адресом -г.Киров ,с. Дымково . Догадайтесь что в ней?
-Глиняные игрушки.
Открыв посылку дети обнаруживают в ней расколовшиеся на части изделия из глины. Делают вывод :
-Глина -материал хрупкий ,распадается от удара.
Какие ещё свойства глины вы знаете?
СХЕМА.
- размокает в воде, приобретает пластичность
- после высыхания сохраняет форму
- боится влаги, т.к под воздействием воды принимает первоначальное состояние (бесформенное )
- после обжига в печи становится водонепроницаемой
- от легкого удара звучит, от сильного удара распадается на куски.
Проблемная ситуация.
- 4 Загрустила Марья искусница ,ведь игрушки в посылке предназначались для весенней ярмарки. Подумайте и скажите из чего ещё можно сделать игрушки похожие на дымковские но которые не разобьются при транспортировке?
Высказывания детей.
- Продуктивная деятельность детей.
Марья искусница подготовила 5 конвертов ,в каждом набор различных материалов для творчества.
1 послушный комочек (лепка из глины)
2 белоснежная сказка (грунтовка -белая гуашь)
3 радужные капельки (роспись бумажных силуэтов в стиле Дымка)
4 пластилиновые нити (украшение картонных силуэтов в стиле Дымка)
5 квиллин (аппликация на силуэте с использованием готовых элементов)
Чтобы игрушка была похожа на дымковскую необходимо соблюдать правила росписи .Назовите элементы узора.
-кольца, точки, клетка, волнистые линии ,пятна.
Дети распределяются на подгруппы по интересам и приступают к самостоятельной творческой деятельности.
По окончании работы Марья искусница, рассматривая детские работы, отмечает сходство с оригиналом, и говорит, что такие игрушки будут пользоваться спросом у посетителей ярмарки.
ЗАКЛИЧКИ
1. Солнышко, пробудись
Красное , разожгись!
С весной красной
К нам вернись!
Зимний сон забывай
На ярмарку всех зазывай
2. Стремглав без оглядки
Из-за речки Вятки
Ни мал, ни велик
Примчался кулик,
На лёд опустился-
Лёд проломился.
И тепла да ясна к нам пришла весна !
3. Свистки и свисточки
Для дочки с сыночком !
Свистульки хороши ,
Голосят от души !
4. Эй, народ, подходи,
На гуся погляди!
Гусь, как индейка,
И стоит копейку !
5. Не товар ,а сущий клад,
Разбирайте нарасхват!
Давай, подходи
И других приводи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Советы Марьи-Искусницы в помощь родителям".
Этот материал будет особенно полезен родителям, чьи дети по каким-то причинам не посещают детский сад и тем, кто хочет развить в ребенке художественные способности. Прилагаются фотографии. Смотрите фо...
Занятие по ручному труду с детьми старшей группы "Посиделки у Марьи-искусницы"
Совместное изготовление с родителями и детьми старшей группы настенного панно, используя технику вязания крючком....
Конспект занятия по ознакомлению с культурой русского народа дошкольников в средней группе. «В гостях у Марьи Искусницы».
Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Художественное творчество" и "Музыка". Цель: знакомство с особенностями быта крестьян на Руси. Задачи: 1.Обогатить и активиз...
Сценарий спектакля " В гостях у Марьи Искусницы - "Я покажу вам сказку".
В представленном сценарии, дети подготовительной группы показывают спектакль "Радуга"....
"Марья-искусница"
Статья для родителей о том, как можно познакомить детей с местными мастерами Камчатского края....
Конспект НОД по познавательному развитию на тему " В гости к Марье Искуснице"
Дать детям представление об истории вышивки на Руси.Познакомить с приемом вышивания " иголка в перед"........
Организационно – массовое мероприятие в рамках городского проекта «Педагогическая карусель» Воркшоп «Мастерская Марьи Искусницы»
Организационно – массовое мероприятие в рамках городского проекта «Педагогическая карусель»Воркшоп «Мастерская Марьи Искусницы»Цель: обеспечить условия для повы...