Методика театрального искусства
презентация

Театрам издавна придавалось большое значение в воспитательной работе, в распространении знаний, в приобщении к ним разных поколений. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.  Целью мастер-класса является знакомство родителей воспитанников со способами взаимодействия с их детьми посредством театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект31.13 КБ
PDF icon Презентация2.63 МБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

мастер – класса «Театр начинается с детства»

в рамках межрайонного фестиваля

 «Наши общие возможности – наши общие результаты»

Составили и провели:

Ладыкина Татьяна Валерьевна

Аверкова Анжелика Юрьевна

Чернякова Дарья Евгеньевна

Цель:

устанавливать эффективное сотрудничество между педагогическим коллективом и родительским сообществом для создания комфортной социокультурной среды в дошкольном учреждении посредством демонстрации гостям педагогической работы ГБОУ Школа №1959  д/с «Улыбка» в области художественно – эстетического развития.

Задачи:

  • Познакомить гостей с особенностями игровой театрализованной деятельности в рамках актуальности темы;
  • Представить виды театрализованной игры на примере театров, используемых в ДОУ;
  • Консультирование семей воспитанников в вопросе психологического эффекта посредством использования сказкотерапии;
  • Организовать деятельность интерактивной площадки.

Участники мастер – класса:

Дети, семьи воспитанников, педагогические работники, специалисты.

Организация мастер – класса:

  1. Оборудованная интерактивная площадка с использованием театров различного вида:
  • Пальчиковый театр
  • Настольный

Бумажный (картонный) театр

Театр из природного материала

Конструктор – сказка

Театр - матрешка

  • Стендовый

Фланелеграф

Магнитный театр

Теневой театр

Плоскостной (декорации) театр

  • Верховой театр

«Би-ба-бо»

Перчаточный театр

Кукла – варежка

  • Театр живой куклы

Театр масок

Театр люди – куклы  

  1. Материалы для изготовления персонажей интерактивного использования:

спичечные коробки

теннисные мячики

надувные шары

одноразовая посуда (тарелки, стаканчики, ложки, пластиковые бутылки)

предметы одежды (носки, варежки, перчатки)

природный материал (овощи, фрукты, шишки) и др.

вспомогательный материал (ножницы, фломастеры, клей-карандаш, картон, пластилин, изолента, нитки)

  1. Проектор для демонстрации презентации театральной деятельности в ДОУ.
  2. Показ сказки «Мешок яблок» с использованием театра «Би-ба-бо» и декораций.
  3. Памятки для родителей, листовки – отзывы о проведении мастер – класса.

Ход мероприятия:

  1. Встреча гостей в холле театра.
  2. Выступление по теме «Театр начинается с детства».
  3. Выступление с презентацией видов театра и театрализованной деятельности в ДОУ.
  4. Показ сказки «Мешок яблок».
  5. Консультирование семей воспитанников по вопросу психологического эффекта посредством использования сказкотерапии.
  6. Работа интерактивной площадки «Сказка своими руками». Презентация «Своя сказка» совместно с детьми.

Слайд № 1.

Конспект выступления педагогов

мастер – класса «Театр начинается с детства»

в рамках межрайонного фестиваля

 «Наши общие возможности – наши общие результаты»

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Слайд № 2. Актуальность.

 Мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и норм их поведения. Просмотр мультфильмов носит в наши дни своего рода «тотально – веерный» характер: новый полнометражный мультфильм или мультсериал смотрят практически все в одно время, в кинотеатрах и по телевизору, на дисках или в Интернете. Таким образом, большинство детей дошкольного возраста оказываются включенными в просмотр одних и тех же мультфильмов. Они становятся темой для обсуждения в группе сверстников, сюжетом игры и средством приобщения ребенка к культуре. Наблюдается сокращение пространства для детских игр и детского быта, что негативно отражается на социальном содержании деятельности и психологическом состоянии детского сообщества.

Слайд № 3. Учитывая вышеизложенное, задача педагогического коллектива заключается в следующем: развивать у детей художественно – эстетический  вкус, эмоциональные чувства и комфортное пребывание детей в детском коллективе, используя один из видов детской игровой деятельности – театральное искусство.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Слайд № 4. Классификация игр:

  • Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать – изображать, разыгрывать в лицах литературные произведения, где каждый ребенок выполняет свою роль.
  • Режиссерская игра – действия с предметами в рамках литературного произведения, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

Руководство воспитателя заключается в том, что он подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру – драматизацию.

Слайд № 5. Особенности:

  • последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения;
  • детям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, образ героев сказки, или пересказа;
  • сюжет помогает глубже понять идею произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства.

Виды театров:

  • Слайд № 6. Пальчиковый театр  – уже  с полутора лет ребенок сможет с восторгом наблюдать за представлением, которое разыгрывается с помощью родительских или собственных пальчиков.

Слайд № 7. Пальчиковый театр с декорацией – ширма.

Слайд № 8. Пальчиковый театр – народный промысел.

  • Слайд № 9. Настольный театр – легко  заинтересовать настольными сценками  с картонными, деревянными или фанерными силуэтами на подставках детей старше трех – четырех  лет. Для этого вида «драматургии» понадобятся самые разные декорации: домики, облака и деревья, животные и птицы. Подобное разнообразие замечательно развивает речь и фонематический слух.

Слайд № 10. Бумажный (картонный).

Слайд № 11. Театр из природного материала.

Слайд № 12. Конструктор – сказка.

Слайд № 13. Театр – матрешка.

  • Слайд № 14. Стендовый театр – представляет  собой какую – либо  поверхность, на которую крепятся фигурки – персонажи  и декорации. К такому виду относятся:

Слайд № 15. Фланелеграф.

Слайд № 16. Магнитный театр.

Слайд № 17 – 18. Теневой театр.

Слайд № 19. Плоскостной (декорации) театр.

Такие театры легки в обращении и могут использоваться в работе с детьми старше трех – четырех лет.

  • Слайд № 20. Верховой театр для детей старше пяти лет, которые уже освоили умение вести диалог и действовать в соответствии с сюжетом. Слайд № 21. «Би-ба-бо».

Слайд № 22. Перчаточный театр.

Слайд № 23. Кукла – варежка.

  • Слайд № 24. Театр живой куклы подходит для детей старшей и подготовительной возрастных групп. Детей можно знакомить с марионетками, Слайд № 25. театром «маска», люди – куклы.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Практический материал. Показ сказки «Мешок яблок» с использованием театра «Би-ба-бо» и декораций.

Музыкальное сопровождение. Трек № 1

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Слайд № 26. Психотерапевтический эффект сказок.

Испанский писатель и философ Ф. Саватор: «В будущем сила характера ребенка и выбор, который ему предстоит сделать и от которого зависит его дальнейшая судьба – пассивное подчинение обстоятельствам или активная борьба, в значительной степени будут зависеть от того, насколько вымысел и фантазия смогли научить его доброте и смелости».

Сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которые ребенок в реальной жизни может не замечать.

Слайд № 27. Какие же внутренние проблемы ребенка разрешает сказка?

•        помогает преодолеть страх перед внешним миром (отец и мать заводят детей в лес и оставляют там);

•        дает уверенность в приобретении самостоятельности (в сказке дети побеждают злую бабу Ягу);

•        вселяет надежду, что отчаиваться не надо, спасение придет, герою всегда кто-то помогает (гномы, говорящие птички, деревья, фантастические создания);

•        учит верить в себя - к концу сказки герой справляется со всеми испытаниями и становится человеком, самостоятельно определяющим свою жизнь, а не тем, кем управляют другие;

•        утешает, помогает восстановить душевное равновесие; утешение от сказки ребенок получает, если видит, что торжествует справедливость (герой всегда оказывается вознагражденным, а злодей получает по заслугам; баба Яга находит конец в той же печи, в которой собиралась зажарить Иванушку).

Тысячелетия сказка передает знания о жизни следующим поколениям и только в XX веке появился уникальный метод воспитания характера сказкой – сказкотерапия. В основе сказкотерапии лежат персонализированные сказки, помогающие родителям формировать характер ребёнка.

Слайд № 28. Метод сказкотерапии позволяет формировать у ребенка положительные черты характера без нотаций и нравоучений, просто рассказывая ребёнку правильные сказки.

Определите проблему, которая требует повышенного внимания, придумайте простую историю о том, как герой с ней справлялся и воплотите. Следующим этапом можно предложить малышу сыграть не себя, а другой персонаж – своего антагониста, обидчика. Таким образом, вы научите его пониманию.  Позже к сюжету можно будет добавлять обучающую информацию. Например, для ребенка, который только пойдет в школу, можно придумать историю о том, как много там интересного и познавательного, настроить его на учебную волну.

Слайд № 29. Содержание и формы игр значительно обеднели, зачастую сводятся к простому манипулированию игрушками, чему в немалой степени содействуют современные игрушки типа Барби, маленьких копий предметов бытовой техники, оружия и т.п. Технически оснащенная игрушка зачастую выступает не средством игры разнообразных действий и переживаний ребенка, а самодостаточной вещью, не оставляющей простора для собственного творчества и активности ребенка. А.П. Усова в своем классическом труде «Русское народное творчество в детском саду» утверждала, что основная, сильная сторона сюжетной игрушки состоит в условности ее изображения. Подробности восполняются воображением, игрушка должна рождать детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Слайд № 30. Интерактивная площадка. Предлагаем перейти к практической части нашего мероприятия и изготовить героев сказки своими руками из подручного материала. Далее представить свой проект – сказку на суд зрителям (см. план – конспект).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству

В течение пяти лет я работала руководителем театрального кружка детского сада и собирала материал. Сюда включены не только задания для детей, но и для педагогов. Может быть, кому-либо эти материалы пр...

Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"

Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....

Методическая разработка «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»

Так как дети начинают познавать мир и осваивать правила и законы взрослых через ролевые игры, то именно игру, как главный вид детской деятельности, можно рассматривать в качестве импровизированных теа...

Консультация «Методы и приемы формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания видов словесного искусства (худ.лит-ра, фольклор) средствами и формами театрального искусства»

Чтение художественной литературы и фольклора в развитии личности ребенка достаточно велико. Прежде всего, это воспитательное, затем познавательное и эстетическое. Художественные произведения закладыва...

Консультация для воспитателей «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»

Нравственно - эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и и...

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрального искусства «Театральные ступеньки»

Программа дополнительного образованияпо развитию творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрального искусства«Театральные ступеньки»срок реализации: 2 года...