Программа по лепке из соленого теста "Ладушки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
программа кружке по по лепке из соленого теста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по лепке из соленого теста «Ладушки»
Актуальность
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Возраст от 3 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Материалы для занятий включают: авторскую разработку Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.; Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А., различные дополнительные источники: Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008.; Хананова И.Н. Соленое тесто. М., 2006.; Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007.; Чаянова Г.Н. Соленое тесто. М., 2005, способствующие широкому раскрытию изучаемой темы.
СОЛЕНОЕ ТЕСТО.ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка, и, в дальнейшем, подготовке к школе.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.
В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
Специфику лепки определяет материал.
Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.
КРУЖОК «Ладушки»
Цели:
1) образовательные:
расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) развивающие:
развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой.
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии
3) воспитательные:
ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам
регулятивно - поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
1) образовательные:
формирование представлений о народных промыслах
ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки, барельеф
овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов
формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста
овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
развитие интереса к изучению народных промыслов
повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ
активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам
соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
активное участие в выставках
стремление к поиску, самостоятельности
понимание необходимости качественного выполнения образа
конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе. Самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка из теста народных игрушек
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Календарное планирование на 1 учебный год.
Сентябрь:
№ 1. Познакомься, это – «я».
1.Познакомить детей со свойствами солёного теста и с его особенностями (соленое, мягкое, можно лепить разные формы).
2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания.
Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, гуашь, аудиозапись.
№ 2. Цветные конфетки для друзей.
1.Познакомить детей со свойствами солёного теста и с его особенностями (соленое, мягкое, можно лепить разные формы).
2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания.
Оборудование: соленое тесто разных цветов, доски для лепки, аудиозапись.
№3. Баранки для медвежонка.
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывание столбика между ладонями, соединять детали.
Оборудование: соленое тесто, игрушка- медвежонок, доски для лепки, аудиозапись.
№4. Зелёный огуречик.
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывание столбика между ладонями.
Оборудование: соленое тесто, муляж огурца, доски для лепки, аудиозапись.
Октябрь:
№1. Покатился колобок…
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.
Оборудование: соленое тесто, окрашенное в желтый цвет, крупа, грецкие орехи, доски для лепки, аудиозапись.
№2. Веселые мячики.
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания шара между ладонями.
Оборудование: соленое тесто, окрашенное в разные цвета, доски для лепки, аудиозапись.
№3. Мышка в гости к нам пришла.
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей, используя дополнительные материалы (ушки – семечки, хвостик–шерстяные нитки, глазки – бусинки).
Оборудование: соленое тесто, окрашенное в серый и розовый цвета, шерстяные нитки, семечки, бусины, доски для лепки, игрушка — мышки, аудиозапись.
№4. Ходит ёж в саду по травке.
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей, используя дополнительные материалы (ушки – семечки, хвостик–шерстяные нитки, глазки – бусинки).
Оборудование: соленое тесто, окрашенное в розовый и коричневый цвета, шерстяные нитки, семечки, бусины, доски для лепки, игрушка ёжика, аудиозапись.
Ноябрь:
№1. Рыбка
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания овала (тела) между ладонями, оттягивание и сплющивание (голова, хвост), использовать дополнительный материал (глазки – крупа).
Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, игрушка рыбки, крупа, аудиозапись.
№2. Мы грибок найдём…
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей.
Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, муляж гриба, аудиозапись.
№3. Самолёт построим сами…
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания и налеплять их друг на друга.
Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, аудиозапись.
№4. Жёлтенький цыплёнок
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей, использовать дополнительный материал (глазки – крупа).
Оборудование: соленое тесто, окрашенное в желтый цвет, крупа, доски для лепки, игрушка цыплёнок, аудиозапись.
Декабрь:
№1. Угостим мышку сыром.
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить делать отверстия в «сыре» с помощью колпачков от фломастера.
Оборудование: соленое тесто, окрашенное в желтый, оранжевый цвет, колпачки от фломастеров, доски для лепки, аудиозапись.
№2. Кружатся снежинки…(коллективная работа)
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывание столбика. Упражнять в умении аккуратно выкладывать в форме снежинки. Вызывать желание создавать коллективную работу.
Оборудование: картон А-3,соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, аппликация в форме снежинок, соленое тесто, доски для лепки, аудиозапись.
№3,4. Украсим ёлочку к празднику.
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении вырезать фигурки формочками, украшать с помощью дополнительного материала (бусины, бисер, блестки, крупа).
Оборудование: соленое тесто, окрашенное в разные цвета, формочки для выпечки, бусины, бисер, крупа, блестки, тесьма для петелек, доски для лепки, аудиозапись.
Январь
№1. Снеговик
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа).
Оборудование: соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, доски для лепки, аудиозапись.
№2,3.Зимняя сказка (коллективная работа)
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывание столбика. Упражнять в умении аккуратно выкладывать в форме деревьев. Вызывать желание создавать коллективную работу.
Оборудование: картон А-3 голубого цвета с аппликацией деревьев, соленое тесто, доски для лепки, аудиозапись.
Февраль:
№1,2. Сказочный домик
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица».
Оборудование: соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, стаканчик из-под йогурта, фасоль, аудиозапись.
№3,4. Снежная крепость (коллективная работа)
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении с помощью воды соединять детали из теста.
Оборудование: соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, стаканчики с водой, кисточки для рисования, доски для лепки, аудиозапись.
Март:
№1,2. Веточка мимозы для любимой мамы
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей.
Оборудование: картон А-3,соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвета, доски для лепки, аудиозапись.
№3,4. Весёлые матрёшки
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания двух шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа).
3.Учить разукрашивать матрёшку гуашью.
Оборудование: соленое тесто розового цвета, доски для лепки, игрушка матрёшки, крупа, гуашь, кисть, аудиозапись.
Апрель:
№1. Напечем мы с бабушкой…
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Учить лепить разные мучные изделия: печенье, пирожок, вареник.
Оборудование: соленое тесто, противни из чёрного картона, колпачки от фломастеров, доски для лепки, аудиозапись.
№2. Мы идём гулять
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания овала (тела человека) между ладонями. Учить лепить предмет из нескольких частей (руки, ноги, голова), используя дополнительные материалы (глазки – бусинки).
Оборудование: соленое тесто розового цвета, доски для лепки, бусинки, аудиозапись.
№3,4. Лепим барельефы: бусы, шарики
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания и налеплять их рядом, по кругу.
3.Учить разукрашивать изделие гуашью.
Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, гуашь, кисти, аудиозапись.
Май:
№1. Зелёная гусеница по листикам ползет…
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания нескольких шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – бусины).
3.Учить разукрашивать гусеницу гуашью.
Оборудование: соленое тесто зелёного цвета, картон зелёного цвета в виде листика, доски для лепки, бусинки, аудиозапись.
№2,3. Золотой подсолнух
1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания, использовать дополнительный материал (семечки).
3.Учить разукрашивать изделие гуашью.
Оборудование: соленое тесто оранжевого и белого цвета, картон голубого цвета, доски для лепки, гуашь, кисти, семечки подсолнечные и тыквенные, аудиозапись.
Список литературы:
- Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду, Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.;
- Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.;
- Чаянова Г. Н. Соленое тесто, М. , 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/02/picture-151716-1638450633.jpg)
Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чис...
Программа по лепке из соленого теста "Мукосолька" старшего воспитателя МАДОУ ЦРР №36 г.Курганинска
С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Кубани нами была разработана система кружковых занятий по тестопластике. Дети знакомятся с традиционными худо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569987-1421862904.jpg)
Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"
Аннотация на образовательную программу (парциальную). Программа кружка по лепке из соленого теста «Мукосолька». Разработала воспитатель Попова Елена Ивановна.Программа не издавалась....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/13/picture-393688-1407928061.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕСТОПЛАСТИКА-ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА»
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.Фигур...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-384661-1443445580.jpg)
Программа кружка лепки из соленого теста "Сказочное тесто"
Представлена вариант рабочей программы кружка по лепке из соленого теста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/01/picture-892772-1612193404.jpg)
программа кружка по лепке из соленого теста
программа кружка "Хлебосол" разработана для подготовительной группы и содержит тематическое планирование на год, приемы работы с соленым тестом, методы диагностики, а также значение работы с тес...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/27/picture-1344102-1656307431.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по лепке из соленого теста "Мукосолька"
Художественно-прикладное творчество стимулирует у детей развитие внимания, восприятия, воображения, мелкой моторики, воспитывает аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус, обес...