«Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»
статья (старшая группа)
«Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_proforientatsiya_v_doklad.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №27 «Берёзка»
Доклад на тему:
«Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»
Воспитатель: Беляева Г.В.
Ноябрь 2022г.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Актуальность ранней профориентации:
Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Верный выбор профессии. Результаты профессиональной деятельности приносят человеку моральное, эмоциональное и материальное удовлетворение. Результаты профессиональной деятельности приносят пользу обществу и стране.
Цель ранней профориентации :
*социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых
*Расширение представлений о труде взрослых и его значении
*Бережное отношение к результатам труда
*Возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности
*Расширение знаний о мире профессий
*Формирование эмоционального отношения к профессиональному миру
В сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал .Родители и педагоги , как никогда раньше, обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок , входящий во взрослый мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Чем ярче и насыщенней игра, тем больше у ребёнка возможности впитать и пропустить через свой внутренний мир информацию об общественной жизни и о мире профессий, их ценности и значимости и тем легче ему будет в будущем сделать свой решающий выбор, который и определит его жизнь. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображают врача, принимающего больных у себя в кабинете.Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом я даю детям свободу в выборе средств , для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» они могут стать учителями в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступно.Свою работа по ранней профориентации дошкольников я строю с учетом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
3. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
4. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
5. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.
Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата саморегуляции поведения. Для реализации профориентационной деятельности , необходимо взаимодействие детей и взрослых. Она включает сотрудничество детей не только педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий. Для этого на занятия я приглашаю родителей, которые рассказывают о своих профессиях. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения .Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
• словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
• наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
• практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
• игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Информацию о профессиях мои дети получают на экскурсиях, если, нет возможности выехать за пределы ДОУ например провожу экскурсию по детскому саду, для того, чтобы дети наглядно увидели в практике работу персонала детского сада, так же для того, чтобы ввести в курс профессий я использую возможности ИКТ.
В своей работе я так же использую инновационный метод для достижения поставленных мной целей по теме ранней профориентации, это современные сюжетно-ролевые игры. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает что, тематика сюжетно-ролевых игр должна дополнятся с изменением социума.
Мною были разработаны следующие современные сюжетно-ролевые игры :
- Садоводы
- Конструкторы
- Пожарники
- Супермаркет
- Больница
- Сбербанк
- Салон красоты
- Морской порт
- Аптека
- Школа
В ходе непрерывной образовательной деятельности я продолжала знакомить детей с современными профессиями.
Созданные мной дидактические игры, сюжетные альбомы так же способствуют знакомству с современными профессиями.
Свои опытом работы регулярно делюсь с коллегами, публикую авторские статьи на своём персональном сайте, участвую в конференциях, провожу открытые показы НОД, успешно представляла на Фестивале образования свой проект, «В мире современных профессий –как инновационный метод реализации задач ФГОС».
Результаты моего опыта работы свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых понимание ценности труда людей современных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда) .
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.
Мой опыт работы показывает большую заинтересованность детей в в выборе интересующего их вида деятельности, получив представления о мире профессий они осознали ценностное отношение к труду взрослых, проявили самостоятельность, активность и творчество, а это всё поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации авторской программы "Лучик"
Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры. Культура стала основой жизнедеятельности цивилизованного человека. Она живет в нашей речи, неотъемлема от нашего сознан...
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО
Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (опыт работы)...
Театральная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО
В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, телерантность в социальном общении....
Участие на ГМО "Игры и эксперименты. как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко- Школы"
Видеопоказ эксперимента ОД на ГМО "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко школа"...
Мастер-класс "«Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»"
Мастер-класс на Научно-практическом семинаре АСОУ«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: современные траектории физического воспитания дошкольников»....
Семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра – средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста»
Материал направлен на повышение компетентности педагогов в вопросах организации и руководства сюжетно-ролевой игры с воспитанниками....